Тема 6. Логические основы аргументации
ЛОГИКА Направление подготовки: 030200 – «Политология», Социология» Психология» Юриспруденция» Теология» Специальность подготовки: 030201 – «Политология» Социология» Психология» Юриспруденция» Теология»
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная
Тула, 2009г.
Рабочая программа составлена доцентом Погудиной Т.В. и утверждена на заседании кафедры философии Гуманитарного факультета Протокол № ___ от «____» _____________ 200 г.
Зав. кафедрой __________________ А.Г.Троегубов
Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры философии гуманитарного факультета протокол № ____ от «____» _____________ 200_г.
Зав. кафедрой ______________А.Г.Троегубов
I. Цели и задачи изучения дисциплины.
1. Познакомить студентов с наукой «логика». 2. Вызвать интерес к проблемам логического мышления. 3. Обратить внимание на возможность логического мышления в жизнедеятельности людей, на роль логики в процессе познания, в повышении культуры мышления в профессиональной деятельности. 4. Обучить навыкам применения логических законов, приемам и операциям на практике, в процессе рассуждения.
II. Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет и значение логики
1. Логика как наука о законах и формах мышления. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. 2. Логическая форма и логический закон. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. 3. Логика и язык. Функция языка. Естественный и искусственный языки. Язык как знаковая система. Аспекты языка: семантика, синтаксис, прагматика. 4. Теоретическое и практическое значение логики. Значение логики для науки и техники. Логика и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Роль логики в духовно-практических видах деятельности: спор, дискуссия, полемика, убеждение, проповедь, обмен мнениями и т.д.
абочая программа составлена доцентом Е.П.Завалишиным и обсуждена на заседании кафедры философии Гуманитарного факультета
Тема 2. Понятие
1. Понятие и отношения между понятиями.
2. Понятие как форма мышления. Логическая характеристика понятия. Объем и содержание понятия. Обобщение и ограничение понятий. 3. Виды понятий. Общие, единичные и «пустые». Собирательные и не собирательные. Конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и относительные. 4. Отношения между понятиями. Сравнимые и не сравнимые. Виды сравнимых: совместимые и несовместимые. Совместимые: равнозначные, перекрещивающиеся, подчиненные. Несовместимые: соподчиненные, противоположные, противоречащие. Анализ отношений между понятиями на кругах Эйлера.
4. Логические операции с понятиями: определение и деление понятий: Определение понятий. Задачи определения. Явные и неявные определения. Явные определения: определение через род и видовое отличие, генетическое. Неявные: контекстуальные, остенсивные. Реальные и номинальные определения. Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое. Классификация: естественная и искусственная. Правила и ошибки при делении.
Тема 3. Суждение
1. Суждение и его виды. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Структура суждения: субъект, предикат логическая связка, квантор. 2. Простые и сложные суждения. Простые суждения и их классификация: по объему субъекта, по содержанию предиката, по качеству связки. 3. Сложные суждения и их виды: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция, отрицание.
4. Модальность суждений. Основные виды модальностей: логическая, фактическая, эпистемическая, аксиологическая, деонтическая и другие.
Тема 4. Логика высказываний.
1. Табличное построение логики высказываний. Отношения между суждениями по значениям истинности. Табличные определения логических связок. «Логический квадрат». 2. Основные законы логики высказываний. Понятие о логическом законе. Основные законы логики: закон противоречия, закон тождества, закон исключенного третьего, закон контрапозиции, закон косвенного доказательства, законы двойного отрицания и другие.
Тема 5. Умозаключение
1. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения. Логическое следование. Логически необходимые и вероятностные умозаключения. Виды умозаключений: дедукция, индукция и аналогия. 2. Непосредственные и опосредованные выводы из суждений. Виды непосредственного умозаключения: превращение, обращение и противопоставление предикату, умозаключение по логическому квадрату. 3. Дедуктивные умозаключения и их виды. Простой категорический силлогизм, его состав, фигуры и модусы. Сложный и сокращенный силлогизм. 4. Дедуктивные умозаключения с выводами из сложных суждений: условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные умозаключения. 5. Индуктивные умозаключения. Понятие, структура и виды индуктивного умозаключения. Индукция и эмпирическое обобщение. Полная и неполная индукция. Виды полной индукции: популярная и научная. Вероятность популярной индукции. 6. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. 7. Умозаключение по аналогии и его виды: аналогия свойств и аналогия отношений. Ложная аналогия. Вероятность выводов по аналогии. Аналогия как основа моделирования.
Тема 6. Логические основы аргументации
1. Понятие доказательства и его структура. Определение доказательства. Структура: тезис доказательства, аргументы, связь тезиса с аргументами. Виды доказательств: прямые и косвенные. Виды косвенных доказательств: следствия, противоречащие фактам, внутренне противоречащие суждения.
2. Опровержение. Виды опровержения тезиса путем выведения из него ложных следствий, путем установления истинности антитезиса, опровержение аргументов, связи аргументов и тезиса. 3. Правила доказательного рассуждения и его ошибки. Формальная ошибка. Ошибки в отношении тезиса, в отношении аргументов и демонстрация. 4. Искусство спора. Общая характеристика. Дискуссия, полемика, софистика. Соблюдение требований логики в споре. Понятие о софизмах и логических парадоксах.
