Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивная синергетика (2 ч.)




1. Специфика синергетического подхода к анализу эволюции научного знания и феноменов культуры. Сравнение с теоретико-информационным и структуралистским подходами.

2. Радикальный конструктивизм в современной эпистемологии. Теория автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы.

3. Анализ общества и социальной коммуникации (Н.Луман).

4. «Ум как движение» - динамический подход в когнитивной науке (инкарнированность, ситуационность, инактивированность, интерсубъективность познания; эмерджентность когнитивных структур, циклическая детерминация субъекта и объекта познания).

 

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Чем синергетическое видение когнитивных процессов отличается от традиционного взгляда на механизмы возникновения нового знания?

2. Почему в науке наряду с механизмами сознательной и целенаправленной организации все-таки имеют место и механизмы самоорганизации?

3. О каких именно синергетических эффектах в науке может идти речь?

4. Какова роль кооперативных, когерентных эффектов в науке? На каких этапах развития научного знания преимущественно проявляются эти эффекты?

5. Как вы понимаете тезис о «телесной нагруженности знания» (динамический подход в когнитивной науке)?

 

Рекомендуемая литература

1. Бескова И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд. – М., 2002.

2. Вызов познанию. Стратегии развития науки в современном мире. – М., 2004.

3. Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция в сознании. Трансатлантический диалог. – М., 2004.

4. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. – М., 1995

5. Князева Е.Н. «Я» как динамическая структура-процесс// Синергетика: человек, общество. – М., 2000.

6. Князева Е.Н. Концепция инактивированного познания: исторические предпосылки и перспективы развития// Эволюция. Мышление. Сознание. (Когнитивный подход и эпистемология). – М., 2004.

7. Луман Н. Понятие общества//Проблемы теоретической социологии.- СПб.: 1994, с.25-42.

8. Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. – М., 2001.

 

 

Синергетика и творчество. Синергетика

Образования (4 ч.)

 

1. Проблема моделирования творческого процесса как проблема научного знания.

2. Механизм творческого мышления в свете представлений синергетики.

3. Синергетические подходы к образованию, синергетические способы организации процессов обучения и воспитания.

 

Контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Прокомментируйте следующее высказывание И.Валлерстайна: «Мы были бы мудрее, если бы формулировали наши цели в свете постоянной неопределенности и рассматривали эту неопределенность не как нашу беду и временную слепоту, а как потрясающую возможность для воображения, созидания, поиска. Множественность становится не поблажкой для слабого или невежды, а рогом изобилия сделать мир лучше». Почему это высказывание созвучно синергетическим идеям?

2. Объясните, почему линейная схема «предпринятое действие → полученный результат» неадекватна для организации пробуждающего, интерактивного обучения. Предложите свою схему, отражающую незавершенность, непредзаданность, нелинейность познавательной деятельности.

3. О какой характерной черте творческого мышления идет речь в следующем суждении: «Мысли доставляют удовольствие, когда они приходят внезапно» (древнекитайская мудрость)? Что общего это суждение имеет с высказыванием Ф.Ницше: «Нужно носить в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду»?

4. Как себя проявляет феномен резонанса в момент творческого открытия? Что представляет собой резонанс с синергетической точки зрения?

5. Соотнесите понятия «знание» и «мудрость», можно ли их отождествлять? Какое из них является ключевым для образования личности? Как вы понимаете следующую мудрость: «Ум хорошо устроенный лучше, чем ум хорошо наполненный»?

 

Рекомендуемая литература

1. Кобляков А.А. Основы общей теории творчества (синергетический аспект)/ Философия науки. – Вып.8. Синергетика человекомерной реальности.– М., 2002. С. 95-107.

2. Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. – М., 2006.

3. Налимов В.В. Спонтанность сознания. – М., 1989.

4. Пригожин И. Креативность в науках и гуманитарном знании: исследование отношений между двумя культурами/ Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М., 2003.

5. Синергетика и образование. – М., 1997.

6. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии научного познания. – М., 2004.

7. Хакен Г., Хакен-Крель М. Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу. – М., 2002.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

 

Основная литература

 

1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М., 1999. – 203 с.

2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). – СПб., 1999.

3. Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы. Синергетика. Философия. Научная рациональность. – М., 1999.

