Словарь основных методических терминов
Автоматизация -превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания). Автономия обучаемого — 1) высокая степень развития самостоятельности учащегося в учении, выражающаяся в его умении самостоятельно ставить цели, планировать и осуществлять учебную деятельность, оценивать результаты своего труда, т.е. организовать свое обучение; 2) умение/способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность (Х.Холек). 3) способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений (Д. Литтл). Адекватность упражнения означает соответствие качеств упражнения намеченной цели и условиям ее достижения. Активный грамматический минимум – грамматические явления, которые учащиеся должны употреблять в процессе говорения и письменной речи. Альтернатива (лат. alter одно из двух). То же, что дистрактор. Альтернативный тест (лат. alter, один из двух) (тест-альтернатива). Тест оценки правильности суждения, когда на предложенный стимул требуется ответить утвердительно или отрицательно «да» или «нет». Анализаторы - сложные нервные образования, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на живые существа. Для речевого общения важнейшими являются слуховые, зрительные, речедвигательные анализаторы (Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. - М, 1996.). Артикуляционная база - свойственные говорящим на данном языке положения и система движений органов речи при произнесении звуков языка. Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) – технические учебные пособия, предназначенные для создания иноязычной среды и стимулирования речевой деятельности учащихся; при их использовании информация поступает по слуховому и зрительному каналам последовательно или синхронно.
Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина). Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений и т.д. Аутентичные материалы -тексты и другие материалы (газеты, карты, расписания движения транспорта, театральные билеты, рекламные объявления и т. д.), созданные в стране изучаемого языка, применяемые в учебном процессе, ориентированном на коммуникативный подход к обучению ИЯ вне языковой среды. Билингв -индивид, владеющий двумя языками. Билингвизм (двуязычие) -владение двумя языками с попеременным использованием их в зависимости от ситуации речи. Выделяют Б. Естественный и искусственный (как результат обучения). Валидность (validity) (действенность, адекватность, пригодность, обоснованность). Комплексная характеристика теста, отражающая обоснованность, значимость его результатов, адекватность теста целям измерения (т. е. тест дает ответ на вопрос: измеряют ли задания то, что хотели их составители). Вербальный тест (verbal test). Тест, в котором задание и ответы даны в словесной форме, в отличие от невербального теста. Вид упражнений – серия упражнений, направленная на отработку различных действий и операций с языковым и речевым материалом. Внутриязыковая грамматическая интерференция представляет собой, следовательно, замену системы грамматических признаков изучаемого языка другой системой, построенной под воздействием дифференциальных признаков изучаемого языка. Вторичная языковая личность – совокупность способностей/готовностей человека к «производству» речевых поступков в условиях аутентичного общения с представителями других культур (И.И.Халеева).
Гибкое управление – это управление, предусматривающее творческую речемыслительную деятельность учащегося, в результате которой он приходит к самостоятельному открытию. Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, определяющий обязательный минимум требований к образованию и содержанию обучения; описывает цели и задачи обучения, включает в себя перечень умений и навыков, устанавливает максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Грамматическая межъязыковая интерференция -замена системы грамматических признаков изучаемого языка другой, построенной под влиянием системы грамматических признаков родного языка. Грамматическая структура – это обобщенное обозначение инвариативных особенностей грамматического явления. Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц (И.Л. Колесникова, О.А. Долгина) Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя и более лицами, цель которого обнаружить различия в понимании вопроса и прийти к единой точке зрения. Дистрактор (distractor) (альтернатива, отвлекающий ответ). Вариант ответа на тестовое задание, близкий к правильному, но не являющийся таковым. К отвлекающим ответам относятся: антоним правильного ответа, неполный синоним, контекстуальная отвлекающая, аффиксальная отвлекающая (к правильному ответу прибавляется или от него отнимается префикс, суффикс), графическая отвлекающая (1—2 буквы прибавляются к ответу или изымаются из него); отвлекающая, которая фонети-ко-графически интерферирует с родным языком; случайное слово и т. д. Д. должны иметь одинаковую форму (вербальную или невербальную), длину (быть в равной степени детальными или обобщенными), трудность, должны быть выражены одной частью речи, должны представлять вместе с правильным ответом одну область знания. Европейский языковой портфель определяется как «пакет документов, в которых его обладатель в течение длительного времени фиксирует свои достижения и опыт в овладении языком, полученные квалификации, а также отдельные виды выполненных им работ» (Европейский языковой портфель, 1997).
