Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон композиции и пропорциональности




Организация представляет собой единый, целостный развивающийся объект, для которого, как для целенаправленной динамической самонастраивающейся системы, характерна тенденция к объединению. На первом этапе указанная тенденция реализуется в желании создать благоприятную и устойчивую среду обитания.

На практике это выражается в стремлении к работе с устойчивыми и надежными партнерами, обеспечивающими жизнедеятельность организации.

Относительно любой системы и (организация не исключение) очень важным параметром является её структура, которая отражается в определённом количестве составных элементов системы и в соотношении между этими элементами или пропорциями. Кроме того, существуют постоянные устойчивые связи между структурными параметрами организации и постоянные устойчивости, возможного дальнейшего развития, а возникновение отклонений в структурном построении организации влечёт возникновение угрозы существованию организации, поэтому важной задачей аппарата управления является осуществление мероприятий, направленных на выявление диспропорций в структурных параметрах организации, установление гармонии [9,16].

В основе закона композиции и пропорциональности лежит философия гармонии. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия – гармонии.

Гармония – это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности)

[24, 66].

Формулировка закона композиции и пропорциональности: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции) [13, 116].

Этот закон рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.

Реализация закона в организации требует обязательного использования набора принципов:

· принцип планирования: «В каждой компании должен быть обоснованный план деятельности и развития». Это может быть долгосрочное планирование (более 5 лет), среднесрочное (2-5 лет), оперативное (1 год)

· принцип координации: «Каждая компания должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в набор и пропорции ресурсов».

· принцип ограничения: «Набор ресурсов и их пропорции, находящиеся в ведении специалистов должен быть ограничен рамками разумности для их эффективного управления».

· принцип стабилизации: «Изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не должно выходить за пределы заданного диапазона (нормативный уровень)».

· принцип согласования: «Планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг другу по техническим, химическим, интеллектуальным и другим характеристикам».

· принцип полноты: «Каждая компания должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности независимо от количества постоянных работников».

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.

Рассмотрим типовые варианты реализации закона на уровне предприятия:

1) Ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о законе. Сталкиваясь с трудностями и помехами в работе из-за несоответствия структуры и системы управления текущей рыночной ситуации, персонал организации попытается осуществить неформальную «самонастройку». Некоторые проблемы таким способом действительно удастся решить или смягчить, однако в дальнейшем это может привести к диспропорции в расходовании ресурсов организации, избыточным трудозатратам и, как следствие, вызвать недовольство подчинённых.

2) Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Разрабатывая бизнес-план компании, руководящее звено стремится обеспечить его жизнеспособность путём оптимизации количества и качества необходимых ресурсов, конкретизации способов их взаимодействия и планирования определённых результатов деятельности организации. При этом стиль управления, предполагающий установление значительной дистанции между администрацией и подчинёнными, может оказаться малоэффективным. Персонал среднего и низшего звеньев будет не всегда осознанно выполнять функциональные обязанности. В лучшем случае сотрудники проявят инициативу, чтобы решить какую-либо проблему «на верху», в худшем – оставят всё, «как есть», пусть, мол, начальство решает: «Жираф большой, ему видней» (В.С. Высоцкий).

3) Руководитель и подчиненные информированы о законе, имеют представление о характере и особенностях его действия. Несоответствие между заложенными в бизнес-планах параметрами развития организации и реальным положением дел в ней устраняются по двум каналам: формальному и неформальному. При этом все звенья персонала организации являются единым организмом, командой единомышленников, способной парировать практически любой негативный «выпад» со стороны сил макро- и микросреды.

При соблюдении закона «композиции и пропорциональности», во всех направлениях деятельности организации будет «царить» гармония, достижение одной цели приведёт к достижению остальных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...