Административные правоотношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения в сфере власти, основанные на подчинении одной стороны другой.
Административные правоотношения имеют существенные особенности. Так, в них всегда присутствует специфический субъект - государственный орган. Поэтому между участниками этих правоотношений нет и не может быть равенства. Рассматриваемые правоотношения могут возникать вопреки желанию одной стороны. Нормы, регулирующие административные правоотношения, не дают свободы выбора вариантов поведения сторонам этого правоотношения и обычно четко определяют их права и обязанности. Трудовые правоотношенияЕсть еще одна сфера общественных отношений, урегулированная нормами права, с которой сталкивается человек, - отношения, связанные с трудом. Человек устраивается на работу, выполняет определенную работу, получая за это заработную плату, уходит в отпуск, увольняется и т.п. - все это трудовые правоотношения, которые регулируются нормами трудового права. Трудовой кодекс РФ содержит основные нормы, регулирующие трудовые правоотношения. Трудовые правоотношения - это урегулированные нормами трудового права отношения между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности, а также некоторые связанные с этим отношения. Возникают трудовые правоотношения по инициативе сторон (как и гражданские правоотношения). Эти правоотношения имеют свои специфические субъекты - работника и работодателя (субъекта, предоставляющего работу). Уголовные правоотношенияК сожалению, правоотношения возникают не только по поводу правомерного, но и противоправного поведения. Существуют специфические правоотношения, которые определяют, какие деяния являются преступлениями и какое за них должно быть назначено наказание. Это уголовные правоотношения, регулируемые нормами уголовного права. Единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).
Уголовные правоотношения - это урегулированные нормами уголовного права отношения, определяющие, какие деяния являются преступлениями, и устанавливающие наказания за их совершение. Уголовные правоотношения возникают не по воле сторон. Стороны уголовного правоотношения четко определены и не допускают свободы выбора. Сторонами уголовного правоотношения является человек, совершивший преступление, и специальный государственный орган (или должностное лицо), применяющий нормы уголовного права (следственные органы, органы прокуратуры, суд и т.д.). Уголовно-процессуальные правоотношенияДеятельность следственных органов, органов прокуратуры, судов порасследованию и рассмотрению уголовных дел составляет уголовно-процессуальные правоотношения. Такие отношения регулируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ). Уголовно-процессуальные правоотношения - это определяемые нормами права отношения, устанавливающие порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство) и регулирующие деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел, а также процессуальных вопросов исполнения приговора. Например, в уголовно-процессуальном кодексе записано, какой суд может рассматривать то или иное дело, какие права и обязанности у участников этого дела, как, в каком порядке и в какие сроки расследуется дело, какие решения могут быть приняты по делу в том или ином случае. Гражданско-процессуальные правоотношенияДействия судов по рассмотрению и разрешению споров между гражданами (гражданами и организациями) в сфере, например, гражданских, трудовых или иных отношений составляют гражданско-процессуальные правоотношения. Гражданско-процессуальные правоотношения возможны и в связи с деятельностью арбитражных судов, которые рассматривают и разрешают споры между организациями. Они зафиксированы в Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ) и Арбитражно-процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ).
Гражданско-процессуальные правоотношения - это определяемые нормами права отношения, возникающие при разбирательстве и разрешении судом гражданских дел, обжаловании решений судей, а также при исполнении решений, принятых судом по такому делу. Например, в Гражданско-процессуальном кодексе записано, какой суд будет рассматривать тот или иной спор, какие документы должны представить в суд спорящие стороны, какие решения может принять судья по этому делу. 30. Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации. Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны. Частью механизма реализации права выступают механизмы защиты субъективного права, т. е. механизмы юридической ответственности. В процессе защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.
Непосредственная реализация, т. е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах. Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещенных действий, т. е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от представления к "назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ "кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования". Форма третья — использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом". Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т. д.), через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке.
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального властного решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятия индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в собственности государства. Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра). В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды). В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.
Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Применение права имеет следующие признаки: 1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти; 2) имеет индивидуальный характер; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах; 5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.
