Г. Шуман, С. Прессер Открытый и закрытый вопрос
«Начиная с первых социальных исследований, — писал П. Лазарсфельд в 1944 г.,—ученые стремились сочетать достоинства тщательно разработанных качественных методик с преимуществами формализованных технических процедур». Стехпор как была написана это часто цитируемая работа, полемика вокруг открытого, в противоположность закрытому, вопроса в основном завершилась победой закрытой формы — вне всякого сомнения, благодаря ее чисто техническим преимуществам: она удобна при интервьюировании, кодировке и анализе материалов. Данные большинства проводимых в настоящее время массовых обследований, за редким исключением, получены с помощью закрытых вопросов1. Вместе с тем нельзя не отметить по крайней мере два принципиальных аргумента в пользу информации, собранной иным способом — путем ответов на открытые вопросы. Во-первых, предлагая альтернативы к закрытому вопросу, исследователь не в состоянии предусмотреть все их возможные варианты, иными словами — полного соответствия системе координат (frame of reference) респондента, во-вторых, сам перечень альтернатив может оказывать определенное воздействие на выбор опрашиваемого. Хотя обычно рекомендуется в ходе пилотажа ставить сначала открытые вопросы, а затем на основе полученных ответов формулировать альтернативы закрытых вопросов, однако это пожелание редко реализуется в практике социологических исследований. Дискуссия о том, какой вид вопросов предпочтительнее, в чем преимущества каждого из них, до сих пор носит умозрительный характер. Трудно назвать точный эксперимент, в котором один и тот же вопрос, направленный на выяснение определенных установок, использовался бы в пределах единой выборки в закрытой и открытой формах. Аргументы за и против последних основываются главным образом на доводах здравого смысла.
В предлагаемой статье предпринята попытка сравнить эффективность применения комплексных открытых и закрытых вопросов в рамках стандартизованного крупномасштабного исследования ценностных ориентации и установок. Представленные здесь данные получены в ходе пяти исследований ценностей работы2, причем в соответствии с поставленной задачей одной по- Из «Генерального социального обследования» Национального центра по изучению общественного мнения (NORQ полностью исключены открытые вопросы, направленные на изучение установок. Эксперимент охватывал также вопросы о наиболее важных проблемах, стоящих перед американским обществом, и о тех качествах, которые опрашиваемые хотели бы воспитать в своих детях. Эт; часть исследования осуществлялась по сокращенной программе. С методической точки зрения е(Результаты представляют меньший интерес, чем рассматриваемые здесь. — Прим. перев. ловине респондентов задавался открытый вопрос, а другой — закрытый. В 1976 г. в Детройте методом обычного интервью было опрошено 896 человек. В остальных четырех исследованиях интервьюирование осуществлялось по телефону (на общенациональной выборке): в феврале 1977 г. опрошено 1203человека, в августе 1977 г. — 1218, в августе 1978 г. — 1144, в январе 1979 г. — 884 человека. Нас интересовали два типа возможных различий между открытыми и закрытыми вопросами: 1) в маргинальных (одновариантных) распределениях, на основе которых выявляется важность какой-либо ценности или проблемы; 2) в многовариантных связях, анализируемых с целью определить локализацию и детерминанты ответов во всей совокупности. Результаты опроса не будут вызывать сомнения, если разница в данных, полученных при использовании открытого и закрытого вопросов, не превысит ошибки выборки. В таком случае исследователь волен выбирать форму вопроса по своему усмотрению.
В исследовании 1976 г. мы применили впервые сформулированный Ленским закрытый вопрос, направленный на выявление того, что люди ценят в своей работе. В табл. 1 представлены результаты интервьюирования по обеим формам (респондентам предлагалось выбрать только одну альтернативу). Первые пять вариантов в левой и правой частях таблицы соответствуют друг другу, хотя их нельзя назвать идентичными — между ними есть существенные различия, о которых мы скажем ниже. Дополнительные (по сравнению с закрытой формой) альтернативы сформулированы на основе 150 ответов, которые не могли быть включены ни в один из первых пяти пунктов. Анализ табл. 1 позволяет сделать некоторые выводы. 1.Все, за незначительным исключением, ответы на закрытый вопрос распределяются по пяти входящим в него альтернативам. В случае же использования открытого вопроса они охватывают лишь немногим более 40% ответов. Респонденты, которым предлагался закрытый вопрос, ограничивали себя готовыми вариантами; в группе, где применялась открытая форма, набор ответов был значительно более разнообразным. 2.Анализ категорий, общих для обеих форм, свидетельствует: результаты первых двух из них очень близки, по третьей наблюдается некоторое расхождение, а по четвертой и пятой получены совершенно разные данные (в среднем расхождение по пяти альтернативам очень велико: %2 = 46,8 со степенью свободы df= 4, с доверительной вероятностью/К0,001). Очевидно, что на возможность продвижения по службе и удовлетворенность работой опрашиваемые указывают значительно чаще, когда эти моменты включены в перечень ответов. 3.Действительные значения (вкладываемый в них смысл) общих альтернатив могут различаться в зависимости от формы вопроса. Например, второй вариант ответа на открытый вопрос («уверенность, стабильность») шире по своему содержанию, чем соответствующий пункт закрытого («отсутствие опасности быть уволенным»). Близость количественных результатов, таким образом, нередко обманчива. Постоянно возникающая проблема в связи с открытым вопросом заключается в том, что формулируемые на основе группировки эмпирического материала альтернативы не отражают со всей полнотой те значения, которые в них закодированы. Конечно, это в определенной степени верно и в отношении закрытого вопроса, поскольку предлагаемые варианты могут иметь для разных людей неодинаковый смысл.