Естественная языковая среда – совокупность речевых и неречевых условий, которые отражают быт, историю, культуру и традиции носителей языка в фактах данного языка. Жесткое управление – это управление, характеризующееся точным анализом целей и четкой последовательностью действий учащихся, задаваемой извне управляющей системой (учителем, обучающей программой). Задание закрытой формы (multiple-choice item) (закрытые тестовые задания, закрытые тестовые задания с использованием техники множественного выбора, тест множественного выбора, избирательный тест, задание с выборочным ответом). Форма тестового задания, при выполнении которого испытуемый выбирает ответ из нескольких предложенных вариантов, при этом только один из вариантов ответов правильный, остальные — отвлекающие, дистракторы. Задание открытой формы (free-response item, essay item) (тест со свободно конструируемым ответом, задание со свободным ответом, методика дополнения). Форма тестового задания, основанного на припоминании и дополнении, выполнение которого требует свободного, самостоятельного формулирования ответа или подстановки пропущенного слова, словоформы в тексте на месте прочерка. В отличие от заданий закрытой формы (тесты множественного выбора) величина поля поиска з.о.ф. не ограничена. Задача урока – конкретизация цели обучения применительно к данному этапу урока и условиям обучения. Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитать у учащихся и реализовать в учебно-воспитательном процессе; это образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; это область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов (Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр, «Академия», 2008).
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников на основе качественной характеристики педагогических технологий по критерию их позитивного воздействия на здоровье учащихся и педагогов (Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр, «Академия», 2008) Инициативная речь (лат. initiare начинать) (активная речь). Объект проверки в тестах по устной речи (говорению), при этом контролю подвергаются умения постановки общих, специальных или альтернативных вопросов по определенной ситуации, умение вести (поддерживать) беседу на заданную тему, в данной ситуации, используя для этого предвосхищение речевого поведения собеседника; учитываются уместность, естественность, вариативность, связность, независимость речи и нормативные показатели: грамматика, лексика, произношение, беглость и некоторые другие. Иностранный язык - язык, «… который изучается вне условий его естественного бытования, то есть в учебном процессе, и который не употребляется наряду с первым (родным) в повседневной коммуникации», в то время как второй язык есть язык, «… который после или наряду с первым (родным) служит вторым средством общения и усваивается обычно в социальном окружении, где он является реальным средством общения». Иноязычная культура есть та часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культурологическом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном социальном) аспектах (Е.И.Пассов). Интонация – сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных коннотаций (О.С. Ахманова). Искусственная (учебная) языковая среда – совокупность моделируемых ситуаций общения, которые вызывают у обучаемых готовность к иноязычной коммуникативной деятельности и побуждают их к адекватному использованию речевых и неречевых средств общения.
