34. Ноябрьская революция 1918 г. В Германии и её значение.
34. Ноябрьская революция 1918 г. В Германии и её значение. Сложившаяся в годы Первой мировой войны в Германии военно-монархическая диктатура была очевидным нарушением принципов Конституции 1871 г. Политические партии и общество в целом мирились с военным режимом, пока он обеспечивал успешный ход войны. С весны 1917т. военное положение Германии ухудшилось, и в стране развернулось мощное антимилитаристское движение. Выступления против войны затронули даже военно-морской флот. Нарастание революционных настроений в германском обществе сопровождалось усилением влияния левых политических партий, прежде всего наиболее крупной – Социал-демократической партии Германии, которая возглавила движение к политическим реформам. Из-за тактических несогласий от СДПГ в апреле 1917 г. откололась Независимая Социал-демократическая партия (НСДПГ). Крайне левые социал-демократы объединились в группу «Спартак», которая стала проводником влияния коммунистического радикализма на рабочее движение. В ходе массовых рабочих выступлений 1917-1918 гг. под влиянием радикалов формировались органы революционно-анархистского самоуправления – рабочие и солдатские советы; к осени 1918г. советы стали самостоятельной политической силой антимонархического движения. Монархия вынужденно пошла на либерализацию режима. В октябре 1918 г. главой правительства был поставлен принц Макс Баденский, который объявил о скорой реформе политической системы в духе парламентаризма (усиление влияния Союзного совета на вопросы войны и мира, признание ответственности правительства перед рейхстагом, ограничение прав исполнительной власти в назначении военных, принятие неотложных мер в социальной области). Однако монархия практически утеряла административный контроль над страной. Левые партии выдвинули программу скорейшего окончания войны и установления республики как гарантии против милитаризма.
Внешние события – капитуляция Австро-Венгрии – спровоцировали всплеск антимонархических выступлений. 3 ноября началось восстание военных моряков в Киле. Волнения охватили крупные города: Гамбург, Бремен и др.; повсеместно стали создаваться революционные советы как прототип новой власти. Леворадикальные группировки «Спартака», подталкиваемые эмиссарами из Советской России, развернули агитацию, безусловно гибельную для страны тоща, под лозунгом превращения революции в социалистическую. 9 ноября 1918 г. стачки и волнения охватили Берлин. Армия отказала императору в поддержке, и Вильгельм II отрекся от престола (официально отречение было оформлено 28 ноября 1918 г. ). 10 ноября Берлинский совет передал власть вновь сформированному Совету народных уполномоченных, который составили делегаты от местных советов, представители СДПГ и НСДПГ. События в Берлине составили одновременно и завершение демократической революции и начало политического переустройства страны. В итоге Ноябрьской революции была ликвидирована не только общегерманская монархия. Были изгнаны еще 22 монарха в отдельных землях, 3 аристократических сената (в автономных городах) подчинились демократическим преобразованиям, в отдельных землях образовались новые, в основном социал-демократические правительства. 11 ноября 1918 г. новое правительство заключило перемирие в Антантой. 35. Веймарская республика. Веймарская конституция 1919 г. Ваймарское Национальное собрание (6 февраля 1919 г. – 21 мая 1920 г. ) завершило процесс установления государственной власти переходного времени и выполнило учредительные функции, приняв новую конституцию Германии. Своеобразным обстоятельством стало то, что первое предшествовало второму, тем самым создав на будущее весьма необычную ситуацию взаимоотношения властных институтов.
