Задания для самостоятельной работы.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»
Тема 1. Научные школы и теории в структуре современной психологии.
- Методологические основы научных школ и теорий.
- Понятие научного изучения личности.
- Компоненты теории личности: структура; процесс; рост и развитие; психопатология; изменение.
- Критерии оценки теории личности.
- Важнейшие проблемы современных теорий личности.
Список литературы
Основная литература
- Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
Дополнительная литература
- Первин О., Джон О. Психология личности: теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер, 2000. – 608 с.
Проблемные задания
- Поясните, что подразумевается под «структурными понятиями» психологических теорий.
- Какие компоненты входят в динамические, мотивационные понятия психологических теорий?
- Проанализируйте современные подходы к проблеме границ семейного воспитания в формировании личности.
Задание для самостоятельной работы
- Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
- Верифицируемость;
- Внутренняя согласованность;
- Гетеростаз;
- Гомеостаз;
- Детерминизм;
- Изменчивость;
- Инвайронментализм;
- Интеракционистский подход;
- Иррациональность;
- Конституционализм;
- Неизменность;
- Объективность;
- Основные исходные положения теорий;
- Персонолог;
- Познаваемость;
- Проактивность;
- Рациональность;
- Структура личности;
- Теории личности;
- Функциональная значимость;
- Эвристическая ценность;
- Экономность.
Тема 2. Предпосылки становления научных школ современной психологии. Научное исследование личности.
- Житейская психология как основа донаучных психологических знаний.
- Идеалистические и материалистические воззрения античных философов.
- Механистический материализм Демокрита.
- Учение о «душе» Аристотеля.
- Морально-этические аспекты учения о душе Сократа и Платона.
- Картезианская философия и дуализм Р. Декарта.
- Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.
- Теория и методы исследования таланта Ф.Гальтона.
- Теория и методы исследования умственных способностей Ч. Спирмена.
- Эмпирическая психология конца XIX в. как синтез философской психологии и психофизиологии.
- Эмпирический подход к изучению личности.
Список литературы
Основная литература
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
Дополнительная литература
- Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1975.
- Асмус В.Ф. Трактат о душе: вводная статья к книге «Аристотель» // Избранные философские труды: В 2-х томах. Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1969.
- Вундт В. Введение в психологию. – М.: Космос, 1999.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 1999.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985.
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – Изд. 2-е, доп. – М.: Политиздат, 1974.
Задание для самостоятельной работы
- Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
- Артефакт;
- Валидность;
- Гипотеза;
- Дивергентная валидность;
- Естественное наблюдение;
- Зависимая переменная;
- Конвергентная валидность;
- Контрольная группа;
- Корреляционный метод;
- Метод анамнеза;
- Методики самоотчета;
- Многомерные тесты;
- Надежность;
- Независимая переменная;
- Одномерные тесты;
- Принцип осведомленного согласия;
- Прогностическая валидность;
- Проективные методы;
- Стандартизация;
- Фундаментальное исследование;
- Экспериментальный метод;
- Эмпирическая проверка.
Тема 3. Развитие психологической науки XIX столетия.
1. Первые школы психологии как самостоятельной науки.
2. Структурная психология в Германии (В.Вундт).
3. Структурная психология в Америке (Э.Титченер).
4. Эмпирическая экспериментальная психология в России (Г.И.Челпанов).
5. Программа психологии как объективной науки И.М.Сеченова
6. Доказательства объективности психологии в трудах И.П.Павлова.
7. Психология акта и ее варианты. Вюрцбургская школа.
8. Учение Дж. Локка как теоретическая основа интроспективной психологии.
9. Функционализм в американской школе.
10. Функционализм в европейской науке.
11. Значение функционализма для становления прикладной психологии.
12. Французская школа эмпирической психологии и новые методы исследования – психопатология, гипноз, тесты.
13. Успехи психологии 1900-х гг. и кризис ее методологических основ.
14. Теории кризиса.
Основная литература
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
Дополнительная литература
- Джемс В. Психология. – М.,1991.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Соцэкгиз, 1960.
- Петровский А.В. История советской психологии: Формирование основ психологической науки. – М.: Просвещение, 1967.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999.
Задание для самостоятельной работы
- Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
- Естественный эксперимент;
- Зоопсихология;
- Материалистические основы отечественной психологии;
- Нейропсихология;
- Психофизиология;
- Рефлекс;
- Физиология высшей нервной деятельности;
- Французский материализм;
- Экспериментальная психология.
Тема 4. Развитие научных школ в первой половине XX cтолетия.
- Бихевиоризм Дж.Уотсона.
- Объективная психология и рефлексология В.М.Бехтерева.
- Реактология К.Н.Корнилова.
- Психоанализ З.Фрейда.
- Индивидуальная психология А.Адлера.
- Аналитическая психология К.Юнга.
- Направления неофрейдизма (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен). Французский психоанализ (Ж.Лакан).
- Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже.
- Становление и развитие деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
- Школа П.Я.Гальперина.
- Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна.
Основная литература
1. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
Дополнительная литература
1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.-496 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999.
3. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. Т.2. - М., 1983..
4. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб: Питер, 2000. – 608 с.
Проблемные задания
- Проанализируйте основные направления поведенческой психологии в России.
- Определите значение теории Ж. Пиаже для становления когнитивной психологии.
- Охарактеризуйте основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
- Сравните представления об исторической природе сознания человека в теориях французской социологической школы и теории Л.С. Выготского.
- Обоснуйте или опровергните утверждение З.Фрейда о том, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащих в основе человеческого поведения.
Задания для самостоятельной работы
- Составьте глоссарий по теме, раскрыв следующие понятия:
- Агрессивный инстинкт;
- Бессознательное;
- Бихевиоризм;
- Вытеснение;
- Защитные механизмы;
- Зона актуального развития;
- Зона ближайшего развития;
- Идентификация;
- Когнитивная психология;
- Коллективное бессознательное;
- Отрицание;
- Проекция;
- Самость;
- Стиль жизни;
- Сублимация;
- Тревожность;
- Фикционный финализм.
- Сравните поведенческую психологию, разрабатываемую в России, и бихевиоризм Дж. Уотсона.
- Докажите, что психоаналитическая теория – это пример психодинамического, клинического подходов к личности.
- Опишите концепцию архетипов К. Юнга. Какой архетип К.Юнг связывал с достижением самореализации в зрелости?
- Сравните и противопоставьте позиции А.Адлера и К.Юнга по следующим темам: определяющая цель жизни; причины психопатологических проявлений; природа человеческой мотивации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: