Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология рамочных элементов текста

Никонова М.Н. 1 сем. 2011-12 уч. год

 

Стилистика текста. Семинар 6.

Членимость текста.

Рекомендуемая литература:

  1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста. – М., 2004. - С. 161-182, С. 194-213.
  2. Валгина Н.С. Теория текста: Учеб. пособие. – М., 2003.
  3. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.
  4. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – 2-е изд., испр., доп. – М., 1995. – Ст.: Чужая речь, Несобственно-прямая речь, Прямая речь, Косвенная речь.
  5. Кожина М.Н. Диалогичность письменной научной речи. Пермь, 1986.
  6. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р. Выражение диалогичности в естественнонаучных текстах // Стилистика текста в коммуникативном аспекте. Пермь. 1987.
  7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М., 1985.
  8. Славгородская Л.В. Научный диалог. М., 1986.
  9. Стилистический энциклопедический словарь / Под. Ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. – Ст.: Констатация, Предписание.
  10. Фадеева Т.А Учителю о тексте: учеб–метод. пособие / Т.А. Фадеева. – Омск, 1999. – См.: Заголовок, зачин и концовка текста.

 

Вопросы и задания:

1. Раскройте содержание текстовой категории членимости. Расскажите об уровнях и единицах членения текста. Обоснуйте наличие разных типов членения текста.

2. Определите тип тема-рематической структуры каждого фрагмента, средства и способы связи высказываний в нем, выберите соответствующие фразы-зачины из предложенных в конце упражнения, указывая их тип и функции.

(…) Верхняя земля. Так называли тебя казахи. Здравствуй, пустынная громада! Ты лежишь, раскинувшись от Арала до Каспия. Кто знает, какие ветры времени проносились над тобой? Какие побоища кочевников оглашали криками твои просторы? И какая прошлая жизнь скрыта твоими могильщиками, солончаковыми топями Барса-Кельмес (Ч. Айтматов).

(…) Они рождались не в сокровенно тишине писательского кабинета, но в тесной щели окопа, под бревенчатым накатом землянки, в тряской кабине полуторки, в бараке лагеря для военнопленных. На госпитальной койке. И судьбу тех, кто их создал, вернее назвать солдатской, нежели писательской. А солдатская судьба в годину войны – особенно такой, как Великая Отечественная, – нередко кончалась трагически.

(…) Прилетали и улетали самолеты. Радостные возгласы встречающих перемежались озабоченной скороговоркой провожающих. Ревели турбины лайнеров.

(…) От ветрового стекла отскакивает снежная крупа. У обочины дороги изогнутые лиственницы будто вырвались из строя, и мотал, крутил их ветер. Жалобно посвистывает кедровка.

(…) В живописном треугольнике между Минским шоссе, кольцевой автострадой и Проектируемым проездом возникает новый квартал. Здесь уже готовы к отделке первые пять жилых корпусов.

(…) Дай таким пачкунам волю, так они приведут нас к затяжному бумажному голоду. Они вызовут огромные очереди населения за пузырьком чернил, в которые придется писаться с вечера и выкликаться трижды на ночь. Они обломают все бухгалтерские счеты и расплавят телефонные трубки.

А чтобы такого не случилось, нужно всех неисправимых любителей бестолковой писанины поскорее изымать из нашего обращения и списывать в архив.

«Западные ворота столицы»; «Нет, бумагопоклонники просто неисправимы»; «В аэропорту царила обычная сутолока»; «Устюрт, Устюрт…»; «Есть стихи с особой судьбой»; «Машина идет по мосту».

3. Познакомьтесь с материалом, представленным в [2] и [9], сделайте краткий конспект и подготовьтесь к ответам на вопросы:

· Каковы основания для выделения функционально-смысловых типов речи (ФСТР)?

· Какие ФСТР, помимо основных: повествования, описания, рассуждения, - известны современной филологической науке? Какова их специфика? Приведите примеры текстов разных жанрово-стилевых разновидностей, иллюстрирующие эти типы речи.

· Охарактеризуйте ФСТР с точки зрения:

- типа заключенной в них информации (констатирующие / аргументирующие);

- формирующей их позиции говорящего (пишущего);

- соответствующей мыслительной формы (доп. о формах мышления см.: Гетманова А.Д. Учебник по логике. - М., 1994. - С. 8 –12.).

· Специфики отбора собственно языковых средств.

4. Разверните одну из предложенных фраз в 3 текста, представляющих разные ФСТР:

· Иван все стоял и смотрел на картину.