Календарный план – примерный план работы учителя по предмету на год, предусматривающий количество часов, предметно-методическое содержание общения, объем языкового материала, примерный уровень развития речевых навыков и умений. Клоуз-тест (cloze test) – вид теста, предусматривающий восстановление или дополнение в связном тексте каждого N-ого пропущенного слова (т.е. 5-ого, 7-ого, 13-ого и т.д.) Коммуникант – участник коммуникации; отправитель-получатель информации. Коммуникативный подход предполагает использование изучаемого грамматического материала с самых начальных стадий обучения в естественных для общения целях и функциях или максимально приближенных к ним (В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова). Коммуникативный тест (коммуникативно-ориентированный тест). Система заданий, измеряющих уровень коммуникативной компетенции — комплекса умений, позволяющих использовать факты языка и речи для реализации целей общения в различных ситуациях; позволяет оценить эффективность решения задач общения и языковую правильность высказывания. Компетенция (лат. competere добиваться, соответствовать, подходить). Совокупность знаний, навыков, умений, формирующих способность к выполнению какой-л. деятельности. Владение языком предполагает наличие у субъекта: а) языковой (лингвистической) к., понимаемой как потенциал лингвистических знаний человека (усвоение им категорий и единиц языка, их функций и правил реализации в речи), имеющих тесную связь с интеллектуальными способностями личности, и умений оперировать языковыми единицами; б) речевой к., понимаемой как способность наилучшим образом организовать речевой акт, а также сопряженной со сформированностью механизмов восприятия и продуцирования высказываний; в) прагматической к., понимаемой как умение употреблять высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуативными условиями речи (умение выбрать наиболее эффективный способ выражения мысли в зависимости от условий коммуникативного акта и поставленной цели); г) предметной к. — способности ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности; д) коммуникативной к., понимаемой как способность средствами иностранного языка осуществлять речевую деятельность на основе языковых, социолингвистических знаний в соответствии с целями, задачами и ситуацией общения в рамках определенной сферы деятельности (коммуникативная к. индивидуальна, динамична, представляет собой сложный комплекс коммуникативных умений, компонентами коммуникативной к. являются языковая, речевая, прагматическая, предметная к.) Компетентность – соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией (Р.П. Мильруд). Контроль. Одна из функций тестирования; процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого/испытуемого в результате выполнения им устных и/или письменных тестовых заданий и формирования на этой основе оценки за определенный раздел программы, курса или периода обучения итоговый контроль. Существует текущий контроль, в отличие от итогового не связанный с какими-л. учебными циклами, блоками материала. Тестовый к. требует соблюдения следующих общедидактических принципов: регулярность, систематичность, сознательность, активность и др. Копитест (визуальный диктант). Тестовое задание, в котором требуется восстановить опущенные предложения или их части, опираясь на однократное зрительное восприятие текста, предъявленного сначала без пропущенных сегментов. К. нередко подготавливают по результатам письменного задания, выявившего у учащихся те или иные языковые и речевые ошибки. Культура общения – это знание правил речевого межличностного взаимодействия и умение пользоваться ими в своем речевом поведении. Под лексическими единицами понимаются отдельные слова и устойчивые словосочетания, характеризующиеся единством значения и требующие самостоятельных усилий для их усвоения в речи. Лексический минимум – объем языковых средств, являющийся максимальным с точки зрения возможностей учащегося и отводимого времени и минимальным с точки зрения всей системы языка, т.е. еще не разрушающем ее и позволяющем использовать язык как средство общения (В.Г.Костомаров). Лексический навык — это способность осуществлять адекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову лексической единицы и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы в качестве одного из условий речевой деятельности Лингвистическая компетенция – это способность понимать (продуцировать) неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения (Г.С. Трофимова). Лингводидактический тест (ЛДТ). Комплекс заданий, подготовленный в соответствии с определенными требованиями к тестам, прошедший предварительное апробирование для определения показателей качества. Позволяет выявить у тестируемых степень их коммуникативной (языковой, речевой) компетенции. Результаты л.т. поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям. При подготовке л.т. требуется установить цели, задачи, объекты тестирования, отобрать необходимый языковой и речевой материал с учетом тем и ситуаций общения, разработать процедуру проведения, инструкцию теста и т. д. Л.т. подразделяются на языковые, речевые, коммуникативные, комбинированные. По целям тестирования л.