Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы научного исследования

 

План:

1. Классификация методов психолого-педагогического исследования.

2. Теоретические методы психолого-педагогического исследования.

3. Эмпирические методы исследования.

I

Э.И. Моносзон предлагает классифицировать методы исследования в соответствии с уровнем, на котором реализуется любое психолого-педагогическое исследование:

- эмпирический уровень – устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются закономерности;

- теоретический уровень – выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты;

- методологический уровень – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.

В.И. Загвязинский считает, что методы психолого-педагогического исследования могут быть сгруппированы по различным признакам:

- по назначению (в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования; в другом случае – методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.);

- по уровням проникновения в сущность изучаемых психолого-педагогических явлений (теоретические и эмпирические).

В.П. Давыдов условно выделяет группы:

- эмпирических методов исследования: наблюдение, беседа, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент и др.;

- теоретических методов: теоретический анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция, метод моделирования.

 

II

 

В любом психолого-педагогическом исследовании приоритет принадлежит использованию общенаучных логических методов познания, независимо от того, на теоретическом или эмпирическом уровне оно проводится. Опираясь на подходы, предложенные В.П. Кохановским, дадим краткую характеристику каждому из общенаучных логических методов познания:

1. Анализ – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Однако это узкое понимание метода анализа. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенденции. Особого внимания заслуживает характеристика анализа с позиции диалектики, где он рассматривается как специальный приём исследования явлений и выработки теоретических знаний об этих явлениях. Основная познавательная задача диалектического анализа состоит в том, чтобы из многообразия сторон изучаемого предмета выделить его сущность путём выделения и изучения сторон основного противоречия в предмете, обнаружить основу, связывающую все его стороны в единую целостность, и вывести на этой основе закономерность развивающегося целого. В педагогике анализ выступает как метод познания педагогической действительности. Анализ применяется как в реальной (практической), так и в мыслительной деятельности. Виды анализа:

- механическое расчленение;

- определение динамического состава;

- выявление форм взаимодействия элементов целого;

- нахождение причин явлений;

- выявление уровней знания и его структуры и т.п.

Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы – классификация и периодизация.

2. Синтез - реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое. При этом следует иметь в виду, что синтез – это не произвольное, эклектическое соединение «выдернутых» частей, «кусочков» целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Результат синтеза –совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

3. Абстрагирование – мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков (сл. С.И. Ожегова). В.П. Кохановский определяет абстракцию так:

А) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);

Б) процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование);

В) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле).

С помощью абстракции возникли все логические понятия. В. Гейзенберг указывал на ограниченность, присущую самой природе абстракции. Дело в том, что она даёт некую базисную структуру, «своего рода скелет», который мог бы обрести черты реальности, только если к нему присоединить много иных (а не только существенных деталей). Виды абстракций:

· Абстракция отождествления, в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых методов (от остальных свойств при этом отвлекаются). При этом на основе установления равенства предметов в данных свойствах или отношениях образуются соответствующие методам классы, осуществляется учёт тождественного в предметах и происходит абстрагирование от всех различий между ними.

· Изолирующая абстракция, акты так называемого «чистого отвлечения», когда выделяются определённые свойства и отношения, которые начинают рассматриваться как самостоятельные индивидуальные предметы (доброта, эмпатия и т.п.).

· Абстракция актуальной бесконечности в математике, когда бесконечные множества рассматриваются как конечные. Исследователь отвлекается от принципиальной невозможности зафиксировать и описать каждый элемент бесконечного множества, принимая такую задачу как решённую.

· Абстракция потенциальной осуществимости основана на том, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе математической деятельности.

Абстракции различаются также по уровням. Самым высоким уровнем абстракции характеризуются философские категории.

4. Конкретизация – не что иное, как мысленный процесс воссоздания определённого психолого-педагогического явления на основе ранее сделанных абстракций. Например, педагог использует абстракции «обучение», «воспитание», «преподавание», «учение», «восприятие», «осмысление», «запоминание», «практика» и т.п. в отношении к конкретному виду учебного занятия. Это означает, что он применяет в исследовании метод конкретизации, обогащает понятие новыми признаками, достигая единство многообразия, сочетания многих качественных характеристик предмета. Взаимосвязь абстрагирования и конкретизации обусловлена самим процессом познания. Как известно, он начинается с «живого созерцания», т.е. чувственного восприятия конкретного. Познавая конкретное, исследователь вычленяет отдельные свойства, признаки, изолирует их от других признаков предмета, создаёт одностороннее знание, абстракции. Так происходит движение «от живого созерцания к абстрактному мышлению». Но когда отдельные признаки, стороны предмета изучены, начинается новый этап в познании: движение от абстрактного к конкретному. Мышление исследователя конструирует из отдельных абстракций предмет в его целостном виде, т.е. как мысленное конкретно-действенное знание, дающее результатам исследования выход в широкую педпрактику. Восхождение от абстрактного к конкретному, направленное на воспроизведение развития и его источников (противоречий, внутренних факторов), принято выделять в отдельный метод диалектического познания – метод восхождения от абстрактного к конкретному.