· Военные конфликты преследуют человечество как постоянный кошмар.

· Подъезжая к своей квартире, я заметил свет в окнах.

· Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

· Возможно, кто-то скажет, что быть лысым плохо.

5. Проанализируйте контекстно-вариативное членение текста, отметив композиционно-речевые формы авторской речи (описание, повествование, рассуждение) и особенности отображения чужой речи (внутренняя / внешняя, монологическая / диалогическая, прямая / косвенная / несобственно-прямая). Охарактеризуйте особенности (лексико-грамматические приметы) языковой формы функционально-смысловых типов речи.

- Где тут господский двор? – крикнул Кузьма плечистой бабе в белой рубахе и красной шерстяной юбке.

Баба стояла на каменном пороге и держала за руку голосившую девочку. Девочка голосила с невероятной пронзительностью.

- Двор? – повторила баба. – Чей?

- Господский.

- Чей? Ничего не слыхать… А, да захлебнись ты, родимец те росшиби! – крикнула баба, дернув девочку за руку так сильно, что та перевернулась.

Расспросили в другом дворе. Проехали широкую улицу, взяли влево, потом вправо и мимо чьей-то старосветской усадьбы с забитым наглухо домом стали спускаться под крутую горку, к мосту через речку. С лица, с волос, с чекменя Меньшова падали капли. Умытое толстое лицо его с белыми крупными ресницами казалось еще тупее. Он с любопытством заглядывал куда-то вперед. Глянул и Кузьма. На том боку, на покатом выгоне – темный казаковский сад, широкий двор. Обнесенный разрушающимися службами и развалинами каменной ограды; среди двора, за тремя засохшими елками – обшитый серым тесом дом под ржаво-красной крышей. Внизу, у моста – кучка мужиков. А впереди, на крутой размытой дороге, бьется в грязи, вытягивается вверх тройка худых рабочих лошадей, запряженных в тарантас. Оборванный, но красивый батрак, бледный, с красноватой бородкой, с умными глазами, стоял возле тройки, дергал вожжи и, надсаживаясь, кричал: «Но-но! Н-но-о!» А мужики с гоготом и свистом подхватывали: «Тпру! Тпру!» И отчаянно простирала вперед руки сидевшая в тарантасе молодая женщина в трауре, с крупными слезами на длинных ресницах. Отчаяние было и в бирюзовых глазах толстого рыжеусого человека, сидевшего с ней рядом. Обручальное кольцо блестело на его правой руке, сжимавшей револьвер; левой он все махал, и, верно, ему было очень жарко в верблюжьей поддевке и суконном картузе…

(И. Бунин. Деревня)

 

6. Прочитайте текст. Разделите каждое высказывание на исходную часть (тему) и сообщаемую новую (рему) часть. Подчеркните фрагменты предложений, с помощью которых осуществляется связь предложений в тексте; определите тип связи (последовательная / параллельная); выделите лексические средства связи.

Образец. 1. Масса / является мерой инертности тела. 2. Кроме этого, любая масса / является источником гравитационного поля. 1-2 Параллельная связь.

Сделайте вывод о типе тема-рематической структуры текста.

 

Гравитация

1. Масса является мерой инертности тела. 2.Кроме этого, любая масса является источником гравитационного поля. 3. Через гравитационные поля осуществляется взаимодействие масс. 4. В гравитационных полях действуют гравитационные силы. 5. Гравитационные силы – самые слабые из всех сил, известных науке. 6. Тем не менее при наличии больших масс (например, Земля) эти силы во многом предопределяют взаимодействия объектов внутри физических систем. 7. Количественно гравитационные взаимодействия описываются законом всемирного тяготения. 8. Сила тяготения пропорциональна массе. 9. Такая пропорциональность приводит к тому, что ускорение, приобретаемое в данной точке гравитационного поля различными телами, для всех тел одинаково (конечно, если на эти тела не действуют никакие другие силы – сопротивление воздуха и т. д.).

(Указатель физических явлений и эффектов / Сост.

С. Денисов, В. Ефимов, В. Зубарев, В. Кустов. Обнинск, 1979)

 

Внимание! Подготовьтесь к выполнению письменной работы по теме: «Членимость текста. Уровни и единицы членения».

