№п/п
| Проблема
| Предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты, способствующие решению проблемы
| Ответственный ФОИВ
|
Общие вопросы
|
1.
| Отсутствие в российском законодательстве единого подхода к определению терминов «доброволец» и «волонтер» приводит к путанице в определении общественного и юридического статуса этих тождественных понятий.
Справочно:
Так, в Федеральном законе от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ч.4 ст.5) под добровольцами понимаются «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)». Добровольцы наряду с благотворителями и благополучателями являются участниками благотворительной деятельности. Термин «волонтеры» в указанном ФЗ не употребляется.
В Федеральном законе от 4.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте Российской Федерации» п. 3.1 ст. 2 дается определение термину «волонтер». Волонтеры - граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность.
По результатам общенациональных опросов ФОМ удалось идентифицировать среди респондентов потенциальных и реальных участников добровольческого движения - «добровольцев». (Такое самоназвание и предпочли четверть респондентов (25%), для сравнения: за «волонтера» – 23%, за «общественника» – 16% участников массового опроса). Такое распределение ответов свидетельствует о том, что на массовом уровне социальные статусы и роли добровольцев пока не четко проявлены, размыты и слабо артикулированы.
Правовая дилемма – волонтерство не является видом экономической деятельности. Оно подходит под описание ст.37 Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Но в Трудовом кодексе, хотя и нет определения труда, однозначно понятно, что под трудом понимается оплачиваемая деятельность («Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции…» - часть 1, раздел 1, глава 2, ст.15»).
| 1.1.Предлагается внести изменения в Федеральные законы от 11.08.1995 г. №135, от 4.12.2007 г. № 329, от 12.01.1996 № 7 ФЗ, Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приравняв термины «доброволец» и «волонтер», «добровольчество» и «волонтерство», а также использовать двойную терминологию при внесении изменений в отраслевое законодательство в сферах: здравоохранение, социальное обслуживание, культура, образование, экология, ликвидация чрезвычайных ситуаций, правоохранительная деятельность.
1.2.Российским правом определен термин «добровольческая деятельность» (135-ФЗ от 1995 г., ст. 5). В этой же статье дается определение понятию «доброволец» в качестве участника благотворительной деятельности.
Исходя из сказанного выше предлагается:
Термин «волонтер» ввести в 135-ФЗ от 1995 г., ст. 5 после определения понятия «доброволец». Предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в Часть 2 Гражданского кодекса (Раздел IV «Отдельные виды обязательств»), в виде главы «Безвозмездное выполнение работ, оказание услуг».
1.3.Как альтернативапредлагается внести изменение в Раздел 1, подраздел 2, главу 3 «Граждане (физические лица)» «Гражданского кодекса Российской Федерации» «Добровольческая (волонтерская) деятельность гражданина» по аналогии со ст. 23 «Предпринимательская деятельность гражданина». Внесение данной статьи в Гражданский кодекс позволит избежать различных подходов и толкований в отраслевом законодательстве, подзаконных актах, нормативно-правовых актах регионального (местного) уровней.
1.4.Как альтернатива (если не вписывать волонтерство в особый род экономической деятельности), можно уточнить и расширить понятие трудовых отношений в Трудовом кодексе, что, однако повлечет за собой изменение базового подхода к определению трудовых отношений (одним из основных принципов и признаков которого на сегодняшний день является платность).
1.5.Предлагается внести изменение в основные понятия трудового кодекса (часть 1, раздел 1, глава 2, ст.15) в части описания трудовых отношений, предусмотрев вид трудовых отношений, при которых труд выполняется добровольно без оплаты за него (это изменение оправдано существованием ст.37 Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
| Минэкономразвития России,
Минюст,
Федеральные органы исполнительной власти
|
2.
| Отсутствие действующего плана мероприятий Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. №1054-р., что фактически лишает документ механизма реализации
Важно, что распоряжение Правительства Российской Федерации, которое утверждало данную Концепцию, содержало п.3: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разработать меры, направленные на содействие развитию благотворительной деятельности и добровольчества; учитывать положения Концепции при подготовке региональных программ социально-экономического развития». Фактически, отсутствие актуального плана в Концепции, сдерживает интеграцию волонтерской повестки в контур стратегического планирования на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
| 2.1. Разработать новый план мероприятий Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации до 2020 г.
| Минэкономразвития России
|
3.
| При привлечении физических лиц в качестве добровольцев, организации несут расходы на приобретение билетов, оплаты их проживания и питания в месте осуществления благотворительной деятельности.
