Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы студентов

КОЛЬЦОВ А.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Направление подготовки

034700.62 «Документоведение и архивоведение»

Профиль «Документоведение и документационное обеспечение управления»

Квалификация (степень)

Бакалавр

Курск


Рабочая программа учебной дисциплины «Методы научного познания» подготовлена Кольцовым Алексеем Александровичем, к.и.н., доцентом кафедры документоведения, государственного и муниципального управления

 

 

Рецензенты:

1. Комов Виктор Григорьевич, к.э.н., доцент

2. Дядин Олег Юрьевич, к.п.н., доцент

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Методы научного познания» утверждена на заседании кафедры документоведения, государственного и муниципального управления (Протокол № __ от «______» ________2011 г.).

 

 


Цели освоения дисциплины

Главной целью учебной дисциплины «Методы научного познания» является изучение, осмысление теоретических вопросов, связанных с сущностью методов научного познания.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Методы научного познания» относится к профессиональному циклу дисциплин и предлагается студентам для изучения во втором семестре. Она находится в логической взаимосвязи с такими учебными дисциплинами, как философия, русский язык и культура речи, социология, информатика знания по которым, приобретенные студентами в результате предшествующего их изучения, необходимы при освоении данной дисциплины.

3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-3 – способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества;

ОК-7 – способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-13 – способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ПК-2 – способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике;

ПК-9 – способностью применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности;

ПК-13 – способностью самостоятельно работать с различными источниками информации;

ПК-18 –владеть навыками составления библиографических и архивных обзоров;

ПК-20 – владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы.

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ – основные положения методологии и методики научного исследования; – методику работы с источниками; –технологию работы над рукописью научной работы; –общие требования по оформлению учебных научных работ.
УМЕТЬ – формулировать тему, концепцию, план исследования; – применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности; – анализировать источники информации и работать с научной литературой.
ВЛАДЕТЬ – методологией и методикой научного исследования; – методикой работы с источниками; – технологией работы над рукописью научной работы.
Быть компетентным – в понимании движущих сил и закономерностей исторического процесса, места личности в историческом процессе, политической организации общества; – в повышении своей квалификации и мастерства; – в анализе социально-значимых проблем и процессов; –в использовании теоретически знаний и методов исследования на практике; – в обобщении, анализе, восприятии информации, выборе цели и определении пути ее достижения; – в использовании теоретически знаний и методов исследования на практике; – в работе с различными источниками информации; – в составлении библиографических и архивных обзоров; – в использовании навыков реферирования и аннотирования научной литературы, навыков редакторской работы.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 72 часа

Аудиторные занятия 32 часа, в том числе интерактивных занятий 16 часов

Самостоятельная работа 40 часов

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
1.   Наука как составная часть духовной культуры               Р          
2.   Наука как знание и познание               Р          
  3. Общенаучные методы научного познания               Р          
Общая трудоемкость часы                               З        
з.е.   Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
                               

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Тема 1 Наука как составная часть духовной культуры Понятие «наука». Характеристика науки как вида деятельности. Классификация наук: социальные, естественные и технические, математические, синтетические. Функции науки в жизни общества. Культурно-мировоззренческая функция. Функция науки как непосредственной производительной силы. Функция науки как социальной силы. Наука и обыденное знание. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство. Наука и паранаучное знание.
Тема 2 Наука как знание и познание Научный факт как форма научного знания. Достоверность научного факта. Точность научного факта. Оценка получаемых фактов. Теоретическое истолкование полученных фактов. Внутренняя логика фактов. Научная проблема. Классификация проблем: фундаментальные и прикладные. Основные требования, выполнение которых необходимо при постановке научных проблем. Научная гипотеза. Научная теория. Научная картина мира. Субъект научного познания. Эмпиристская и рационалистическая концепции научного познания. Деятельность Лондонского научного общества. Философские воззрения И. Ньютона, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Ст. Миля. «Стандартная» концепция науки и ее критика. Научные открытия: закономерность и случайность. Случайные и неслучайные открытия.
Тема 3 Общенаучные методы научного познания Понятие метода научного познания. Общая характеристика метода научного познания. Базовое знание научного метода. Систематизация научных методов. Практические методы научного познания. Наблюдение. Измерение. Эксперимент. Логические методы обоснования научных знаний. Доказательство. Опровержение. Подтверждение. Возражение. Объяснение. Интерпретация. Оправдание. Вспомогательные операции при обосновании научных знаний. Обобщение и ограничение. Деление. Дефиниция. Эвристические методы научного познания. Логическая основа эвристических методов. Гипотетико-индуктивный метод. Моделирование. Идеализация. Мысленный эксперимент. Компьютерный эксперимент. Метод действия по образцам. Аксиоматизация и формализация. Методы принятия решений. Диалектическая логика как методология научного познания. Предмет диалектической логики. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие. Явление и сущность. Абстрактное и конкретное. Часть и целое. Системный подход.
       

Планы групповых занятий и образовательные технологии

«Круглый стол». Тема: Наука как составная часть духовной культуры

Цель: овладеть понятием «наука» и выявить ее место в системе общественных отношений

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «наука».

2. Функции науки в жизни общества.

3. Наука и обыденное знание.

4. Наука и философия.

5. Наука и религия.

6. Наука и искусство.

 

Темы рефератов:

1. Понятие «наука».

2. Функции науки в жизни общества.

3. Наука и обыденное знание.

4. Наука и философия.

5. Наука и религия.

6. Наука и искусство.

Образовательные технологии: интерактивная форма проведения занятия.

Задания для самостоятельной работы студентов

По конспекту лекций и рекомендованной литературе изучить следующие вопросы:

- классификация наук: социальные, естественные и технические, математические, синтетические;

- функции науки в жизни общества;

- наука и философия;

- наука и религия;

- наука и искусство.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат.

 

«Учебно-методическая конференция». Тема: Наука как знание и познание

Цель: привить способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Вопросы для обсуждения:

1. Научный факт как форма научного знания.

2. Научная проблема.

3. Научная гипотеза.

4. Научная теория.

5. Научная картина мира.

6. Субъект научного познания.

7. Эмпиристская концепция научного познания.

8. Рационалистическая концепция научного познания.

9. «Стандартная» концепция науки и ее критика.

10. Научные открытия: закономерность и случайность.

 

Темы рефератов:

1. Научный факт как форма научного знания.

2. Научная проблема.

3. Научная гипотеза.

4. Научная теория.

5. Научная картина мира.

6. Субъект научного познания.

7. Эмпиристская концепция научного познания.

8. Рационалистическая концепция научного познания.

9. «Стандартная» концепция науки и ее критика.

10. Научные открытия: закономерность и случайность.

Образовательные технологии: интерактивная форма проведения занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...