Приложение 2

Типология рамочных элементов текста

Типы заголовков

Существуют различные классификации названий (заглавий), в основу которых положены определенные признаки:

В генетическом плане выделяют заголовки оригинальные («Поэты-фронтовики, участники Великой Отечественной войны. Ю. Самойлов, С. Орлов, К. Симонов») и заимствованные («Поэзия мужества и отваги» О. Берггольц, А. Ахматова). Последние представляют собой цитату из произведений или художественно-публицистических текстов.

С информационной точки зрения все заголовки делятся на информемы (с объективно-логическим содержанием) («Создатели «деревенской прозы»; «Современные рок-поэты 20 века»; «Поэты – барды 20-го века») и прагмемы (с субъективно-логическим содержанием)(«Веселые сочинители» Илья Ильф и Евгений Петров») [Н.В. Шевченко с. 139].

С точки зрения смыслового или образного содержания заголовки делятся: 1) на заголовки-темы, отражающие тему текста: заголовки-сообщения («Тесный круг друзей моих»: Пушкин и декабристы»); 2) заголовки-ремы, т. е. «выражающие идею, основную мысль произведения», синонимичным для них является термин «смысловые»: заголовки-прогнозы («Мы – дети страшных лет России…» Блок и Гумилев»); заголовки-загадки («Творчество, привязанность или вечная дружба?» Пушкин и Гоголь»); 3) заголовки-ассоциации («Поэт тишины и белая дьяволица». Д. Мережковский и З. Гиппиус) [Педагогическое речеведение [Текст]: словарь-справочник / под ред. Т.А. Лодыженской и А.К. Михальской; 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 1998. – С. 58–59]. Некоторые заглавия содержат аллюзии и требуют знания истории, литературы, мифологии («Дафнис и Хлоя» серебряного века. Н. Гумилев и А. Ахматова).

В структурно-грамматическом плане заголовки делятся на номинативные и предикативные. Может использоваться заголовок-слово ( «Символисты»), заголовок-словосочетание («Кружок В.Г. Белинского»)[1], заголовок-предложение, заголовок-оборот (причастный, деепричастный, инфинитивный).

По составу (синтаксической модели) заголовки могут быть простые и составные. Простой состоит из одной конструкции, составной включает в себя конструкцию-заголовок и конструкцию-подзаголовок. Простыми чаще всего являются заголовки-темы, которые могут называть:

а) имя творца («Фридрих Шиллер», «Алексей Александрович Шахматов»);

б) жанр речи + имя творца («Творческий портрет Марины Цветаевой»);

в) тему творчества писателя, поэта («Тема русского национального характера в творчестве в творчестве Н.С. Лескова»);

г) имя творца и название его произведения («Произведение И.А. Бунина «Чистый понедельник»).

В составных заголовках роль подзаголовка отводится тематическому названию, выраженному номинативным предложением, а в качестве основной части выступают смысловые, ассоциативные названия, выраженные различными языковыми конструкциями, такими как:

а) словосочетаниями или предложениями, содержащими тропы;

б) эмоционально окрашенными предложениями;

в) цитатами из произведения творца;

г) цитатами из текстов «личного архива» творца;

д) цитатами из оценочных высказываний о творце современников или критиков;

е) прецедентными текстами;

ж) повествовательным предложением, содержащим незаконченную мысль [Папина, с. 55 - 56], например:

1. «Гражданин своего времени. Лирика К. Симонова военных лет»;

2. «Какая поэзия! Какая чувствительность!..» «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя»;

3. «Я возвращусь когда-нибудь…» Творчество В.В. Набокова»;

4. «А счастье всюду…» Тропа к Бунину»[2].

Проанализируем примеры. Заголовки № 1, 2, 3 являются сложными:
основная часть — смысловое название, подзаголовок — тематическое, в форме номинативного предложения. В № 1 заголовок-рема в виде трансформированного прецедентного текста («герой нашего времени»), в № 2 — цитата из оценочного высказывания А.С. Пушкина о произведении, в № 3 — цитата из произведения творца. Заголовок № 4 является составным: основная часть — цитата из произведения И.А. Бунина передает основную мысль высказывания, а подзаголовок-ассоциация – номинативное предложение-метафора, которая обозначает не «дорогу» как нечто общеизвестное и многими пройденное, а «тропу» как попытку прикоснуться к великому творчеству, найти что-то новое, сделать открытие.

