В результате изучения дисциплины «Административное право» 1 глава
Стр 1 из 10Следующая ⇒ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Краснодар 2012 г.
Авторы: Волкова В.В., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия (г. Краснодар), канд. юридических наук Таран О.А., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия (г. Краснодар) Рецензенты: Ембулаева Н.Ю., доцент кафедры теории государства и права ФГБОУ ВПО КубГАУ, канд. юридических наук Петренко Е.Г., доцент кафедры международного права СКФ ФБГОУВПО «РАП», канд. юридических наук
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция; квалификация (степень) – «бакалавр»
Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВПО Российская академия правосудия г. Краснодар (протокол № 12 от 31 августа 2012 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВПО Российская академия правосудия (протокол № 2 от 25 сентября 2012г.).
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов (квалификация (степень) – «бакалавр») и преподавателей юридического факультета в целях оказания помощи при подготовке к лекциям, семинарским (практическим) занятиям, к написанию курсовых работ, а также подготовке к экзамену по курсу «Административное право».
Комплекс содержит программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации, тематику контрольных, курсовых и дипломных работ, список рекомендуемой литературы, вопросы к экзамену.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административное право». – Краснодар, 2012.
© Российская академия правосудия, 2012. © Волкова В.В.,Таран О.А., 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4 Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………..... 9 Тематический план ……………………………………………………………..9 Программа курса…………………………………………………………………12 Планы семинарских (практически) занятий …………………………………. 21 Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя….... 97 Примеры для выполнения контрольных заданий. Критерии оценки итогового контрольного задания ……………………………………………………….101 Примерная тематика курсовых работ ……………………………………… 108 Примеры тестовых заданий ………………………………………………… 109 Литература……………………………………………………………………. 114 Вопросы для подготовки к экзамену …………………………………………123
ВВЕДЕНИЕ
Административное право является одной из ведущих отраслей права Российской Федерации. Его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами данной отрасли. Эта отрасль закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, определяет систему, структуру, а также принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Курс «Административное право» изучается в тесной связи с дисциплинами «Конституционное право», «Теория государства и права», «Трудовое право», «Гражданское процессуальное право».
Изучение курса «Административное право» в высших юридических учебных заведениях России предусмотрено государственным образовательным стандартом.
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (Далее - ООП): Дисциплина «Административное право» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
2. Цели и задачи дисциплины: Цель: – освоение обучающимися теоретического и нормативного содержания дисциплины, в рамках ее предметной области (наиболее важные правоотношения, закладывающие основы функционирования государства и общества, а также формирование на основе этих знаний, соответствующих умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности).
Задачи: - формирование понимания студентами роли административного права в правовой системе РФ; - уяснение основных проблем дисциплины, содержания основных административно-правовых институтов; - приобретение навыков правильно понимать и толковать законы и нормативные правовые акты, использовать теоретические знания на практике.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); – способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); – способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); – имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
– способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); – способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); – владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); – способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); – владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13); – владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности: – способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности: – способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); – способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); – способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); – способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); – способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); – владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности: – готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); – способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); – способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
– способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); – способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); в экспертно-консультационной деятельности: – готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); – способен толковать различные правовые акты (ПК-15); – способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: – способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); – способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); – способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). В результате изучения дисциплины «Административное право» обучающийся должен: Знать: - основные принципы и понятия науки административного права, а также специальную терминологию, применяемую в административном законодательстве; - понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; - структуру и систему административного права; - административно-правовой статус субъектов административного права; - административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти; - виды административных правонарушений; - понятие и основные черты административной ответственности; - способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти; - организацию государственного управления уметь: - правильно применять и толковать нормы административного права; - определять административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти; - анализировать и решать юридические проблемы в сфере административных правоотношений. Владеть (быть в состоянии продемонстрировать):
