Синергетика венка сонетов
Юрий Владимирович ЛИННИК, Доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Петрозаводского государственного университета Yulinnik@yandex.ru СИНЕРГЕТИКА ВЕНКА СОНЕТОВ Это Тициан Табидзе – в переводе Бориса Пастернака:
Не я пишу стихи. Они, как повесть, пишут Меня, и жизни ход сопровождает их. Что стих? Обвал снегов. Дохнёт – и с места сдышит, И заживо схоронит. Вот что стих. Можно и должно говорить о синергетике поэтического творчества. Процитированные строки прекрасно передают её сущность. Настоящий стих самоорганизуется – саморазвивается – самосовершенствуется. Если этого чуда нет – перед нами версификация. Два поэта – грузинский и русский – зафиксировали феномен, который в синергетике называется так: режим с обострением. Невероятное нарастание! Ошеломительная прогрессия! Мощная духоподъёмная тяга захватывает поэта – со сверхсветовой скоростью летит его Пегас – удача запросто даётся в руки – стихи рождаются сами собой – будто берутся из ниоткуда – всё получается сходу: разом – легко – навсегда. Сколь ни прозаично сие прозвучит, но вдохновение – ярчайший случай режима с обострением. По отношению к венку сонетов мы считаем возможным применить ещё один синергетический термин: каскад бифуркаций. Два синонима к нему: – последовательность Фейгенбаума; – сценарий удвоения периода. Это как уточнения, дополнения: благодаря им намечаются новые грани и ракурсы. Речь идёт о самоподобной фрактальной структуре, чьё развитие похоже на цепную реакцию – блоки двоятся, разнообразно варьируясь; множатся, постоянно обновляясь при этом; наращивают ярусы, принимая вид подвижной лестницы.
По этому принципу самовыстраивается венок сонетов. Сейчас мы должны поставить принципиальный вопрос, без которого невозможно дальнейшее обсуждение: правомерна ли экстраполяция на текст закономерностей, открытых при изучении физического плана бытия? Это всё-таки очень разные субстанции: вещество и слово. Резко различные уровни. Вихрь в атмосфере – и буря в душе: такие уподобления имеют в наших глазах статус метафор. Но как выглядит мозг в момент максимального возбуждения? Вихреобразно! Если сейчас визуализировать нервные импульсы – мы увидим циклон. Средостением между материей и словом является психика. Душа человеческая! Картина её жизни, увиденная сквозь призму синергетики, существенно обогатится. Слово стало плотью. Сам этот переход указывает на то, что ментальное и материальное вовсе не чужды друг другу – поиск инвариантов оправдан. Сознаю, что моё приложение синергетики к таинству венка сонетов может выглядеть механистическим упрощением. Чураюсь редукционизма. Но отсюда не следует, что я отказываю себе вправе рассматривать свой собственный поэтический опыт, используя понятия синергетики – я буду не только анализировать, но и свидетельствовать. Хорошо сознаю рискованность своих параллелей. Тем не менее убеждён: они полезны как эвристики. Понимаю, что могу создать впечатление, будто физикализирую – и потому неизбежно занижаю, огрубляю – сугубо гуманитарную проблему. Удастся ли показать, что это не так? Синергетика изучает феномен самоорганизации в различных процессах. В качестве примера таковых обычно приводятся три классических случая:
1/ реакция Белоусова – Жаботинского 2/ Ячейки Бенара 3/ Лазер Это субъективно, но я убеждён: и то, и другое, и третье неявно присутствуют в ландшафте венка – принимают участие в его самоформировании. Конкретно:
1/ Венок – по Екклезиасту – всё возвращает на круги своя. Приснопамятные диаматчики могли бы нас поправить, умеряя ветхозаветный пессимизм: время не было потеряно зря – к исходной точке мы вернулись, много чего пережив на пути. Вернулись на повышенном основании! Накопили опыт! Круг трансформировался в спираль, которая всё же замкнулась на себя. Нечто схожее мы имеем в реакции Белоусова-Жаботинского. Она была открыта в 1951 г. Б.П. Белоусов искал неорганический аналог органического цикла Кребса.
Цикл Кребса
Неожиданно он обнаружил, что раствор периодически меняет окраску: от бесцветного (Ce+3) к жёлтому (Ce+4) – и обратно. Раствор как бы пульсирует! Это может продолжаться очень долго. Неживое обнаруживает признаки живого.
