Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекции по этнопедагогике

Сафонова Т.В.

Избранные места из монографии «Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации» Глазов, 2006- 320 c.

Лекции по этнопедагогике

Общенаучный подход к анализу проблем
национального компонента в содержании образования

 

Философия, будучи колыбелью, из которой вышли все другие науки, методологически и теоретически в ракурсе нашей темы исследует главным образом социальное и частично психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межнациональное взаимодействие и общение людей.

Проведенная работа по изучению трудов различных авторов носила ознакомительный характер с целью осмысления проблем, связанных с темой нашего исследования. Философскому анализу различных аспектов развития народов, проблем человеческого общежития в условиях полиэтнических культур посвящались труды мыслителей различных времен. В период античности мы отмечаем таких авторов, как Аристотель, Геродот, Гесиод, Гиппократ, Конфуций, Лукиан, Лукреций Кар, Платон, Плиний Младший, Плутарх, Светоний Гай Транквилл, Фукидид. Авторы древности, повествуя о странах и живущих там народах, особое внимание уделяли описанию нравов, обычаев, особенностей поведения, взглядов и представлений, специфики общественно-политического устройства. В эпоху средневековья вопросы миросозерцания и восприятия окружающей действительности различными народами волновали Августина, Константина Багрянородного, Макиавелли, Э. Роттердамского.

В новое время различные аспекты формирования специфического духа нации, национальных характеров, международных взаимоотношений поднимались в трудах просветителей Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Сен-Симона, а также К. Гельвеция, И. Канта, Б. Спинозы, Д. Юма и других. В ХIХ веке серьезному философскому осмыслению подверглись проблемы детерминации национальных процессов, национального строительства в трудах таких авторов, как Г. Гегель, Т. Гоббс, Г. Зиммель,
И. Кант, К. Маркс, Л. Фейербах, Ф. Энгельс.

ХХ век ознаменовался в исследуемой сфере новыми подходами к изучению особенностей национального характера представителей разных народов. Это нашло свое отражение в научных сочинениях М. Барга,
Э. Бернгейма, М. Блока, Ф. Броделя, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Клаузевица, Р. Коллингвуда, К. Леви-Строса, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассета,
К. Поппера, А. Тойнби, Э. Фромма, И. Хейзинга, О. Шпенглера, К. Ясперса.

Особое внимание мы уделили анализу работ по исследуемой проблеме отечественных авторов. В России всегда вызывали интерес национальные и межнациональные аспекты духовной жизни многочисленных народов нашего государства. Исследователи поднимали вопросы национального строительства, проблемы межнациональных отношений, осмысливали различные формы взаимодействия, взаимного проникновения национальных культур, своеобразие поведения представителей конкретных этнических общностей. В результате целенаправленного отбора наше внимание привлекли труды В.П. Алексеева, Н.А. Бердяева, Е.П. Блаватской, С.Н. Булгакова,
В.И. Вернадского, А.И. Герцена, И.А. Гобозова, Л.Н. Гумилева, А.Я. Гуревича, Н.Я. Данилевского, И. Ильина, Н. Кареева, Л.П. Карсавина, В.И. Ленина, Л.И. Мечникова, Н.К. Михайловского, П.В. Плеханова, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, Г. Федотова, П.Я. Чаадаева, Н.Г. Чернышевского и других. В трудах этих авторов была разработана теоретическая и методологическая основа для осмысления сущности и своеобразия межнациональных отношений в России.

Безусловно, рассмотренные научные изыскания не отражают всю полноту исследований по нашей проблеме. Но анализ работ перечисленных авторов, отдельных доказательств, положений и умозаключений позволяет сделать выводы, имеющие существенное значение. Они могут быть сведены к следующим положениям:

- в контексте нашего исследования по избранной теме существенным является вывод о том, что в философской литературе вычленено и определено понятие «самосознание народа»;

- в широком смысле слова под самосознанием понимается осознание субъектом своих интересов и идеалов, своего места и роли в истории, обществе. Чем выше самосознание личности, тем больше она осознает необходимость совершать такие действия, которые приумножали бы общественное богатство, ее личное благополучие и благополучие остальных членов общества;

- под самосознанием народа понимается осознание народом своей роли и места в историческом процессе вообще, в данной конкретной стране в частности. Самосознание личности и народа взаимосвязаны. Чем выше самосознание народа, тем выше самосознание индивида;