– юридической терминологией; – навыками работы с правовыми актами; – навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; – анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Тематический план (разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов) для студентов очной формы обучения
Программа курса Раздел 1. Сущность и основные институты административного права Тема 1. Административное право как отрасль правовой системы и как наука 1.1. Понятие и предмет административного права. Общая характеристика общественных отношений, регулируемых нормами административного права. 1.2. Исполнительная власть как самостоятельная ветвь государственной власти. 1.3. Государственное управление и исполнительная власть. Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления. Цели, задачи, функции и формы государственного управления на современном этапе развития РФ. 1.4. Метод административно-правового регулирования. 1.5. Система административного права. Общая и Особенная части; их основные институты, соотношение и взаимосвязь. 1.6. Отграничение административного права как самостоятельной отрасли правовой системы России от других отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, финансового, земельного, уголовного и др.). 1.7. Основные институты административного права. Система административного права. 1.8. История развития административного права России. Предмет науки административного права, основные этапы ее развития. Взгляды русских дореволюционных ученых (теории права, внутреннего управления, управленческого права, полицейского стояние науки административного права в России). Тема 2. Нормы административного права 2.1. Понятие, особенности и структура административно-правовых норм. 2.2. Критерии классификации и виды административно-правовых норм. Материальные и процессуальные административно-правовые нормы. Действие административно-правовых норм во времени и в пространстве. Основные способы реализации норм административного права. Тема 3. Источники административного права 3.1. Понятие, особенности и виды источников административного права. Федеральные нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Международно-правовые источники административного права. Нормативные административные договоры как источники административного права. Систематизация и кодификация норм административного права России. Состояние и перспективы. Тема 4. Административно-правовые отношения 4.1. Понятие, основные черты и виды административно-правовых отношений. Субъекты административно-правовых отношений: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица; граждане; коммерческие и некоммерческие организации. Административная правоспособность и дееспособность субъектов административно-правовых отношений. Особенности юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. 4.2. Особенности юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений. Раздел 2. Субъекты административного права Тема 5. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации 5.1. Понятие, признаки и структура административно-правового статуса гражданина. Виды административных прав и обязанностей граждан. Конституционные основы административно-правового статуса граждан. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти. Специальные административно-правовые статусы граждан: военнослужащие, инвалиды, члены многодетных семей и т.д. Роль органов исполнительной власти в реализации прав, свобод и обязанностей граждан. 5.2. Защита прав и свобод граждан от незаконных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Полномочия Президента РФ и органов, образуемых Президентом РФ, в сфере защиты прав и свобод граждан как субъектов административного права. Функции и компетенция управления по работе с обращениями граждан, Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека. 5.3. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в России. 5.4. Административный порядок рассмотрения обращений граждан органами исполнительной власти. Виды обращений граждан, порядок и сроки их подачи и рассмотрения. Проблемы законодательного регулирования административного порядка рассмотрения жалоб граждан. 5.5. Судебный порядок защиты прав граждан в сфере исполнительной власти. Роль конституционных судов в обеспечении конституционности нормативных административных правовых актов. Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов в рассмотрении споров граждан с органами государственной администрации. 5.6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Тема 6. Административно-правовой статус органов исполнительной власти 6.1. Понятие, признаки и элементы системы исполнительной власти в РФ. Понятие, характерные черты и виды органов исполнительной власти, принципы их организации и деятельности. Элементы правового статуса органов исполнительной власти как субъектов административного права. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации. Обеспечение единства системы органов исполнительной власти по Конституции РФ. Характерные черты компетенции органа исполнительной власти. 6.2. Правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти. Эволюция системы федеральных органов исполнительной власти в связи с проведением административной реформы в России. Тема 7. Федеральные органы исполнительной власти 7.1. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти: порядок образования, состав. Правовой статус и компетенция Правительства РФ. Организационные формы работы Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ; координационные и совещательные органы при Правительстве РФ. Взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и судебными органами. 7.2. Система федеральных органов исполнительной власти, распределение функций и полномочий между ними. Федеральные министерства: порядок образования, руководство, компетенция. Взаимоотношения федеральных министерств с федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в их ведении. Федеральные службы: порядок образования, руководство, компетенция. Федеральные агентства: порядок образования, руководство, компетенция. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Правовые основы их деятельности, виды, порядок образования и особенности размещения. Регламенты в деятельности федеральных органов исполнительной власти: их значение и регулятивные свойства. Тема 8. Органы исполнительной власти субъектов РФ 8.1. Общая характеристика системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Их правовой статус, виды органов. Высшее должностное лицо субъекта РФ: порядок замещения должности и компетенция. Правительство республики: порядок образования и компетенция. Органы исполнительной власти республики. Администрация области, края, автономной области, автономного округа: порядок образования и компетенция. Органы исполнительной власти области, края, автономной области, автономного округа. 