В соответствии со ст.217 НК РФ и N 235-ФЗ, N 135-ФЗ, N 329-ФЗ, N 152-ФЗ) не подлежат налогообложению выплаты, производимые добровольцам - физическим лицам на возмещение расходов и доходы в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества, полученные добровольцами, волонтерами (в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг).
При этом организации, осуществляющие оплату за добровольцев, признаются плательщиками налоговых платежей по НДФЛ и страховых взносов как налоговые агенты и страхователи (п. 5 ст. 226, п.3 ст. 217, ст.420 НК РФ).
| 3.1.Внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации
Дополнить НК РФ следующими положениями:
Ст. 217 НК РФ
3.2. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
- оплата за добровольцев товаров (работ, услуг) и имущественных прав, в рамках исполнения гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг
Ст. 420 НК РФ
Не признаются объектом обложения страховыми взносами:
- оплата за добровольцев товаров (работ, услуг) и имущественных прав в рамках исполнения гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг.
| Минфин России
|
4.
| Нет практики и нормативно-правовой основы для учета общественного «добровольческого (волонтерского) стажа»
| 4.1.Предлагается внести поправку в Трудовой кодекс в ст. 66: о внесении в трудовую книжку записи о волонтерской деятельности при условии заключения гражданско-правового договора волонтера:
- Утвердить список типов организаций (образовательные учреждения, учреждения культуры, учреждения здравоохранения и т.п.), в которых может идти общественный «волонтерский стаж».
- Утвердить виды деятельности, при которых может учитываться общественный «волонтерский стаж».
- Сформировать на основе виды деятельности волонтера для учета «волонтерского стажа» (волонтер-медик, волонтер-педагог, волонтер-социальный работник, волонтер-спасатель и т.п.)
| Минтруд России
|
5.
| Отсутствие в законодательстве требования осуществлять страхование жизни и здоровья добровольцев
| 5.1.Предлагается внести изменения в Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
5.2. Альтернативное предложение: создание страхового фонда для страхования несчастных случаев при участии волонтера в добровольческой деятельности.
| Минтруд России
Минздрав России
|
6.
| В трудовом законодательстве не предусмотрено поощрений (компенсаций) для работающих граждан, занимающихся добровольческой (благотворительной) деятельностью. Вместе с тем, отсутствует возможность законного участия в волонтерстве для трудоспособного населения в дневное время суток.
| 6.1.Предлагается внести поправку в Трудовой кодекс, предусмотрев возможность установления выходного дня и (или) дополнительного дня отпуска работникам за подтвержденную добровольческую деятельность.
| Минтруд России
|
Добровольчество в сфере здравоохранения
|
7.
| Не определены порядок допуска добровольцев (волонтеров) в медицинские учреждения, квалификационные и санитарные требования, предъявляемые к ним. Отсутствует универсальный механизм взаимодействия СО НКО, привлекающих на работу добровольцев (волонтеров), с медицинскими учреждениями, система мотивации добровольцев (волонтеров), работающих в медицинских учреждениях
Справочно:
Данный вопрос находится в проработке Министерства здравоохранения Российской Федерации. В Государственную Думу внесен и был принят в первом чтении соответствующий проект федерального закона. Законопроект устанавливает порядок заключения договора между СО НКО, привлекающей на работу добровольцев, и медицинским учреждением, а также вводит преимущественное право для добровольцев, имеющих опыт работы в медицинских учреждениях, при поступлении в медицинские вузы.
| 7.1.Предлагается внести дополнительные изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях, а также утвердить ведомственный приказ (приказы), регламентирующие правила и порядок взаимодействия медицинских учреждений и добровольческих (волонтерских) организаций.
7.2.В частности, предлагается:
- Указать направления добровольчества, реализуемые в рамках охраны здоровья граждан.
- Утвердить типовое положение о порядке организации работы добровольцев в медицинской организации.
- Роспотребнадзору необходимо разработать требования по доступу добровольцев в медицинские учреждения.
| Минздрав России
|
Добровольчество в сфере социального обслуживания населения
|
8.
| Не определены порядок допуска добровольцев (волонтеров) в учреждения социального обслуживания, квалификационные и санитарные требования, предъявляемые к ним. Отсутствует универсальный механизм взаимодействия СО НКО, привлекающих на работу добровольцев (волонтеров), с учреждениями социального обслуживания
| 8.1.Внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Минтрудом России в настоящее время прорабатываются соответствующие поправки.
