Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетно-налоговая политика в модели кейнсианского креста




Введение


 

Бюджетно-налоговая политика

Сущность, инструменты и цели БНП

Государственный бюджет – правительственный документ, в котором отражены планируемые расходы и доходы государства на финансовый год (в России совпадает с календарным).

Основную часть доходов государственного бюджета составляют налоговые поступления, пошлины и сборы. Среди основных статей расходов гос. бюджета государственные закупки товаров и услуг, государственные инвестиции, выплата трансфертов и субсидий частному сектору, обслуживание государственного долга. Разные компоненты доходов и расходов государственного бюджета оказывают неодинаковое влияние на экономику. Величина государственных доходов и расходов говорит о степени государственного вмешательства (путём сбора налогов, предоставления субсидий, осуществления государственных капиталовложений и т. д.) в деятельность частного сектора. Государственный бюджет сбалансирован, если государственные расходы равны доходам.

Если расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит BD.

Фактический бюджетный дефицит BD*=G-(Ta+tY*) может быть представлен в виде суммы структурного дефицита BDS и циклического дефицита BDC.

Структурный дефицит – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости, то есть не зависящий от воздействия циклических колебаний. Такой бюджетный дефицит возникает как результат дискреционной бюджетно-налоговой политики правительства. BDS= G-(Ta+tYf)

Циклический дефицит возникает автоматически в результате циклических колебаний экономики. В период спада падает совокупный доход и возрастает безработица, это приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и увеличению государственных трансфертов. BDC= BD*- BDS=t(Yf-Y*)

По величине бюджетного дефицита экономические агенты могут судить об устойчивости государственных финансов и проводимой фискальной политике.

В случае, если поступления в бюджет превышают расходы, говорят о бюджетном излишке или профиците BS.

Циклически сбалансированный бюджет не обязательно сводится с нулевым сальдо в отдельные годы, но сбалансирован по итогам экономического цикла, так что дефициты. Возникающие в периоды спада, компенсируются бюджетными излишками в периоды подъёма экономики.

Путем изменения основных статей государственного бюджета государство осуществляет бюджетно-налоговую политику. Бюджетно-налоговая политика располагает количественными инструментами: величиной государственных расходов на закупку товаров и услуг, величиной и типом налогообложения, трансфертов. Цель.

Итак, бюджетно-налоговая или фискальная политика – политика манипулирования доходами и расходами государственного бюджета с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости ресурсов и долгосрочного экономического роста.

 

 

Виды БНП

· По?направлению воздействия на совокупный выпуск? бюджетно-налоговая политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (или фискальная экспансия) проводится в период циклического спада и направлена на стимулирование повышения совокупного выпуска. Это предполагает увеличение государственных расходов (G), сокращение налогов (T) или комбинирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) проводится в период «перегрева» экономики и направлена на снижение совокупного выпуска. Она подразумевает снижение государственных расходов (G), повышение налогов (T) или одновременное использование этих мер.

· Бюджетно-налоговая политика бывает дискреционной и недискреционной.

Дискреционной называется политика, проводимая по специальному решению правительства. Если она осуществляется с использованием государственных расходов и налогов одновременно, то такая политика называется комбинированной.

Недискреционная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих автоматическое (без специальных мер со стороны правительства) сглаживание циклических колебаний совокупного выпуска и занятости.

К встроенным стабилизаторам относятся система пособий по безработице, подоходное налогообложение,

· Различают также активную и пассивную макроэкономическую политику. Представители различных экономических школ ведут давний спор о преимуществах и недостатках этих альтернативных подходов.

· Кроме того, правительство может выбирать между “политикой твёрдого курса” (“игрой по правилам”) и политикой “свободы действий”.

Проводя “политику твёрдого курса”, правительство или ЦБ заранее объявляет “правила игры”, то есть конкретные меры, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации, и впоследствии не отклоняется от выбранного курса независимо от сложившейся в экономике ситуации.

Если правительство или ЦБ ориентируется на сложившуюся ситуацию, и определяют план действий в каждом конкретном случае, такая непоследовательная политика называется политикой “свободы действий”.

