Шаг 1. Формирование комиссии. Шаг 2. Подготовка к проведению проверки. Шаг 3. Проведение проверки. Шаг 4. Оформление результатов инвентаризации
Шаг 1. Формирование комиссии Проводить проверку может постоянно действующая инвентаризационная комиссия или рабочая инвентаризационная комиссия (п. 2. 2 Методических указаний). Рабочие комиссии создают при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации в отношении всего имущества компании. Приказом можно утвердить состав как одной, так и нескольких комиссий. При небольшом объеме работ отдельную комиссию можно не создавать, а провести опись силами ревизионной комиссии, если она есть в компании. Состав определяет генеральный директор организации. В комиссию, как правило, включают: · сотрудников администрации; · специалистов бухгалтерской службы; · работников службы внутреннего аудита; · сотрудников технических, экономических, юридических подразделений – в зависимости от вида проверяемых активов. Материально ответственные лица в состав комиссии не входят, однако они обязаны присутствовать при проведении инвентаризации (п. п. 2. 8, 2. 10 Методических указаний). Шаг 2. Подготовка к проведению проверки Если объектом инвентаризации выступают матценности или денежные средства, то до начала проверки комиссия должна получить от материально ответственных лиц (п. 2. 4 Методических указаний): -приходные и расходные документы (отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств), которые еще не передавались в бухгалтерию. Их визирует председатель комиссии, делая надпись «до инвентаризации на «__» __________ 20__ г. »; -расписки о том, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие – списаны. Также на этом этапе необходимо подготовить бланки инвентаризационных описей. Можно разработать их самостоятельно или использовать унифицированные бланки (формы № ИНВ-1, ИНВ-3, ИНВ-4).
Шаг 3. Проведение проверки Инвентаризацию обязательно нужно проводить в присутствии материально ответственного лица (п. 2. 8 Методических указаний). Если установлена коллективная материальная ответственность, следует обеспечить присутствие всех членов бригады. Комиссия проверяет наличие, состояние и оценку имущества и обязательств компании (ч. 2 ст. 11 закона № 402-ФЗ, п. 26 Положения № 34н). При инвентаризации имущества – фактическое наличие запасов, основных средств, наличных денежных средств и так далее. Делают это путем натурального подсчета, взвешивания, обмера (п. п. 2. 7, 2. 8 Методических указаний). Кроме того, комиссия проверяет наличие и правильность оценки активов, не имеющих материально-вещественной формы (нематериальные активы, финансовые вложения и прочие) – путем сверки документов, подтверждающих права компании на эти активы, с данными учета (п. п. 3. 8, 3. 14, 3. 43 Методических указаний). Шаг 4. Оформление результатов инвентаризации Комиссия заносит в описи сведения о фактическом наличии проверяемых активов. В них же материально ответственные лица делают отметку о том, что проверка проведена в их присутствии (п. п. 2. 5, 2. 10 Методических указаний). По имуществу, при инвентаризации которого комиссия выявила отклонения от учетных данных, составляют Сличительную ведомость (п. 4. 1 Методических указаний). По итогам проверки проводят заседание инвентаризационной комиссии. Протокол составляют в свободной форме. Помимо процедурных моментов (время проведения, состав присутствующих) в документе фиксируют -предложения по зачету излишков и недостач в результате пересортицы на основании объяснений материально ответственного лица о причинах возникновения такой пересортицы;
-причины, по которым недостачи не были отнесены на виновных сотрудников; -данные об имуществе, подлежащем списанию или уценке, с указанием причин порчи и виновных лиц; -выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности матценностей; -суммы оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости запасов и так далее) либо указание на то, что резерв не создается ввиду отсутствия признаков снижения стоимости актива (в протоколе по итогам годовой инвентаризации). Протокол подписывают все члены комиссии. В форме № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» следует обобщить результаты проверки. Ведомость можно составить в произвольном виде. В документе необходимо отразить все выявленные излишки и недостачи, а также указать способ их урегулирования (п. 5. 6 Методических указаний). Допускается составление ведомости по итогам нескольких инвентаризаций, проведенных в течение отчетного периода. Можно детализировать ее вплоть до конкретных расхождений, указанных в сличительной ведомости. Ведомость учета результатов, вместе с протоколом заседания инвентаризационной комиссии передают на рассмотрение генеральному директору компании для принятия окончательного решения. Окончательное решение руководителя по итогам рассмотрения представленных документов фиксируют в приказе (п. 5. 4 Методических указаний). В нем необходимо также прописать порядок устранения расхождений, выявленных в ходе проверки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|