Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историко-культурный потенциал Солонешенского района




 

Древнейшее прошлое Солонешенского района.

Одним из первых выявленных в Солонешенском районе археологических памятников были пещерные стоянки каменного века. Наиболее известные из них – Денисова пещера, пещера Окладникова и Искра в долине р. Ануй – посещались за долго до прихода на Алтай русскоязычного населения. Например, находившаяся рядом с тропой на берегу Ануя Денисова пещера издавна служила людям убежищем и жилищем.

Наиболее основательные исследования ведутся в получившей мировую известность Денисовой пещере, где человек впервые поселился около 280 тыс. лет назад. Одновременно проводятся поиск и раскопки других стоянок каменного века.. [19]

В 15 км. ниже по долине р. Ануй от Денисовой пещеры найден один из самых древних в России археологических памятников, более 700 тыс. лет. [32]. Это открытие позволяет предположить, что территория современного Солонешенского района как часть низкогорной зоны Алтая входила в ареал древнейшей культуры человека, известной на территории нашей страны.

Значительно меньше известны на территории района древности энеолита и бронзового века (4-2 тысячелетия до н. э). Во-первых, Солонешенский район расположен в низкогорной зоне Алтая с относительно влажным климатом и хорошо развитой лесной растительностью. Подобные условия неблагоприятны для ведения скотоводческого хозяйства, утвердившегося на Алтае еще в 4-3 веках до н.э.16] Скотоводы заселяли здесь только наиболее оттесненные участки долин, поэтому количество оставленных ими курганов и поселений в долине главного водотока – Ануя – и по его притокам невелико. [28]

Вторая причина также связана с особыми природными условиями, способствовавшими быстрому почвообразованию. Наросший в течение последних 3-5 тыс. лет мощный слой гумуса скрыл культурные слои древних поселений и курганные насыпи, затрудняя их поиск. [8]

Третья причина малочисленности известных памятников – сравнительно слабая археологическая изученность Солонешенского района. [20]

К настоящему времени здесь выявлено около 20 памятников археологии, что по-видимому, составляет лишь часть имеющихся древностей. [4]

Здесь на раннепалеолитической стоянке Карама обнаружены древнейшие орудия первобытного человека. В Денисовой пещере найдены самые древние в Северной Азии останки Homo sapiens; собрана древнейшая для этой территории коллекция орудий и украшений из кости и зубов животных.

Многие памятники археологии Солонешенского района были обнаружены и спасены благодаря стараниям местных жителей, неравнодушных к истории родного края.

Археологические памятники Солонешенского района.

Денисова пещера.

Археологический памятник культуры. Находится в низкогорной зоне Алтайского края, в Солонешенском районе, в 6 км. к северо-западу от с. Черный Ануй. В состав объекта входят: Денисова пещера; 4 группы раскопов, расположенные на предвходовой площадке пещеры, в 20 км. от пещеры вниз по реке Ануй, вблизи устья р. Каракол и в 1 км. к северу от с. Черный Ануй; 2 дорожных карьера, один из которых расположен на левом берегу р. Каракол, а другой –у северного окончания с. Черный Ануй.

Сведения о Денисовой пещере встречаются уже в изданиях 19 века.

Так, миссионер В.И. Вербицкий сообщает: "…мы посетили пещеру при р, Ануй, вниз от стана в 6 верстах. Вход в пещеру вверху полукруглый, пространный, так, что на коне верхом в нее въехать. Конец пещеры разделяется на два углубления, из которых в одном идет узкое отверстие вверх. Ни костей и ничего замечательного в пещере не обретено". Первое упоминание о Денисовой пещере принадлежит Н.К. Рериху, который посетил ее в 1926г. Во время путешествия на Алтай. Как археологический памятник пещера была открыта в 1977г. Н.Д. Оводовым. [14]

С 1982г. В пещере ведутся стационарные комплексные исследования сотрудниками Института археологии и этнографии СОРАН.

Вход пещеры находится на высоте 28 метров от современного уровня реки, ориентирован на юго-запад.

Денисова пещера и ее окрестности являются уникальными на территории Северной и Центральной Азии, как единственный природный памятник, где имеются геологические разрезы, датированные по археологическим находкам и палеонтологическим, радиометрическим, палеомагнитным определениям. Здесь представлены все археологические эпохи: неолит, палеолит, бронзовый и железный век, скифская эпоха и тюрская группа, из которой впоследствии вышли алтайцы. Огромный научный интерес представляют находки археологических объектов поздней бронзы – раннего железа из голоценовых отложений. [19]

К 1990г. Около пещеры вырос большой, археологический городок, который стал, пожалуй, первым центром научного туризма, на Алтае.