Таблица 1 Исследование ценностных ориентации с помощью закрытого и открытого вопросов, %
4. Отвечая на открытый вопрос интервью, респонденты довольно часто давали ответы, которые нельзя подвести ни под одну из альтернатив закрытой формы. Такие ответы были выделены нами в два самостоятельных пункта. В первый вошли суждения 15% опрошенных, считающих, что работа должна доставлять удовольствие или быть связана с приятными социальными контактами (это одна из самых крупных групп (6) в ряду распределения). Почти с той же частотой мы получали ответы, объединенные затем под рубрикой «условия труда» (7). Последние понимаются в данном случае как самостоятельность, автономность работника в процессе трудовой деятельности и как более конкретные характеристики труда (например, безопасность) Наряду с новыми содержательными категориями при использовании откры-
того вопроса наблюдается увеличение числа ответивших «не знаю», ответов, отнесенных к группе «другие», и иных видов потери информации. Возможно, более тщательное интервьюирование способствовало бы уменьшению доли подобных ответов, однако, на наш взгляд, указанный недостаток вообще характерен для этой формы опроса. Следует отметить, что группа «удовлетворенность» (8) поначалу представлялась нам составленной из тавтологических высказываний (повторяющих по смыслу вопрос) и соответственно оценивалась как еще один вид потери информации. Но последующий анализ опроверг это представление: такого рода ответы содержательны, хотя и недостаточно определенны. Считается, что различия, обусловленные формой, не распространяются на связи между данным фактором и другими переменными. С целью проверить предположение о существовании «корреляции, независимой от формы», мы использовали показатели пола и образования. Выбор именно этих признаков был продиктован тем, что они, во-первых, являются наиболее дифференцирующими и часто встречающимися в исследованиях независимо от тематики, во-вторых, не дублируют друг друга и, в-третьих, относятся к любому респонденту (по сравнению, скажем, с профессией), в связи с чем сведения по ним отличаются обычно наибольшей полнотой. Кроме того, проверялась гипотеза исследования: влияние формы вопроса на респондента тем меньше, чем выше его образовательный уровень, поскольку последний предполагает развитую и устойчивую систему взглядов и представлений человека. Зависимость между полом и ценностью работы коррелировала в нашем исследовании с формой вопроса {у}= 12,2, df=A, /><0,02)3. По данным, полученным с помощью предлагаемого набора альтернатив, для мужчин большее значение имеет зарплата и возможность сделать карьеру, в то время как при использовании открытой формы существенных расхождений по полу в отношении этих моментов не выявлено (табл. 2). Различны ответы мужчин и женщин на закрытый и открытый вопросы о потребности в самовыражении. В первом случае важность этого аспекта чаще отмечали женщины, во втором — мужчины. Кроме того, не имея перед глазами заранее сформулированных альтернатив, многие женщины давали ответы, которые выходят за рамки закрытого вопроса и близки по своему содержанию рубрике «работа должна быть приятной».
Когда в качестве независимой переменной используется образование, обоснованность тройной корреляции не столь очевидна (%2= 13,9, #=8, /КО, 10). Здесь труднее точно определить различия (табл. 3), быть уверенным в их надежности. Однако данные более поздних экспериментов говорят о том, что дифференциация результатов по пункту «стабильность, уверенность» обусловлена формой вопроса. Таким образом, первый эксперимент показал: форма вопроса влияет не только на одновариантные распределения, но и на характер связей между основными переменными, с одной стороны, и ценностями работы — с другой. Поэтому, видимо, не следует делать какие-либо заключения об иерархии ценностей, основываясь исключительно на информации, полученной с помощью закрытого вопроса. Например, по итогам обоих видов опроса различны как Здесь и далее расчет корреляции производится только по общим для обеих форм альтернативам. В таблицах же приводятся все выделенные варианты. Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|