4. Кобляков А.А. Основы общей теории творчества (синергетический аспект)/ Философия науки. – Вып.8. Синергетика человекомерной реальности.– М., 2002. С. 95-107.

5. Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. – М., 2006.

6. Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. – М., 2006.

7. Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания.– М., 2001.

8. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика, психология и футурология). – М., 2001.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 2003. – 312 с.

10. Пригожин И. Креативность в науках и гуманитарном знании: исследование отношений между двумя культурами/ Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М., 2003.

11. Синергетика и образование М., 1997.

12. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.

13. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М., 2002.

14. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии научного познания. – М., 2004.

 

Дополнительная литература

 

1. Аршинов В.И. Личностное знание М. Полани как позиция синергетики // Субъект, познание, деятельность. – М., 2002.

2. Богатырева О.А. Возможности и ограничения синергетического подхода к изучению социальности как системного явления // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. – М., 2001. – С. 116-133.

3. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. – 2000. - №4.

4. Гомаюнов С.Г. От истории синергетики к синергетике истории// Общественные науки и современность.– 1994. – №2. – С. 99–107.

5. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии. – 1997. - № 3. – С. 90-102.

6. Данилов Ю.А. Роль и место синергетики в современной науке // Онтология и эпистемология синергетики. – М., 1997. – С. 5-11.

7. Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика? // Нелинейные волны. Самоорганизация. – М., 1983.

8. Евин И.А. Синергетика искусства. – М., 1993.

9. Капустин В.С. Введение в теорию социальной самоорганизации. – М., 2003.

10. Князева Е.Н. «Я» как динамическая структура-процесс// Синергетика: человек, общество. – М., 2000.

11. Князева Е.Н. Концепция инактивированного познания: исторические предпосылки и перспективы развития// Эволюция. Мышление. Сознание. (Когнитивный подход и эпистемология). – М., 2004.

12. Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. – Белгород, 2000.

13. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности (философские размышления о порядке и хаосе). – Ростов н/Д, Изд-во Рост. ун-та, 1994. – 232 с.

14. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001. – С. 350-353.

15. Малинецкий Г.Г. Современные проблемы нелинейной динамики. – М., 2002.

16. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М., Устойчивый мир, 2001.

17. Режабек Е.Я. Предмет и задачи историологии. Социосинергетическая концепция общественной жизни. Ростов н/Д., 1994.

18. Режабек Е.Я. Капитализм: проблема самоорганизации. Ростов н/Д., 1993.

19. Хакен Г., Хакен-Крель М. Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу. М., 2002.

20. Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире. – Йошкар-Ола, 1999.

21. Шалаев В.П. Синергетика социального управления: учеб. пособие. – Йошкар-Ола, 2005.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Классические представления о хаосе, случайности, единичных действиях, линейности и альтернативности в процессе развития, о детерминизме.

2. Понятие парадигмы и научной картины мира.

3. Эволюция научной картины мира: классическая картина мира, неклассическая картина мира, постнеклассическая картина мира.

4. Соотношение классической и синергетической научных парадигм.

5. Порядок и хаос.

6. Основные понятия и принципы синергетики.

7. Предпосылки синергетических идей в тектологии А. Богданова.

8. Становление синергетики: Г. Хакен и И. Пригожин.

9. Истоки синергетических идей в социогуманитарном знании (западная традиция).

10. Истоки синергетических идей в социогуманитарном знании (отечественная традиция).

11. Философско-методологическое значение синергетического подхода.

12. Возникновение новых философских категорий под влиянием синергетических идей.

13. Трансформация онтологических и гносеологических представлений.

14. Синергетика и диалектика.

15. Влияние синергетики на идеалы научной рациональности. Роль и место синергетики в современной науке.

16. Распространение идей синергетики на различные научные дисциплины: биологию, экономику, историю и др.

17. Синергетика как парадигма нелинейности. Универсальность, открытость синергетики.

18. Теоретические основания социальной синергетики.

19. Возможности и ограничения синергетического подхода к изучению социальности как системного явления.

20. Социосинергетическая концепция общественной жизни. Общество как самоорганизующаяся система.

21. Синергетическая модель антропогенных кризисов.

22. Синергетика об управлении сложноорганизованными системами.

23. Культура как самоорганизующаяся система.

24. Синергетика и искусство.

25. Синергетика и образование.

26. Наиболее перспективные области применения синергетических идей.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...