 

5. Идеализация - это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Чаще всего она рассматривается как специфический вид абстрагирования. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый «идеализированный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов.Идеализированный объект выступает, в конечном счёте, как отражение реальных предметов и процессов.

 

6. Обобщение представляет собой, во-первых, процесс перехода от единичного к более общему знанию, установление общих свойств и признаков предметов, во-вторых, - результат этого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон, теория. По мнению С.И. Ожегова, обобщить – значит сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-либо. Обобщение тесно связано с абстрагированием. Два вида научных обобщение:

- выделение любых признаков (абстрактно-общее);

- выделение существенных признаков (конкретно-общее, т.е. закон).

По другому основанию можно выделить обобщения:

· индуктивное (от отдельных фактов к их выражению в мыслях);

· логическое (от одной мысли к другой, более общей мысли).

Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения. Обобщение не может быть беспредельным. Оно ограничено философскими категориями, которые не имеют родового понятия, и потому обобщить их нельзя.

7. Индукция – логический метод (приём) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. В словаре русского языка под индукцией понимается способ рассуждения, ведущий от частных фактов, положений к общим выводам. В.П. Кохановский выделяет следующие виды индуктивных обобщений:

· индукция популярная, когда регулярно повторяющиеся свойства, наблюдаемые у некоторых представителей изучаемого множества и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключения, переносятся на всех представителей изучаемого множества, в том числе и на неисследованные его части («все лебеди белые»). Однако полученное заключение часто оказывается ложным вследствие поспешного обобщения. Популярную индукцию нередко называют индукцией через перечисление случаев.

· Индукция неполная, когда на основании того, что n принадлежит некоторым представителям изучаемого множества, делается вывод о том, что всем представителям этого множества принадлежит свойство n. Например, некоторые металлы имеют свойства электропроводимости, значит, все металлы электропроводимы.

· Индукция полная, когда на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство n, делается заключение, что всем представителям данного множества принадлежит свойство n.

· Индукция научная, в которой, кроме формального обоснования полученного индуктивным путём обобщения, даётся содержательное дополнительное обоснование его истинности, в том числе с помощью дедукции (теорий, законов). Чтобы установить причинно-следственные связи между различными предметами и явлениями, применяют индуктивные методы установления причинных связей (Бэкон-Милль):

- метод единственного сходства: если наблюдаемые случаи какого-либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то оно и есть причина данного явления:

АВС abc

ADE ade А есть причина а

- метод единственного различия: если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это одно обстоятельство есть причина данного явления:

АВС abc

BC bc А есть причина а

- объединённый метод сходства и различия образуется как подтверждение полученного с помощью метода единственного сходства результата, к которому применён метод единственного различия. По сути, это комбинация данных методов.

- Метод сопутствующих изменений: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. При этом остальные предшествующие явления остаются неизменными:

Изменение А изменение а

В

Неизменные А есть причина а

С

8. Дедукция означает, во-первых, переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; во-вторых, процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и остановить не в меру разыгравшуюся фантазию.

9. Аналогия – метод научного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами. Умозаключение по аналогии – выводы, которые делаются на основании такого сходства. Аналогия не даёт достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это ещё не значит, что и заключение будет истинным. Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:

- были выведены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;

- эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;

- круг совпадающих признаков был как можно шире;

- учитывались не только сходство, но и различия, чтобы последние не перенести на другой объект.

10. Моделирование представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называется моделью. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.д. по характеру моделей выделяют:

- материальные (природные объекты, подчиняющиеся естественным законам – физики, математики и т.д. – модель самолёта);

- идеальные (знаковые) (схемы, графики, чертежи, формулы). К идеальному относят мысленное моделирование. Мысленное моделирование бывает:

· наглядное: производится на базе представлений исследователя о реальном объекте при помощи создания наглядной модели. Наглядное моделирование может быть в свою очередь гипотетическое (закладывается в гипотезе о закономерностях протекания процессов в реальном объекте), аналоговое (основывается на применении аналогий различного уровня) и макетированное (связано с созданием макета реального объекта в определённом масштабе и его изучение);

· символическое: искусственный процесс создания логического объекта, который замещает реальный и выражает его основные свойства с помощью определённой системы знаков и символов. Символическое моделирование принято подразделять на языковое (описательное) и знаковое (графическое).

