Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия и средства успешного семейного воспитания.




Совместная воспитательная работа школы и семьи.

 

«1»

Единство воспитательных воздействий школы, семьи.

Ведущим звеном в системе воспитания учащихся является школа. Помимо школы, воспитательную работу с детьми проводят внешкольные учреждения, спортивные общества, культурно-просветительские учреждения.

На основе принципа единства обучения и воспитания в современной школе сложилась определённая система работы школы, семья и общественности по воспитанию подрастающего поколения. Сочетанием двух форм воспитания (семейного и общественного) достигается всестороннее и гармоническое развитие личности ребёнка.

Для усиления воспитательной работы с детьми в семье, школе, во внешкольных учреждениях необходимо создание групп продлённого дня при малокомплектных школах, улучшение воспитательной работы по месту жительства, необходимо улучшать материально-бытовые условия в детских домах, школах-интернатах, шире привлекать к работе с детьми родителей, общественность, производственные коллективы. Необходимо поднять ответственность семьи за воспитание подрастающего поколения. Родители призваны, всемерно повышать авторитет школы и учителя, подготавливать детей к общественно полезной деятельности, приучать к порядку, дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья.

Повышение эффективности воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся со стороны семьи, школы.

Вырастить ребёнка здоровым, трудолюбивым, полезным обществу – дело нелёгкое, требующее от родителей большой затраты физических и душевных сил на протяжении многих лет. Отец и мать несут ответственность перед обществом за воспитание детей. Процесс воспитания детей в семье нельзя представить как нечто изолированное, он находится в тесном единстве с процессом воспитания и обучения детей в школе. Руководящая роль при этом возлагается на школу, которая призвана координировать воспитательные функции семьи и общественности.

Семья – социальный институт, в котором закладываются основы воспитания личности. Здесь ребёнок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются жизненные планы детей, нравственные идеалы.

В семье дети не только подражают своим близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень нравственной зрелости родителей, их идеалы имеют часто решающее значение в развитии подрастающего поколения.

А. С. Макаренко говорил: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания».

 

«2»

Задачи педагогического руководства семейным воспитанием:

1. Направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

2. Оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, и обучению детей.

3. Укреплять авторитет родителей в семье.

4. Помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях.

5. Тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.

В дошкольном возрасте главным видом деятельности ребёнка является игра, и родители помогают ему организовывать игру, подсказывают, как надо поступать в той или иной игровой ситуации.

С поступлением ребёнка в школу основным видом деятельности для него является учебная деятельность, и родители с помощью школы помогают первоклассникам в усвоении требований школы, в выполнении нового для них режима дня, приучают ребят к самостоятельности.

Задачи воспитания детей в семье разнообразны и направлены на всестороннее развитие подрастающего поколения.

В первые годы жизни ребёнка родители заботятся о его физическом развитии, организуют режим питания ребёнка в семье, обеспечивают санитарно-гигиенические условия для жизни и развития ребёнка. С ростом и развитием детей обращается внимание на их умственное развитие, развивается познавательная активность детей.

Семья постоянно интересуется участием своего ребёнка в ОПТ, организуемом в школе. Именно в семейном кругу учащиеся узнают о труде родителей на производстве.

6. Одной из ведущих задач воспитания детей в семье является нравственное воспитание. В совместном домашнем труде, в общении с близкими людьми у ребят формируется чувство долга, взаимопомощи, ответственность. Лучшим средством нравственного воспитания детей в семье является личный пример родителей, их взаимное уважение, забота друг о друге и детях. Если дети видят в семье красивые, чистые нравственные отношения, то, став взрослыми, они и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.

7. Семья имеет благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Эстетические чувства, взгляды и вкусы начинают формироваться у детей уже с первыми игрушками, которые им подарили взрослые.

Затем ребёнок познаёт прекрасное благодаря книгам. Слушая чтение родителей, ребёнок ещё в дошкольные годы познаёт красоту родного языка, разглядывая иллюстрации книги, он знакомится с графикой, живописью. Большую роль в эстетическом воспитании ребёнка в семье играет домашняя обстановка: чистая и уютная квартира, цветы, картины и т. п.

Велико также значение природы т. к. родители чаще, чем школа, могут устраивать прогулки в лес. Выходы в природу оставляют неизгладимый след в сознании ребёнка, впечатления от прогулок в природу в детстве остаются на всю жизнь.

 

«3»

Условия и средства успешного семейного воспитания.

Семья располагает большими возможностями для правильного воспитания своих детей. Но эти возможности не всегда умело реализуются.

1. Прежде всего, родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, уметь изучать своего ребёнка. Основной путь изучения детей в семье – это постоянное наблюдение за их поведением дома, в кругу товарищей, за отношением к учёбе. Нередко родители концентрируют своё внимание на недостатках детей, или только на их успехах. Такой подход к детям в семье приводит к ошибкам в их воспитании.