Реакция Белоусова–Жаботинского. Στέφανοσ вторит великим циклам космоса и биоса Напомним, что цикл Кребса – одно из оснований жизни. Биохимики придумали мнемотехническое стихотворение – дабы фазы цикла лучше запоминались. Привожу его в своей редакции:
ЩУКа съела ацетат: получается цитрат – через цис-аконитат будет он изоцитрат. Кто сейчас пополнит ряд? Водороды скинув NAD, потеряли СО2 – но дождёмся торжества! Этому безмерно рад альфа-кетоглутарат. Окисление грядёт: NAD похитит водород, В1 и липоат с коэнзимом А спешат, отбирают СО2! Лишь энергия едва заиграла в сукциниле – ГТФ явилась в силе, не затронув сукцинат. Вот добрался он до FADа – водородов ради лада захотел! Как без утрат? Это просто фумарат. Он сейчас воды попьёт – не малат ли в оборот будет пущен? NAD ему полнит ёмкую сумму водородами! Разлука кончилась – и снова ЩУКа объявилась: цикл заклят – караулит ацетат. ЩУКа здесь – щавелевоуксусная кислота. Стихотворение, изоморфное циклу Кребса, построено рекуррентно. Как и венок сонетов.
2/ Ячейки Бенара похожи на соты. Они самопроизвольно возникают в гомогенной среде.
Ячейки Бенара – в строении вихря Однородное превращается в разнородное! Причём структурируется согласно законам симметрии. По мановению поэта словесная масса принимает организованные формы. Это обнаруживают и ритм, и строфика. Октава – как и пара терцетов – имеют формальное сходство с ячейкой Бенара.
Разумеется, наше системное сопоставление должно пониматься шире – мы бы сказали так: стиховое пространство – если его взять в аспекте строфики – ячеисто. Предлагаю провести эксперимент. Игнорируя привычную маркировку, разделим венок на шестистишия. Получается интересная картина! В ней ровна 35 шестиугольных ячеек.
3/ Солнечный Аполлон пестует поэта. Венок сонетов можно уподобить лучу. По какой траектории он движется – прямой или кольцевой? Это скорее вопрос позиции – всё зависит от того, какую систему отсчёта мы предпочли. Сейчас нам кажется: через венок проходит строго вертикальная Мировая Ось – сонеты ярусами уходят ввысь. Похоже на башню? Вместо лифта – стремительный луч. Но теперь венок на наших глазах превращается в Мировой Круг. Он совмещён с коллайдером? Внутри тора, разделённого на 14 секций-сонетов-магнитов, мчит с нарастающим ускорением креативная энергия – поэтическое вдохновение. Две наших интерпретации – Ось и Круг – амбивалентны. Или дополнительны. Венок совмещает оба ключевых архетипа. И по вертикали, и по кругу движется когерентное – предельно упорядоченное – излучение. Это понятие обычно связывается с лазером. Венок сонетов – языковой лазер. Для того, чтобы он заработал, должны выполняться следующие условия:
– возбуждённые состояния фотонов (в стихе – фононов) берут верх над инертными состояниями – равновесие теряется, вызывая кризис, благодатный для конечного результата;
– возникает положительная обратная связь: благодаря ей всплеснувшиеся фотоны-фононы поддерживают и усиливают дальнейшее движение волны;
– необходима постоянная накачка активной среды – своего рода форсаж, который мы называем по-разному: экстаз – и экзальтация, подъём чувств – и горение духа.
Выделенные курсивом понятия дерзаю из словаря синергетики перенести в словарь поэтики. Родство явлений очевидно для непредубеждённого взгляда. В лазерном устройстве зеркала имеют особое расположение – они отбирают только те фотоны, которые движутся параллельно оптической оси: сопрягают их энергии.