- уровень самосознания народа зависит от материального и духовного уровня конкретного общества, от его менталитета, способности сохранять и умножать традиции, обычаи, другие культурные ценности. Более высокий уровень самосознания присущ тем народам, которые соблюдают вековые традиции и не пересматривают свою историю в угоду политической конъюнктуре;

- самосознание народа и историческое сознание непосредственно связаны между собой. Историческое сознание есть осмысление народом своего положения во времени, связи настоящего с прошлым и будущим;

- философское сознание немыслимо в отрыве от исторического сознания, поскольку возникновение философии связано с размышлениями человека о природе, обществе и о себе самом. Эти знания передавались из поколения в поколение, у людей формировалось сознание об историческом прошлом, что уже означало начало проявления философского сознания;

- можно выделить три уровня исторического сознания. На первом этапе человек непосредственно встречается с историей через духовную (передающиеся из поколения в поколение воспоминания о прошлом, соблюдение традиций и норм поведения, сложившихся веками) и материальную (использование орудий и средств производства, изучение материальных памятников и другое) культуру. На втором уровне мы имеем дело с собственно историческим сознанием, когда у человека складывается определенная система знаний о прошлом. На третьем – совершается теоретическое осмысление исторического прошлого. Именно на этом уровне начинается формирование аутентичного самосознания народа;

- философское сознание включает в себя как составную часть историческое сознание, которое непосредственно обусловливает становление самосознания народа и отдельной личности.

Таким образом, если мы хотим сформировать самосознание личности, для этого следует развивать ее историческое сознание. Данное принципиальное положение стало базовым в авторской концепции реализации национально-регионального компонента в образовании.

Приведенные выше идеи составляют методологическую основу исследования, именно в таком ракурсе мы будем рассматривать общие и конкретные цели реализации национально-регионального компонента в образовании. Общая цель усматривается в развитии самосознания личности воспитанника через постижение самосознания народа. Конкретные же цели направлены на выработку исторического сознания как составной слагаемой самосознания индивидуума средствами технологизации обучения истории.

Ранее было отмечено, что исследуемая проблема реализации национально-регионального компонента в образовании требует многоаспектного подхода. Анализ фундаментальных научных изысканий в данном поле утвердил нас во мнении, что общетеоретическое обоснование следует также искать в таких науках, как социология, политология, культурология, история, этнография, этнопсихология. В процессе работы были проанализированы многочисленные источники, позволившие выйти на обобщения, сделать умозаключения, которые легли в основу общенаучного обоснования нашей концепции. Приведем лишь суммарное выражение тех принципиальных положений, которые непосредственно оказали влияние на ход рассуждений.

Социология изучает качественные характеристики национальных групп как социальных общностей, разрабатывает социологические концепции их развития. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов-изменений общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов» [295, c. 64].

Научные работы отечественных социологов-обществоведов, в той или иной мере исследовавших особенности проявления национального самосознания народов (В.С. Агеева, А.В. Акимова, Ю.П. Андреева, С.А. Арутюнова, С.М. Арутюнян, Е.А. Блажанова, Ф.М. Бурлацкого, Э.А. Баграмова,
П.А. Бадмаева, А.О Бороноева, Е.А. Будиловой, Г.Н. Воронова, П.И. Гнатенко, А.Ф. Дашдамирова, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, А.Д. Карнышева, В.Д. Комарова, И.С. Кон, В.И. Купцова, Н.Н. Моклялк, К.Х. Момджян, Ш.М. Надирашвили, Б.Д. Парыгина, Ю.И. Семенова, З.В. Синкевич,
И.П. Цамерян, Р.Ж. Шварценберг, Г.Г. Шпет), позволили уточнить роль и значение взаимодействия разных народов и культур, а также вычленить последствия такого рода контактов. Установлено, что развитие народов обусловлено их взаимовлиянием, взаимопроникновением. Взаимовлияние обычно бывает комплексным. В нем можно выделить несколько основных форм или направлений: физическое, биологическое (через смешанные браки), экономическое (в связи с международной торговлей и разделением труда); политическое (контакты между правительствами, политическими организациями, заключение договоров, соглашений); культурный обмен (его проводниками выступают непосредственные контакты, а также средства массовой информации, литература, кинематограф и другое).