т. делятся на тесты учебных достижений, тесты общего владения языком, диагностические тесты, тесты способностей. См. также тест. Лингводидактическое тестирование (language testing). 1. Использование и проведение теста в процессе обучения неродному языку для определения уровня знаний, сформированности языковой и / или речевой (коммуникативной) компетенции на изучаемом языке. 2. Совокупность процедур и этапов планирования, составления и апробирования лингво-дидактических тестов, обработки и интерпретации их результатов. Межкультурная коммуникация – это совокупность специфических процессов взаимодействия партнеров по общению, принадлежащих к разным культурам и языкам, осознающих тот факт, что каждый из них является «другим», и понимающих некую «чужеродность», «инаковость» своего партнера по общению (И.И. Халеева). Метод (в узком смысле слова) – способ совместной деятельности учителя и учащихся по достижению поставленной цели (ознакомление, тренировка, применение). Метод (широком смысле слова) – генеральная стратегия обучения в определенный исторический период (переведение, прямой, аудиовизуальный…). Метод обучения – базисная категория методики, понимание которой оказывает существенное влияние на трактовку других терминов и понятий. Под методической типологией языкового материала понимается распределение языковых единиц по типам (группам) с точки зрения сложности их усвоения для определенной категории учащихся. Методический анализ урока – вид анализа, ориентированный на оценку структуры и содержания урока, технологии его проведения, эффективности решения учебно-методических задач. Методическое содержание урока ИЯ – совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику, виды и приемы работы (Е.И. Пассов). Микродиалог – это диалогическое единство, цепочка диалогических единств, выражающая основное коммуникативное намерение говорящих (Н.К. Скляренко) Мозговая атака – прием стимулирования творческой активности учащихся для продуктивного решения проблемы, который предусматривает создание условий, способствующих возникновению новых оригинальных идей в противовес привычным стереотипным формам принятия решений. Монологическая речь определяется как речь одного лица, обращенная к одному лицу или группе слушателей (собеседников) с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения их к действиям (И.Л. Колесникова, О.А. Долгина). Мотив общения – доминирующий побудитель человека к общению. Мотивация – совокупность самых различных побудителей (потребности, мотивов, чувств, желаний, интересов и т.д.), стимулирующая человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этой мотивацией деятельность (И.А. Зимняя). Мультилингвизм (полилингвизм, плюрализм) – индивидуальное психическое состояние индивида, которое позволяет ему альтернативно применять в процессе общения несколько имеющихся в его распоряжении лингвистических кодов вне зависимости от способа овладения языками и лингвистического совершенства речи. Мультимедиа: Так называют совокупность различных типов информации — текста, речи, музыки, цветных и черно-белых диапозитивов, а также мультипликационных и видеофильмов. Навыки - автоматизированные компоненты сознательно выполняемой деятельности, образующиеся путем упражнения, тренировки (С.Л. Рубинштейн). Надежность (reliability). Характеристика качества тестов, отражающая точность педагогических измерений, степень постоянства, стабильности, устойчивости результатов тестирования. Надежным считается тест, который дает постоянные результаты, оценки при повторных предъявлениях Начальный этап в обучении иностранному языку - период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета (Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина). Неречевое поведение – это способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения (жестов, мимики, телодвижений) и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков (В.А. Лабунская). Обучающий тест. Особым образом организованная система тестовых заданий, включающая актуальный учебный материал; может иметь разное назначение: ориентирование в изучаемом материале и формирование знаний (тест-репетитор); многократное повторение языкового и речевого материала и формирование на основе этого навыков и умений (тест-тренажер); контроль материалов пройденного цикла (тест-экзаменатор). О.т. позволяет таким образом работать в нескольких направлениях: обучения (контроля) и самообучения (самоконтроля). О.т. является разновидностью педагогических тестов. Общение речевое – мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности (Э. Антон). Педагогическое общение на уроке – реализация средствами иностранного языка взаимодействие учителя с учащимися в ходе решения учебно-воспитательных задач. Педагогический тест (educational test). Комплекс заданий, измеряющих уровень учебных достижений, обученности, прогресс в учебной деятельности, эффективность учебного процесса. Отличие педагогических тестов от психологических состоит в том, что педагогические тесты измеряют уровень усвоения отдельного предмета, а психологические -свойства психики; в педагогических тестах отчетливее очерчен объект контроля (знания, умения), моделируется фрагмент естественной учебной ситуации, их выполнение вызывает включение мотивации. Показатели качества теста (характеристики теста, качества теста). Принципиально важные характеристики правильно составленного теста: валидность, надежность, практичность (технологичность), экономичность, корректность. Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В. Рогова). План-конспект урока – план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля. Подход – самая общая исходная идея, концептуальная, личностно-ориентированная позиция (гуманистический, коммуникативный) Подход к обучению – реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения (Колесникова И.А., Долгина О.А.). Полилог – форма группового общения, характеризующаяся сменой высказываний не двух, а нескольких говорящих, непосредственно связанная с ситуацией и служащая для выработки какого-либо решения на более широкой информационной основе (О.М. Казарцева) Потенциальный словарь – слова, которые еще не встречались в речевом опыте учащихся, но могут быть поняты ими на основе языковой догадки. Правило-инструкция – «краткие оперативные указания, которые касаются либо функциональной, либо формальной стороны грамматической модели» (Е.И. Пассов). Правило-обобщение – приведенные в систему разрозненные сведения о грамматическом явлении (категории). Прием обучения - методически определенное действие учителя, направленное на решение конкретной задачи. Например, приемами ознакомления со значением новых лексических единиц являются использование наглядности, перевод на родной язык, дефиниция… Принципы обучения – основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формулируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов. Четко сформулированные принципы обучения помогают решить вопрос о том, что как и какое содержание обучения отбирать, какие материалы и приемы использовать. Проблемная ситуация – совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для того, чтобы осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний, навыков и умений, что является стимулом для активизации речемыслительной деятельности. Проблемная ситуация представляет собой особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действия. Проблемное обучение - это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Проект -это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности» (Зимняя И.А., Сахарова Т.Е.) Произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях. Последнее требует и правильного ударения, паузации и интонирования. Рецептивные лексические навыки - навыки узнавания и понимания при восприятии на слух или при чтении лексических явлений (структуры и его употребления). Эти навыки могут быть сформированы как на базе активной лексики (рецептивно-активные лексические навыки), так и на базе пассивной лексики (рецептивно-пассивные лексические навыки). Речевая деятельность определяется как «реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения» (И.А.Зимняя). Речевая роль – характерный репертуар речевых действий, которые человек должен выполнять при определенных ситуациях общения (С.Л. Рубинштейн) Речевое взаимодействие – обмен речевыми высказываниями в процессе общения (О.М. Казарцева). Речевое поведение – обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств (О.М. Казарцева) Речевой грамматический навык – автоматизированное действие по выбору грамматического явления, адекватного речевой задаче в данной ситуации и правильному оформлению речевого высказывания. Речевой образец – типовое предложение, представляющее собой коммуникативную и ситуативную реализацию грамматической структуры в речи. Речевой этикет – национально специфичные и социально закрепленные стереотипы общения, выбор которых определяется социальным статусом, социальной ролью и личностными отношениями коммуникантов (Н.И. Формановская, Х.Р. Соколова). Речевые продуктивные лексические навыки - навыки интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникациями. Речевые упражнения – тип упражнений, используемый для развития умений говорения, восприятия речи на слух, чтения и письма. Речь внешняя -речь, имеющая звуковое выражение. Речь внутренняя -различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации; Р.в. в онтогенезе формируется в процессе интериоризации внешней речи. Выделяют три основных типа Р.в. А) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишённая фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затруднённых условиях; Б) собственно Р.в., когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; В) Внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Речь письменная -вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов; может быть отсроченной и непосредственной; отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях; Р.п. характеризуется сложной композиционно- структурной организацией. Речь сенсорная (импрессивная речь)- восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная - в зрительном восприятии текста (чтении). Ритмико-интонационные навыки - навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимания речи других. Ролевая игра - это упражнение, в котором учащиеся, исполняя попеременно различные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения (Е.