Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История международного валютного фонда

Международный валютный фонд: история создания и деятельность

Сюжет:

Отставка главы МВФ. Реакция, комментарии (35)

10:2620.05.2011

© novosti.err.ee

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно‑финансовой политики стран‑членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно‑финансовой политики стран‑членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Решение о создании МВФ было принято 44 государствами на конференции по валютно‑финансовым вопросам, прошедшей в Бреттон‑Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 года. 27 декабря 1945 года 29 государств подписали устав фонда. Уставной капитал составил 7,6 млрд. долл. Первые финансовые операции МВФ начал 1 марта 1947 года.

Членами МВФ являются 184 государства.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме "специальных прав заимствования" (СПЗ). СПЗ – система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах – СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США.

Финансовые ресурсы фонда формируются главным образом за счет подписки ("квот") государств‑членов МВФ, общая сумма которой в настоящее время составляет около 293 млрд. долл. США. Квоты определяются, исходя из относительных размеров экономики государств‑членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны‑члены. Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам‑членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства‑члена.

Россия подписала соглашение о вступлении в МВФ на правах ассоциированного члена 5 октября 1991 года, а 1 июня 1992 года официально стала 165‑м членом МВФ, подписав Устав фонда.

31 января 2005 года Россия полностью погасила долг перед Международным валютным фондом, осуществив платеж в размере 2,19 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ), что эквивалентно 3,33 млрд. долларов. Таким образом Россия сэкономила 204 млн. долларов, которые она должна была выплатить в случае погашения долга перед МВФ по графику до 2008 года.

Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором представлены все страны‑члены. Совет проводит свои заседания ежегодно.

Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 исполнительных директоров. Пять крупнейших акционеров МВФ (США, Великобритания, Германия, Франция и Япония), а также Россия, Китай и Саудовская Аравия, имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок группами стран.

Исполнительным советом избирается директор‑распорядитель. Директор‑распорядитель является председателем Совета и главой персонала МВФ. Он назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания.

Согласно существующей между США и странами ЕС договоренности, МВФ традиционно возглавляют западноевропейские экономисты, тогда как председателя Всемирного банка выбирают США. С 2007 года процедура выдвижения кандидатов была изменена – любой из 24 членов совета директоров получил возможность выдвинуть кандидата на пост директора‑распорядителя, причем он может быть из любой страны‑члена фонда.

Первым директором‑распорядителем МВФ был Камиль Гутт, бельгийский экономист и политик, экс‑министр финансов, который возглавлял Фонд с мая 1946 по май 1951 года.

В ноябре 2007 года МВФ возглавил француз Доминик Стросс-Кан.

19 мая 2011 г. стало известно, что Стросс-Кан проинформировал руководство организации о намерении покинуть свой пост в связи с ведущимся в отношении него уголовным расследованием. Доминика Стросс-Кана задержали 14 мая в Нью-Йорке на борту самолета за 10 минут до вылета в Париж на основании заявления горничной гостиницы Sofitel возле Таймс-Сквер, обратившейся в полицию с жалобой на сексуальное насилие со стороны высокопоставленного постояльца.

До избрания нового руководителя фонда временно исполнять обязанности главы МВФ будет первый заместитель главы МВФ Джон Липски.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

. РОССИЯ И МВФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

По состоянию на 2014 год деятельность международных финансовых организаций активно и динамично развивается для целей формирования эффективной системы международного кредитования, оказания помощи как развитым, так и развивающимся странам, поддержания их стабильности и, в целом, стабильного положения мировой экономики. Существенна роль при этом Международного валютного фонда, который обеспечивает посткризисное развитие экономик как развитых, так и развивающихся государств. Этим и определен интерес к выбранной теме исследования.

Цель работы - выявить особенности истории и современного сотрудничества России и Международного валютного фонда (МВФ).

Объект в работе - сотрудничество России и МВФ.

Предмет - исторические особенности и современные реалии.

