Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Http://www.ug.ru/01.28/t14.html «Болезнь новизны в образовании»: по-русски и по-американски. «Продвинутые школы» потеряли свой приоритет.

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Инновационная деятельность педагога. Психологические барьеры и психологическая защита.

Семинар 2. Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях (ОУ).

Семинар 3. Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах.

Семинар№1

Инновационная деятельность педагога.

Психологические барьеры и психологическая защита

План

I. Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности педагога. Сущностные характеристики инновационной деятельности в образовании.

II. Модель инновационной деятельности педагога. Концепция инновационной деятельности педагогов В.А.Сластенина, Л.С.Подымовой. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического, рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога.

III. Понятие психологических барьеров и психологический защиты. Факторы, обусловленные психологическими барьерами.

IV. Виды психологической защиты: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, катарсис и др.

V. Характеристика субъектов инновационной деятельности (по В. И. Загвязинскому: новаторы, изобретатели, модернизаторы, мастера педагогического труда; по Э. Роджерсу: новаторы, ранние реализаторы, раннее большинство, позднее большинство, колеблющиеся).

VI. Антиинновационный барьер в деятельности педагога. Причины, вызывающие сопротивление педагогов новшествам. Барьеры творчества педагога.

Задания к семинару:

1) Выпишите в свою терминологическую карту понятия: психологический барьер инновационной деятельности; характеристика субъектов инновационной деятельности. Установите взаимосвязь между ними.

2) Заполните таблицу

Таблица

Характеристика видов психологической защиты

 

Виды психологической защиты Характеристика видов психологической защиты Примеры вербальных конструкций, позволяющих распознавать псих. барьеры
отрицание    
подавление    
рационализация    
проекция    
идентификация    
отчуждение    
замещение    

 

Источники и литература

1. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие под ред. С.А. Гончарова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

2. Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-187973.html

3. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html
Инновационная педагогическая деятельность [Электронный ресурс] http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/innovacionnaja_pedagogicheskaja_dejatelnost/51-1-0-17

4. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности//Высшее образование в России.- 2004.-№7.-С.56-64.

5. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.[ Электронный ресурс] http://www.prometeus.nsc.ru/contents/books/slasten.ssi

8. ЯголковскийС. Р. Психология инноваций:подходы, модели, процессы научная монография - М. 2010. [ Электронный ресурс] http://psy.hse.ru/data/2010/05/20/1217328104 _7.pdf

Семинар№2

Проектирование программы

Опытно-экспериментальной работы в ОУ

План

I. Способы введения новшеств в образовательное учреждение: развитие своего собственно­го опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, путъ проб и ошибок, эксперимент.

II. Экспериментальная педагогическая деятельность и ее уровни: опытный, опытно-экспериментальный, экспериментально-поисковый, экспериментально-исследовательский. Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ.

III. Педагогический эксперимент в структуре инновационной деятельности: виды педагогического эксперимента, логика и этапы педагогического эксперимента.

Вопросы и задания к семинару:

1) Выпишите в свою терминологическую карту понятия: способы введения новшеств в образовательное учреждение; проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ, проект: жизненный цикл проекта; класс проекта. Установите взаимосвязь между ними.

2) На основе автореферата канд. диссертации, разработайте программу опытно-экспериментальной работы в ОУ.

Источники и литература:

1. Дмитриев В.А., Рюмина Л.С., Привалихин С.А. Технология инновационного проектирования//Школьные технологии.-2006.-№1.-С.84-87.

2. Коростелева Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных уреждениях//Методист.-2005.-№4.-С.17-21.

3. Ларина В.П. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования //Педагогика.-2005.-№2.-С.55-61.

4. Ларина В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ//Методист.-2005.-№5.-С.19-21.

5. Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе// Школьные технологии.- 2003.-№6.-С.52-58.

6. Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе// Школьные технологии.-2004.-№5.-С.76-82.

7. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2008.

8. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.

9. Поташник М.М. Как разработать проект на получение гранта. Изд-во: М.: Педагогическое общество России 2010.

10. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании: Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов./ А.С. Сиденко, Т.Г. Новикова – М.: АПКиПРО, 2002.

11. Соломатин А.М., Гам В.И. Теория и практика педагогического проектирования. – Омск, 2001.

12. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.

13. Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-187973.html

14. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html

 

Семинар№3

Сравнительно-педагогический анализ

Инновационных процессов в России и развитых странах

План

I. Общая характеристика основных нормативных документов: Стратегия развития образования до 2020 г., Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования до 2015 г.», Национальная инициатива «Наша новая школа» (2009).