31. Реализация любого права имеет свои нормативные особенности, закреплённые в соответствующих актах. Проблемы в реализации того или иного права могут быть обусловлены недостатками в правовом урегулировании, пробелами в праве, но всегда носят специфический характер, в зависимости от особенностей субъекта, реализующего право, специфики сложившейся жизненной ситуации и внешних обстоятельств. Наиболее часто сложности при осуществлении прав имеют место в гражданских, земельных, налоговых, жилищных, семейных, правоотношениях. Отдельного рассмотрения требуют проблемы, возникающие в сфере реализации прав на образование, например, права граждан на получение впервые бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. В государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов на конкурсной основе (п.7 ст.50 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»). Реализация данного права осуществляется в форме использования т.е. гражданин может сделать выбор: воспользоваться данным правом или нет. Распространённой является ситуация, когда гражданин реализует данное право, но не получает ожидаемого правового результата. Например, выпускник, окончивший школу, желает поступить в ВУЗ на бесплатное обучение на конкурсной основе, проходит задание, однако в списках поступивших не находит своей фамилии. Казалось бы, это свидетельствует о том, что он не набрал необходимого балла, но причина может также скрываться и в том, что была проведена фальсификация результатов заданий. Так, это право на бесплатное образование может «не работать». Как в этом случае гражданину отстоять своё право? Закон не предусматривает чёткого механизма защиты права в данной ситуации. Существующий механизм подачи апелляции на решение комиссии работает недостаточно слаженно и не гарантирует защиту прав обучающихся. Проблема поступающих в ВУЗ-ы, на мой взгляд, в современном обществе, является очень распространённой. В основе её лежат материальные побуждения. Бесплатное обучение осуществляется за счёт средств федерального бюджета, иногда – бюджета субъекта РФ, и объёмы приёма обучающихся финансируются из этих источников. Причинами фальсификации результатов конкурса могут являться коррупция, социальное вознаграждение. Но данный вопрос пока остаётся законодательно недостаточно урегулированным: эта ситуация происходит в рамках одного учреждения и носит скрытый характер. Урегулировать данный вопрос возможно путём принятия дополнительных, подзаконных правовых актов, либо путём внесения изменений и дополнений в существующие законы, либо принятием новых законов, предусматривающих чёткие отработанные механизмы защиты прав обучающегося, поступающего в учебное учреждение. Необходимо осуществлять такие механизмы с привлечением независимых экспертов, а также применяя принципиально новые подходы к данной деятельности. Например, ввести применение компьютерной техники, исключающей влияние человеческого фактора при анализе результатов сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, на мой взгляд, целесообразно было бы разработать и принять подзаконный нормативно-правовой акт (например, постановление правительства) который устанавливает процедуру проверки результатов заданий путём использования компьютерной техники, обеспечивающей быструю и объективную оценку ответов на поставленные задания. Такая процедура могла бы также включать в себя привлечение независимых экспертов в необходимых случаях. Однако реализация этих мер должна быть надлежащим образом профинансирована: бюджет государства должен предусматрировать данные расходы. Следующим примером проблем в реализации права, также имеющим довольно широкое распространение в современном обществе, является случай, когда государство гарантирует исполнение обязательств перед определённой группой лиц, но не выполняет данные обязательства по известному ряду причин. Так, согласно ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.N 76-ФЗ военнослужащий обладает правом на жилище: военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь; служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Тем не менее военнослужащие зачастую не могут воспользоваться данным правом ввиду отсутствия жилищного фонда т.е. государство не выделяет достаточных денежных средств на решение данного вопроса. Защита данного права военнослужащего не предусмотрена: право гарантировано законом, но не действует. В настоящее время около 30% военнослужащих, проходящих военную службу в рядах Вооружённых Сил РФ не обеспечено служебным жильём26. Данная проблема, на мой взгляд, носит экономический характер и является проблемой государственного уровня. Она заключается в недостаточном контроле над финансированием данной сферы, либо в нецелевом расходовании средств бюджета. Следовательно, и пути её решения взаимосвязаны с решением экономических, бюджетных проблем государства. Здесь необходим целый ряд нормативных правовых актов, устанавливающих и регламентирующих особый, новый порядок контроля бюджетной сферы, с созданием новых структур по контролю бюджета, наделённых соответствующими полномочиями. Таким образом, законодательные акты должны не только декларировать права, но и предусматривать чёткие механизмы их реализации и воплощения в жизнь. 32. В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство - с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда проблема реализации права имеет две стороны и может быть рассматриваема по двум направлениям: следование праву со стороны органов государства и должностных лиц; осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений. Исходной формой реализации права государством является законодательствование. Принятие правовых законов, формулирование в законах правовых предписаний - самое трудное и самое благородное дело законодателей. Тем самым они реализуют содержащиеся в общественных отношениях объективные по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени требования, вытекающие из самой природы вещей. Принятие подзаконных актов - уже вторичный процесс. Здесь в основном в форме конкретизации реализуется право, выраженное в законах. Хотя, конечно же, жизнь по-прежнему дает нампримеры того, как в подзаконных актах формулируются исходные, первичные нормыправа, не имеющиесвоей основы в законах.В принципе и в нормальных условияхтакая практика подлежит осуждению, поскольку отыскать право исформулировать его надлежащимобразом представляется возможным только в ходе совершенной парламентской деятельности в рамках оптимальноорганизованного законодательногопроцесса. По причине пробельности законов и отсутствия норм в подзаконных актах, конкретизацией права занимаются такжевысшие судебные инстанции, а встранах англосаксонской системы права судывообще. Можно по-разному оценивать форму реализацииправа судами,но факт остается фактом: в определенных ситуациях судьи «черпали»право непосредственно в жизни и даже конкурировали вэтом отношении с законодателем. По общему правилуосновной формой реализации права судьями и другими должностными лицами государства считается применение правовых норм, содержащихся взаконах и подзаконныхнормативных актах. Именно на этот момент и следует обратить внимание студентовюридического вуза.