В течение февраля 1919 г. Собрание провело выборы временного президента республики –им стал социал-демократ Ф. Эберт (получивший почти 3/4 голосов), организовало правительство на основе коалиции партий во главе с Ф. Шейдеманом (большинство из 14 министров также были членами СДПГ и НСДПГ), приняло постановление об организации временных вооруженных сил (из добровольческих корпусов). Согласно переходному закону от 1 марта 1919 г. Впредь до первых выборов полномочия райхстага доверялись Национальному собранию, а бундесрата – особому комитету всех германских государств. В июне 1919г. Собрание, кроме всего, утвердило условия мира с Антантой, предписанные Францией, а затем ратифицировало мирный договор. Германия лишалась ряда территорий на Западе, обязывалась к выплате колоссальной контрибуции. В августе 1919 г. Национальное собрание утвердило новую конституцию Германии. Конституция 1919 года Создание новой, республиканской конституции оказалось сложным политическим вопросом, и работа над конституцией началась еще до созыва Национального собрания – в ноябре 1918 г. Обсуждение проблем будущего государственного строя и, в особенности, территориального устройства Германии проводилось как в политических, так и в научно-юридических кругах. Огромную роль в разработке основ будущего устройства сыграл выдающийся немецкий правовед и социолог М. Вебер, который в частности обосновал необходимость учреждения сильной президентской власти. Возглавил конституционные работы другой юрист и политик – Г. Прейс. Четвертый проект (обширный, в 165 ст. и с 16 приложениями) был предложен Собранию, которое и утвердило 31 июля 1919 г. его большинством (более чем 2/3) голосов. После подписания президентом новая Ваймарская конституция вступила в силу с 14 августа 1919 г. Ваймарская конституция (181 ст. ) определила Германию как единую суверенную р е с п у б л и к у с президентско-парламентским правлением. Статус прежних государств, составлявших империю, был сокращен до признанияих землями (областями), пользующимися политической автономией в пределах общегосударственного законодательства. Однозначно декларировалось преимущество общеимперского права над Областным (ст. 13). Все внутригерманские земли должны были иметь республиканские конституции, организовать народные представительства на началах «всеобщего», равного, прямого и тайного избирательного права... и пропорционального представительства» (ст. 17), признать ответственность правительств перед местными ландтагами. Все земли впредь имели равные права, и эти права были существенно ограничены сравнительно с прежней конституцией.
На принципы нового государственного порядка значительное влияние оказал опыт конституции США 1787 г. Соответственно взаимоотношения разных государственных институтов определялись на основе разделения властей. Законодательными полномочиями в главном обладал райхстаг. Депутаты избирались всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием на 4 года (в выборах участвовали мужчины и женщины старше 20 лет). Депутаты пользовались полным иммунитетом и считались представителями всего народа. В развитие принципа народного суверенитета признавалось право народа на непосредственное волеизъявление – референдум. Только решения референдума имели приоритет перед райхстагом. Вторая палата парламента – райхсрат – составлялась из депутатов земель пропорционально численности населения (по 1 депутату на 0, 7 млн. чел). Наиболее населенные Пруссия или Бавария имели здесь несомненное преимущество (по закону 1929 г. – соответственно 27 и 11 из 67). Однако собственно депутатами считались члены земельных правительств, а в случае Пруссии – дополнительно провинциальные уполномоченные. Главой государства и правительственной власти был президент. Он избирался всенародным голосованием на 7 лет с возможностью переизбрания. Отстранение президента от должности могло быть совершено только путем референдума, объявленного по решению; райхстага, принятому квалифицированным большинством, т. е. практически было нереализуемо. Президент обладал не только полномочиями главы государства, т. е. представительскими, но и правительственными. Он мог заключать внешние союзы и договоры (особо важные – при согласии райхстага), осуществлял верховное командование армией и флотом, увольнял и назначал офицеров и чиновников. Правительство возглавлялось райхсканцлером, который вносил предложение президенту о кандидатурах министров. Однако, в реализацию высших парламентских полномочий народного представительства, для своей деятельности правительство нуждалось в доверии райхстага; равным образом недоверие райхстага означало отставку министра или райхсканцлера. Конституционное положение правительства было значительно более самостоятельным по отношению к президенту, чем это было ранее в германской конституции.
Судебная власть вручалась полностью независимым и самостоятельным судам. Запрещались исключительные, суды и т. н. суды чести, т. е. неюридические. Устанавливалась обязательность административной юстиции для «защиты отдельных лиц... от административных учреждений». Конституция предусмотрела и образование Верховного суда Германии. Гарантиям гражданских прав был уделен почти весь второй раздел Конституции. Провозглашая полное гражданское равенство, основной закон ликвидировал все привилегии сословного характера, ещё сохранявшиеся в праве. Многие принципы Конституции 1919 г. оказались новшествами в политико-правовом отношении, и подобно влиянию германского конституционализма XIX в. в свою очередь оказали значительное воздействие на многие конституционные акты Новейшего времени в Центральной Европе и в Азии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|