2. Изучение ребёнка в семье помогает организовать учитель начальных классов и классный руководитель. Выполнив рекомендации школы, родители лучше учат своего ребёнка, совместно с учителем или самостоятельно намечают методы педагогического воздействия.

3. Одним из условий успешного воспитания детей в семье является наличие строгого режима дня. При составлении режима дня надо учитывать возраст ребёнка и состояние его здоровья. Важно заботиться о полноценном сне, что обеспечивается строгим соблюдением времени, отведённого на сон, постоянным часом отхода ко сну и подъёма, соблюдением тишины во время сна ребёнка. После сна надо приучить ребёнка делать зарядку с последующими закаливающими процедурами. Гимнастика вводит организм ребёнка в деятельное состояние, способствует воспитанию воли и характера.

4. Особой упорядоченности в течение суток требует время на учебный труд. Младший школьник занимается: учебным трудом, бытовым трудом, самообслуживанием. Некоторые дети посещают ещё музыкальную школу, различные кружки и спортивные секции.

При распределении времени необходимо учитывать законы физиологии высшей нервной деятельности. Для занятий умственным трудом самые ценные – утренние часы. Второй подъём работоспособности – с 15 до 17 часов.

Режим дня только тогда будет выполнять функцию средства воспитания, когда ребёнок привыкнет сам распределять и контролировать время при выполнении всех режимных моментов. При этом за родителями остаётся контроль за качеством выполнения поручений, обязанностей ребёнка, но тактичный, не навязчивый.

Хорошим стимулом для ребёнка в выполнении режима дня является наличие чёткого распорядка жизни всей семьи и единство требований к ребёнку со стороны взрослых членов семьи.

5. Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести чтению. В семье рекомендуется с дошкольного возраста приучать ребёнка слушать чтение старших, пересказывать прочитанное, рассматривать вместе с ним иллюстрации, бережно хранить книги, постепенно накапливать книги и создавать свою библиотеку. В семьях должна существовать хорошая традиция – лучший подарок ребёнку в день рождения, к празднику, в честь успешного окончания учебного года – хорошая книга.

После того как ребёнок начал читать книги самостоятельно, контроль родителей должен быть за тем, как читается книга, как усваивается её содержание, какое место в книге вызвало переживания ребёнка. Такое внимание родителей к чтению поможет правильно формировать чувства и переживания ребёнка.

Если в семье любят книгу, проводят вечера совместных чтений или обмениваются суждениями по прочитанной книге, то можно с уверенностью сказать, что книга войдёт в жизнь маленького члена семьи.

6. Особенно следует обратить внимание родителей на взаимоотношения своих детей с товарищами. Правильно поступают те родители, которые интересуются друзьями своих детей. Знание товарищей и друзей своих детей помогает родителям лучше узнать и своих детей.

7. Единство требований, предъявляемых к детям со стороны семьи и школы, является условием эффективного воспитания детей. Ребёнок быстро разбирается в разноречивых требованиях и лавирует между требованиями родителей и требованиями школы.

8. Успех воспитания зависит также от того, как родители поощряют и наказывают детей. Поощрение и наказание применяются тогда, когда нужно показать, что ребёнок в воспитании тех или иных качеств личности успешно с этим справляется или, наоборот, не выполняет требований родителей и воспитателей. Как стимулировать детей за успехи в труде, как наказывать – по этому вопросу нет единых точек зрения. В. А. Сухомлинский считал, что в воспитании детей можно обойтись вообще без наказаний.

В теории и практике воспитания существует определённая точка зрения на поощрения и наказания:

1. Не следует физически наказывать детей.

2. Не поощрять детей материально.

3. Применять в семье такие этические средства поощрения, как одобрение, похвала, доверие.

4. Этическими средствами наказания могут быть: замечания родителей, временное лишение удовольствий и развлечений, лишение доверия родителей.

Поощрения и наказания со стороны родителей требуют большого такта и гуманного отношения к детям. Неправильное использование поощрений и наказаний в семье может создать трудности в воспитании детей и даже привести к ошибкам.

Трудности в воспитании детей в семьях появляются тогда, когда родители недостаточно осведомлены о педагогических основах семейного воспитания, когда родители допускают чрезмерный авторитаризм в семье или не верят в силы и возможности своего ребёнка.

Трудности возникают и тогда, когда родители не понимают всей ответственности за воспитание детей и перекладывают эту ответственность на школу, на учителей.

Предупредить ошибки в воспитании детей в семье может и должен учитель, классный руководитель, осуществляя комплексный подход к всестороннему воспитанию детей.

 

«4»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...