8.2. Формы и методы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Порядок разрешения разногласий. Тема 9. Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты административного права. Общественные объединения как субъекты административного права 9.1. Понятие и признаки административной правосубъектности организаций. Правовые основы взаимоотношений организаций (государственных и негосударственных) с органами исполнительной власти. Общий административно-правовой статус организаций, их виды. 9.2. Административно-правовой статус государственных и муниципальных коммерческих организаций, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти. 9.3. Административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти. 9.4. Административно-правовой статус некоммерческих организаций, их права и обязанности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти. 9.5. Особенности административно-правового статуса общественных объединений и религиозных организаций. Тема 10. Государственная служба 10.1. Понятия «государственная служба», «государственный служащий», «государственная должность» и «должность государственной службы». Система государственной службы РФ. Принципы построения и функционирования государственной службы, их правовое закрепление. 10.2. Элементы правового статуса государственных служащих. Права и обязанности государственных служащих, запреты, связанные с гражданской службой. Классификация государственных служащих. Должностные лица как особая категория государственных служащих: понятие и признаки. 10.3. Поступление на государственную службу. Требования, предъявляемые к лицу при замещении должности государственной службы. Ограничения при поступлении на государственную службу. Способы замещения вакантных должностей государственной службы. Контрактная система поступления на государственную службу. Понятие, стороны, форма заключения, продолжительность и основные содержательные аспекты служебного контракта государственного гражданского служащего. 10.4. Прохождение государственной службы: назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания, аттестация, квалификационный экзамен, государственные гарантии. Прекращение государственно-служебных отношений: основания и последствия. 10.5. Поощрения и награждения за государственную службу. Административная, материальная и уголовная ответственность государственных служащих. Служебная дисциплина. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих. 10.6. Особенности правового регулирования государственной гражданской службы РФ. Раздел 3. Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти Тема 11. Формы и методы административно-правового регулирования 11.1. Правовые и неправовые формы административно-правового регулирования: понятие и виды. 11.2. Понятие и признаки акта государственного управления как правовой формы деятельности органа исполнительной власти. Административно-правовой акт и управленческое решение. Виды административно-правовых актов: акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления. Нормативные и индивидуальные акты. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам, и последствия их несоблюдения. 11.3. Юридическая сила административно-правовых актов. Действие административно-правовых актов: понятие, сферы, пределы. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления административно-правовых актов в силу. Прекращение и приостановление действия административно-правовых актов. Оспоримые и ничтожные акты как виды незаконных административно-правовых актов. Прекращение действия административно-правовых актов в административном и судебном порядке. Понятия «отмена акта», «признание акта недействующим», «признание акта недействительным», «аннулирование акта». Проблемы прекращения действия административно-правовых актов в судебном порядке. 11.4. Административный договор как правовая форма административно-правового регулирования: понятие и признаки. Индивидуальные и нормативные административные договоры. Тема 12. Административное принуждение 12.1. Административное принуждение как вид государственного принуждения, его характерные черты. Цели, основания и виды административного принуждения. Административно-предупредительные меры. Административно-пресекательные меры. 12.2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Меры административной ответственности. Тема 13. Административная ответственность 13.1. Общая характеристика административной ответственности, ее отличие от уголовной и дисциплинарной ответственности. Законодательное регулирование административной ответственности. Принципы административной ответственности. 13.2.Административное правонарушение: понятие, признаки и состав. Критерии отграничения административных правонарушений от смежных с ними уголовных преступлений. Формы вины. Вина физического лица и вина юридического лица. Субъекты административной ответственности. Административная ответственность физических лиц. Особенности административной ответственности несовершеннолетних, военнослужащих, должностных лиц и некоторых других категорий граждан РФ. Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства. Административная ответственность юридических лиц. 13.3. Виды административных наказаний и принципы их применения. Основные и дополнительные наказания. 13.4. Основания освобождения от административной ответственности. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Раздел 4. Административно-процессуальное право Тема 14. Административный процесс 14.1. Общая характеристика административного процесса и его видов. Административный процесс как вид юридического процесса и как необходимый элемент правоприменительной деятельности в сфере исполнительной власти. Основные концепции административного процесса в теории административного права. Понятие, характерные черты и принципы административного процесса. 14.2. Структура административного процесса. Соотношение понятий «административный процесс» и «административное производство». Виды административного процесса: административные процедуры, административная юрисдикция и административное судопроизводство, их соотношение и взаимосвязь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|