1.2. Особенности индивидуальной и массовой работы с детьми в научной библиотеке
Дети и подростки составляют особенную часть читателей научной библиотеки. Поэтому задача библиотеки, которая обслуживает и взрослых, и детей, непростая: суметь создать гармоничную и интересную среду развития и обучения ребенка через мотивацию к чтению, книгу как источника информации и привлечение нетрадиционных видов носителей информации. По словам Л. Ю. Масуновой, история показывает, как каждому поколению нужно защищать права личности. Что человечеству еще не известна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида. И лозунги о «счастливом детстве», не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями [4]. В целях обеспечения качественного библиотечного обслуживания каждого ребёнка, независимо от места его проживания или типа библиотечного учреждения, специалистами Российской государственной детской библиотеки был переработан и дополнен документ «Руководство по библиотечному обслуживанию детей в России» (далее Руководство). Данное Руководство предназначено для использования органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, библиотеками в вопросах формирования единого подхода к организации современного информационно-библиотечного обслуживания детей в России. Документ может применяться при создании модельных библиотек в регионах в рамках реализации Национального проекта «Культура». Руководство содержит основные принципы, нормативы и правила организации деятельности специализированных детских и других общедоступных библиотек, обслуживающих детей в Российской Федерации.
Руководство содержит базовые положения, которые при определенных условиях и требованиях могут уточняться применительно к конкретным библиотекам, изменяться и дополняться по мере выхода новых нормативно- правовых документов. В Руководстве определен минимум ресурсного обеспечения библиотек, обслуживающих детей, который рекомендуется соблюдать на всей территории Российской Федерации. В основе Руководства лежат законодательные и нормативные акты Российской Федерации и ряда её субъектов, а также общественно-профессиональные документы и документы неправительственных организаций, в том числе разработанные и принятые Российской библиотечной ассоциацией и Международной Федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (далее ИФЛА) [52]. 1. Общие положения Дети – особая категория граждан, приоритет интересов которой закреплен в ряде законодательных документов. Согласно Всеобщей декларации прав человека, дети имеют право на особую помощь и заботу. Государственную поддержку и защиту детства гарантирует Конституция Российской Федерации. Право детей на специализированное библиотечное обслуживание, связанное с психологическими и возрастными особенностями развития, зафиксировано в Федеральном законе «О библиотечном деле». В соответствии с его положениями государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания детей, как одной из наименее социально и экономически защищенных категорий населения. Приобщение детей к чтению является одним из приоритетных направлений в современной культурной и образовательной политике государства и необходимым условием формирования нового поколения российских граждан. Об этом свидетельствует ряд принятых документов: план основных мероприятий, проводимых в рамках Указа Президента Российской Федерации о Десятилетии детства (2018-2027 гг. ), Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
Дети нуждаются в специализированном информационно-библиотечном обслуживании, учитывающем психолого-педагогические закономерности и индивидуальные особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, и способствующем формированию у подрастающего поколения гражданских и духовно-нравственных ориентиров. Утвержденный Министерством культуры Российской Федерации «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» относит читателей детского возраста к особым группам пользователей, интересы которых должны быть приоритетны. При этом выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей возможно при наличии ресурсов (соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения), а также обязательном исследовании и учёте потребностей, интересов и пожеланий жителей обслуживаемой территории. Необходимым условием обслуживания детей в библиотеках является безопасность, комфорт, наличие свободного пространства для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга). В международном праве, согласно Руководству ИФЛА по библиотечному обслуживанию детей в возрасте 0–18 лет, Руководству ИФЛА по работе публичных библиотек, общедоступная библиотека также несёт особую ответственность за удовлетворение потребностей детей. Библиотечное обслуживание детей в максимальном объёме возможно в специализированных детских библиотеках, все ресурсы которых направлены исключительно на эту категорию пользователей. В том случае, когда обслуживание детей осуществляется в общедоступных библиотеках эти нормативы можно рассматривать в качестве ориентировочных. При этом общедоступным библиотекам, обслуживающим детей, следует предусмотреть: · обособленное помещение с отдельным входом (по возможности) с учётом норм шаговой (транспортной) доступности; · наличие комфортного и безопасного пространства для чтения, · получения информации, образования, общения и досуга;