Экскурсии для зарубежных гостей и специалистов, международные симпозиумы археологов здесь - обычное явление. Находки в Денисовой пещере еще раз подтвердили, что Алтай и прилегающие к нему территории являлись в древности связующим звеном между Восточной и Средней Азией и даже Средиземноморьем; в пещере оставлен след народами, освоившими Азию и по Берингову мосту ушедшими в Америку. Исследовательские работы в пещере рассчитаны на много лет. Тщательно слой за слоем, археологи все дальше уходят в глубь веков, открывая картины прошлой жизни, отстающей от нас на 56 тысячелетий.

Современное состояние пещеры с каждым годом ухудшается, из-за рекреационной нагрузки путем активного посещения ее туристами и ежедневными работами археологов.

Пещера Окладникова.

Пещера Окладникова, как объект археологии представляет собой сложное природное образование, которое имеет довольно значительный возраст. Образовалась в неогене (10мил. лет назад), [3] ее подземные каналы "подрабатывались" подземными водами и в более позднее время, но речная сеть длительное время не вскрывала эти каналы. Наиболее вероятная дата основных событий, к которым каким-либо образом были причастны древние люди – это 37-40 тыс. лет назад. Поэтому многие заключения, что климат времени различных событий пещеры был теплее, чем современный – неверны. [35]

Археологический слой формировался до современности, так как пещера была доступна до наших дней.

В целом в пещере было найдено 3763 экземпляра костных останков. Основными представителями, обитавшими в пещере, являются крупные млекопитающие.

Судя по найденным костным останкам, можно сказать, что преобладающим был степной вид. Среди микропозвоночных господствующее положение занимали виды, приспособленные к лесостепным пространствам. По совокупности данных климат времени накопления слоев определяется как более влажный и холодный, чем современный. О более холодных условиях свидетельствуют также малочисленность полупустынных видов грызунов и единичные находке костей белой куропатки.

Все материалы пещеры с однородным характером индустрии. Судя по всему, пещера использовалась как стоянка длительного пребывания охотников.

Расщепление сырья производилось где-то на стороне, возможно, на берегу реки, в пещеру приносились лишь заготовки, превращаемые здесь же в орудия, которые использовались преимущественно для работы с мягкими материалами (шкура, мясо). Гораздо меньше предметов со следами, характерными для сверления, пиления, строгания и прокалывания.

В верхних слоях были найдены зубы подростков. Согласно определением антропологов, обитателями объекта были неандертальцы типа Шанндар 2. [7]

Из истории заселения (18-19вв).

Вхождение Горного Алтая в состав России в 1756г. стимулировало заселение русскими новых территорий. По архивным данным, до 1925 года за Бийской казачьей линией было образовано 54 русских селения с 2394 душами мужского пола, из них на территории района – с. Топольное (1738г), Сибирячиха (1829), Карпово (1822г). Это села, которые основали староверы – раскольники, бежавшие после реформ патриарха Никона из центральных областей России. [11,12] Красота гор, богатства земли привлекали русских поселенцев, приток которых усиливался. Стали появляться села Булатово (1835), Демино (1838), Большая речка (1840), Тележиха (1850), Туманово (1860). Легенда о Беловодье сыграла не последнюю роль в переселении людей. Первое упоминание о Солонешном относится к 1828г. [40] В 19 веке наш край отличался бездорожьем. Единственным удобным путем была дорога из Бийска на Змеиногорск (гужевой тракт) и Солонешное на этом пути являлось как бы заезжим двором. Имя свое поселение получило по речке Солонешке, названной так из-за обилия на ее берегах солонцов. [30]

Вскоре здесь развивается торговля, появляются купеческие лавки.

С декабря 1901г. мало заметное село Солонешное Ануйской волости превратилось в центр Солонешенской волости. В нее вошли села: Солонешное, Сибирячиха, деревни Большая речка, Черемшанка, Тележиха, Топольное, Туманово, Белый Ануй, Черный Ануй. [8]

В 1905г. в селе была открыта церковно-приходская школа. В 1910г. через реку был пущен паром, в 1914г. построен мост. Развивается промышленность по обработки сельхозпродукции. Появляются водяные мельницы, маслодельные заводы, кожевное производство. [10]

С тех пор как Солонешное стало заселяться, в окрестностях его стали действовать артели по добычи золота и меди. На правом берегу Ануя в 1898г. американцы открыли рудник, в котором добывали медь, а в логу, - в рудниках и ключах – золото. [36]

Эти прииски принадлежали американской концессии. Теперь это место зовется Рудничным.

