Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь основных методических терминов

 

Автоматизация -превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).

Автономия обучаемого — 1) высокая степень развития самостоятель­ности учащегося в учении, выражающаяся в его умении самосто­ятельно ставить цели, планировать и осуществлять учебную де­ятельность, оценивать результаты своего труда, т.е. организовать свое обучение; 2) умение/способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность (Х.Холек). 3) способность к неза­висимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений (Д. Литтл).

Адекватность упражнения означает соответствие качеств упражнения намеченной цели и условиям ее достижения.

Активный грамматический минимум – грамматические явления, которые учащиеся должны употреблять в процессе говорения и письменной речи.

Альтернатива (лат. alter одно из двух). То же, что дистрактор.

Альтернативный тест (лат. alter, один из двух) (тест-альтернатива). Тест оценки пра­вильности суждения, когда на предложенный стимул требуется ответить утвердительно или отрицательно «да» или «нет».

Анализаторы - сложные нервные образования, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на живые существа. Для речевого общения важнейшими являются слуховые, зрительные, речедвигательные анализаторы (Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. - М, 1996.).

Артикуляционная база - свойственные говорящим на данном языке положения и система движений органов речи при произнесении звуков языка.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) – технические учебные пособия, предназначенные для создания иноязычной среды и стимулирования речевой деятельности учащихся; при их использовании информация поступает по слуховому и зрительному каналам последовательно или синхронно.

Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина).

Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений и т.д.

Аутентичные материалы -тексты и другие материалы (газеты, карты, расписания движения транспорта, театральные билеты, рекламные объявления и т. д.), созданные в стране изучаемого языка, применяемые в учебном процессе, ориентированном на коммуникативный подход к обучению ИЯ вне языковой среды.

Билингв -индивид, владеющий двумя языками.

Билингвизм (двуязычие) -владение двумя языками с попеременным использованием их в зависимости от ситуации речи. Выделяют Б. Естественный и искусственный (как результат обучения).

Валидность (validity) (действенность, адекватность, пригодность, обосно­ванность). Комплексная характеристика теста, отражающая обоснованность, значимость его результа­тов, адекватность теста целям измерения (т. е. тест дает ответ на вопрос: измеряют ли задания то, что хотели их составители).

Вербальный тест (verbal test). Тест, в котором задание и ответы даны в словесной форме, в отличие от невербального теста.

Вид упражнений – серия упражнений, направленная на отработку различных действий и операций с языковым и речевым материалом.

Внутриязыковая грамматическая интерференция представляет собой, следовательно, замену системы грамматических признаков изучаемого языка другой системой, построенной под воздействием дифференциальных признаков изучаемого языка.

Вторичная языковая личность – совокупность способностей/готовностей человека к «производству» речевых поступков в условиях аутентичного общения с представителями других культур (И.И.Халеева).

Гибкое управление – это управление, предусматривающее творческую речемыслительную деятельность учащегося, в результате которой он приходит к самостоятельному открытию.

Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, определяющий обязательный минимум требований к образованию и содержанию обучения; описывает цели и задачи обучения, включает в себя перечень умений и навыков, устанавливает максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Грамматическая межъязыковая интерференция -замена системы грамматических признаков изучаемого языка другой, построенной под влиянием системы грамматических признаков родного языка.

Грамматическая структура – это обобщенное обозначение инвариативных особенностей грамматического явления.

Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц (И.Л. Колесникова, О.А. Долгина)

Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя и более лицами, цель которого обнаружить различия в понимании вопроса и прийти к единой точке зрения.

Дистрактор (distractor) (альтернатива, отвлекающий ответ). Вариант ответа на тестовое задание, близкий к правильному, но не являю­щийся таковым. К отвлекающим ответам относятся: антоним правильного ответа, неполный синоним, контекстуальная отвлекающая, аффиксальная отвле­кающая (к правильному ответу прибавляется или от него отнимается префикс, суффикс), графическая отвлекающая (1—2 буквы прибавляются к ответу или изымаются из него); отвлекающая, которая фонети-ко-графически интерферирует с родным языком; случайное слово и т. д. Д. должны иметь одинаковую форму (вербальную или невербальную), длину (быть в равной степени детальными или обобщенными), трудность, должны быть выражены одной частью речи, должны представлять вместе с правильным от­ветом одну область знания.