Тема 7. Формы развития знани я: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория.
1. Проблема и ее роль в познании. Понятие проблемной ситуации. Вопросно-ответные ситуации. Виды решений проблем. 2. Гипотеза и логические условия ее состоятельности. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Гипотетико-дедуктивный метод в науке. 3. Судебно-следственная версия. Условия отбора версий. Построение версии и способы ее подтверждения. Прямое и косвенное доказательство версии. 4. Теория как форма развития и систематизации знания. Разновидности теоретического знания. Роль логики в развитии, систематизации и обосновании научных знаний.
III. Распределение часов по семестрам и видам занятий.
Объем часов, отведенных учебным планом на освоение учебно-программного материала дисциплины – 110 (или 2,035 кредита), в том числе:
1) по очной форме для студентов специальности 040201 «Социология»
2) по очной форме для студентов специальности 030201 «Политология»
3) по очной форме для студентов специальности 030301 «Психология»
4) по очной форме для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»
5) по очной форме для студентов специальности 031901 «Теология»
6) по очно-заочной форме для студентов специальности 030301 «Психология»
7) по очно-заочной форме для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»
8) по заочной форме для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»
9) по заочной форме для студентов специальности 040201 «Социология»
IV Темы, выносимые на лекции
1) по очной форме для политологов и социологов
по очной форме для психологов
по очной форме для юристов
по очной форме для теологов
2) по очно-заочной форме
V. Индивидуальные занятия с преподавателем: Учебным планом не предусмотрены.
VI. Практические (семинарские) занятия:
Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык права. Суждение и норма.. (1) Тема 2. Понятие. Определение и классификация (4) Упражнения на определение содержания и объема понятий, на логические операции обобщения и ограничения понятий. Упражнения по определению видов понятий: единичных, общих, пустых, абстрактных, конкретных, положительных, отрицательных, соотносительных, безотносительных. Упражнения на соотношение между понятиями, на определение и деление понятий. Тема 3. Суждение. (4) Упражнения по определению видов понятий: сложных и простых. Упражнение на определение видов простых суждений. Упражнения по определению видов сложных суждений: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции, отрицания. Упражнения на определение логических отношений между суждениями (на основе «логического квадрата»), на определение модальности суждений. Тема 4. Логика высказываний. (2) Упражнения на отношения между суждениями по значениям истинности. Табличные определения логических связок. Упражнение на использование символической записи высказываний. Тема 5. Умозаключение. Дедукция, индукция, аналогия. (4) Упражнение на построение непосредственных умозаключений путем преобразования категорических суждений. Упражнения на дедуктивные умозаключения: категорический силлогизм, условные, разделительные умозаключения, на сложный и сокращенный силлогизм. Упражнения на индуктивные умозаключения по аналогии. Тема 6. Логические основы аргументации. (2) Упражнения на прямые и косвенные доказательства и опровержения, на определение ошибок в доказательстве, на использовании ложных аргументов. Вопросно-ответные ситуации.
VII. Лабораторные занятия Учебным планом не предусмотрены.
VIII. Курсовые (домашние) задания и самостоятельная работа студента.
1. При самостоятельной работе над темой «Понятие» студент должен усвоить, что такое понятие, что такое содержание и объем понятия и как они связаны между собой, знать виды понятий и отношения между ними. Для установления отношений между понятиями в целях наглядности следует использовать круги Эйлера. В теме «Понятие» следует изучить логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение и деление понятий. Логические операции обобщения и ограничения широко применяются в практике мышления: при переходе от понятия одного объема к понятию другого объема для уточнения предмета нашей мысли, 2. При самостоятельной работе над темой «Суждение» студент должен знать, что в процессе познания мира человек раскрывает связи между различными предметами и их признаками, отношения между предметами, утверждает или отрицает факт их существования, что отражается в мышлении в форме суждений. Студент должен уметь разбирать суждения, выявлять его структуру и вид, понимать, какие предложения являются суждениями. Студент должен разобраться, что такое распределенность термина, чтобы избежать ошибок в теме «Умозаключения». Очень много ошибок возникает при анализе и символической записи сложных суждений, при определении их истинности и ложности. Трудно усваиваемой темой для студентов является выявление отношений между простыми суждениями по смыслу и значениям истинности или ложности. Студент должен понять, что такие отношения устанавливаются только между суждениями, имеющими общий смысл. Установление между ними отношений и уяснение их истинности или ложности осуществляется по «логическому квадрату». 