· оснащение помещения и организацию обслуживания пользователей в соответствии с действующим законодательством в области детства, в т. ч. санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; · наличие фонда документов на различных носителях, а также соблюдение требований действующего законодательства, в т. ч. в области информационной безопасности, авторского права; зонирование фондов для взрослых и для детей; · адаптированный доступ к информационным и справочным ресурсам библиотеки, в т. ч. электронным (каталогам, сайту, навигации в помещении библиотеки и др. ); · наличие в штатном расписании единиц сотрудников по работе с детьми (заместитель директора, методист по работе с детьми и др. ); · повышение квалификации специалистов, работающих с детьми, и переподготовку кадров, не имеющих профессионального образования, в соответствии с профилем их деятельности (обслуживание пользователей детского возраста); · предоставление материалов и услуг (включая культурные программы), всем детям, проживающим на данной территории; · библиотечное обслуживание детей, проживающих в сельской местности, где нет библиотек, с помощью внестационарных пунктов выдачи, мобильных библиотек, учитывая приоритетность потребностей детского населения. Миссия библиотек, обслуживающих детей, – приобщение детей к чтению, ценностям мировой и отечественной культуры; удовлетворение потребностей в духовном и интеллектуальном росте, образовании и самообразовании; обеспечение равного доступа к информации; повышение цифровой грамотности. Основная цель библиотек, занимающихся обслуживанием детей, состоит в том, чтобы, используя все возможные ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, в соответствии с их индивидуальными, возрастными и иными особенностями. Реализация намеченной цели предполагает решение библиотеками, обслуживающими детей, следующих задач:
· обеспечение открытости библиотек и соблюдение равных прав и возможностей для всех детей; · обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме; · создание комфортных условий для социализации, приобщения к чтению, · самообразованию и самореализации каждого ребёнка; · достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребёнка, который необходим для обеспечения его интеллектуального, нравственного и эстетического развития; · создание условий, способствующих развитию у детей навыков медийно-информационной и цифровой грамотности; · внедрение современных технологий и практик во все направления библиотечной деятельности; · укрепление и регулярное обновление материально-технической базы библиотек; · выстраивание эффективной сети библиотек и развитие корпоративного взаимодействия. Библиотечно-информационное обслуживание детей является составной частью библиотечного обслуживания населения, оно опирается на сочетание традиционных и новейших информационных технологий в предоставлении услуг. Необходимо стремиться к тому, чтобы стандарты библиотечного обслуживания детей и качество услуг, доступных детям, не зависели от места их получения. Деятельность библиотек, обслуживающих детей, должна обеспечиваться гарантированным финансированием из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также привлекаемыми внебюджетными средствами и средствами от приносящей доход деятельности. Необходимо предусмотреть укрепление и сохранение уникальной сети специализированных детских библиотек, а также усиление роли центральных детских библиотек на уровне субъектов Российской Федерации как методических, координационных и исследовательских центров для всех библиотек региона, обслуживающих детей. Библиотеки, обслуживающие детей, активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов (в особенности со школьными библиотеками), а также другими учреждениями и организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации, приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры. Не являясь образовательными учреждениями, библиотеки могут выступать партнёрами учебных заведений, реализуя разнообразные проекты, как с целью поддержки образовательного процесса, так и с целью расширения вариативности форм дополнительного образования детей и взрослых, а также дополнительного профессионального образования.