Европейский языковой портфель определяется как «пакет документов, в которых его обладатель в течение длительного времени фиксирует свои достижения и опыт в овладении языком, полученные квалификации, а также отдельные виды выполненных им работ» (Европейский языковой портфель, 1997).

Естественная языковая среда – совокупность речевых и неречевых условий, которые отражают быт, историю, культуру и традиции носителей языка в фактах данного языка.

Жесткое управление – это управление, характеризующееся точным анализом целей и четкой последовательностью действий учащихся, задаваемой извне управляющей системой (учителем, обучающей программой).

Задание закрытой формы (multiple-choice item) (закрытые тестовые задания, зак­рытые тестовые задания с использова­нием техники множественного выбора, тест множественного выбора, избира­тельный тест, задание с выборочным ответом). Форма тестового задания, при выполне­нии которого испытуемый выбирает ответ из не­скольких предложенных вариантов, при этом только один из вариантов ответов правильный, остальные — отвлекающие, дистракторы.

Задание открытой формы (free-response item, essay item) (тест со свободно конст­руируемым ответом, задание со сво­бодным ответом, методика дополне­ния). Форма тестового задания, основанного на припоминании и дополнении, выполнение которого требует свободного, самостоятельного формулирова­ния ответа или подстановки пропущенного слова, словоформы в тексте на месте прочерка. В отличие от заданий закрытой формы (тесты множественного вы­бора) величина поля поиска з.о.ф. не ограничена.

Задача урока – конкретизация цели обучения применительно к данному этапу урока и условиям обучения.

Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитать у учащихся и реализовать в учебно-воспитательном процессе; это образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию в организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; это область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов (Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр, «Академия», 2008).

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников на основе качественной характеристики педагогических технологий по критерию их позитивного воздействия на здоровье учащихся и педагогов (Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр, «Академия», 2008)

Инициативная речь (лат. initiare начинать) (активная речь). Объект проверки в тестах по ус­тной речи (говорению), при этом контролю подвер­гаются умения постановки общих, специальных или альтернативных вопросов по определенной ситуации, умение вести (поддерживать) беседу на заданную тему, в данной ситуации, используя для этого пред­восхищение речевого поведения собеседника; учиты­ваются уместность, естественность, вариативность, связность, независимость речи и нормативные пока­затели: грамматика, лексика, произношение, бег­лость и некоторые другие.

Иностранный язык - язык, «… который изучается вне условий его естественного бытования, то есть в учебном процессе, и который не употребляется наряду с первым (родным) в повседневной коммуникации», в то время как второй язык есть язык, «… который после или наряду с первым (родным) служит вторым средством общения и усваивается обычно в социальном окружении, где он является реальным средством общения».

Иноязычная культура есть та часть общей культуры человече­ства, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культурологическом), раз­вивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учеб­ном социальном) аспектах (Е.И.Пассов).

Интонация – сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных коннотаций (О.С. Ахманова).

Искусственная (учебная) языковая среда – совокупность моделируемых ситуаций общения, которые вызывают у обучаемых готовность к иноязычной коммуникативной деятельности и побуждают их к адекватному использованию речевых и неречевых средств общения.

Календарный план – примерный план работы учителя по предмету на год, предусматривающий количество часов, предметно-методическое содержание общения, объем языкового материала, примерный уровень развития речевых навыков и умений.

Клоуз-тест (cloze test) – вид теста, предусматривающий восстановление или дополнение в связном тексте каждого N-ого пропущенного слова (т.е. 5-ого, 7-ого, 13-ого и т.д.)

Коммуникант – участник коммуникации; отправитель-получатель информации.

Коммуникативный подход предполагает использование изучаемого грамматического материала с самых начальных стадий обучения в естественных для общения целях и функциях или максимально приближенных к ним (В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова).

Коммуникативный тест (коммуника­тивно-ориентированный тест). Система за­даний, измеряющих уровень коммуникативной ком­петенции — комплекса умений, позволяющих ис­пользовать факты языка и речи для реализации целей общения в различных ситуациях; позволяет оценить

эффективность решения задач общения и языковую правильность высказывания.