Для нас принципиально важным является вывод о том, что именно культурное взаимодействие народов влияет на развитие самосознания народа и личности, содействует их самоопределению в общемировом пространстве. Отметим, что международные контакты непосредственно или опосредованно воздействуют на нас, интенсивно участвуя в формировании ориентаций, оценок, вкусов, идей. Данное положение важно с точки зрения отбора содержания обучения в авторской концепции, так как оно задает траекторию структурирования учебных образовательных единиц. Если мы хотим добиться глобальной цели (развития самосознания личности средствами развития исторического сознания), то для этого необходимо опираться на изучение истории своего народа, но обязательно в контексте факторов взаимовлияния, взаимосвязей с другими народами. Этот вывод приводит нас к пониманию того, что при подготовке текстуального материала средств обучения (учебник) необходимо осуществить интегративный подход в компоновке материала, вывести историю локального пространства (Глазов и Глазовский район) на региональный (Удмуртия), общенациональный (Россия) и мировой уровни.

Рассматривая тему исследования в политологическом ракурсе, мы, во-первых, уточнили суть основных понятий, которые необходимо включить в круг терминологического аппарата. Во-вторых, достижения политологии как науки позволили выявить те «подводные рифы», которые неизбежно возникают при рассмотрении национально-региональных проблем, в том числе и в образовании; и, наконец, в-третьих, данные политологии позволили конкретизировать глобальную цель обучения в авторской концепции. Остановимся далее подробнее на каждом из этих положений.

Проблемы национального самосознания, общественного и национального сознания поднимали в своих трудах такие зарубежные политологи, как Н. Банашак, И. Бирман, С. Брукан, Т. Веблен, М. Геллер, Дж. Грузек, Д. Гырдеев, Ж. Жилев, Э. Кардель, А. Кинг, Й. Лезер, Х. Литтон, Д. Праектор, Б. Шнайдер, Й. Форхольцер, Г. Маркузе, М. Паренти, К. Поппер,
Б. Рассен, Л.С. Санистебан, О. Тоффлер, М. Фешбах, Р. Фишер и другие.

Отечественные исследователи Г.Н. Ажгибакова, А.В. Акимов,
Э.А. Араб-Оглы, И.Н. Арцибасов, Г.А. Белов, Е.А. Блажанов, В.К. Борисов, А.П. Бутенко, Л.Н. Вдовиченко, С.И. Гончарук, Б.А. Грушин, Е.А. Евтушенко, Б.М. Змеев, В.П. Казначеев, В.М. Кайтуков, Н.Н. Козлова, Г.С.Котанджанян, И.И. Кравченко, В.В. Крапивин, Р.Н. Маликова, Ю.И. Матвеев, О.Б. Мухамметбербиев, В.Н. Савельев, А.М. Салмин, В.Н. Сандригайло, В.Ф. Сбытов, П.А. Сергиенко, Л.В. Скворцов, А.К. Уледов, А.Б. Федоркина, А.А. Федосеев, В.Д. Худавердян, А.П. Чередниченко, Е.Б. Шестопал и многие другие также исследовали различные аспекты национального самосознания, в том числе в контексте формирования политической культуры личности.

Обобщенный анализ этих и других авторов привел к следующим умозаключениям.

Во-первых, индикатором сформированности самосознания личности может выступать политическое сознание, которое имеет четко очерченные содержательные характерологические типы: консервативный, либеральный, реформистский, революционный, тоталитарный, авторитарный, демократический, толерантный и др. С точки зрения субъекта в мировой политологии выделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Именно учет такого подхода в педагогической практике позволяет определить траекторию педагогических усилий воздействия на групповом уровне с учетом национально-этнического и группового (класс) состояний, а также индивидуальном, личностно-ориентированном уровне. Данное положение усиливает выбор тех педагогических принципов, которые положены в основу процессуальной части реализации национально-регионального компонента в образовании.

