Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

Тема 1. Научные школы и теории в структуре современной психологии.

  1. Методологические основы научных школ и теорий.
  2. Понятие научного изучения личности.
  3. Компоненты теории личности: структура; процесс; рост и развитие; психопатология; изменение.
  4. Критерии оценки теории личности.
  5. Важнейшие проблемы современных теорий личности.

Список литературы

Основная литература

  1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

  1. Первин О., Джон О. Психология личности: теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер, 2000. – 608 с.

 

Проблемные задания

  1. Поясните, что подразумевается под «структурными понятиями» психологических теорий.
  2. Какие компоненты входят в динамические, мотивационные понятия психологических теорий?
  3. Проанализируйте современные подходы к проблеме границ семейного воспитания в формировании личности.

Задание для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
    • Верифицируемость;
    • Внутренняя согласованность;
    • Гетеростаз;
    • Гомеостаз;
    • Детерминизм;
    • Изменчивость;
    • Инвайронментализм;
    • Интеракционистский подход;
    • Иррациональность;
    • Конституционализм;
    • Неизменность;
    • Объективность;
    • Основные исходные положения теорий;
    • Персонолог;
    • Познаваемость;
    • Проактивность;
    • Рациональность;
    • Структура личности;
    • Теории личности;
    • Функциональная значимость;
    • Эвристическая ценность;
    • Экономность.

 

Тема 2. Предпосылки становления научных школ современной психологии. Научное исследование личности.

  1. Житейская психология как основа донаучных психологических знаний.
  2. Идеалистические и материалистические воззрения античных философов.
  3. Механистический материализм Демокрита.
  4. Учение о «душе» Аристотеля.
  5. Морально-этические аспекты учения о душе Сократа и Платона.
  6. Картезианская философия и дуализм Р. Декарта.
  7. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.
  8. Теория и методы исследования таланта Ф.Гальтона.
  9. Теория и методы исследования умственных способностей Ч. Спирмена.
  10. Эмпирическая психология конца XIX в. как синтез философской психологии и психофизиологии.
  11. Эмпирический подход к изучению личности.

 

Список литературы

Основная литература

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

  1. Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1975.
  2. Асмус В.Ф. Трактат о душе: вводная статья к книге «Аристотель» // Избранные философские труды: В 2-х томах. Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1969.
  3. Вундт В. Введение в психологию. – М.: Космос, 1999.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 1999.
  6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985.
  7. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – Изд. 2-е, доп. – М.: Политиздат, 1974.

 

Задание для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
    • Артефакт;
    • Валидность;
    • Гипотеза;
    • Дивергентная валидность;
    • Естественное наблюдение;
    • Зависимая переменная;
    • Конвергентная валидность;
    • Контрольная группа;
    • Корреляционный метод;
    • Метод анамнеза;
    • Методики самоотчета;
    • Многомерные тесты;
    • Надежность;
    • Независимая переменная;
    • Одномерные тесты;
    • Принцип осведомленного согласия;
    • Прогностическая валидность;
    • Проективные методы;
    • Стандартизация;
    • Фундаментальное исследование;
    • Экспериментальный метод;
    • Эмпирическая проверка.

 

Тема 3. Развитие психологической науки XIX столетия.

1. Первые школы психологии как самостоятельной науки.

2. Структурная психология в Германии (В.Вундт).

3. Структурная психология в Америке (Э.Титченер).

4. Эмпирическая экспериментальная психология в России (Г.И.Челпанов).

5. Программа психологии как объективной науки И.М.Сеченова

6. Доказательства объективности психологии в трудах И.П.Павлова.

7. Психология акта и ее варианты. Вюрцбургская школа.

8. Учение Дж. Локка как теоретическая основа интроспективной психологии.

9. Функционализм в американской школе.

10. Функционализм в европейской науке.

11. Значение функционализма для становления прикладной психологии.

12. Французская школа эмпирической психологии и новые методы исследования – психопатология, гипноз, тесты.

13. Успехи психологии 1900-х гг. и кризис ее методологических основ.

14. Теории кризиса.

 

Основная литература

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

Дополнительная литература

  1. Джемс В. Психология. – М.,1991.
  2. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Соцэкгиз, 1960.
  3. Петровский А.В. История советской психологии: Формирование основ психологической науки. – М.: Просвещение, 1967.
  4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.

Задание для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
    • Естественный эксперимент;
    • Зоопсихология;
    • Материалистические основы отечественной психологии;
    • Нейропсихология;
    • Психофизиология;
    • Рефлекс;
    • Физиология высшей нервной деятельности;
    • Французский материализм;
    • Экспериментальная психология.

 

 

Тема 4. Развитие научных школ в первой половине XX cтолетия.

 

  1. Бихевиоризм Дж.Уотсона.
  2. Объективная психология и рефлексология В.М.Бехтерева.
  3. Реактология К.Н.Корнилова.
  4. Психоанализ З.Фрейда.
  5. Индивидуальная психология А.Адлера.
  6. Аналитическая психология К.Юнга.
  7. Направления неофрейдизма (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен). Французский психоанализ (Ж.Лакан).
  8. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже.
  9. Становление и развитие деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
  10. Школа П.Я.Гальперина.
  11. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна.

Основная литература

1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

Дополнительная литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.-496 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.

3. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. Т.2. - М., 1983..

4. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер, 2000. – 608 с.

 

Проблемные задания

  1. Проанализируйте основные направления поведенческой психологии в России.
  2. Определите значение теории Ж. Пиаже для становления когнитивной психологии.
  3. Охарактеризуйте основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
  4. Сравните представления об исторической природе сознания человека в теориях французской социологической школы и теории Л.С. Выготского.
  5. Обоснуйте или опровергните утверждение З.Фрейда о том, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащих в основе человеческого поведения.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:

 

    • Агрессивный инстинкт;
    • Бессознательное;
    • Бихевиоризм;
    • Вытеснение;
    • Защитные механизмы;
    • Зона актуального развития;
    • Зона ближайшего развития;
    • Идентификация;
    • Когнитивная психология;
    • Коллективное бессознательное;
    • Отрицание;
    • Проекция;
    • Самость;
    • Стиль жизни;
    • Сублимация;
    • Тревожность;
    • Фикционный финализм.
  1. Сравните поведенческую психологию, разрабатываемую в России, и бихевиоризм Дж. Уотсона.
  2. Докажите, что психоаналитическая теория – это пример психодинамического, клинического подходов к личности.
  3. Опишите концепцию архетипов К. Юнга. Какой архетип К.Юнг связывал с достижением самореализации в зрелости?
  4. Сравните и противопоставьте позиции А.Адлера и К.Юнга по следующим темам: определяющая цель жизни; причины психопатологических проявлений; природа человеческой мотивации.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...