Компетенция (лат. competere добиваться, со­ответствовать, подходить). Совокупность знаний, на­выков, умений, формирующих способность к выпол­нению какой-л. деятельности. Владение языком пред­полагает наличие у субъекта: а) языковой (лин­гвистической) к., понимаемой как потенциал лингвистических знаний человека (усвоение им кате­горий и единиц языка, их функций и правил реали­зации в речи), имеющих тесную связь с интеллекту­альными способностями личности, и умений опери­ровать языковыми единицами; б) речевой к., по­нимаемой как способность наилучшим образом орга­низовать речевой акт, а также сопряженной со сформированностью механизмов восприятия и продуци­рования высказываний; в) прагматической к., понимаемой как умение употреблять высказывание в соответствии с коммуникативным намерением гово­рящего и ситуативными условиями речи (умение выбрать наиболее эффективный способ выражения мысли в зависимости от условий коммуникативного акта и поставленной цели); г) предметной к. — способности ориентироваться в содержательном пла­не общения в определенной сфере человеческой дея­тельности; д) коммуникативной к., понимае­мой как способность средствами иностранного языка осуществлять речевую деятельность на основе языко­вых, социолингвистических знаний в соответствии с целями, задачами и ситуацией общения в рамках оп­ределенной сферы деятельности (коммуникатив­ная к. индивидуальна, динамична, представляет со­бой сложный комплекс коммуникативных умений, компонентами коммуникативной к. являются языко­вая, речевая, прагматическая, предметная к.)

Компетентность – соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией (Р.П. Мильруд).

Контроль. Одна из функций тестирования; про­цесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого/испытуемого в результате выполнения им устных и/или письменных тестовых заданий и фор­мирования на этой основе оценки за определенный раздел программы, курса или периода обучения итоговый контроль. Существует текущий контроль, в отличие от итогового не связанный с какими-л. учебными циклами, блоками материала. Тестовый к. требует соблюдения следующих общеди­дактических принципов: регулярность, систематич­ность, сознательность, активность и др.

Копитест (визуальный диктант). Тесто­вое задание, в котором требуется восстановить опу­щенные предложения или их части, опираясь на од­нократное зрительное восприятие текста, предъяв­ленного сначала без пропущенных сегментов. К. не­редко подготавливают по результатам письменного задания, выявившего у учащихся те или иные языко­вые и речевые ошибки.

Культура общения – это знание правил речевого межличностного взаимодействия и умение пользоваться ими в своем речевом поведении.

Под лексическими единицами понимаются отдельные слова и устойчивые словосочетания, характеризующиеся единством значения и требующие самостоятельных усилий для их усвоения в речи.

Лексический минимум – объем языковых средств, являющийся максимальным с точки зрения возможностей учащегося и отводимого времени и минимальным с точки зрения всей системы языка, т.е. еще не разрушающем ее и позволяющем использовать язык как средство общения (В.Г.Костомаров).

Лексический навык — это способность осуществлять адекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову лексической единицы и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы в качестве одного из условий речевой деятельности

Лингвистическая компетенция – это способность понимать (продуцировать) неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения (Г.С. Трофимова).

Лингводидактический тест (ЛДТ). Комп­лекс заданий, подготовленный в соответствии с оп­ределенными требованиями к тестам, прошедший предварительное апробирование для определения по­казателей качества. Позволяет выявить у тестируемых степень их коммуникативной (языковой, речевой) компетенции. Результаты л.т. поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям. При подготовке л.т. требуется установить цели, задачи, объекты тестирования, отобрать необходимый языко­вой и речевой материал с учетом тем и ситуаций об­щения, разработать процедуру проведения, инструк­цию теста и т. д. Л.т. подразделяются на языковые, ре­чевые, коммуникативные, комбинированные. По целям тестирования л.т. делятся на тесты учебных достиже­ний, тесты общего владения языком, диагностические тесты, тесты способностей. См. также тест.

Лингводидактическое тестирование (language testing). 1. Использование и проведение теста в процессе обучения неродному языку для определе­ния уровня знаний, сформированности языковой и / или речевой (коммуникативной) компетенции на изучаемом языке. 2. Совокупность процедур и этапов планирования, составления и апробирования лингво-дидактических тестов, обработки и интерпретации их результатов.