По типу прагматической установки, т. е. реализованного в речи коммуникативного намерения автора воздействовать на адресата текста (классификация предложена Т.А. Фадеевой, см.: [149, с. 31–34]):

 

Прагматическая установка Типичный заголовок Примеры
Информативная (научные тексты, официальные сообщения в СМИ) 1. Тематический (называет то, о чем пойдет речь, или обозначает место действия)   2. Сообщающий (в самом общем виде дает представление о том, что произошло или будет происходить; резюмирует сказанное) «Культура русской речи» (учеб. пособие) «Вести с орбиты» «Успех омской команды»   «Как правильно учить стихи»
Информативно-оценочная (публицистические тексты, художественные произведения, разговор) 1. Эмоционально-оценочный (содержит эмоциональные, оценочные слова, в том числе с переносным значением, и может представлять собой развернутый троп) 2. Парадоксальный (представляет собой соединение логически несовместимых понятий, предопределяющее удивление или иронию у читателя еще до знакомства с текстом) 3. Проблемный (содержит вопрос, требующий внимания читателя и заставляющий определить свою позицию, выбрать оценку) 4. Цитатный (представляет собой концептуально значимые (не любые) слова из текста, соотносимые с основной мыслью, или устойчивые выражения, афоризмы, пословицы и т. п.) 5. Трансформированный (представляет собой сознательное изменение формы слова или замену слов в привычном выражении, создающие сногозначное звучание нового заголовка, оригинальность которого определяет степень узнаваемости цитаты-источника, т. е. реминисценция) «Браво, Большой!»   «Сердце из пробирки» «Бутылка как аспект цивилизации»     «Обман? Равнодушие?» «Действует или нет?» «Кого винить?»   «Один в поле не воин»     «И вечный пост, еда нам только снится»
Информативно-императивная (тексты с ярко выраженной авторской позицией: публицистические, рекламные, художественные) 1. Побудительный     2. Цитатный   3. Трансформированный   «Возвыситься до школы!» «Шуметь бору в степи!»   «Отречемся от старого мира!» «»
Информативно-регламентирующая (деловые бумаги, законодательные акты) Классифицирующий (определяет вид документа) Завещание Договор купли-продажи недвижимости

Типы зачинов

Зачины классифицируют с учетом способа введения в содержание сообщения (классификация разработана Т.А. Фадеевой, см.: 149, с. 38-43):

1. Повествовательный зачин вводит в тему текста постепенно, с последовательным перечислением аспектов базовой новости, с указанием того, кто, когда, как, где и т. д. сделал.

В Чечне в воскресенье погиб секретарь Совета безопасности республики Рудник Дудаев; В субботу состоялась жеребьевка финальной стадии чемпионата мира, который пройдет с 9 июня по 9 июля в Германии (все из «Коммерсанта») [3].

Подобные зачины широко используются в художественных произведениях, а также в газетных, журнальных публикациях, представленных в «информационной» форме, сообшениях информационных агентств.

2. Ускоренно-повествователыиый зачин (далее УПЗ) подготавливает к восприятию новой информации с помощью небольшого фрагмента-приступа (чаще всего это одно предложение), после которого следует изложение основных фактов. Такие зачины имеют ряд трафаретных начал, по которым их можно разбить на группы:

ü УПЗ с временными словами раз, как-то раз, однажды, один раз, иногда и подобными, акцентируюшими внимание на событии — определенной точке временной оси.

ü УПЗ с обобщением в первом предложении (это могут быть афоризмы, крылатые слова, пословицы, сентенции и т.д.), позволяющее связать базовый факт с каким-то более общим явлением, представив этот факт как одно из проявлений некой закономерности или, наоборот, как исключение из правил.

ü УПЗ с вопросительным предложением, которое традиционно используется для установления коммуникативного контакта с читателем, помогает последнему сориентироваться в проблематике текста.

ü УПЗ со словом это, за которым обычно следуют глаголы было, случилось, происходило, произошло и пр., которые как бы выхватывают предмет сообщения из обильного непрерывного потока жизни.

ü УПЗ со словом есть, выступающим таким же акцентуатором, как и выражение «это случилось».

ü УПЗ с выделительным оборотом один (одна, одно) из, стоящим в начале или в середине первой фразы.

Стилистический потенциал ускоренно-повествовательных зачинов особенно ценится авторами художественных произведений, научно-популярных и научно-учебных текстов, газетных и журнальных публикаций в «неинформационной форме», с преобладанием активного вида воздействия на адресата.