К основным задачам работы следует отнести:

-представить основы истории создания МВФ;

-определение современного состояния сотрудничества России и МВФ;

Практическая значимость изучения данной темы заключается в том, что полученные в ходе написания результаты, выводы позволяют сделать общий вывод о сложившейся ситуации во внешнеэкономической деятельности России в аспекте взаимоотношений с международными финансовыми организациями на примере МВФ, выявить наиболее перспективные и наиболее проблемные сферы, определить наиболее оптимальные пути решения сложившихся проблем.

 

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

 

На рынке международного кредитования одной из наиболее значимых организаций является Международный валютный фонд (МВФ), который был учрежден в мае 1946 года 39 странами, в дальнейшем участники организации расширились и по состоянию на 2014 год в состав МВФ входит 188 государств.

Идея создания МВФ была предложена Гарри Дестером Уайтом и Джоном Мейнардом Кейнсом ввиду воздействия на экономики стран мира кризиса 30-х годов (Великой депрессии 30-х). По замыслу создателей эта организация должна была влиять на развитие глобальных экономических процессов в мире и в отдельных странах. Инструментами воздействия на эти процессы должны были стать свободная конвертация валют на основе их приравнивания друг к другу и взаимного обмена по официально согласованному курсу на базе валютных паритетов, выраженных в золоте и долларах США.

История МВФ имеет тесную связь с Ямайским соглашением. В январе 1976 г. Ямайское соглашение определило контуры новой международной валютной системы, известной под образным названием «коктейля из ямайского рома».

Участники Ямайского соглашения - страны - члены МВФ.

Время проведения - 1976 год

Место проведения - Ямайка

Основная цель - устранение кризиса бреттонвудской системы.

Сегодня одна из задач МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы международных расчетов и системы обменных курсов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести финансовые операции между собой. Эта система крайне важна для поддержания устойчивого экономического роста стран, повышения уровня жизни и сокращения бедности населения.

Cтатья I Статей соглашения устанавливает следующие задачи МВФ:

·способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества

·способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли

·содействовать стабильности валют

·оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов

·предоставление ресурсов (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса.

Основные функции МВФ представлены на Рисунке 1.

 

Рис. 1. Общие функции МВФ

 

Помимо общих функций МВФ выполняет и специфические, представленные на Рисунке 2.

 

Рис. 2. Специфические функции международных финансовых организаций в рамках системы международного кредитования

 

В качестве вывода важно отметить, что роль МВФ существенна в обеспечении стабильности экономики на основе оказания финансовой помощи странам мира, как развитым, так и развивающимся. Важно отметить, что МВФ активно сотрудничает с Россией.

внешнеэкономический международный валютный россия

РОССИЯ И МВФ

 

В 90-е годы роль внешнеэкономических связей в экономике России имела тенденцию к повышению. В это время Россия начинает сотрудничество с такими организациями, как МВФ, МБРР и становится членом тогда еще «Большой Семерки».

Россия является членом МВФ с мая 1992 г. Российская квота составляла 5,95 млрд. СДР (около 8 млрд. долл.) Или 2,74% от общего числа голосов в фонде (десятое место после семерки индустриальных стран, КНР и Саудовской Аравии).

Управляющий от российской федерации в МВФ - А.Г. Силуанов, а глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина стала заместителем управляющего от России в Международном валютном фонде, сменив на этом посту Сергея Игнатьева. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин

С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.

В июле 1992 г. Россия получила первый кредит стэнд-бай - около 1млрд. долл. В июне 1993 г. И в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд. долл. Каждый, а в апреле 1995 г. - кредит стэнд-бай в объеме 6,8 млрд. Долл. США.

В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд. долл. США на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории фонда), из которого было использовано 5,8 млрд. долл. США.

В июле 1998 г. в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (около 2,5 млрд. Долл. США), однако вследствие августовского кризиса того же года кредитование было приостановлено. В июле 1999 г. МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 4,5 млрд. Долл. США, первый и последний транш которого (640 млн. Долл. США) был получен в том же месяце.