Если смотреть нареализацию правасо стороныграждан, то было бы неверно не заметить их участияво всехотмеченныхформах и их самостоятельногов ряде случаев(на своем уровне) осуществления прав в области законодательствования, конкретизации и примененияправа. Назовем в качестве примеров: 1) решение какого-то вопроса референдумом, когда народное волеизъявление (нахождение права) закрепляется законом; 2) конкретизацию в рамках закона условий договора между предпринимателем и наемным работником; 3) возбуждение гражданиномпроизводства по делу частного обвинения. Однако дляграждан наиболее характернавсе-таки реализация законодательных предписаний воли законодателя,выраженной в законах и подзаконных актах.Своего рода формой реализации волизаконодателя является толкование нормативныхактов должностными лицами и гражданами. Акты толкования к закону ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов социального общения на интерпретацию воли, выраженной в нормативных актах. Все связанное с различием права и закона имеет практическое значение, скорее, для нормативной деятельности. Гораздо более широкий диапазон для юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных нормативных актов государства. Именно о реализации права в объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя не исключается анализ реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников конкретных правовых отношений. Реализация права в данном аспекте представляет собой деятельность, соответствующую выраженной в законе воле. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат. Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Так, например, согласно нормам, регулирующим индивидуальную трудовую деятельность, граждане до начала занятий ею должны: 1) получитьразрешение; 2) уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение; 3) получить регистрационное удостоверение или приобрести патент. Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты и только в полном объеме будут обозначать реализацию требований закона. Реализацией права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели. Достижение последней (в нашем примере, скажем, развитие какого-то промысла, каких-то услуг) выходит за рамки реализации права. Юриста интересуют лишь действия, которых требует закон. Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами в известной последовательности, в установленные сроки и в определенном месте предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Он может быть прямо заинтересованным в реализации права, осуществлять нормы по долгу или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе - скрупулезное следование образу действий, условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если одно какое-либо из обязательных условий будет нарушено. По разным основаниям выделяются разныеформы реализации правовых норм. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права (рис. 2). Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом. Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты. Классификация форм реализации законодательной воли в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов. Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надлежащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия. История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений - это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ. В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права. При таком условии глобальная перспектива состоит в постепенном отпадении необходимости специализированного государственного принуждения. Само содержание права обусловливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан. Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя понимать упрощенно, нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития ряда государств получили гипертрофированное использование методы командно-волевого, административного нажима, принудительные и даже репрессивные методы. Заинтересованность участников общественных отношений состоит в реализации принадлежащих им прав в сфере действия управомочивающих норм, а более широко - за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет волю их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага. При осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы. В качестве определенной компенсации государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в обществе исполняет юридические обязанности по внутреннему убеждению, по чувству долга. Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др. В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с санкцией закона. 33. Особой формой реализации права является правоприменение, представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний. Применение права — это государственно-властная творческая деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения и нди идуально- конкретных правровых предписаний. Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя соответствующую меру наказания либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу и т. п.). То же самое относится к возникновению спора о праве и необходимости защитить чье-либо субъективное право. Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую- либо деятельность и т. п.). Правоприменение как форма реализации права обладает особыми признаками, отличающими его от иных форм реализации. Во-первых, правоприменение — это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций; во-вторых, правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации; в-трегь- их, правоприменение имеет творческий и организующий характер; в-четвертых, оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах; в-пятых, правоприменение завершается вынесением актов применения права. 34. Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения. Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства. Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму. Каждый акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного. [10]Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности. Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы: а) "Собственнические" акты управления; б) властные акты в области применения права; в) акты прямого осуществления центрального руководства; г) координационные акты; д) ориентировочные индивидуальные акты. Такие классификация носят локальный характер и не могут представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны бить положены все четыре правила деления объема понятия: а) наличие одного и того же основания; б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса; в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации; г) логическая непрерывность деления на классы. Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести: а) цель правоприменительного акта; б) сферу использования; в) характер регулируемых отношений; г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта; д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта; е) орган, издающий правоприменительный акт; ж) способ принятия акта; з) особенности содержания акта; и) форма выражения. Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.
Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в законную силу в целом, а не одной лишь резолютивной частью. Все составные части находятся в неразрывном единстве. Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|