II. Этапы современной образовательной реформы в России. Анализ результатов модернизации образования.

III. Характеристика и анализ инновационных процессов в Омском регионе по критериям эффективности.

IV. Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в России и развитых странах.

Задания к семинару:

1) Выпишите в свою терминологическую карту понятия: ФГОС-ы общего и профессионального образования; компетентностный подход в образовании; системные изменения в образовательном учреждении; критерии эффективности инновационных процессов. Установите взаимосвязь между ними.

2) Заполните таблицу, позволяющую оценить содержание и эффективность инновационных процессов. Воспользуйтесь материалами, соответствующими своей магистерской программе.

Таблица

Содержание и эффективность инновационных процессов

в системе образования РФ

 

Направления изменений Уровень (федеральный, региональный, муниципальный, ОУ) Содержание изменений Критерий оценки Оценка по критерию
Новые образовательные стандарты        
Непрерывное образование        
Сетевая организация образования        
Становление системы оценки качества образования как общественного договора        
Глобализация и интернационализация образования в России        
Продолжите список        

 

2. Воспользовавшись материалами статьи Е.Я. Коган и Н.Ю. Посталюк, заполните сравнительно-сопоставительную таблицу, позволяющую оценить содержание инновационные процессы в России и за рубежом.

 

Вызовы времени Россия Европа США
  Школьное образование Профессиональное образование Школьное образование Профессиональное образование Школьное образование Профессиональное образование
       
       
       
             

 

3.Выделите идеи зарубежной образовательной практики, которые могут быть заимствованы как инновации в системе образования РФ. Результаты представьте таблицей.

 

Идея зарубежного опыта Инновационные проекты в российском образовании
   
   
   

Источники и литература:

1. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя/ Под обще редакцией А.П.Тряпицыной. - СПб, 2005.Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения «компетентностный подход». М., 2009.

2. БеркалиевТ.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П.Инновации и качество образования:Научно- методическое пособие для педагогов инновационных школ.- Спб.: КАРО, 2007.

3. Бордовская Н.В. «Современные образовательные технологии». М., 2010.

4. Виноградов, В. Н. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Н. Виноградов, О. Г. Прикот. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

5. Епишева О.В. «Инновационные процессы в образовании». Тюмень, 2009.

6. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. Пособие для студентов пед.вузов.-М.: Высш. Шк., 2004.

7. Инновационные центры муниципальной системы образования городаОмска. Под ред. Соломатина А.М., Сосновской Л.Г. и др. Омск 2004 г.

8. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета: научно-методические материалы/ под общей ред. Н.В. Чекалевой.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2009;

9. Новикова Т.Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику//Школьные технологии.-2005.-№5.-С.96-105.

10. Посталюк М.П. В http://iam.duma.gov.ruлияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде // Проблемы современной экономики.- СПб., 2005. -N 3(15).

11. Стратегия развития российских вузов: ответы на новые вызовы/Под научн. ред. Н.Л.Титовой.-М.: МАКС Пресс 2008.

12. Тряпицына А.П.Инновационные процессы в образовании.// Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей. – СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 1997.

Нормативные документы:

ü Концепция модернизации содержания общего среднего образования (2001- 2010)

ü Концепция профильного обучения (2003)

ü ФЦПРО (2005)

ü ПНПО (2006-2011)

ü КПМО (2006)

ü Закон об изменении понятия и структуры государственного образовательного стандарта (2007)

ü Закон об обязательном общем среднем образовании (2007)

ü Стратегия развития образования до 2020 г.

ü Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования до 2015 г.»

ü Национальная инициатива «Наша новая школа» (2009)

ü Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования(2011)

ü Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2011).

Интернет-ресурсы:

1. http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/1999/enshina.htmlИнновационныепроцессы в образовании.

2. http://inetlib.com/ruseconomics/inetlib_readme.php?subaction=showfull&id=1160382161&archive=&start_from=&ucat=16&category=16

3. Инновационные процессы школьного образования http://iovrao.nm.ru/journal/ObG-1_Surtaeva.shtml Инновации как вектор развития образования в современной России.

4. http://vio.fio.ru/vio_29/cd_site/Articles/art_1_5.html Новое поколение педагогических инноваций в контексте инновационного пути развития цивилизации.

http://www.ug.ru/01.28/t14.html «Болезнь новизны в образовании»: по-русски и по-американски. «Продвинутые школы» потеряли свой приоритет.

6. http://iam.duma.gov.ruИнновационные процессы в образовании:
зарубежный опыт. Аналитический вестник.Выпуск 12Серия: социальная политика.-М.2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...