И.Пассов). Самостоятельная работа – вид учебно-познавательной деятельности, осуществляемый без непосредственного контакта с преподавателем с помощью специальных средств обучения, которые выполняют функцию управления самостоятельной деятельностью учащихся на всех ее этапах. Симуляция (simulation) – речевая деятельность учащихся, осуществляемая в ситуациях, максимально приближенных к реальным и стимулируемая коммуникативной задачей или проблемой, которые требуют личностного отношения обучаемых к фактам и событиям. Система обучения - полный набор компонентов, соответствующий определенной методической концепции; она определяет цели, содержание, принципы, методы, приемы, способы, средства, формы организации обучения и в свою очередь обусловливается ими (Е.И.Пассов, Е.С.Кузнецова). Система упражнений – совокупность типов и видов упражнений, учитывающая закономерности формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности. Система уроков - совокупность уроков, обеспечивающих формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе языкового или речевого материала (И.Л. Колесникова, О.А. Долгина). Ситуация – это обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него потребность говорить (Г.В.Рогова). Ситуация общения - совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану. Слухопроизносительные навыки - навыки фонемно правильного произнесения всех звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи других. Содержание обучения - совокупность того, что учащиеся должны освоить, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам данного учебного заведения (Лапидус Б.А.). Социальная роль – характерный репертуар речевых действий, определяющий речевое поведение человека в процессе социального взаимодействия. Средствами обучения являются орудия учебного процесса, с помощью которых более успешно и за короткое время достигаются поставленные цели. К средствам обучения относятся: учебник, рабочая тетрадь, магнитофон, карточки. Стандартизированный тест (standardized test). Тест, отвечающий требованиям качества и прошедший апробацию на большой выборке испытуемых (от 5000 до 30000 человек); с.т. обладает стабильными и приемлемыми показателями качества; имеет спецификацию — паспорт с нормами, условиями, инструкциями — для многократного использования тестовых материалов. Стереотип поведения – устойчивая, повторяющаяся в сходных условиях схема поведения человека, обусловленная его социальным статусом и социальной ролью. Стиль общения – типичная для человека или социальной группы система приемов взаимодействия между участниками общения. Стратегия (учебная, познавательная) — приемы, умения, а также их совокупности, набор операций и ресурсов, нацеленный на решение познавательных и учебных задач. Характеризуется намеренностью и, как правило, осознанностью. Стратегия общения – искусство построения процесса коммуникации с целью достижения определенных долговременных результатов. Структурно-функциональный подход предусматривает соотнесение в процессе обучения грамматике синтаксической структуры предложения с выражаемым ею логико-семантическим содержанием. Структурный подход к обучению грамматике предусматривает использование грамматических структур в качестве единиц обучения (А.П. Старков). Тактика общения – совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках данного промежутка времени, нацеленная на достижение желаемого эффекта (О.М. Казарцева). Тематический план - план цикла уроков по одной теме-проблеме, определяющий цель каждого урока, последовательность формирования навыков и умений, оптимальное соотношение между классной и домашней работой, оснащение урока техническими и наглядными средствами обучения. Тест (англ, test испытание, исследование). 1. Испытание, эксперимент, проверка. Дж. У. Оллер — руководитель направления «прагматическое тестирование» (США) — употребляет слово тест в наиболее общем для него значении — «проверочное задание». 2. Система заданий стандартной формы, выполнение которых проходит в равных для всех испытуемых условиях, поддается количественному учету (оценке), позволяет установить уровень сформированности знаний, навыков, умений тестируемого Тест множественного выбора (multiple choice test) –вид теста, предполагающий выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов. Технология обучения — алгоритм обучающих действий, точно обозначенных приемов, нацеленный на решение образовательной задачи и проектируемый с изначальной ориентацией на заданный результат. Характеризуется воспроизводимостью. Тип общения – модель речевого взаимодействия людей между собой, определяемая внешними условиями и соблюдением социальных ролей. Различают официальный и неофициальный типы общения. Тип упражнений – разновидность упражнений, обладающая набором устойчивых признаков, которые соответствуют цели и месту упражнения в процессе формирования знаний, навыков и умений. Тип урока, модель построения урока иностранного языка –определенный набор и типичная последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями (
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|