Далее интересно изучить особенности взаимоотношений России с МВФ при В.В. Путине28. При Путине отношения с МВФ принципиально изменились в сторону лояльности. В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с МВФ, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.

С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед фондом сократилась к 2004 г. До 5,1 млрд. Долл. США. В январе 2005 г. В соответствии с положениями устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, российская федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. Долл. США), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией. Высвободившиеся в результате выплаты российского долга средства могут быть использованы фондом на цели содействия нуждающимся странам.

В настоящее время Россия на постоянной основе участвует в плане финансовых операций МВФ. Совет директоров фонда положительно оценивает экономический курс России.

В настоящее время Россия на постоянной основе участвует в плане финансовых операций МВФ. Совет директоров фонда положительно оценивает экономический курс России.

 

Рис. 3. Перспективы экономики России по прогнозу МВФ

 

Рис. 4. Динамика ряда показателей по прогнозам МВФ

 

В среднесрочной перспективе предполагается дальнейшее совершенствование сотрудничества Росси и МВФ. Вообще, МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия: Россия регулярно предоставляет МВФ текущую информацию об экономической ситуации. Прогнозы МВФ по России следующие: оценка роста в 2013 году 1,5% (однако, выше прогноза Минэкономразвития - 1,4%, которое трижды за 2013 год ухудшало свои экономические прогнозы, и в конечном счете оказалась почти втрое хуже озвученной (с 3,6% упала до 1,4%)) и на 2014 год МВФ ставит прогноз - 3% роста ВВП.

Агентство экономической информации «ПРАЙМ» в 2013 году подготовило прогноз, согласно которому, рост ВВП составит - 2,6%, промышленности - 1,9%, инвестиций - 3,9%.

В действительности все сложилось не лучшим образом. Промышленность упала на 0,1%, инвестиции - на 0,8%,

Предполагалось, что в 2013 году темпы роста экономики страны будут выше среднемировых, но уже в 2014 году - ниже. Также, доля стран-производителей углеводородов вне ОПЕК (названы США, Канада, Россия, Китай) в мировом экспорте будет расти. МВФ также ожидает роста российского экспорта зерна при хорошем урожае 2013 года.

При этом к концу 2014 года, по прогнозам МВФ, темпы роста ВВП России достигнут 3%.

В качестве вывода сделаем вывод, что сотрудничество России и МВФ немаловажно. Это значительно усиливает глобальную силу данной организации. Таким образом, видим, что с течением времени отношения России и МЭО различались. Особо остро это наблюдается на примере МВФ. В перспективе до 2020 года предполагается дальнейшее расширение сотрудничества России и МВФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Деятельность МВФ позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. МВФ призван служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами.

В условиях влияния мирового финансово-экономического кризиса существенна роль МВФ, который, прежде всего, был ориентирован на обеспечение стабильного положения развитых стран мира. Несмотря на то, что по состоянию на 2014 год можно судить об относительной стабильности мировой экономики, роль МВФ также важна. Участие МВФ в упрочении мировой финансовой системы будет представлено далее.

Подведя итог, отметим, что деятельность МВФ охватывает три основных направления: кредитования, с целью оказания финансовой помощи странам:

в которых образовалось отрицательное сальдо платежного баланса;

-регулирования международных валютных отношений;

постоянный надзор за мировой экономикой.

Во взаимоотношениях России с МВФ можно выделить три этапа:

-90-е годы (до Мирового кризиса),

-отношения во время правления В.В. Путина,

современная политическая и экономическая ситуация.

Долгие годы застоя и упадка в 90-х не прошли для России бесследно и привели к существенному обострению геополитических рисков. Россия, как выяснили, прошла нелегкий путь во взаимоотношениях с МВФ. Однако, важно сказать, что в настоящее время Россия активно участвует в различных международных сообществах и организациях, в частности, МВФ.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Бартеньев А.Ю. Мировая экономика. М.: Брест, 2012.- 429 с.