Межкультурная коммуникация – это совокупность специфических процессов взаимодействия партнеров по общению, принадлежащих к разным культурам и языкам, осознающих тот факт, что каждый из них является «другим», и понимающих некую «чужеродность», «инаковость» своего партнера по общению (И.И. Халеева).

Метод (в узком смысле слова) – способ совместной деятельности учителя и учащихся по достижению поставленной цели (ознакомление, тренировка, применение). Метод (широком смысле слова) – генеральная стратегия обучения в определенный исторический период (переведение, прямой, аудиовизуальный…).

Метод обучения – базисная категория методики, понимание которой оказывает существенное влияние на трактовку других терминов и понятий.

Под методической типологией языкового материала понимается распределение языковых единиц по типам (группам) с точки зрения сложности их усвоения для определенной категории учащихся.

Методический анализ урока – вид анализа, ориентированный на оценку структуры и содержания урока, технологии его проведения, эффективности решения учебно-методических задач.

Методическое содержание урока ИЯ – совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику, виды и приемы работы (Е.И. Пассов).

Микродиалог – это диалогическое единство, цепочка диалогических единств, выражающая основное коммуникативное намерение говорящих (Н.К. Скляренко)

Мозговая атака – прием стимулирования творческой активности учащихся для продуктивного решения проблемы, который предусматривает создание условий, способствующих возникновению новых оригинальных идей в противовес привычным стереотипным формам принятия решений.

Монологическая речь определяется как речь одного лица, обращенная к одному лицу или группе слушателей (собеседников) с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения их к действиям (И.Л. Колесникова, О.А. Долгина).

Мотив общения – доминирующий побудитель человека к общению.

Мотивация – совокупность самых различных побудителей (потребности, мотивов, чувств, желаний, интересов и т.д.), стимулирующая человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этой мотивацией деятельность (И.А. Зимняя).

Мультилингвизм (полилингвизм, плюрализм) – индивидуальное психическое состояние индивида, которое позволяет ему альтернативно применять в процессе общения несколько имеющихся в его распоряжении лингвистических кодов вне зависимости от способа овладения языками и лингвистического совершенства речи.

Мультимедиа: Так называют совокупность различных типов информации — текста, речи, музыки, цветных и черно-белых диапозитивов, а также мультипликационных и видеофильмов.

Навыки - автоматизированные компоненты сознательно выполняемой деятельности, образующиеся путем упражнения, тренировки (С.Л. Рубинштейн).

Надежность (reliability). Характеристика каче­ства тестов, отражающая точность педагогических из­мерений, степень постоянства, стабильности, устой­чивости результатов тестирования. Надежным счита­ется тест, который дает постоянные результаты, оценки при повторных предъявлениях

Начальный этап в обучении иностранному языку - период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета (Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина).

Неречевое поведение – это способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения (жестов, мимики, телодвижений) и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков (В.А. Лабунская).

Обучающий тест. Особым образом организо­ванная система тестовых заданий, включающая акту­альный учебный материал; может иметь разное на­значение: ориентирование в изучаемом материале и формирование знаний (тест-репетитор); многократ­ное повторение языкового и речевого материала и формирование на основе этого навыков и умений (тест-тренажер); контроль материалов пройденного цикла (тест-экзаменатор). О.т. позволяет таким обра­зом работать в нескольких направлениях: обучения (контроля) и самообучения (самоконтроля). О.т. явля­ется разновидностью педагогических тестов.

Общение речевое – мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности (Э. Антон).

Педагогическое общение на уроке – реализация средствами иностранного языка взаимодействие учителя с учащимися в ходе решения учебно-воспитательных задач.

Педагогический тест (educational test). Ком­плекс заданий, измеряющих уровень учебных дости­жений, обученности, прогресс в учебной деятельно­сти, эффективность учебного процесса. Отличие пе­дагогических тестов от психологических состоит в том, что педагогические тесты измеряют уровень ус­воения отдельного предмета, а психологические -свойства психики; в педагогических тестах отчетливее очерчен объект контроля (знания, умения), моделируется фрагмент естественной учебной ситуации, их выполнение вызывает включение мотивации.

