Тема 5. Логические основы теории аргументации
Рабочая программа дисциплины Логические основы аргументации Направление подготовки
031600 «Реклама и связи с общественностью»
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная
Хабаровск Пояснительная записка к рабочей программе: Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Логические основы аргументации» являются формирование основ логической культуры как системы навыков мышления и коммуникации; овладение приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога; получение навыков логично формулировать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; развитие коммуникативной и аналитической компетентностей, гибкости мышления. Данная дисциплина научит ориентироваться в разных коммуникативно-познавательных ситуациях; эффективно использовать логические законы как средство познания, убеждения, контроля правильности суждений; поможет овладеть навыками составления и логического анализа текстов; чётко представлять структуру изучаемых дисциплин, устанавливать общие связи и отношения между ними, обнаруживать возможности применения методов одних наук в других науках. «Логические основы аргументации» раскрывают логические основания аргументативного дискурса, акцентируя внимание на практике обоснования утверждений в беседе, дискуссии, полемике. В курсе даётся понятие технологии аргументации и нарабатываются определённые навыки стратегии и тактики аргументации, рассматриваются психологические, риторические, и нравственные аспекты аргументации.
Место дисциплины в структуре ООП
- дисциплина цикла ГСЭ; -«Логические основы аргументации» является курсом по выбору ГСЭ, формирует методологические основы для освоения общегуманитарных и профессиональных дисциплин, поэтому целесообразно преподавать на 2 курсе (3 семестр). - дисциплины, для которых изучение данной дисциплины является обязательной – «Философия», профессиональные дисциплины.
3. Структура и содержание модулей дисциплины 3.1.Название, цель и содержание модуля – Модуль 1. ЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АРГУМЕНТАЦИИ Цель модуля: Формирование основ логической культуры Содержание модуля: Тема 1. Предмет и значение логики Общая характеристика логики. Возникновение науки логики в Древней Греции. Основные этапы в истории развития логики. Процесс познания. Роль мышления в процессе познания. Чувственное и рациональное познание. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Специфика законов логики. Основные законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Метод формализации. Значение формальной логики для поиска истины. Логическая культура. Тема 2. Понятие Понятие как логическая форма мысленного обобщения и выделения предметов. Способы выражения понятий в языке. Роль понятийного аппарата в науке. Логические характеристики понятия: объем и содержание. Определение объема и содержания понятий как средство достижения ясности и четкости в познании. Понятие множества, элементы и подмножества. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.
Виды понятий как проявление активности субъекта познавательной деятельности. Единичные, общие, пустые; конкретные и абстрактные; относительные и безотносительные; положительные и отрицательные; собирательные и несобирательные понятия. Операции ограничения и обобщения понятий. Их роль в процессе познания. Операция определения понятия как раскрытие его содержания. Виды определений: явные и неявные; реальные, номинальные, генетические. Особенности явного определения через род и видовое отличие, его правила и ошибки. Виды неявных определений: контекстуальные, индуктивные, аксиоматические. Приемы, сходные с определением. Операция деления понятия как логическая основа классификации. Роль классификации в познании. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое. Правила и ошибки деления.
Тема 3. Суждение Общая характеристика суждения как формы мышления. Языковые способы выражения суждения. Суждение и высказывание. Простые и сложные суждения, понятие логического союза. Виды простых суждений: атрибутивные, суждения с отношениями, суждения существования. Распределенность терминов в суждении. Деление суждений по модальности. Типы модальности. Сложные суждения и их виды. Понятие логической связки, способы выражения логических связок в естественном языке. Табличное определение логических связок. Модуль 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ Цель модуля: Логично формулировать и аргументированно отстаивать своё мнение Содержание модуля: Тема 4. Умозаключение Общая характеристика умозаключения, его состав. Виды умозаключений: 1. Дедуктивные умозаключения. Понятие логического следования как отношения между посылками и заключением. Простой категорический силлогизм, его структура. Фигура, модус. Правила категорического силлогизма: правила фигур, посылок, терминов. Энтимема и ее восстановление до полного силлогизма. 2. Индуктивные умозаключения. Роль индуктивных умозаключений в научном познании. Ограниченность индукции. Понятие вероятности, причинно-следственной связи. Виды индукции: полная, неполная, популярная, статистическая, научная. Индукция и дедукция как методы познания, их взаимосвязь.
3. Умозаключения по аналогии, их сущность и структура. Виды аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений, строгая и нестрогая аналогия. Аналогия как логическая основа метода моделирования. Тема 5. Логические основы теории аргументации Доказательство как логическое ядро аргументации. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Правила и ошибки по отношению к элементам доказательства. Виды доказательства: прямое и непрямое. Виды непрямого доказательства. Опровержение, его структура и виды. Понятие софизма, паралогизма и логического парадокса. Диалоговые формы аргументации: спор, дискуссия, полемика. Модификация по отношению к ним основных правил доказательства. Допустимые и запрещенные приемы ведения спора, дискуссии, полемики. Роль вопроса в аргументации. Структура и виды вопросов и ответов.
3.2. Номера компетенций, развиваемых в результате освоения данного модуля, перечень Знаний, Умений, Владений. В результате освоения данного курса выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); профессиональными компетенциями (ПК): владением основами речи, знает её виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приёмы убеждения (ПК-5); обладает базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур; политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (ПК-9); способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-10).
В результате освоения – курса «Логические основы аргументации» обучающийся должен · Знать: суть законов и форм логически правильного построения, организации и изложения мыслительного процесса, теоретические и прагматические аспекты аргументации (логические, психологические, риторические и др. приёмы и правила аргументации, стратегии аргументации и критики, уловки, применяемые в споре). · Уметь: анализировать тексты, речи, дискуссии; правильно делить, классифицировать, определять понятия; находить ошибки и не допускать их в своих рассуждениях; анализировать вопросно-ответные ситуации, корректно ставить вопросы и давать ответы на них; делать рациональные выводы из имеющейся информации в соответствии с законами логики; готовить речи и публично выступать. · Владеть: практическими навыками применения средств и приёмов аргументации в профессиональной деятельности, методами противодействия уловкам. 3.3. Общая трудоемкость в ЗЕ – 2 ЗЕ 3.4. Виды контрольных заданий и стоимость в баллах – см. 3.7. 3.5. Данный модуль изучается в 3 семестре. 3.6. Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах - лекции – 18ч., практические занятия – 8 ч., контрольные работы – 4 ч., интерактивные занятия – 6 ч., самостоятельная работа – 36 ч.
3.7. Требования к модульно-балльному контролю.
1 Модуль «Логические средства аргументации»
2 Модуль «Теория и практика аргументации»
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля 1. Практическое занятие «Понятие». УМК с. 7, тест 1 с. 37. 2. Практическое занятие «Операции над понятиями». УМК с. 8, тест 2 с. 37, кроссворд с. 39 3. Практическое занятие «Простое суждение». УМК с. 12., тест 3 с. 38. 4. Практическое занятие «Дедуктивное умозаключение». УМК с. 18., тест 4 с. 38. Темы рефератов 1. Основные этапы формирования учения об аргументации. 2. Практика и теория аргументации в Древней Греции. 3. Практика и теория аргументации в Древнем Риме. 4. Практика и теория аргументации в Новое время. 5. Риторические приёмы аргументации. 6. Логика и язык. 7. Истина: логико-философский анализ. 8. Интуитивная логика. 9. Роль вопросов в процессе аргументации. Правильные и неправильные вопросы и ответы. 10. Задачи определения понятий. 11. Деление и классификация в процессах аргументации. 12. Аргументация и критика как средство убеждения. 13. Способы опровержения в дискуссии. 14. Основные законы логики и философии. 15. Психологические приёмы аргументации. 16. Диалектические и логические противоречия. 17. Дедукция и индукция. 18. Проблема надежности индукции. Использовать индукцию − видеть общее через пример. 19. Заключения по аналогии. Виды аналогии в СМИ. 20. Уловки, применяемые в дискуссиях и способы противодействия уловкам. 21. Этапы построения гипотезы журналистом. 22. Какие «прогнозы» публикуют СМИ? 23. Корректные и некорректные приемы спора. 24. Специфика политической аргументации 25. Софистика как спор без правил. 26. Устранение и разрешение парадоксов. 27. Анализ логических приемов (по книге Д. Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|