· Математическое: основано на описании реального объекта с помощью математического аппарата. В настоящее время широкое распространение получил такой его вид как компьютерное моделирование объектов.

 

III

 

I.Наблюдение – это метод изучения особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определённой ситуации или среде. Метод наблюдения базируется на двух основных принципах:

- пассивности субъекта познания, т.е. когда наблюдатель не вмешивается в изучаемые процессы с целью естественности их течения;

- непосредственности восприятия, т.е. ограничения возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени.

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

- целенаправленностью;

- систематичностью;

- аналитичностью;

- регистрацией результатов;

- оперированием системой однозначных понятий (специальные термины, способствующие чёткому обозначению наблюдаемого материала).

Метод наблюдения имеет свои сильные и слабые стороны:

 

«+» «-«
1.Богатство собираемых сведений. 2.Сохранена естественность условий деятельности. 3.Допустимо использование разнообразных технических средств. 4.Необязательно получение предварительного соглашения испытуемых. 1.Субъективность. 2.невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений. 3.Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени.

Классификация наблюдений:

1. По степени вовлечённости исследователя в изучаемую среду:

- включённое, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

- стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нём наблюдателя.

2. По характеру взаимодействия с объектом:

- скрытое, при котором люди не знают, что за ними наблюдают;

- открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении;

3. В зависимости от объекта наблюдений:

- внешнее, за поведением других людей;

- интроспекция, т.е. самонаблюдение.

4. По времени исследования:

- однократное, единичное;

- периодическое, осуществляемое в течение определённых промежутков времени;

- лонгитюдное, характеризующееся особой протяжённостью.

5. По характеру восприятия:

- сплошное, когда исследователь обращает внимание в равной степени на все доступные ему объекты;

- выборочное.

6. По степени стандартизированности процедур:

- свободное или поисковое наблюдение;

- структурированное или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы.

7. По характеру регистрации данных:

- констатирующее;

- оценивающее.

Этапы научного наблюдения:

1. Определение цели наблюдения.

2. Выбор объекта исследований.

3. Уточнение предмета исследования.

4. Планирование ситуаций наблюдения.

5. Подбор способа наблюдения (как наблюдать?).

6. Установление продолжительности наблюдения.

7. Выбор способов регистрации исследуемого материала.

8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения.

9. Осуществление сеанса предварительного наблюдения.

10. Исправление программы наблюдения.

11. Этап проведения наблюдения.

12. Обработка и интерпретация полученной информации.

 

Типичные ошибки исследователей, применяющих наблюдение:

- стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь иногда неосознанно игнорирует всё, что может ей противоречить;

- смешивание главного и второстепенного, случайного и закономерного в процессе наблюдений;

- преждевременность обобщений и выводов;

- акцентирование внимания наблюдателя на противоположных себе чертах характера или формах поведения наблюдаемых;

- определяющее внимание на итоги наблюдения первого впечатления о человеке или группе;

- непринятие во внимание возможных мотивов действий, самочувствия наблюдаемых, значимых изменений условий ситуаций.

 

II. Эксперимент – ведущий метод научного познания, направленный на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определённых явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент – активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство учёного в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет ответить нам на вопросы «Как? Каким образом нечто происходит?», то эксперимент даёт возможность найти ответ на вопрос другого рода – «Почему это происходит?».

Одно из основных понятий при описании эксперимента – переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено. Экспериментатор манипулирует переменными, тогда как наблюдатель ждёт, пока возникнет то изменение, что экспериментатор производит по своему усмотрению.

Виды переменных:

· независимая – это та, которую изменяет экспериментатор;

· зависимая – фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной;

· промежуточные – неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга (стресс, усталость, интерес к работе и др.);

· контролируемые – те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться.

В науке различают два плана проведения эксперимента:

- традиционный, где меняется только одна независимая переменная;

- факторный, где меняется одновременно несколько независимых переменных.

Одним из главных понятий эксперимента является гипотеза – так называют научное предположение, которое необходимо проверить. В науке выделяют три разновидности гипотез:

1) о наличии феноменов;

2) о наличии связи между феноменами;

3) о существовании причинно-следственной связи феноменов (гипотезы данного вида считаются собственно экспериментальными).

