Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности административно-процессуального права




1. процессуальные нормы не систематизированы в рамках административно-правовой отрасли, но органично включены в рамки отдельных административно-правовых институтов;

2. процессуальные нормы вторичны по отношению к материальным;

3. разнообразие источников административно-процессуального права;

4. оно обслуживает материальные нормы многих отраслей права.

 

Вопрос 59

В целом административный процесс представляет собой систему производств, которые соотносятся с ним как категории общего и особого.

По функциональным признакам в структуре административного процесса могут быть выделены: а) производства, которые носят учредительный характер (производства по образованию государственных органов, субъектов предпринимательской деятельности); б) производства, которые имеют правотворческий характер (производства по отработке и принятию нормативных актов); в) правоохранительные производства (производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам граждан); г) правонаделяющие производства (производства по реализации контрольно-надзорных полномочий).

Выделяют обычное и ускоренное производства. При этом ускоренное производство (например, производство по делу об административном правонарушении) характеризуется упрощенной процессуальной регламентацией, минимальным количеством процессуальных актов, определенной "спрессованностью" стадий.

В общем виде при классификации по индивидуально-конкретным делам система административных производств, которые составляют структуру административного процесса, может быть представлена таким образом: 1) производство по отработке и принятию нормативных актов; 2) производство по принятию индивидуальных актов управления; 3) производство по обжалованию решений, действий или бездеятельности органов и должностных лиц, которые нарушают права граждан; 4) производство по обращениям граждан; 5) производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения; 6) производство по делам об административных правонарушениях; 7) дисциплинарное производство; 8) производство по реализации контрольно-надзорных полномочий; 9) регистрационно-разрешительное производство; 10) производство по приватизации государственного имущества; 1 ^делопроизводство.

 

Административный процесс имеет несколько конкретных вариантов своего выражения в практической деятельности исполнительных органов (должностных лиц). В зависимости от характера, схожести, однородности индивидуальных дел формируется понятие административного производства.

Административное производство - это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.

Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения и т.п. - все это виды административных производств. Следовательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств.

Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам:

а) процедурное производство;

б) юрисдикционное производство.

Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты. В их числе: преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел; юридически властное начало; урегулированность (однако в разной степени) административно-процессуальными нормами; административно-процессуальные отношения и принципы и т.п.

Вопрос 60

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

а) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе мер по обеспечению производства по такого рода делам;

б) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Следовательно, административно-процессуальная деятельность в своих основах регламентируется в общефедеральном масштабе. При этом соответствующие нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. административном), так и в судебном порядке.

акцент сделан на задачах производства, каковыми являются: а) своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; б) разрешение его в точном соответствии с законодательством; в) обеспечение исполнения вынесенного постановления; г) выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Четко определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события и состава административного правонарушения; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока давности привлечения к административной ответственности. Названные обстоятельства относятся как к физическим, так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении физических лиц, не достигших на момент совершения противоправных действий (бездействия) 16 лет или совершивших их в состоянии невменяемости или крайней необходимости. К таким обстоятельствам отнесена также смерть физического лица, в отношении которого ведется производство.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также если того требуют интересы обеспечения безопасности участников производства, членов их семей, их близких, наконец - защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выносится органом (должностным лицом), рассматривающим дело.

Участники производства

 

К их числу Кодекс об административных правонарушениях относит: лиц, в отношении которых ведется производство; потерпевших; законных представителей физических и юридических лиц; защитников и представителей потерпевшего; свидетелей; понятых; специалистов; экспертов; переводчиков.

лицо, которому инкриминируется совершение административного правонарушения, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката или иного лица, приглашенного им по выбору, выступать на родном языке и пользоваться при необходимости услугами переводчика, обжаловать вынесенное по делу постановление.

Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Законные представители физического лица - родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях.

Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим.

В таком качестве выступают руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, а защитник также с момента административного задержания физического лица.

Свидетель - любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

Понятой - привлекаемое к участию в производстве любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства. Число понятых должно быть не менее двух.

Специалист - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Вопрос 61

Административно-правовой спор - это выраженное в юридически значимых действиях разногласие между субъектами административного права по вопросу различно понимаемых прав и обязанностей и/или законности правовых актов управления.

Данное определение позволяет охватить две основные разновидности административных споров:

· Споры об объективном административном праве - споры, предметом которых является только законность правовых актов управления;

· Споры о субъективном административном праве, необходимым элементом предмета которых является вопрос о субъективных правах и обязанностях участников публичных правоотношений.

 

Нельзя не сказать о взгляде на административный спор, как разновидности социального конфликта, высказанного Н.Ю.Хаманевой2 и поддержанном А.Б.Зеленцовым2. В работах указанных авторов административно-правовой спор рассматривается как вариант юридического конфликта.