Во-вторых, в результате анализа источников и литературы по проблеме был вычленен ряд моментов, которые позволяют спрогнозировать возможные негативные подходы и их последствия в ходе реализации НРК, если не прислушаться к предостережениям политологов. Суммарно они выражаются в следующих позициях:

- к негативным по действию механизмам относится этноцентризм (как склонность оценивать чужое, упрощая его и отдавая предпочтение собственному, знакомому, любимому). Из этого следует, что при разработке учебно-методических программ по НРК нельзя делать упор на этноцентрическом подходе при отборе содержания обучения, поскольку это неизбежно приведет к разбалансировке по целям и задачам, особенно в плане сохранения единого образовательного пространства и воспитательного потенциала НРК;

- в то же время следует учитывать и то, что гиперкомпенсаторное внимание к национальным обычаям и традициям, к их соблюдению часто оказывается естественной психологической реакцией протеста против политики ассимиляции. И такие факты мы наблюдаем в сегодняшней педагогической практике (например, концепция национального образования в Татарстане и других регионах);

- следует опасаться также обыденного национального сознания, которое отличается большой заразительностью и является главной психологической основой национальных и этнических конфликтов. Учитывая взрывоопасность обстановки в России, именно в школе необходимо формировать противостояние такого рода националистическим проявлениям. Школа сегодня призвана выступать стабилизирующим общественным фактором с помощью ряда педагогических средств, в том числе и средствами реализации НРК в образовании;

- еще одним предостережением при реализации НРК является то, что на протяжении длительного времени нашему догматизированному отечественному общественному сознанию были свойственны унитарные, тоталитарные подходы. Поэтому, внедряя НРК в образование, мы одновременно пытаемся преодолеть те стереотипы, которые и сегодня сказываются на национально-региональной политике нашего государства и непосредственно отражаются на жизни подрастающих поколений уже в течение длительного времени;

- и, наконец, существенным в контексте изучения нашей темы является вывод политологов о том, что социальная общность с развитым национальным самосознанием, как правило, не поступается своими национальными интересами добровольно, на основе нравственных соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов других национальных групп и общностей или каких-либо государственных идей. Из этого следует, что при реализации НРК в разных регионах, особенно носящих мононациональный характер, подходы будут иными, нежели в регионах, где национальные интересы этноса пока четко не проафишированы или размыты в полиэтническом социальном пространстве.

Данные политологии вооружили нас также четким терминологическим аппаратом, позволили понятийно развести такие составляющие, как «национальное сознание», «национальное самосознание», которые являются существенными при обсуждении проблем реализации НРК, в первую очередь с точки зрения прогнозирования результата его внедрения в образовательное пространство.

Возьмем за основу следующую трактовку данных понятий:

Национальное самосознание – совокупность взглядов, оценок, мнений, отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Включает рациональное (осознание своей принадлежности к нации) и эмоциональное (сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы, подчас неосознаваемое). В отличие от национального сознания, отражающего обобщенные представления национально-этнической группы, национальное самосознание является индивидуализированным понятием, выражающим прежде всего степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами – членами национальной общности.

Вместе с тем национальное самосознание не только включает в себя национальное самоопределение, осознание своей принадлежности к общности, единства интересов и целей и необходимости совместной борьбы за их осуществление. Но оно подразумевает и пробуждение целой гаммы чувств: развитие национального самочувствия, включающего такие чувства, как чувство сопричастности к судьбе своей национальной общности, любви к исторической национальной Родине, к своему народу, его национальным особенностям, национальной культуре, сочетающейся с национальной гордостью или чувством тревоги за судьбу своего народа, готовность к пожертвованиям во имя своего народа.

Данные положения позволяют нам вычленить индикаторы сформированности национального самосознания, которые мы можем заложить в диагностируемые результаты реализации НРК, а именно: воспитательные цели изучения национально-регионального компонента в образовании в том числе заключаются и в выработке у учащихся национального самосознания, которое должно проявляться:

• в чувстве сопричастности к судьбе национальной общности;

• умении ценить историю своей малой Родины;

• позитивном отношении к своему и другим народам;

• знании и принятии национальной культуры;

• чувстве гордости за достижения своего народа;

• готовности преумножать богатства, вносить свой вклад в развитие национальной общности.

Отметим, что все эти качества проверяемы с помощью:

1) индивидуальной диагностики, основанной на наблюдении;

2) оценочных суждений при ответе на вопросы в ходе специального анкетирования;

3) текущего, промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков;

4) фиксации поведенческой культуры на лингвистическом, паралингвистическом и невербальном уровне при анализе поступков ребенка;

5) воспроизведения им тех или иных поведенческих навыков в рассматриваемом контексте.