Обычно в эксперименте участвуют две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная.

Виды экспериментов:

1. Лабораторный:

- проводится в специально организованных условиях;

- применяются обычно технические средства и спецаппаратура;

- действия испытуемых полностью определяются инструкциями.

«+» «-«
1.обеспечивается высокая точность результатов. 2.создаются оптимальные условия для исследований каких-либо явлений. 3.осуществляется почти полный контроль за всеми переменными. 4.возможны повторные исследования в аналогичных условиях. 1.условия деятельности испытуемых не соответствуют реальным. 2.испытуемые знают, что они являются объектами исследований.

2. Естественный:

- проводится в реальных условиях.

По характеру действий исследователя различают констатирующий и формирующий эксперименты

В зависимости от степени разработанности проблемы выделяют эксперименты:

· поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области;

· уточняющие, целью которых является определение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона;

· критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами;

· воспроизводящие, предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надёжности и объективности полученных ими результатов.

 

Этапы экспериментального исследования:

1. Теоретический этап: определение темы исследования, постановка проблемы, изучение литературы, выбор объекта, предмета, формулирование гипотезы.

2. Подготовительный этап: составление программы эксперимента.

Экспериментальный этап.

4. Интерпретационный этап: формулирование выводов, подтверждение или опровержение гипотезы.

 

Квазиэксперимент

На практике не всегда оказывается возможным проведение экспериментального исследования с полным соблюдением предписанных требований к его «чистоте». В тех случаях, когда «строгий эксперимент» становится по тем или иным причинам невыполнимым, организуется квазиэксперимент («мнимый», «как будто»)– исследовательский метод, направленный на установление причинно-следственной зависимости переменных, но отличающийся от эксперимента снижением уровня требований к процедуре отбора испытуемых или недостаточностью контроля за независимой переменной и побочными факторами.

Типы квазиэксперимента:

1. Использование в качестве экспериментальной и контрольной неэквивалентных по составу групп.

2. Применение одинакового экспериментального воздействия к группам, отличающимся друг от друга определённым параметром.

3. Осуществление формирующего исследования в условиях, не позволяющих достичь полного контроля за посторонними факторами.

4. Исследования типа ex-post-facto. Экспериментатор сам не производит непосредственного воздействия. В качестве независимой переменной используется какое-то реальное событие из жизни испытуемого (пережитая катастрофа и др.).

 

III. Тестирование – стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий путём сравнения этих различий с заранее заданными стандартами.

Ключевое понятие в определении теста является стандартизированность:

1. Это обозначение однообразия требований ко всем условиям тестирования и инструкциям по его проведению и обработке результатов.

2. Стандартизированностью называют перевод первичных («сырых») тестовых баллов, отражающих количество выполненных заданий, в более обобщённую шкалу, характеризующую степень индивидуальной выраженности данного психического свойства или функции.

Характеристики теста:

· ретестовая надёжность, определяемая при повторном обследовании тестом одних и тех же лиц;

· надёжность частей теста, которая характеризует степень однородности всех его заданий;

· надёжность параллельных форм, напоминающие набор заданий, сходных по содержанию, но различных по фоме.

Классификация тестов:

1. По особенностям интерпретации выполнения теста:

- ориентированные на статистическую норму (методы математической статистики);

- критериально-ориентированные.

2. По предмету измерения:

- тесты интеллекта;

- способностей;

- достижений;

- личности;

- межличностные.

3. По характеру тестовых заданий:

- вербальные (тесты в словесной форме);

- образные (рисунки, схемы);

- практические (манипулирование предметами);

- комбинированные.

4. По форме предъявления заданий:

- бланковые (бумага и карандаш);

- аппаратурные;

- рисуночные;

- устные.

5. По количеству испытуемых:

- индивидуальные;

- групповые.

6. По времени выполнения:

- тесты-скорости;

- тесты-результативности.

 

Личностные опросники

 

Это методики, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Задача испытуемого – дать письменные или устные ответы, сообщить информацию о себе. Выразить отношение, сформулировать мнение. По своей сути, опросники предполагают осуществление испытуемым субъективного самоотчёта.

 

IV. Проективные методики – осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Классификации методик, основанных на принципе проекции:

1. Методика структурирования.

2. Методика конструирования, т.е. из частей создать целое.

3. Методика интерпретаций – истолкование событий.

4. Методика дополнений (завершить фразу, историю).

5. Методика катарсиса, т.е. самовыражения в условиях напряжённого творчества.

6. Методика импрессии – требует выбор, отдать предпочтение.

7. Графический метод (рисунок).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...