Показатели качества теста (характери­стики теста, качества теста). Принципи­ально важные характеристики правильно составлен­ного теста: валидность, надежность, практичность (технологичность), экономичность, корректность.

Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В. Рогова).

План-конспект урока – план, определяющий цели и задачи одного урока, его содержание, организационные формы работы, способы контроля и самоконтроля.

Подход – самая общая исходная идея, концептуальная, личностно-ориентированная позиция (гуманистический, коммуникативный)

Подход к обучению – реализация ведущей, доминирующей идеи обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью того или иного метода обучения (Колесникова И.А., Долгина О.А.).

Полилог – форма группового общения, характеризующаяся сменой высказываний не двух, а нескольких говорящих, непосредственно связанная с ситуацией и служащая для выработки какого-либо решения на более широкой информационной основе (О.М. Казарцева)

Потенциальный словарь – слова, которые еще не встречались в речевом опыте учащихся, но могут быть поняты ими на основе языковой догадки.

Правило-инструкция – «краткие оперативные указания, которые касаются либо функциональной, либо формальной стороны грамматической модели» (Е.И. Пассов).

Правило-обобщение – приведенные в систему разрозненные сведения о грамматическом явлении (категории).

Прием обучения - методически определенное действие учителя, направленное на решение конкретной задачи. Например, приемами ознакомления со значением новых лексических единиц являются использование наглядности, перевод на родной язык, дефиниция…

Принципы обучения – основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формулируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов. Четко сформулированные принципы обучения помогают решить вопрос о том, что как и какое содержание обучения отбирать, какие материалы и приемы использовать.

Проблемная ситуация – совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для того, чтобы осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний, навыков и умений, что является стимулом для активизации речемыслительной деятельности.

Проблемная ситуация представляет собой особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действия.

Проблемное обучение - это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.

Проект -это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности» (Зимняя И.А., Сахарова Т.Е.)

Произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях. Последнее требует и правильного ударения, паузации и интонирования.

Рецептивные лексические навыки - навыки узнавания и понимания при восприятии на слух или при чтении лексических явлений (структуры и его употребления). Эти навыки могут быть сформированы как на базе активной лексики (рецептивно-активные лексические навыки), так и на базе пассивной лексики (рецептивно-пассивные лексические навыки).

Речевая деятельность определяется как «реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения» (И.А.Зимняя).

Речевая роль – характерный репертуар речевых действий, которые человек должен выполнять при определенных ситуациях общения (С.Л. Рубинштейн)

Речевое взаимодействие – обмен речевыми высказываниями в процессе общения (О.М. Казарцева).

Речевое поведение – обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств (О.М. Казарцева)

Речевой грамматический навык – автоматизированное действие по выбору грамматического явления, адекватного речевой задаче в данной ситуации и правильному оформлению речевого высказывания.

Речевой образец – типовое предложение, представляющее собой коммуникативную и ситуативную реализацию грамматической структуры в речи.

Речевой этикет – национально специфичные и социально закрепленные стереотипы общения, выбор которых определяется социальным статусом, социальной ролью и личностными отношениями коммуникантов (Н.И. Формановская, Х.Р. Соколова).

Речевые продуктивные лексические навыки - навыки интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникациями.

Речевые упражнения – тип упражнений, используемый для развития умений говорения, восприятия речи на слух, чтения и письма.

Речь внешняя -речь, имеющая звуковое выражение.

Речь внутренняя -различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации; Р.в. в онтогенезе формируется в процессе интериоризации внешней речи. Выделяют три основных типа Р.в. А) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишённая фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затруднённых условиях; Б) собственно Р.в., когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; В) Внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

Речь письменная -вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов; может быть отсроченной и непосредственной; отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях; Р.п. характеризуется сложной композиционно- структурной организацией.

Речь сенсорная (импрессивная речь)- восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная - в зрительном восприятии текста (чтении).

Ритмико-интонационные навыки - навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимания речи других.

Ролевая игра - это упражнение, в котором учащиеся, исполняя попеременно различные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения (Е.И.Пассов).

Самостоятельная работа – вид учебно-познавательной деятельности, осуществляемый без непосредственного контакта с преподавателем с помощью специальных средств обучения, которые выполняют функцию управления самостоятельной деятельностью учащихся на всех ее этапах.