Итак, если одной из ведущих целей отечественного образования является развитие самосознания личности, то одной из целей внедрения НРК в образование является формирование национального самосознания, которое есть составляющая часть самосознания личности. Осмелимся предположить, что такой вывод является новым и выявляет специфику авторской концепции реализации НРК в отечественном образовании.

Но этим выводом не ограничивается политологическое влияние на разработку авторского подхода к НРК. На основе изучения многочисленных источников и реальной практики мы пришли к выводу о том, что необходим синтетический подход к разработке целей реализации НРК. Исходя из общефилософского подхода, мы должны найти антитезу узконациональному подходу и, соединив их воедино, разработать устойчивую концепцию, которая за счет взаимодействия двух противоречивых компонентов создаст то единство, которое можно будет назвать системой внедрения НРК в образование. В данном случае мы говорим об интеграции и об учете интеграционных и геополитических процессов, которые сопровождают современное общественное развитие.

Уравновешивающей категорией в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, может выступать понятие «интернационализм». Безусловно, не в том контексте, в котором его рассматривали длительное время в свете известного политического лозунга революционного марксизма «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В нашем случае согласимся со следующей трактовкой этого понятия: интернационализм – взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремление к объединению усилий различных государств, наций и народов, способствующих выживанию всего человечества. Интернационализм – это идейно-политическая основа взаимодействия, необходимая для выживания человечества, требующая достижения баланса интересов наций, всех этносов и иных социальных слоев. Используя понятие «интернационализм» с педагогической точки зрения, мы выделяем в нем его интегративную и толерантную сущность. При изучении НРК необходимо интегрировать знания из истории разных народов для того, чтобы сформировать толерантное отношение к многонациональному проявлению человеческой культуры. Поэтому национальное самосознание и интернационализм как форма проявления национального сознания являются теми ориентирами, на которые должны быть нацелены усилия педагогов, реализующих НРК.

При формировании национального самосознания ребенка очень важно педагогам понимать, что этот процесс является частью единого учебно-воспитательного процесса школы. Решая общепедагогические задачи в ходе обучения и воспитания, с одной стороны, мы через развитие сознания выводим ребенка на понимание своей собственной исключительности, уникальности (личностной индивидуальности), с другой стороны, необходимо формировать толерантное мышление, характеризующееся такими качествами, как терпимость к чужим мыслям, верованиям, поступкам, традициям. Эта педагогическая задача как нельзя лучше реализуется при изучении НРК, что подтверждается вышеизложенными умозаключениями.

Еще одним существенным аспектом, с которым мы неизбежно сталкиваемся при работе над внедрением НРК в образование, является этно-психологический подход к проблеме. Он помогает привлечь достижения таких научных дисциплин, как этнография, этнология, непосредственно к решению педагогических задач.

Этнопсихологический подход к рассмотрению проблем реализации НРК в образовании позволяет ответить на очень важный вопрос: какие специфические требования к деятельности педагога необходимо соблюдать, чтобы добиться эффективного обучения в рамках НРК?

Этническая психология – это самостоятельная, довольно молодая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук, как психология, социология, философия, культурология, этнология, этнография и история, которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей. Предметом этнопсихологии является изучение своеобразия, проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Из этого следует, что этнопсихология – это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающихся друг от друга.

В связи с избранной темой исследования значимыми для нас являются обобщенные выводы научных изысканий таких ученых, как К.А. Абульханова-Славская, В.С. Агеев, Г.В. Акопов, С.М. Арутюнян, А.Г. Асмолов, Э.А. Баграмов, В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, А.О. Бороноев, Е.А. Будилова, М.К. Вашутин, В.Н. Владыкин, В. Вундт, А.Х. Гаджиев, Г.Д. Гачев, П.И. Гнатенко, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, Н.Д. Джандильдин,
В.Ф. Диндзе, Л.М. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, М.Г. Иванова, Г.В. Каранашвили, В.Г. Крысько, К.И. Куликов, Н.М. Лебедева, Р. Левонтин, С.В. Лурье, Т.Д. Марцинковская, А.П. Оконешникова, Ю.П. Платонов, Н.Н. Серова, Г.У. Солдатова, Г.Г. Шпет, Д. Юм и др.