Отсюда ошеломительный эффект. Внутри венка сонетов имеется схожая система зеркал-усилителей. Попадая в это удивительное пространство, ты ощущаешь необоримый захват – и немедля следующий за ним поступательный разгон, ускорение: неисповедимая сила уносит тебя – –и отрывает от земли. Упоительно! По венку движутся автоволны. Это универсальное явление. Мы встречаемся с ним в разных ситуациях: будь то распространение огня – движение нервных импульсов – управление морфогенезом в живых системах. Венок сонетов – сложный организм. Как обеспечивается его самоуправление? Понятна роль автора – но случается так, что она сводится к функции диспетчера. В определённом смысле текст может эмансипироваться от своего создателя. И – конечно же – пережить его. Текст – прежде всего поэтический – самодостаточен. Синергетика объясняет это волшебство. Венок сонетов диалектичен – он сплетает противоположности. Назовём некоторые оппозиции:
Линейное – нелинейное Ламинарное – турбулентное Предсказуемое – непредсказуемое Линейное придаёт венку гармоничность – нелинейное вносит в него фрактальность. От линейности – интерференция, возникающая на стыке сонетов. От нелинейности – самофокусировка.
Вихревая дорожка в турбулентном течении. Она проступает и в моих венках В течении венка соединяются ламинарное (ровное, гладкое) – и турбулентное (взвихренное, диссипативное). Вот прямые струны-струи – а вот коловерти воронок. Завершение венка вполне предсказуемо – он кончается тем, с чего начинается. Это ли не трюизм? Но дистанция от начала до конца пробегается так, что ты никогда не знаешь, что тебя ждёт за новым поворотом. Всё получается спонтанно. Единство предсказуемого и непредсказуемое: венок нам даёт редчайший – не имеющий прецедентов – пример этого парадоксального совмещения. Будучи детерминированно-хаотической системой, венок сонетов чрезвычайно чувствителен и к начальным условиям, и к малым воздействиям. Мы наблюдаем, как в измерениях венка действует – но неполно, что представляет для нас особый интерес – «эффект бабочки», открытый Эдвардом Лоренцом в 1963 г. Образно тут схвачена важнейшая черта синергетики. Бабочка взмахнула крыльями в Айове – это вызвало лавину эффектов – следствием стал дождливый сезон в Индонезии. Помните рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром»? Это 1952 г. Фантазия писателя предварила расчёты учёного. Я написал первую строчку – бабочка поколебала воздух.
Что будет дальше? Незнамо! Но в конце перелёта мы увидим всё ту же бабочку.
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся… Фёдор Тютчев В венке сонетов это слово отзовётся эхом. Однако на своём пути оно способно сотворить негаданное и нежданное.
…Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет. Афанасий Фет У русских поэтов-классиков мы найдём немало высказываний, звучащих в унисон синергетике – ультрасовременной науке. Детерминированный хаос, турбулентность: казалось бы, эти понятия противоречат нашей интуиции космоса, с которой мы связываем и красоту сонета. Тут всё глубже, сложней. Хаос синергетики совсем не похож на хаос мифологии. За ним стоит нетривиальный порядок – в нём сквозит неординарная гармония. В начале 80-х гг. ХХ в. Ю.Л. Климонтович вывел «S-теорему», которая показывает: энтропия при переходе от ламинарного к турбулентному течению уменьшается. Буква S в названии теоремы – от английского Selforganization: самоорганизация. В талантливом венке сонетов энтропия вообще сходит на нет. Без элементов диссипации венок представляет из себя нечто мерворождённое. Зиждительный хаос в синергетике – и белый шум: иногда эти понятия связывают друг с другом.
Белый шум
Белый шум содействует запуску самоорганизации. Об этом поведано в стихотворении «Творчество» Анны Ахматовой:
Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шёпотов и звонов Встаёт один, всё победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растёт трава, Как по земле идёт с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И лёгких рифм сигнальные звоночки, – Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. Вслед за Анной Ахматовой дадим слово Борису Пастернаку:
И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Это тоже синергетика. Ещё Анна Ахматова:
Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах всё быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дёгтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне. Истоки самоорганизации – в случайном, непроизвольном. Об этом нам говорят и Анна Ахматова, и Борис Пастернак. Ничего принудительного! Венок сонетов веет свободой. Он для меня – апофеоз élan vital. Это Анри Бергсон – его понятие: жизненный порыв. Его концепция: творческая эволюция. Витализм будет наилучшей методологией для понимания природы венка сонетов. Не даст ли нам синергетика ключ к пониманию таинственной жизненной силы? Воля к самоорганизации, присущая бытию, является его движителем. Быть может, эта воля и есть Бог. Στέφανοσ подключается к нетварной энергии – становится её проводником – аккумулирует её – без умаления передаёт своим читателям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|