Симуляция (simulation) – речевая деятельность учащихся, осуществляемая в ситуациях, максимально приближенных к реальным и стимулируемая коммуникативной задачей или проблемой, которые требуют личностного отношения обучаемых к фактам и событиям.

Система обучения - полный набор компонентов, соответствующий определенной методической концепции; она определяет цели, содержание, принципы, методы, приемы, способы, средства, формы организации обучения и в свою очередь обусловливается ими (Е.И.Пассов, Е.С.Кузнецова).

Система упражнений – совокупность типов и видов упражнений, учитывающая закономерности формирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

Система уроков - совокупность уроков, обеспечивающих формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе языкового или речевого материала (И.Л. Колесникова, О.А. Долгина).

Ситуация – это обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него потребность говорить (Г.В.Рогова).

Ситуация общения - совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану.

Слухопроизносительные навыки - навыки фонемно правильного произнесения всех звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи других.

Содержание обучения - совокупность того, что учащиеся должны освоить, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам данного учебного заведения (Лапидус Б.А.).

Социальная роль – характерный репертуар речевых действий, определяющий речевое поведение человека в процессе социального взаимодействия.

Средствами обучения являются орудия учебного процесса, с помощью которых более успешно и за короткое время достигаются поставленные цели. К средствам обучения относятся: учебник, рабочая тетрадь, магнитофон, карточки.

Стандартизированный тест (standardized test). Тест, отвечающий требованиям качества и про­шедший апробацию на большой выборке испытуемых (от 5000 до 30000 человек); с.т. обладает стабильными и приемлемыми показателями качества; имеет специ­фикацию — паспорт с нормами, условиями, инст­рукциями — для многократного использования тес­товых материалов.

Стереотип поведения – устойчивая, повторяющаяся в сходных условиях схема поведения человека, обусловленная его социальным статусом и социальной ролью.

Стиль общения – типичная для человека или социальной группы система приемов взаимодействия между участниками общения.

Стратегия (учебная, познавательная) — приемы, умения, а также их совокупности, набор операций и ресурсов, нацеленный на реше­ние познавательных и учебных задач. Характеризуется намерен­ностью и, как правило, осознанностью.

Стратегия общения – искусство построения процесса коммуникации с целью достижения определенных долговременных результатов.

Структурно-функциональный подход предусматривает соотнесение в процессе обучения грамматике синтаксической структуры предложения с выражаемым ею логико-семантическим содержанием.

Структурный подход к обучению грамматике предусматривает использование грамматических структур в качестве единиц обучения (А.П. Старков).

Тактика общения – совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках данного промежутка времени, нацеленная на достижение желаемого эффекта (О.М. Казарцева).

Тематический план - план цикла уроков по одной теме-проблеме, определяющий цель каждого урока, последовательность формирования навыков и умений, оптимальное соотношение между классной и домашней работой, оснащение урока техническими и наглядными средствами обучения.

Тест (англ, test испытание, исследование). 1. Ис­пытание, эксперимент, проверка. Дж. У. Оллер — ру­ководитель направления «прагматическое тестирова­ние» (США) — употребляет слово тест в наиболее общем для него значении — «проверочное задание». 2. Система заданий стандартной формы, выполнение которых проходит в равных для всех испытуемых ус­ловиях, поддается количественному учету (оценке), позволяет установить уровень сформированности знаний, навыков, умений тестируемого

Тест множественного выбора (multiple choice test) –вид теста, предполагающий выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов.

Технология обучения — алгоритм обучающих действий, точно обо­значенных приемов, нацеленный на решение образовательной за­дачи и проектируемый с изначальной ориентацией на заданный результат. Характеризуется воспроизводимостью.

Тип общения – модель речевого взаимодействия людей между собой, определяемая внешними условиями и соблюдением социальных ролей. Различают официальный и неофициальный типы общения.

Тип упражнений – разновидность упражнений, обладающая набором устойчивых признаков, которые соответствуют цели и месту упражнения в процессе формирования знаний, навыков и умений.

Тип урока, модель построения урока иностранного языка –определенный набор и типичная последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями (

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...