Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Логические основы теории аргументации

Рабочая программа дисциплины

Логические основы аргументации

Направление подготовки

 

031600 «Реклама и связи с общественностью»

 

 

Профиль подготовки

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Хабаровск


Пояснительная записка к рабочей программе:

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Логические основы аргументации» являются формирование основ логической культуры как системы навыков мышления и коммуникации; овладение приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога; получение навыков логично формулировать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; развитие коммуникативной и аналитической компетентностей, гибкости мышления.

Данная дисциплина научит ориентироваться в разных коммуникативно-познавательных ситуациях; эффективно использовать логические законы как средство познания, убеждения, контроля правильности суждений; поможет овладеть навыками составления и логического анализа текстов; чётко представлять структуру изучаемых дисциплин, устанавливать общие связи и отношения между ними, обнаруживать возможности применения методов одних наук в других науках.

«Логические основы аргументации» раскрывают логические основания аргументативного дискурса, акцентируя внимание на практике обоснования утверждений в беседе, дискуссии, полемике. В курсе даётся понятие технологии аргументации и нарабатываются определённые навыки стратегии и тактики аргументации, рассматриваются психологические, риторические, и нравственные аспекты аргументации.

 

Место дисциплины в структуре ООП

- дисциплина цикла ГСЭ;

-«Логические основы аргументации» является курсом по выбору ГСЭ, формирует методологические основы для освоения общегуманитарных и профессиональных дисциплин, поэтому целесообразно преподавать на 2 курсе (3 семестр).

- дисциплины, для которых изучение данной дисциплины является обязательной – «Философия», профессиональные дисциплины.

 

3. Структура и содержание модулей дисциплины

3.1.Название, цель и содержание модуля –

Модуль 1.

ЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АРГУМЕНТАЦИИ

Цель модуля: Формирование основ логической культуры

Содержание модуля:

Тема 1. Предмет и значение логики

Общая характеристика логики. Возникновение науки логики в Древней Греции. Основные этапы в истории развития логики.

Процесс познания. Роль мышления в процессе познания. Чувственное и рациональное познание. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Специфика законов логики. Основные законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Метод формализации.

Значение формальной логики для поиска истины. Логическая культура.

Тема 2. Понятие

Понятие как логическая форма мысленного обобщения и выделения предметов. Способы выражения понятий в языке. Роль понятийного аппарата в науке.

Логические характеристики понятия: объем и содержание.

Определение объема и содержания понятий как средство достижения ясности и четкости в познании. Понятие множества, элементы и подмножества. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий.

Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.

Виды понятий как проявление активности субъекта познавательной деятельности. Единичные, общие, пустые; конкретные и абстрактные; относительные и безотносительные; положительные и отрицательные; собирательные и несобирательные понятия.

Операции ограничения и обобщения понятий. Их роль в процессе познания. Операция определения понятия как раскрытие его содержания. Виды определений: явные и неявные; реальные, номинальные, генетические.

Особенности явного определения через род и видовое отличие, его правила и ошибки. Виды неявных определений: контекстуальные, индуктивные, аксиоматические. Приемы, сходные с определением.

Операция деления понятия как логическая основа классификации. Роль классификации в познании. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое. Правила и ошибки деления.

 

Тема 3. Суждение

Общая характеристика суждения как формы мышления. Языковые способы выражения суждения. Суждение и высказывание.

Простые и сложные суждения, понятие логического союза.

Виды простых суждений: атрибутивные, суждения с отношениями, суждения существования. Распределенность терминов в суждении.

Деление суждений по модальности. Типы модальности.

Сложные суждения и их виды. Понятие логической связки, способы выражения логических связок в естественном языке.

Табличное определение логических связок.

Модуль 2.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ

Цель модуля: Логично формулировать и аргументированно отстаивать своё мнение

Содержание модуля:

Тема 4. Умозаключение

Общая характеристика умозаключения, его состав.

Виды умозаключений:

1. Дедуктивные умозаключения. Понятие логического следования как отношения между посылками и заключением.

Простой категорический силлогизм, его структура. Фигура, модус. Правила категорического силлогизма: правила фигур, посылок, терминов. Энтимема и ее восстановление до полного силлогизма.

2. Индуктивные умозаключения. Роль индуктивных умозаключений в научном познании. Ограниченность индукции. Понятие вероятности, причинно-следственной связи. Виды индукции: полная, неполная, популярная, статистическая, научная. Индукция и дедукция как методы познания, их взаимосвязь.

3. Умозаключения по аналогии, их сущность и структура.

Виды аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений, строгая и нестрогая аналогия. Аналогия как логическая основа метода моделирования.

Тема 5. Логические основы теории аргументации

Доказательство как логическое ядро аргументации. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

Правила и ошибки по отношению к элементам доказательства. Виды доказательства: прямое и непрямое. Виды непрямого доказательства.

Опровержение, его структура и виды. Понятие софизма, паралогизма и логического парадокса.

Диалоговые формы аргументации: спор, дискуссия, полемика. Модификация по отношению к ним основных правил доказательства.

Допустимые и запрещенные приемы ведения спора, дискуссии, полемики.

Роль вопроса в аргументации. Структура и виды вопросов и ответов.

 

3.2. Номера компетенций, развиваемых в результате освоения данного модуля, перечень Знаний, Умений, Владений.