Существуют различные определения термина «конфликт». В наиболее обобщенном виде его можно представить как проявление объективных и субъективных противоречий, которые выражаются в противоборстве сторон.

Особенность юридического конфликта заключается в том, что он связан с исполнением (реализацией) либо нарушением тех или иных норм права и, соответственно, возникновением, прекращением или изменением правовых отношений между физическими или юридическими лицами1.

А.Б. Зеленцов, конструируя сущностную характеристику административно-правового конфликта, указывает на наличие родовидовых связей и подчиненный характер такого понятия, как административно-правовой спор понятию административно-правовой конфликт

По-мнению Е.Б. Лупарева!!!!!)), здесь допущена одна, но существенная неточность - конфликт, как правило, не может быть конструктивным по отношению к его субъектам. Другое дело, когда на одном из этапов развития конфликта стороны могут прийти к конструктивному решению, избегнув дальнейшей конфронтации. Спор не всегда связан с противоборством сторон, более того, некоторые авторы вообще определяют спор как разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем, то есть определяют его позитивную направленность, в то время как конфликт всегда имеет негативный фон развития4.

Вопрос 63

АДМИНИСТРАТИ́ВНАЯ ЮСТИ́ЦИЯ, система специальных судебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления — с другой. Административная юстиция представляет собой разновидность судебной деятельности, осуществляется с соблюдением основных элементов судебного разбирательства

 

Вопрос 63

Дисциплинарное производство – это регулируемая правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарное производство – это урегулированная правом деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение виновных к дисциплинарной ответственности.

Нормы о дисциплинарном производстве – это процессуальная форма, использование которой позволяет эффективно осуществить материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности, Это – составная часть административно-юрисдикционного, а значит, и юридического процесса. Поэтому общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности и иные действуют и здесь, но имеют большую специфику.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности милитаризованных служащих, обучающихся урегулирован административно-процессуальными нормами. В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил дисциплинарному производству посвящено около 30 статей. Среди действующих правовых актов вряд ли можно найти еще один, который бы столь детально регулировал процедуру наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.

Исходя из анализа действующих правовых норм, теоретических положений о стадиях процессуальной деятельности в рассматриваемом производстве можно различить 4 стадии:

1) служебное разбирательство (расследование);

2) рассмотрение дисциплинарного дела;

3) пересмотр дела;

4) исполнение наложенного взыскания.

На первой стадии выявляется, был ли совершен дисциплинарный проступок, виновно ли лицо, совершившее такие действия. На второй стадии на основе собранной информации руководитель издает приказ о наложении взыскания на виновного. Последний может приказ обжаловать; в случае подачи жалобы дело пересматривается. А наложенные и не отмененные взыскания должны быть исполнены.

Служебное разбирательство проводится либо самим командиром (начальником, руководителем), либо лицом, им уполномоченным. Это делается при наличии повода – поступлении информации о неправомерных действиях члена коллектива, обнаружении самим руководителем проступка. В ходе разбирательства устанавливается, было ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, степень вины его участников.

Действующее законодательство почти ничего не говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверка документов, замеры и т. д. Но во всех случаях у члена коллектива должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным – важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю.

Рассмотрев материалы дела, субъект дисциплинарной власти вправе:

• вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;

• ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами воздействия, которые не являются взысканиями;

• направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, профсоюзного комитета, студенческого совета и т. д.);

• наложить на виновного дисциплинарное взыскание;

• если руководитель, командир считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности (например, декан – ректору);

• при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. А студенты, аспиранты – не позднее одного месяца со дня обнаружения-проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее 6 месяцев со дня его совершения.

Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. А на военнослужащих; сотрудников милиции и некоторых иных милитаризованных служащих самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд на работу) могут налагаться устно.

Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме актов о наложении взысканий, на практике используются такие варианты:

• издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;

• одним специальным приказом привлекаются к ответственности несколько человек;

• в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;

• взыскание налагается решением коллегии.

Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях.

Приказ о наложении взыскания – одна из разновидностей административных актов. Он вступает в силу немедленно.

Как всякий административный акт, приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.

Изменить, отменить приказ могут его автор, вышестоящий руководитель и суд.

Член административного коллектива вправе подать жалобу на наложенное на него взыскание вышестоящему руководителю и в суд. В ст. 88 ДУ ВС сказано, что военнослужащий вправе подать жалобу на приказ, «в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания». Дисциплинарным уставом таможенной службы установлен более длительный срок обжалования: «...в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом, а по вопросам об увольнении – в месячный срок»*. Подача такой административной жалобы не приостанавливает исполнение приказа.

В дисциплинарных уставах и иных подобных актах обычно не говорится о праве члена устойчивого коллектива обратиться с жалобой в суд. Но такое право он, как и все граждане, имеет в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Кстати, в ст. 4 этого Закона прямо сказано: «Военнослужащий вправе...обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы».