Большой золотой прииск находится на реке Быстренок. Он принадлежал кабинету его императорского величества. Этот прииск знаменит тем, что здесь произошла первая стачка рабочих на Алтае 1894г. [5]

В 1936г. старательной артелью близ с. Сибирячиха разрабатывались месторождения вольфрама и молибдена. В это же время при руднике образовалось село Мульчиха. [15] В отличие от крестьянских сел, поселки при рудниках имели более развитую социально-бытовую и культурную инфраструктуру. Поселок был небольшим, в нем проживали рабочие рудника, которые держали свое хозяйство, но жило село за счет рудника. В 1940 годы в нем было около 40 дворов, средняя школа, мед. Пункт, магазин, клуб. В 1958г. Рудник закрыли и люди сразу разъехались. [36]

Культурно-этнографическое наследия Солонешенский района.

Территории современного Солонешенского района в первой трети 20 века являлась одной из наиболее густо населенных старообрядцами частей как степного, так и Горного Алтая. Здесь они образовали многочисленную этноконфессиональную группу, состоявшую из различных течений, характерных для сибирского старообрядчества в целом[24].

Наиболее распространенным на территории Солонешенского района являлось согласие стариковцев-часовенных: в таких селах района, как Топольное, Туманово, Черемшанка, Искра существовали многочисленные общины представителей этого течения, создавших его местные центры.

На территории Солонешенского района находился один из немногих на Алтае единоверческих приходов, центром которого являлся Никольский храм с. Сибирячиха.

Солонешенский район является одним из наиболее интересных районов Алтая для изучения традиционной культуры русских старожилов. [41] Среди множества жанров песенного фольклора, записанных на территории Солонешенского района, встречаются лирические протяжные, хороводные, свадебные романсы. [9]

Хоровод, один из архаичных жанров песенного фольклора, является одним жанров народного календаря. Изначально обладая обрядовой функцией, он всегда был приурочен к определенному времени года. Таким образом, хороводы можно условно разделить на осенне-зимние (вечерочные) и весенне-летние. [6.]

Одними из определяющих признаков вечерочного хоровода являются его игровая направленность и ритуальный поцелуй по окончании исполнения хоровода.

Весенние хороводы "игрались" в основном на Пасхальной и Троицкой неделях, иногда в выходные воскресные дни между этими праздниками.

Многие из весенних хороводов посвящены описанию процессов сева, успешному расту растений, их обработке. [31]

В селах Солонешенского района были найдены и записаны хороводы, редко или совсем не встречающиеся на территории Алтайского края. [29]

Таким образом, хороводная традиция Солонешенского района весьма богата и разнообразна. Хоровод является неотъемлемой частью молодежной культуры.

Утратив свою первоначальную обрядовую функцию, этот жанр был популярен и имел большое значение в традиционной культуре русских старожилов Солонешенского района. Вписываясь в общую картину развития фольклорных традиций на Алтае, хороводная традиция Солонешенского района является ярким образцом "сибирского стиля", сформировавшего за более чем двухсотлетний период проживания русских на территории Алтайского края. [17]

Народные гуляния в день Святой Троицы.

Встреча Троицы сопровождалась обрядами, связанными с зеленью, растительностью. У русских символом родной природы, родной растительности стала береза, вокруг которой производились обрядовые действия. Обрядовые действия с березой были особенно распространены в селениях русских переселенцев (Топольное, Туманово, Сибирячиха).

На Троицу девушки собирались парами, устраивали игры в рощах у берез, пели песни, плели венки. В селах, где среди жителей имелись украинцы, к ним присоединялись парни. Все играли, пели, плясали, водили хороводы.

Особым обрядом, который выполняли только девушки, было кумление, или выбирание кумы. Кумовство объединяло взрослых девушек-невест. Они собирались в рощах за селениями для своих девичьих игр. В Топольном девушки собирались в березовой роще, "завивали березку", перевивая ее ветви лентами, заплетая в венки. Каждая из девушек выбирала себе подругу, с которой кумилась – целовалась через венок, чтобы крепко дружить весь год.

Венки плели из веточек березы или из каких-либо цветов. Бросая их в воду, пытались определить свою судьбу.