В результате освоения данного курса выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

профессиональными компетенциями (ПК):

владением основами речи, знает её виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приёмы убеждения (ПК-5);

обладает базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур; политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (ПК-9);

способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-10).

 

В результате освоения – курса «Логические основы аргументации» обучающийся должен

· Знать: суть законов и форм логически правильного построения, организации и изложения мыслительного процесса, теоретические и прагматические аспекты аргументации (логические, психологические, риторические и др. приёмы и правила аргументации, стратегии аргументации и критики, уловки, применяемые в споре).

· Уметь: анализировать тексты, речи, дискуссии; правильно делить, классифицировать, определять понятия; находить ошибки и не допускать их в своих рассуждениях; анализировать вопросно-ответные ситуации, корректно ставить вопросы и давать ответы на них; делать рациональные выводы из имеющейся информации в соответствии с законами логики; готовить речи и публично выступать.

· Владеть: практическими навыками применения средств и приёмов аргументации в профессиональной деятельности, методами противодействия уловкам.

3.3. Общая трудоемкость в ЗЕ – 2 ЗЕ

3.4. Виды контрольных заданий и стоимость в баллах – см. 3.7.

3.5. Данный модуль изучается в 3 семестре.

3.6. Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах - лекции – 18ч., практические занятия – 8 ч., контрольные работы – 4 ч., интерактивные занятия – 6 ч., самостоятельная работа – 36 ч.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  МОДУЛЬ I Логические средства аргументации     Л ПЗ КР НИРС СР  
  Предмет и законы логики               Конспект лекции
2.1     Понятие Понятие (логический анализ, способы выражения в языке, отношения между понятиями)                                   Конспект лекции   Упражнения, тест, реферат
2.2 Операции над понятиями (обобщение, ограничение, определение, деление)                         Конспект лекции Упражнения, тест, реферат Контрольная работа №1   Защита проекта «Убедить или доказать?»  
3.1 Суждение Суждение (логический анализ простого суждения)                   Конспект лекции Упражнения, тест, реферат
  МОДУЛЬ II Теория и практика аргументации                
3.2 Сложное суждение   Логика вопросов и ответов                     Конспект лекции Презентация «Логика вопросов и ответов»
4.1 Умозаключение Дедуктивные умозаключения                   Конспект лекции Упражнения, тест, реферат
4.2 Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии               Контрольная работа №2  
  Логические основы теории аргументации. Логика диалога. Стратегия и тактика спора.                   Конспект лекции   Упражнения, тест Тренинг «Дебаты»
  Итоговое занятие               Дискуссия «Можно ли одержать победу в споре?»
                   

3.7. Требования к модульно-балльному контролю.

1 Модуль «Логические средства аргументации»

  Посещение лекций 1б.
1.1 Конспект лекции 0,5 б.
2. Практическое занятие 1 б.
2.1 Подготовка сообщений, рефератов, докладов 1 – 3 б.
2.2 Устный опрос, решение упражнений 1 – 3 б.
2.3 Тестирование 1 – 3 б.
3. Письменная контрольная работа 3 − 6 б.
4. Защита проекта (аргументация) 5 – 10 б.
5. Поощрительные баллы 3 б.
     

 

 

2 Модуль «Теория и практика аргументации»

  Посещение лекций (5) 1 б.
1.1 Конспект лекции 0,5
2. Практические занятия (1) 1 – 3 б.
2.1 Подготовка сообщений, рефератов, докладов 1 – 3 б.
2.2 Устный опрос, решение упражнений 1 -3 б.
2.3 Тестирование 1 -3 б.
3. Письменная контрольная работа 3−6 б.
4. Презентация 5 – 10 б.
5. Тренинг 5 – 10 б.
6. Поощрительные баллы 1,5 б.
     

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

1. Практическое занятие «Понятие». УМК с. 7, тест 1 с. 37.

2. Практическое занятие «Операции над понятиями». УМК с. 8, тест 2 с. 37, кроссворд с. 39

3. Практическое занятие «Простое суждение». УМК с. 12., тест 3 с. 38.

4. Практическое занятие «Дедуктивное умозаключение». УМК с. 18., тест 4 с. 38.

Темы рефератов

1. Основные этапы формирования учения об аргументации.

2. Практика и теория аргументации в Древней Греции.

3. Практика и теория аргументации в Древнем Риме.

4. Практика и теория аргументации в Новое время.

5. Риторические приёмы аргументации.

6. Логика и язык.

7. Истина: логико-философский анализ.

8. Интуитивная логика.

9. Роль вопросов в процессе аргументации. Правильные и неправильные вопросы и ответы.

10. Задачи определения понятий.

11. Деление и классификация в процессах аргументации.

12. Аргументация и критика как средство убеждения.

13. Способы опровержения в дискуссии.

14. Основные законы логики и философии.

15. Психологические приёмы аргументации.

16. Диалектические и логические противоречия.

17. Дедукция и индукция.

18. Проблема надежности индукции. Использовать индукцию − видеть общее через пример.

19. Заключения по аналогии. Виды аналогии в СМИ.

20. Уловки, применяемые в дискуссиях и способы противодействия уловкам.

21. Этапы построения гипотезы журналистом.

22. Какие «прогнозы» публикуют СМИ?

23. Корректные и некорректные приемы спора.

24. Специфика политической аргументации

25. Софистика как спор без правил.

26. Устранение и разрешение парадоксов.

27. Анализ логических приемов (по книге Д. Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...