И если практики обжалования в суд студентами приказов ректоров, можно сказать, нет, то суды уже рассмотрели много дел по жалобам военнослужащих, сотрудников милиции, работников таможенных органов на приказы своих командиров (начальников).

Вопрос 64

Исполнительное производство - законодательно установленный порядок принудительного исполнения решений судебных и других юрисдикционных органов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

 

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

 

Статья 5. Органы принудительного исполнения

 

1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

3. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.

 

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

 

1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

Статья 4. Судебные приставы

 

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

 

1. Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

2. Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

3. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Судебные приставы проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями.

5. Судебные приставы и иные должностные лица Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок ношения форменной одежды утверждается руководителем Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации (далее - главный судебный пристав Российской Федерации).

6. Судебным приставам присваиваются классные чины.

7. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации.

8. Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств, условия, порядок и пределы применения которых, в том числе для старшего судебного пристава и его заместителей, устанавливаются статьями 15, 17 и 18 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

 

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

 

1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью Федеральной службы судебных приставов;

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов;

в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее - совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов по розыску должника, его имущества или розыску ребенка;

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов……и т.д

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

 

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.

 

 

Вопрос 65

Специализированное управление промышленным и топливно-энергетическим комплексом страны осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ. Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации было утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438 (в действ. ред.).

Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, народных художественных промыслов;

функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;

функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

функции федерального органа по техническому регулированию.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Минпромторг России осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Энергетическим комплексом России управляет Министерство энергетики РФ, положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ 28 мая 2008 г. № 400 (в действ. ред.).

Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

Вопрос 66

Специализированным органом управления аграрным комплексом страны выступает Министерство сельского хозяйства РФ, действующее на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 12 июня 2008 г. № 450 (в действ. ред.). Оно осуществляет функции:

по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и среды их обитания, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;

по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;

по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти по селекционным

Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства лесного хозяйства.

Вопрос 67

Особенностью сферы строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства является то, что в ней занято большое количество строительных компаний, кредитных организаций и самих граждан, а управление в данной сфере находится преимущественно в компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Основное внимание федеральных органов исполнительной власти в современных условиях сосредоточено на реформировании жилищно-коммунальной сферы и на реализации государственной политики в промышленном и жилищном строительстве.

 

Градостроительный кодекс РФ устанавливает и разграничивает полномочия органов публичной власти, вводит единые прозрачные процедуры осуществления градостроительной деятельности (сроки, последствия, ответственность). При этом все конкретные градостроительные решения должны приниматься с учетом региональных и местных особенностей и интересов населения. Кодекс предусматривает требование о проведении обязательной государственной экспертизы проектной документации на объекты, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья граждан. Определены процедуры участия граждан в процессе осуществления градостроительной деятельности - при подготовке проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки. Таким образом, создаются условия для реального учета интересов граждан, проживающих на территории, при принятии градостроительных решений.

Жилищная сфера - одна из важнейших составных частей экономики России. Эта область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилой фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригодные для жилья.

Жилищная сфера - одна из важнейших составных частей экономики России. Эта область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилой фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригодные для жилья.

Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (автобусы, троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).

Принятие нового Жилищного кодекса РФ 2004 г. означает радикальную смену подходов в государственной политике по обеспечению граждан жильем. Главная задача - демонополизация рынка коммунальных услуг, создание в этой области конкурентной среды, организация системы контроля со стороны потребителей за ценообразованием, а также введение стандартов качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Кодексом предусмотрены случаи ответственности наймодателя (т.е. организации, которая непосредственно отвечает за предоставление коммунальных услуг) за неисполнение своих обязанностей, а также и за ненадлежащее, некачественное их исполнение.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

Росстрой осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации.

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), согласно Положению о нем, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.

Руководство деятельностью Спецстроя России осуществляет Президент. Спецстрой России подведомствен Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль его деятельности.

Вопрос 68

Правовые основы деятельности в области связи устанавливаются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"*(184). В соответствии с данным Федеральным законом на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции. Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Согласно данному закону отношения в области связи включают в себя отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, с использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях.

Таким образом, законом предусматриваются два основных вида связи: электросвязь и почтовая связь. Согласно данному закону электросвязь - это любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Правительством Российской Федерации определяется порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. Государственный надзор за деятельностью в области связи осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области связи и массовых коммуникаций, являются Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное агентство связи.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности в области связи.

Минкомсвязь России принимает такие нормативные правовые акты, как: требования к сетям связи в части задействования ресурсов нумерации; требования к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи; требования к оказанию услуг связи, в том числе универсальных; порядок присвоения нумерации выделенным сетям связи; порядок присвоения нумерации части технологической сети связи, присоединенной к сети связи общего пользования; порядок предоставления операторами связи служебной электросвязи; требования по эксплуатации средств почтовой связи, а также ряд других актов в сфере ведения.