Разводстресс для обоих супругов (зачин статьи о разделе совместно нажитого имущества в газ. «Труд-7»); Это случилось в последние годы могучего Рима (зачин неоконченного стихотворения М.Ю. Лермонтова); Приходилось ли вам встречаться с чрезвычайно приветливым, напористым человеком с твердымрукопожатием и постоянной улыбкой налице? (зачин статьи («Как распознать овна» из популярной книги о знаках зодиака Л. Гудмен);

В нашей прозе сейчасвремя Треплевых с их заносчивым авангардизмом (начало обзора современной литературы в («Новой газ.»).

3. Динамические зачины без всякого приступа помещают читателя как бы в середину повествования. «События, о которых идет речь, уже находятся в развитии, в динамике, и начальную информацию читатель должен искать в ближайшем изложении» [149, с. 41]. Грамматически динамические зачины оформляются по-разному: это могут быть синтаксические конструкции с инверсией подлежащего и сказуемого, и предложения-реплики начатого за границами текста диалога или монолога и др. Однако главным при восприятии таких зачинов является «ощущение того, что мынаходимся в середине события или наблюдаемого явления» [149, с.4].

Динамические зачины широко используются в художественной литературе, публицистике (в аналитических и художественно-публицистических текстах), ораторских вьтступлениях, учебно-научных и популярных текстах: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. <...> Так думал молодой повеса, Летя в пыли на почтовых... (зачин первой гл. «Евгения Онегина»); Если хотя бы половина из того, что они рассказывают. правда, то произошла вопиющая провокация против России», - сказал Дмитрий Козак после встречи с делегацией бороздиновцев в Ханкале (лид ст. в «Новой газ.»).

 

Типы концовок

Концовки классифицируют с учетом способа завершения сообщения о фактах, изложенных в тексте (классификация разработана Т.А. Фадеевой, см.: [149, с. 46 —50]):

1. Обобщающая концовка, подводяшая итог сказанному об основных событиях в предшествующих композиционных фрагментах: Таким образом,рационально-логические приемы и эмоционально-риторические структуры реализуются на уровне логического единства как конструктивные приемы и средства усиления (В.В. Одинцов, «Стилистика текста»).

2. Оценочная концовка, содержащая оценку основных событий, фактов, содержашихся в тексте, или описанных предметов, явлений: До челяди пока руки не доходят (ст. о строительстве элитных подмосковных поселков в рамках национального проекта «Доступное жилье » «Новая газ.»).

3. Концовка с изменением временного плана, переключающее повествование об основных событиях из плана настоящего в план будущего или из прошлого в настоящее: А завтра снова в путь (из соч.).

4. Призывная концовка, завершающая сообщение призывом к какому-либо действию (физическому или психологическому): Приходите посмотреть качественное и интересное кино о жизни как она есть! («Парилка»).

5. Концовка в виде последнего действия или последнего сообщения, завершающая все предыдущие события, о которых рассказывал текст: Собрание приняло решение привести Дом кино в надлежащий вид, чтобы открыть сезон хотя бы 1 декабря («Новая газ.»).

6. Концовка с открытой перспективой повествованая, производящая впечатление недосказанности: продолжение как бы переносится в воображение читателя. Одна из примет — многоточие (или его можно предположить): Такие примирение и согласие означают для нации примирение и согласие с возможностью своего распада на людские атомы. Тогда от истории останутся одни нужные обычному человеку выходные, как от сыра — одни дырки. Но тогда и от России останется одна дыра... («Российская газ.»).

7. Проблемная концовка, оставляющая за читателем право подумать над поставленным вопросом или обдумать свое участие в предлагаемом действии: Да что там Дом кино, я слышал, что скоро очередь дойдет и до Дома ветеранов. Разве это не безнравственно? («Новая газ.»).

 


[1] Примеры заголовков заимствованы из ст.: Гусева Н.В. Типология заглавий коллективного творческого портрета как элемент анализа текста // Теория и практика современного процесса обучения высказыванию: межвузовский сборник науч. работ / науч. ред. проф. Г.Б. Вершинина. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008. С. 34 – 38.

[2] Примеры и их анализ заимствованы из ст.: Журавлева И.В. О влиянии фактора интенции на содержание и языковую природу творческого портрета персоналии // Теория и практика современного процесса обучения высказыванию: межвузовский сборник научных работ / науч. ред. Проф. Г.Б. Вершинина. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008. С. 38 – 44.

 

[3] Примеры на разные типы зачинов и концовок заимствованы из кн.: Литературное редактирование: учеб. пособие:/ Авт.-сост. Е.В. Коськина. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007, С. 119–122.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...