3. При самостоятельной работе над темой «Умозаключение» студент должен уяснить, что большую часть знаний человек получает в процессе их выведения из уже известных путем различного вида умозаключений. Студенту необходимо выяснить, что такое непосредственные умозаключения, отличать дедуктивные умозаключения от индуктивных, чем они отличаются друг от друга. При изучении дедуктивных умозаключений, прежде всего категорического силлогизма, необходимо четко запомнить общие правила силлогизма и правила каждой фигуры. Иначе студент не научится отличать правильные силлогизмы от неправильных. В условно-категорических умозаключениях он должен запомнить следующие важные правила: в утверждающем модусе мы идем от утверждения основания к утверждению следствия, а в отрицающем: от отрицания следствия к отрицанию основания. Здесь больше всего возникает ошибок. В теме «Индуктивные умозаключения» очень важно разобраться с научной индукцией и ее методами, помня о том, что они тоже дают вероятностное знание. Но поскольку они являются по своей логической структуре сложными рассуждениями, то здесь индуктивные обобщения строятся с участием дедуктивных выводов, что в значительной степени определяет обоснованность выводов. 4. При самостоятельном изучении темы «Логические основы аргументации» студент должен прежде всего разобраться с понятиями «аргументация» м доказательство, которое устанавливает истинность суждения на основе истинности других суждений. В процессе коммуникации возникает много сложных и спорных вопросов, которые можно разрешить только с помощью аргументации, то есть логического обоснования своего мнения. При этом следует обратить внимание, что обоснование может строиться как прямым, так и косвенным способом. Необходимо учиться обосновывать стою точку зрения, а не высказывать голословных, ничем не подтвержденных, суждений. Для этого надо понять, как строятся прямые и косвенные доказательства, знать правила и ошибки, которые бывают при доказательстве, в каких случаях лучше использовать те или иные виды аргументации. Кроме приемов доказательства искусство аргументации может строиться и на опровержении и критике, то есть разрушении ранее состоявшегося процесса аргументации. Причем критика может осуществляться как в явной, так и неявной форме, быть как конструктивной, так и деструктивной. И все это так же требует подготовки студента не только на занятиях с преподавателем, но и в процессе самостоятельной подготовки. Чтобы освоить все это студент должен делать соответствующие упражнения.
Темы контрольно-курсовых работ (ККР): 1 Предмет и значение логики. 2. Разделить объемы избранных понятий по одному из оснований. 3. Подберите суждения всех четырех видов и выполнить операции их преобразования путем противопоставления предикату. 4. Приведите примеры четырех видов суждений (A, I, E, O), раскрыть их логическую сторону, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, 5. Придумайте сложные суждения и дайте их символическую запись. 6. Приведите примеры для всех четырех фигур категорического силлогизма. 7. Подберите примеры всех видов дедуктивных умозаключений. 8. Приведите примеры полных и неполных индуктивных умозаключений. 9. Приведите пример прямого и косвенного доказательства. 10. Правила и ошибки в доказательстве. Рассмотрите на примерах
IX. Порядок проведения текущих и промежуточной аттестации. Шкалы оценок. 1. Дисциплина состоит из одной части, имеющей отчетность: - теоретический курс 1 семестр общим объемом 110 часов для студентов специальности 020200 «Политология» и 020300 «Социология», 60 часов для студентов специальности 030300 «Психология», 100 часов для студентов специальности 021100 «Юриспруденция», 90 часов для студентов специальности 020500 «Теология», 95 часов для студентов очно-заочной формы обучения специальности 030300 «Психология» завершающийся экзаменом или зачетом. 2. Данная часть оценивается по 100-бальной системе со следующим диапазонами баллов, соответствующих традиционным оценкам:
3. Бальная оценка по дисциплине определяется как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре (текущая успеваемость) и на экзамене или зачете (промежуточная аттестация). Максимальное количество баллов, которое может набрать студент по текущей успеваемости – 60 баллов, а на промежуточной аттестации – 40 баллов. 4. Общий балл по текущей успеваемости складывается из следующих составляющих: посещаемость: 15 баллов. выполнение заданий по дисциплине в течение семестра: 20 баллов. контрольные мероприятия первой половины семестра (к первой аттестации) – 10 баллов и второй половины семестра (ко второй аттестации – 20 баллов). 5. Студент, набравший по текущей успеваемости более 40 баллов может отказаться от промежуточной аттестации и получить оценку исходя из количества набранных баллов. 6. Промежуточная аттестация проводится по форме тестирования с последующим устным собеседованием. Максимальное число баллов, которое может получить студент на промежуточной аттестации, не превышает 39 баллов.
X. Библиографический список рекомендуемой литературы Основная литература 1. Гетманова, А. Д. Логика для юристов: учеб. пособие для вузов – М., 2008. 2. Ивлев Ю. В. Логика: учебник для вузов. – М., 2008. 3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юрид.вузов – М., 2007. Дополнительная литература 1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. Учебник. – М., 1997. 2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. Учебник для вузов. М., 1998. 3. Григорьев Б.В. Классическая логика. – М., 1996. 4. Ерина Е.Б. Логика. Учебное пособие – М., 2004. 5. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие – М., 1997. 6. Ивлев Ю.В. Логика – М., 2001. 7. Кириллов В.И., Орлов Г.А. Фокина Н.И. Упражнения по логике. –М., 2008 8. Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1997. 9. Никифоров А.Л. Книга по логике. – М., 2006. 10. Светлов В.С. Практическая логика. - Санкт-Петербург, 1995.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|