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы*(188).

Вопрос 69

В настоящее время существуют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и внутренний водный), автомобильный, гражданская авиация, а также специальные виды транспорта.

Законодательной базой функционирования транспорта в Российской Федерации являются:

- железнодорожного транспорта: Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта";

- водного транспорта: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

- автомобильного транспорта: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и т.д

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Водный транспорт включает в себя внутренний водный транспорт и морской транспорт. Внутренний водный транспорт представляет собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации (естественных или искусственно созданных федеральных путях сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства). Морской транспорт - это производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на морских путях (между морскими портами Российской Федерации).

Автомобильный транспорт представляет собой производственно-технологический комплекс с входящими в него автотранспортными предприятиями и организациями, осуществляющими автомобильные перевозки. Автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно, к междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров, и к международным - перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории Российской Федерации.

Гражданская авиация - это авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к авиации общего назначения.

Гражданская авиация включает в себя организации и принадлежащее им имущество - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства.

Государственное управление в области транспорта осуществляют Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Вопрос 70

Финансовая область охватывает отношения, складывающиеся в процессе аккумуляции, распределения и использования государством денежных средств. Эта сфера является одной из наиболее централизованных, в ней обеспечивается единство всех компонентов финансовой системы (кредитной, налоговой систем и иных сегментов государственных финансов и финансового рынка).

Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно ст. 72 находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

 

Управление в области финансов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов ФНС России выдает разрешения на проведение всероссийских лотерей; свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а также свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом.

Федеральная служба осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; ФНС России ведет ряд учетов и реестров, например, учет всех налогоплательщиков, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков, единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей.

 

Вопрос 71

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" и другими законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с законом "Об охране окружающей среды" под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда, или природа, - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся такие полномочия, как обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации; координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия; установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы, а также ряд других.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство водных ресурсов, а также Федеральное агентство по недропользованию.

Вопрос 72

Торговля - это отрасль экономики и вид экономической деятельности, которые обеспечивают обращение товаров, обмен ими, их куплю-продажу, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставку, хранение и подготовку товаров к продаже.

Различаются следующие виды торговли: оптовая, розничная и развозная, разносная, посылочная и комиссионная. Оптовая торговля - это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством. Разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице. Посылочная торговля - розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений. Комиссионная торговля - розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами-комитентами, по договорам комиссии.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственное управление в данной области осуществляют Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и находящееся в его ведении Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Вопрос 73

Оборона является одной из важнейших функций государства. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации оборона находится в ведении Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "Об обороне" под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Отношения в области обороны регулируются Федеральным конституционным законом "О военном положении", Федеральными законами "Об обороне"; "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; "О воинской обязанности и военной службе"; "О статусе военнослужащих", "О гражданской обороне"; "О государственном оборонном заказе" и рядом других.

В целях обороны созданы Вооруженные Силы Российской Федерации, которые являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации, и основным элементом военной организации государства.

В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с законами и международными договорами Российской Федерации (в частности, для выполнения задач по борьбе с терроризмом).

Мобилизация и мобилизационная подготовка в Российской Федерации определяются Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", а также целым рядом подзаконных нормативных правовых актов. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики страны, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

В соответствии с федеральным законодательством под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Основными полномочиями по управлению в области обороны страны Конституцией, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом "Об обороне" наделен Президент Российской Федерации.

Вопрос 74

Безопасность в широком смысле определена Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности"*(241). В соответствии с этим Законом под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, правового, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; их взаимная ответственность по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

Систему национальной безопасности в широком смысле образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Обеспечение безопасности Российской Федерации включает в себя такие виды деятельности, как:

- выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

- выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;

- борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

- защита сведений, составляющих государственную тайну;

- осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки;

- обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц, а также ряд других.

Президент Российской Федерации возглавляет Совет безопасности Российской Федерации (ст. 83 Конституции); определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

К федеральным органам исполнительной власти, в функции которых входит непосредственно управление в области безопасности Российской Федерации, относятся: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Государственная фельдъегерская служба.

Вопрос 75

Государственное управление в области внутренних дел осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), а также подведомственная ему Федеральная миграционная служба (ФМС России).

Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации. МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России). МВД России имеет знамя, учреждаемое Президентом Российской Федерации.

Основными задачами МВД России являются:

- разработка общей стратегии государственной политики в области внутренних дел;

- совершенствование нормативно-правового регулирования в области внутренних дел;

- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

- организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

- обеспечение охраны общественного порядка;

- обеспечение безопасности дорожного движения*(254);

- организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

- организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

- управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (внутренние войска), организация их деятельности.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЛИЦИИ

Статья 1. Назначение полиции

 

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

 

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

 

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...