Библиотеки, обслуживающие детей, при оказании услуг и выполнении работ (в рамках государственного и/или муниципального задания) должны базироваться на следующих принципах: · принцип соответствия действующему законодательству, нормативным и техническим требованиям Российской Федерации, а также этическим нормам; · принцип учёта психолого-педагогических закономерностей и индивидуальных особенностей развития ребенка на разных возрастных этапах (включая как одарённых детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья); · принцип доступности, согласно которому все дети должны иметь возможность читать лучшие детские книги и детскую периодику; · принцип активного участия детей в процессе библиотечно- информационного обслуживания; · принцип партнерства, межведомственной кооперации и координации усилий, прежде всего сфер образования, культуры, социальной защиты семьи, а также средств массовой информации; · принцип системного подхода. 2. Обслуживание пользователей детского возраста В соответствии с действующим законодательством, «все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами». Правом преимущественного бесплатного библиотечного обслуживания в общедоступных и специализированных детских библиотеках, а также библиотеках образовательных организаций обеспечиваются пользователи детского возраста. Обслуживание в библиотеках пользователей детского возраста регулируется действующим законодательством о персональных данных. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет могут стать пользователями библиотек по предъявлению документов, удостоверяющих личность их законных представителей. Основным контингентом специализированных детских библиотек являются дети от рождения до 14 лет включительно. Также пользователями детских библиотек могут быть родители (законные представители); учителя, воспитатели; физические и юридические лица, профессионально занимающиеся вопросами детского чтения, детской литературы и библиотечного обслуживания детей; иные граждане. Система обслуживания пользователей регулируется уставами специализированных детских библиотек и положениями библиотек — структурных подразделений общедоступных библиотек, а также правилами пользования библиотекой. В соответствии с принятым возрастным делением выделяются основные группы пользователей — дошкольного (включая ранний от 0 лет), младшего школьного, подросткового и юношеского возраста, родители (законные представители). Специалисты по детскому чтению и иные категории пользователей обслуживаются в соответствии с правилами пользования библиотекой для этих групп. При организации библиотечного обслуживания следует учитывать особые потребности пользователей библиотек, предоставляя: · детям с ограниченными возможностями здоровья – безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространству с использованием специальных ресурсов и технологий, возможности для их развития, а также социокультурной реабилитации и интеграции в общественную и культурную жизнь; · родителям с маленькими, в т. ч. грудными детьми — оборудованную комнату для игровой деятельности под наблюдением родителей либо специально подготовленного сотрудника; по возможности — изолированное место для кормления ребенка и осуществления гигиенических процедур; · детям и семьям с детьми, слабо владеющим русским языком, в т. ч. представителям национальных меньшинств — возможности для овладения русским языком и интеграции в социально-культурную и образовательную среду; документы на родном языке; · одарённым детям — содействие в самореализации и информационно- методическое сопровождение образовательного процесса. Отметим, что программы могут составляться по следующим видам занятий с детьми в научной библиотеке: · Литературные занятия, направленные на знакомство детей с произведением (произведениями) детской литературы. · Библиотечные занятия, направленные на усвоение детьми библиотечно-библиографических знаний, знакомство детей с содержанием и устройством работы библиотеки и т. д. · Литературные игры-квесты – тематические игры, в ходе которых при решении нескольких последовательных задач происходит актуализация ранее приобретенных детьми в ходе чтения художественных произведений знаний. · Познавательные игры-квесты – тематические игры, в ходе которых при решении нескольких последовательных задач происходит актуализация знаний, ранее приобретенных детьми в ходе чтения художественных и научно-познавательных произведений [40]. Таким образом, индивидуальное обслуживание и массовая работа с детьми в научной библиотеке – это творческая деятельность библиотекаря по удовлетворению запросов юных читателей, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с текстом. Этот процесс обеспечивает непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого ребёнка. Особенно важно закрепление данных основ работы с детьми в библиотеке на правовом уровне в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей в России» и применение этого документа в работе. О том, какими способами реализуется деятельность «Владимирской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького» по работе с детьми, речь пойдёт в следующей главе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|