Обобщенно воспринятые нами идеи этих авторов выглядят следующим образом. В процессе общения, в том числе педагогического, немаловажная роль отводится особенностям национально-психологических проявлений поведения ребенка. Поэтому при реализации НРК следует принимать во внимание национальность учащегося, ибо косвенно или опосредованно в поведении личности проявляются его национальный характер, чувства и настроения, на которые оказали влияние национальные традиции и привычки, национально-психологические особенности.

Традиционная педагогика не вводила принцип учета особенностей национально-психологического типа учащегося в процессе реализации задач обучения и воспитания. На наш взгляд, данное направление в перспективе может быть широким полем исследования в отечественной педагогике. Мы же вычленим те понятия, которые были востребованы в процессе научных изысканий.

При организации учебно-воспитательного процесса по изучению НРК следует исходить из понимания сущности таких значимых понятий, как:

· национальный характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям;

· национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей как к своей этнической общности, ее интересам, ценностям и формам жизни, так и другим народам;

· национальные традиции и привычки – это сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы, стереотипы поведения, формы общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого;

· национально-психологические особенности – это форма проявления психологии этнической общности, выражающаяся в мотивационно-фоновом, интеллектуально-познавательном, эмоционально-волевом и коммуникативно-поведенческом проявлениях.

Закономерность функционирования национальных особенностей психики проявляется в способности национальной психики (национально-психологических особенностей) влиять на характер протекания и функционирования других психологических явлений и процессов, в том числе и учения. Из этого следует вывод о том, что обязательным требованием к профессионально-педагогической подготовке учителей, внедряющих НРК в образование, является знание теории и практики этнопсихологии. Эта задача вполне разрешима в условиях функционирования современной системы высшего и среднего профессионально-педагогического образования, в рамках стандартов (ОПД) и систем переподготовки учительских кадров (ИУУ). В процессе опытно-экспериментальной работы нами был разработан спецкурс «Коммуникативные технологии в педагогике (этно-психологический аспект)». Трехлетний опыт преподавания подтвердил эффективность работы в данном направлении как по результатам учебно-педагогических практик студентов, так и при отслеживании их дальнейшей педагогической деятельности.

Итак, проблема внедрения НК в образование была рассмотрена с точки зрения ряда гуманитарных наук, которые позволяют определить методологическую и теоретическую базу исследования «Концептуальная модель реализации национально-регионального компонента в образовании».

4.2. Этнопедагогический подход
при реализации национального компонента

 

Далее остановимся на характеристике национального компонента образования с точки зрения этнопедагогического подхода.

Люди разных этносов в разное время ставили перед собой задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой, передать ей накопленный опыт предшествующих поколений.

Игнорирование в течение длительного времени опыта народного воспитания и образования привело к забвению многих элементов педагогической культуры народов России, в том числе и удмуртского. В условиях унитарного государства подверглись значительной деформации национальная психология и менталитет, их традиционный образ жизни и привычные способы взаимодействия с окружающей природой и социальной действительностью. Ряд причин привел к ослаблению значимости семейного, в том числе этнического воспитания, к утрате целого ряда ценных, исторически сложившихся средств народной педагогики.

Современные дидактические и воспитательные методики далеко не во всём обеспечивают достижение необходимого уровня духовного и нравственного развития молодёжи. Один из главных недостатков некоторых из них состоит в оторванности от многовекового опыта народа. Следствием является то, что современная удмуртская молодёжь слабо знает историю своей страны, края, народа, зачастую безразлично относится к народному искусству, религии и другим источникам нравственности и культуры. Многие удмуртские юноши и девушки с низким уровнем национального самосознания. Как показали социологические исследования, они не знают и не любят свой язык, традиции, культуру, поэтому современная учебно-воспитательная система должна основываться на мудрости народного воспитания как исторически проверенного опыта. Только вернув детей к истокам, можно будет повысить их национальный менталитет, возродить уважение к своему этносу, тем самым сохранить сам этнос, его язык и культуру, сформировать национальное самосознание.

Целесообразное исследование этнопедагогических методов, примеров, традиций в современной педагогической деятельности позволит качественно улучшить учебно-воспитательный процесс в школе, будет содействовать воспитанию современного человека.