 


 

Бюджетно-налоговая политика в краткосрочном периоде

Бюджетно-налоговая политика изначально воздействует на совокупный спрос?на товары и услуги?, изменяя его величину либо напрямую (через изменение величины государственных расходов G), либо косвенно (влияя на располагаемый доход домохозяйств и следовательно на потребительские расходы путем?изменения налогообложения?). Правительство может изменять также структуру совокупного спроса, например, финансируя бюджетный дефицит за счет выпуска гос.облигаций.

???? рост совокупного спроса ведет к росту совокупного выпуска и уровня цен. В какой степени вырастут выпуск и цены зависит, в свою очередь, от того, в какой фазе экономического цикла находится экономика. В случае рецессии, когда не задействована существенная часть?производственных мощностей и рабочей силы?, рост спроса поспособствует в большей мере росту выпуска, чем цен, если же экономика находилась в состоянии поной занятости, то напротив, политика окажет больше влияния на уровень цен, чем на совокупный выпуск.

Бюджетно-налоговая политика в модели кейнсианского креста

Дискреционная политика. Эффект мультипликатора

Предпосылки модели

Экономику в краткосрочном периоде целесообразно рассматривать с точки зрения кейнсианского подхода, так как он изначально рассчитан на краткосрочный анализ и его предпосылки (такие как негибкость цен и конъюнктурообразующая роль совокупного спроса)?относительно соответствуют действительности? Кейнсианское направление зародилось в эпоху Великой Депрессии как ответ на состояние глубокого кризиса в экономике. Естественным образом в условиях кризиса наибольшее внимание отводится краткосрочному периоду. С точки зрения кейнсианской теории экономика не обладает свойством внутренней устойчивости, так как цены и заработная плата, будучи закреплёнными в контрактах и договорах, негибки и медленно приспосабливаются к изменениям. В экономике нет механизмов саморегуляции, и в отсутствие внешнего вмешательства экономика может длительное время находиться в состоянии неполной занятости. Решающая роль отводится совокупному спросу, который рассматривается как основной источник краткосрочных колебаний …

Таким образом модель Креста Кейнса (как и прочие кейнсианские модели) рассчитана на краткосрочный макроэкономический анализ и предполагает фиксированный уровень цен.

Рассмотрим проведение стимулирующей бюджетно-налоговой политики. Она подразумевает повышение величины государственных расходов (в целях упрощения под ними понимаются расходы на закупку товаров и услуг) (G), снижение величины налогов (T), (повышение величины трансфертов (TRF)).

 

Рисунок 1 БНП в модели кейнсианского креста

Пусть экономика переживает циклический спад (Y<Yf). Вследствие применения инструментов стимулирующей бюджетно-налоговой политики (например, повышения величины государственных закупок товаров и услуг ∆G>0) кривая совокупного спроса смещается вверх, при этом величина эффективного спроса растет. Равновесие перемещается из точки? в точку?. На возросший спрос фирмы реагируют увеличением выпуска и спроса на труд, при этом понижается ставка заработной платы.

Совокупный выпуск и реальный доход в конечном итоге выросли на величину, большую, чем ∆G. Это произошло из-за так называемого эффекта мультипликатора.

Он объясняется тем, что в экономике расходы одних экономических агентов являются доходами других. Первоначальное увеличение государственных закупок товаров и услуг ∆G>0 непосредственно увеличивает совокупный спрос (планируемые расходы) на величину ∆G. На такую же величину возрастает совокупное предложение и, следовательно, совокупный доход (∆Y0=∆G). Это влечет за собой рост потребительских расходов на величину ∆Y1= MPC×∆Y0= MPC×∆G. Это означает рост на ту же самую величину планируемых расходов, тогда возрастает совокупный доход, отчего возрастает потребление, теперь на величину ∆Y2=MPC× MPC×∆Y0=MPC2×∆G и так далее. ∆Yn=MPCn×∆G

Обобщенно итоговое приращение совокупного дохода можно записать как ∆Y=∆Y0+∆Y1+…+∆Yn=∆G+ MPC×∆G+…+ MPC^n×∆G=

Следовательно, мультипликатор государственных расходов равен mG= = =

Он показывает, во сколько раз конечный прирост совокупного выпуска превысил исходный прирост государственных расходов.

Так как всегда MPC<1, то mG>1.