В праздновании Троицы принимала участие не только молодежь, но и другие жители, особенно женщины. Нарубив ветвей березы, нарвав травы и цветов, они украшали дома снаружи и внутри. Веточки березы укрепляли в воротах и ставили перед входом в дом, а в комнате их закладывали за икону, тем самым поклоняясь расцветающей природе.. [30]

Выводы.

Историко-культурный потенциал анализируется на основании следующих критериев:

Информационно-познавательная значимость представлена:

1. Археологическими объектами

2. Денисова пещера. Уникальный памятник археологии, не имеющий

3. аналогов в России.

4. Пещера Окладникова, многослойная стоянка эпохи палеолита.

5. Ануй - 1, стоянка палеолитического человека.

6. Ануй – 2, многослойная стоянка эпохи палеолита.

7. Ануй – 3, многослойная стоянка эпохи палеолита

8. Тог-Алтай, местонахождение древней керамики.

9. Карама, многослойная стоянка эпохи раннего палеолита.

10. Усть-Карама, курганный могильник.

11. Топольное, местонахождение каменных изделий,

12. Пещера искра, многослойная стоянка.

13. Солонешное, местонахождение каменных изделий

14. Солонешное - 1, поселение раннего железного века.

15. Ручей Плотникова, Нахождение каменных изделий.

16. Сибирячиха, Курганный могильник.

17. Сибирячиха, местонахождение древней керамики.

18. Сибирка 1,2,3,4, курганные группы.

19. Сибирка-5, курганный могильник

20. Березовка, Древнее захоронение.

21. Памятниками жертвам Гражданской войны и В. О.В.

22. Братская могила партизан, с. Солонешное

23. Могила партизанского комдива П.Д. Кокорина, с. Демино

24. Братская могила суховцев, с. Елиново

25. Братская могила жертв колчаковского террора, с. Карпово

26. Братская могила жертв белого террора, с. Медведевка

27. Братская могила жертв белого террора, с. Лютаево

28. Памятный знак на месте расстрела жертв белого террора, с. Медведевка

29. Могила суховца с. Рыбное

30. Памятник погибшим красногвардейцам, с. Тележиха

31. Братская могила красногвардейцев-суховцев, с. Топольное

32. Мемориал Славы героям, погибшим в годы ВОВ.

Уникальными коллекциями памятников традиционной культуры старожилов Алтая конца 19 века – начала 20 века, хранятся в Солонешенском краеведческом музее и музее Сибирячихинской средней школы. К ним относятся одежда, украшения, предметы быта и гончарный промысел.

Ярким проявлением художественного творчества в Солонешном было узорное ткачество, вышивка и плетение кружев. Старинная обрядовая одежда не потеряла своего значения и в наши дни, особенно среди людей старой веры. Пожилую женщину в сарафане с опояской можно увидеть не только в фольклорном ансамбле, но и в быту, в повседневной жизни. [38]

В начале 20 века процветали народные ремесла: ковка металла, резьба и роспись по дереву. В настоящее время восстанавливаются утерянные со временем навыки по работе с деревом. Солонешенские мастера не раз становились лауреатами краевых конкурсов.

Анимационно-рекреационная значимость

В плане культурно-этнографического наследия Солонешенский район является уникальным. Здесь до сих пор сохранился пласт истинно русской культуры – закрепленной в устных преданиях, традициях, обрядах, в предметах повседневного быта и фамильных реликвиях. Особенно зрелищен фестиваль фольклорных песен коллективов на праздник Троицы. Во время этого фестиваля с удивлением ощущаешь сопричастность всему происходящему, проникаешься духом представленного времени.

Солонешенские фольклорные коллективы "Соловушки" и "Топольки" известны далеко за пределами края.

В начале 20 века Солонешное славилось своими ярмарками, которые проводились 2 раза в год, и по сей день в масленую неделю здесь проходят ярмарки на которых собирается все население Солонешного.

В с. Топольном есть русская горница, в которой все обустроено в народных традициях, гости района здесь могут поучаствовать в обрядах, традиционных вечерках и игрищах, отведать деревенскую кухню, подробно познакомится с укладом старорусского дома.

Перспективность для развития туризма.

На данном историко-культурном потенциале можно развивать следующие виды туризма:

Экскурсионно-познавательный – обзорные экскурсии по истории и культуре района.

Событийный туризм – участие в различных культурных мероприятиях, посещение русской горницы, посещение музеев.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...