Историческое развитие человечества невозможно без передачи накопленного опыта от старшего поколения младшим. С этой точки зрения воспитание детей есть формирование нашего будущего. К нему и обращена своими целями и задачами педагогика, имеющая этнический аспект.

Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Этнопедагогические проблемы фактически встали перед российской массовой школой в самом начале её становления (60 – 70-е гг. XIX века). Официальная политика была направлена на достижение внутриполитической стабилизации через вовлечение нерусских учащихся в русские школы, распространение православия, изучение русского языка и русской культуры. Эта политика проводилась и среди народов, имевших свои традиционные конфессиональные образовательные системы [219, с. 329]. Но в XIX веке термин «этнопедагогика» ещё не использовался. К.Д. Ушинский в 1864 году впервые употребил термин «народная педагогика» в педагогической теории. Этим он хотел подтвердить, что воспитание – такое же древнее явление, как и сам народ. Хрестоматийным стало высказывание К.Д. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [313, с. 161].

Идеи и традиции народной педагогики нашли отражение в педагогических трудах Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева и других педагогов. Несмотря на это, в XIX – начале XX века методы воспитания детей (семейные, этнические, культурные и т.д.), детские игры, фольклор входили в общее описание народного быта в трудах этнографов. К 20-м годам XX века они стали предметом самостоятельных исследований. В изучении этнопедагогической культуры помогала этнография, но в это время появляются отдельные работы, посвящённые народной педагогике.

В 1926 году Г.С. Виноградовым была издана брошюра «Народная педагогика». Народная педагогика понимается автором как совокупность и взаимодействие народных представлений, взглядов на жизнь, на воспитание и обучение новых поколений, на цели и задачи воспитания и обучения, средства и пути воздействия на подрастающее поколение. Но брошюра является, скорее, этнографической и фольклористической, нежели собственно педагогической [См.: 2, с. 42].

В 30 – 40-е годы в России этнопедагогические исследования прекращаются. В 50 – 60-е годы Е.Л. Христовой народная педагогика рассматривается в социологическом аспекте. Классовый подход поглощает её этническую специфику. В эти годы учёные к предмету народной педагогики главным образом относили изучение народно-педагогической мысли, идей по поводу воспитания. В 1957 году А.Ш. Гашимов определил понятие «народная педагогика» как «народная мудрость о воспитании», в этом же году Ю.П. Намитков – как «высказывания народа о воспитании». Подобных подходов придерживались и другие учёные [2, с. 42]. Постепенно в научной среде всё более расширялось понимание народной педагогики как совокупности педагогических идей и воспитательной практики. В 1966 году Я.И. Ханбиков предложил рассматривать народную педагогику как область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающуюся в господствующих в народе воззрениях на цели задачи воспитания, народных средств, умений и навыков воспитания и обучения [219, с. 37].

В конце 60 – начале 70-х годов начался качественно новый этап народно-педагогического исследования. Усилилось влияние этнографии на изучение народной педагогики. В 1966 году в педагогической науке появляется термин «этнопедагогика». Этот термин был введён советским педагогом, исследователем традиций народного воспитания в чувашском обществе Г.Н. Волковым в труде «Этнопедагогика чувашского народа». Г.Н. Волков попытался разграничить понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика».

Этнопедагогика – это наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени и народа [50, с. 18].

Народная педагогика – не наука, но предмет науки. Эта наука – этнопедагогика. Она отражает определённый уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука.

В 1974 году Б.Н. Волков пишет новую работу «Этнопедагогика», где даёт определение понятия «народная педагогика» и «этнопедагогика». Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках и т.п. Этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Но в работе есть оговорка: «Термином «народная педагогика» можно, конечно, обозначить и отрасль науки, изучающей педагогические знания и опыт народа» [См.: 29, с. 42].

Термин «этнопедагогика» получил динамичное распространение, при этом всё же многие учёные отождествляют его с термином «народная педагогика». Одна из попыток развести эти понятия была сделана в 1980 году Г.А. Комаровой. Она предложила определение этнопедагогики как «науки, которая раскрывает закономерности процесса социализации личности и акцентирует своё внимание этого процесса в различных обществах и культурах». По мнению учёного, под народной педагогикой надо «понимать науку о народном воспитании молодого поколения» [См.: 29, с. 42]. Этим автор хочет уточнить, что понятие «этнопедагогика» более широкое, чем народная педагогика. С точки з<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...