Величину мультипликатора можно поучить иначе, используя уравнение равновесия на товарном рынке

Y=Ca+MPC(Y-T)+I+G

Откуда Y= ×(Ca+I+G)+ ×T

∆Y=∆G×

mG= = =

Легко заметить, что такой же мультипликативный эффект окажет изменение любого из автономных расходов Са, I, G.

Поэтому мультипликатор mа= = = можно называть мультипликатором автономных расходов.

Прирост совокупного выпуска, вызванный изменением величины автономных (не зависящих от величины дохода) налогов равен

∆Y= ×∆T= ×∆T

Тогда мультипликатор автономных налогов равен

mT= = = Знак “-“ здесь означает, что изменения совокупного выпуска и автономных налогов разнонаправленны, то есть выпуск увеличивается при сокращении налогов. Так как MPS<MPC<1, то 1<|mT|<ma. То есть налоги оказывают меньшее, чем гос.расходы, влияние на совокупный выпуск. Это объясняется тем, они воздействуют на совокупный спрос не прямо, как гос.расходы, а опосредованно, через величину располагаемого дохода и следовательно потребительских расходов домашних хозяйств. Кроме того, потребительские расходы являются относительно неэластичным компонентом совокупного спроса.

Трансфертные выплаты увеличивают располагаемый доход домохозяйств, поэтому мультипликатор трансфертов равен по абсолютной величине мультипликатору автономных налогов, но имеет другой знак

mTRF = = =

В случае комбинированной стимулирующую бюджетно-налоговой политики, которая подразумевает одновременное увеличение государственных закупок товаров и услуг (G) и снижение автономных налогов (T), прирост совокупного выпуска при этом составит ∆Y=∆Y(∆G)+∆Y(∆T)

∆Y=∆G× ×T= (∆G-MPS×∆T)

Очевидно, применение комбинированной политики приводит к большему эффекту, однако одновременное увеличение расходов и уменьшение доходов государственного бюджета повлечет, вероятнее всего, возникновение (увеличение) бюджетного дефицита.

 

Временные лаги

?в период рецессии дискреционная?бюджетно-налоговая политика? часто рекомендуется

Однако она часто не оправдывает возложенных надежд.

Временные лаги, присущие и фискальной, и монетарной политике, обычно делятся на внутренний и внешний.

Внутренний лаг – отрезок времени между наступлением кризисной ситуации и началом ответных действий правительства. Он в свою очередь делится на:

· Лаг распознавания. Перед тем как проводить какую бы то ни было политику, правительство должно обнаружить и распознать проблему. Статистические данные об инфляции и безработице за некоторый период обычно доступны примерно месяц спустя. Отчеты о выпуске и доходе производятся ежеквартально. После того, как информация собрана, она должна быть оценена и проанализирована, чтобы убедиться в наличии тенденции, а не просто случайных?конъюнктурных? колебаний или статистических ошибок. Лаг распознавания примерно одинаков для бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и составляет в среднем около пяти месяцев.

· Лаг принятия решений. Когда проблема обнаружена, правительство должно определиться с?оптимальной стратегией? и?произвести? все необходимые?соответствующие? законодательные процедуры. В то время как для монетарной политики этот лаг относительно короток, для фискальной политики он может очень затягиваться, так как, сами по себе длительные, законодательные процедуры дополнительно осложняются разногласиями членов?парламента? представляющими интересы разных групп населения.

· Лаг действия. После того, как были приняты конкретные решения, предпринимаются шаги по их реализации.

Внутренний лаг занимает в лучшем случае два месяца, а в среднем от трех до шести месяцев.

Внешний лаг (лаг воздействия) - промежуток времени, необходимый для того, чтобы принятые правительством меры оказали свое влияние на экономику. Первоначальное изменение государственных расходов, налогов, запускает многоступенчатый мультипликативный процесс, в котором каждая итерация может занимать до двух месяцев, а лаг воздействия в целом - от одного до двух лет. Внешний лаг дольше для монетарной политики из-за

Временные лаги очень затрудняют проведение стабилизационной политики, из-за запаздывания правительственные меры могут оказать свое воздействие уже в другую фазу экономического цикла и тем самым усугубить ситуацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...