Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изобразительное искусство

Этапы культурного развития эпохи

 

1. От вторжения Батыя до середины XIV в.

Упадок культуры и начало ее возрождения. Ведущими цент­рами культуры наряду с не пострадавшими от нашествия Новго­родом и Псковом становятся новые Москва и Тверь.

2. Вторая половина XIV—первая половина XV в.
Хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление рационалистических еретических учений.

3. Вторая половина XV в. и начало XVI в.

Укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

 

 

Материальная культура. Занятия и быт

 

Бытовые условия жизни русских людей мало из­менились по сравнению с предшествующей эпохой. По-прежне­му основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой комплекс деревянных срубов, среди которых встречались «белые избы», где стояли пе­чи с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем, в богатых домах — слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляны­ми светильниками.

Питались на Руси XIII—XV вв. хлебом и другими мучными изделиями, кашами из круп (гречневой, овсяной, пшенной), овощами — репой, морковью, капустой, огурцами, свеклой, луком. Наряду с мясом (бараниной и говядиной) ели много речной рыбы, особенно в постные дни.

Одежда представителей разных слоев населения различалась больше материалом, нежели покроем. Простолюдин носил домо­тканое платье, а знать — бархатное, парчовое, атласное. Боярские шубы шились из очень дорогих мехов: соболя и даже горно­стая. Крестьяне обувались в лапти, в городах носили кожаные сапоги.

С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производ­ства, прежде всего обработки металла. Высокого искусства до­стигли кузнецы, изготовлявшие и богато украшавшие мечи и панцири, а с середины XIV в. — кованые пушки. Широко рас­пространилось литейное дело — отливка медных пушек и коло­колов, церковной утвари и предметов обихода (кресты, паника­дила, пряжки). Мастера-ювелиры занимались чеканкой и грави­ровкой.

Высокого уровня достигла обработка дерева. Представление о ней дают археологические находки в Новгороде, в почве кото­рого дерево не гниет.

 

 

Фольклор

 

Главной темой фольклора стала борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII—XV вв. сло­жились жанры исторической песни и сказания. Многие из них составили основу литературных сочинений эпохи. Произведе­ния фольклора XIII—XV вв. сохранили множество черт былин­ного эпоса времен Киевской Руси.

Более того, в ряде исторических сказаний, песен и былин, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против татар.

Многие фольклорные произведения, созданные на основе ре­альных исторических фактов, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями. Такова, например, песня о Щелкане Дюдентьевиче, которая рассказывает о победе вос­ставших тверичей в 1327 г., ничего не говоря о последовавшей затем каре.

Особый цикл былин — о Садко и Василии Буслаеве — сло­жился в Новгороде.

 

Письменность и литература

 

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамо­той владели многие городские жители. При монастырях и кня­жеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом использовалась привозимая из Европы бумага. На смену торжественному уставному письму пришел более быстрый в написании полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменно­сти оставались летописи, содержащие как информацию о при­родных и. исторических явлениях, так и литературные сочинения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское ле­тописание началось при Иване Калите. В летописях Москвы и Твери отразилась борьба этих городов за первенство. Так, твер­ские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за Русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение — отчина московских князей.

При всех различиях главными темами русского летописания оставались единство Русской земли и борьба за торжество право­славной веры над иноземными завоевателями.

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынско­го нашествия в конце XIII в. были написаны «Слово о погибели Русской земли», рассказывавшее также о деятельности Алек­сандра Невского, и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в со­став которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. Ведущая идея повести — решительное, пусть и безнадежное, сопротивле­ние захватчикам.

В конце XIV—начале XV в. были созданы произведения, по­священные победе на Куликовом поле, — поэтическая «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Они проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, пат­риотической гордостью.

В XIII—XV вв. на Руси было составлено много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежско­го и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-по­учительное, но и политическое значение. Так, житие Александ­ра Невского подчеркивало противостояние православия и като­лицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литерату­ры была повесть. Особенно интересна лирическая «Повесть о Пе­тре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой бо­лезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь.

Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздо­равливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнат­ная девушка, требуют, чтобы она ушла из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома про­сят Петра и Февронию вернуться. Супруги правят до самой смер­ти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу.

Сохранился в русской литературе и жанр «хождений», т. е. описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода — знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии (1468-1474).

 

Архитектура

 

Русская архитектура тяжело пережила нашест­вие. Множество храмов было разрушено, прежние центры ка­менного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. Москва.

Среди новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне (конец XIII в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине (вто­рая половина XIV в.). Все это сравнительно небольшие посад­ские храмы, мощные, одноглавые, с одной апсидой. Отличитель­ная черта новгородского зодчества XIV в. — богатое декоратив­ное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развер­нулось во второй четверти XIV в. В Кремле были возведены четыре каменных храма, разобранные в конце XV—начале XVI в. В 60-х гг. XIV в. при Дмитрии Донском сооружен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими сохранив­шимися до наших дней памятниками московского зодчества яв­ляются Успенский собор в Звенигороде (1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422— 1423). Московские храмы создавались по образцу, главным об­разом, владимирских великокняжеских соборов, но они более приземисты, почти лишены резьбы.

Самыми знаменитыми храмами конца XV в. стали величест­венный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1475—1479 гг. и необычайно нарядный Благовещенский собор, возведенный в 1484—1489 гг. псковскими мастерами.

 

Церковь Нико́лы на Ли́пне:

Церковь Нико́лы на Ли́пне — православный храм конца XIII века, памятник новгородского каменного зодчества. Расположен на небольшом острове Липно в дельте реки Мсты, в 9 км к югу от Великого Новгорода.

Строительство храма началось в 1292 году по заказу новгородского архиепископа Климента. Церковь была заложена в восьми километрах к югу от Великого Новгорода, на острове Липно, на берегу реки Плотница в дельте Мсты.

Завершенный, скорее всего в 1294, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской земле после монгольского нашествия на Русь.

 

Успенский собор в Звенигороде:

белокаменный четырехстопный одноглавый храм, памятник раннемосковского зодчества. Построен на рубеже XIV и XV веков. Внутри собора сохранились росписи начала XV века, приписываемые Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному. Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке - крепости, обнесенной валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богоматери.

 

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422— 1423):

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троице-Сергиевой лавры. Он был воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому. Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников раннемосковского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425—1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, до нас не дошла.

 

Успенский собор Московского Кремля. 1479 г.:

Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву. При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства, храм решено было перестраивать, Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире.

 

Изобразительное искусство

 

В изобразительном искусстве XIII—XV вв. выде­ляется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве во второй половине XIV—начале XV в. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряжен­ность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетиче­ские.

Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности. Росписи Руб­лева сохранились в Успенском соборе во Владимире (1408). Са­мое знаменитое его произведение — икона «Троица» (1422— 1427). На ней изображены три ведущих беседу прекрасных юно­ши, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция иконы необыкновенно гармонична. Ико­нописец сосредоточивает внимание на главном — спокойных одухотворенных лицах и фигурах.

 

Итак, русская культура периода XIV – XV вв. сыграла одну из важнейших ролей в объединении русской земли против захватчиков. Ведь именно единая культура и вероисповедание стали теми важными факторами, которые и сплотили народ в трудное для него время.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...