2.Дорохов О.С. Мировая экономика.- М.: Дрофа, 2013.- 408 с.

.Елифеев В.С. Международные финансовые организации в современном мире // Вестник.- 2012.- №5 (212).- 2 марта

.Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки.- М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2010. - 600 с.

.Кузнецов В.С. Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения. - 2012.- 399 с.

.Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения.- М.: АСТ, 2009.- 209 с.

.Попов В. Почему Россия не станет азиатским тигром // Экономика и экономический рост.- 2013.-26 июня.- №11 (70)

.Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетия. Российский аспект.// Деньги и кредит.- 2012.- №10, 12

.Хаас Ричард. Эпоха бесполярного мира // Foreign Affairs.- 2012.- май - июнь.- №3

.Чахов Ю.Д. Ямайское соглашение // Мировые новости.- 2012.- №79

.Официальный сайт Международного Валютного Фонда:

 

Теги: Россия и международный валютный фонд Реферат Экономическая теория
Просмотров: 8529
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Россия и международный валютный фонд

ГАБРИЭЛЬ ДИ БЕЛЛА

глава миссии Международного валютного фонда в России

Мероприятия, в которых принимает участие эксперт

13 Января

Финансовая инфраструктура экономического ростаКорпус 5, 3 этаж, Зеленый зал

 

Биография

Глава Постоянного представительства Международного валютного фонда в Москве.

С 2013 по 2015 г. – глава миссии в Гаити.

С 2012 по 2013 г. – старший эксперт сектора США.

Был постоянным представителем МВФ в Никарагуа и экспертом по ряду стран с формирующейся рыночной экономикой и низким уровнем дохода.

С 2002 г. работал в консалтинговой компании в области экономики и финансов в Буэнос-Айресе.

Занимается вопросами устойчивости государственного долга, реального обменного курса, энергетических субсидий и разработки программ МВФ для стран с низким уровнем дохода.

PhD по экономике Висконсинского университета в Мэдисоне.

Последние новости

· Записи трансляций Гайдаровского форума – 201725 января 2017

· Интервью с директором Гайдаровского форума Иваном Федотовым25 января 2017

· На Гайдаровском форуме получили дипломы выпускники программы «Эффективное управление в здравоохранении»20 января 2017

Финансовая инфраструктура экономического роста

13 января 2017, 12:00 – 14:00, Корпус 5, 3 этаж, Зеленый зал

ПОДЕЛИТЬСЯ

·

·

·

Решение масштабных задач развития невозможно без адекватной финансовой инфраструктуры. Российская финансовая система переживает непростой период, связанный с общей экономической ситуацией и структурными сложностями. Одновременно при решении краткосрочных задач должны учитываться долгосрочные требования и вызовы развития.

Вопросы для обсуждения

· Международные тренды развития финансовых институтов

· Финансовая система и структурная трансформация

· Как должна измениться финансовая инфраструктура страны для реализации программы долгосрочного экономического развития?

Модератор

·

Олег Вьюгин

член Совета директоров ПАО «БИНБАНК», профессор НИУ ВШЭ

Эксперты

·

Сергей Дробышевский

директор по научной работе Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара

·

Нил Осборн

председатель Thoburns Communications Ltd

·

Габриэль Ди Белла

глава миссии Международного валютного фонда в России

Участники

·

Сергей Швецов

первый заместитель председателя Банка России

·

Сергей Горьков

председатель Правления государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

·

Алексей Моисеев

заместитель министра финансов Российской Федерации

·

Михаил Задорнов

президент – председатель Правления банка ВТБ 24

·

Екатерина Трофимова

генеральный директор Аналитического кредитного рейтингового агентства

· Главная

 

· Программа форума

· Финансовая инфраструктура экономического роста

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...