8.2. В частности, предлагается:
- Указать направления добровольчества, реализуемые в рамках охраны здоровья граждан.
- Утвердить типовое положение о порядке организации работы добровольцев в медицинской организации.
- Роспотребнадзору необходимо разработать требования по доступу добровольцев в социальные учреждения.
| Минтруд России, Роспотребнадзор России
|
Добровольчество в сфере культуры
|
9.
| Отсутствие единого порядка взаимодействия учреждений культуры с добровольческими (волонтерскими) организациями, нормативно-правовой базы, позволяющей добровольцам (волонтерам) оказывать услуги, требующие получения специальных разрешений
| Предлагается внести изменения:
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия»;
- Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 22 октября 2004 г. №125 - ФЗ «Об архивном деле»
- Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле».
- Необходимо предусмотреть полномочия, права и обязанности волонтёров, с одной стороны, и организаций, привлекающих их к волонтёрской деятельности, с другой.
- Предусмотреть необходимость согласования действий волонтёров с организациями, привлекающими их к осуществлению волонтёрских функций.
| Минкультуры России
|
Добровольчество в сфере ликвидации чрезвычайных ситуаций, поиска людей
|
10.
| В законодательстве о чрезвычайных ситуациях отсутствует порядок допуска добровольцев-спасателей к мероприятиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, не определены квалификационные требования, предъявляемые к ним
| 10.1.Внести изменения в Федеральные законы от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
10.2.Внести изменения в ст. 15 ФЗ, определив порядок допуска членов общественных объединений, добровольцев (волонтеров) в зону чрезвычайных ситуаций для оказания помощи органам МЧС в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
10.3.Существует необходимость ввести в законодательство и разграничить категории «волонтеров-спасателей» (аттестованных спасателей, которые имеют право принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций) и «волонтеров по безопасности» (которые могут принимать участие в ликвидации последствий ЧС только в части проведения неотложных работ, обеспечению безопасности массовых мероприятий и т.п).
| МЧС России
|
11.
| Отсутствие правового механизма передачи общественным аварийно-спасательным формированиям.
| 11.1.Внести в федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ст. 20) положение о возможности передачи аттестованным общественным аварийно-спасательным формированиям зданий, сооружений, служебных помещений, оборудованных средствами связи, автотранспортных средств, оргтехники и иного имущества для использования в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации
| МЧС России
|
12.
| Необходимо предоставить добровольцам (волонтерам) возможность предоставления отпуска без сохранения заработной платы на срок ликвидации последствий чрезвычайной ситуацииЛиквидация последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций может быть сопряжена с отвлечением от работы (учебы) большого количества добровольцев (волонтеров) на длительный срок.
| 12.1. Внести изменения в Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ст.28) Необходимо законодательно закрепить возможность предоставления отпуска сотруднику без сохранения заработной платы на срок участия в ликвидации последствий ЧС.
12.2.Обучающимся предоставить возможность освобождения от учебы на срок участия в ликвидации последствий ЧС.
| МЧС России
|
13.
| Отсутствие нормативно утвержденного регламента взаимодействия добровольцев с органами внутренних дел при поиске людей
| Внести изменения:
- в Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" в части определения термина «НКО – поисковый центр». Определения его юридического статуса и порядка взаимодействия с правоохранительными органами.
| МВД России
|
14.
| Отсутствие механизма оперативного предоставления информации, имеющей значение при проведении поисковых мероприятий. (Данные о местоположении мобильного устройства)
| 14.1.Внести изменения в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Дополнить ст. 46 новым пунктом 8:
«Оператор подвижной радиотелефонной связи по требованию абонента обязан обеспечить передачу информации о месте нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в Поисковый центр».
14.2.Внести изменения в п. 5
Не подлежат оплате иные услуги связи, технологически неразрывно связанные с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленные на повышение их потребительской ценности, в том числе контентные услуги, оказанные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, и услуги по передаче информации о месте нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в Поисковый центр.
| МВД России
|
15.
| Отсутствует возможность легального использования специальных технических средств (улучшенные/доработанные технические средства – автомобили в частности)
| Внести изменения в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
|
|
Добровольчество в сфере образования
|
16.
| Отсутствуют единые подходы в области учета образовательной организацией индивидуальных достижений абитуриентов, успешно и на постоянной основе участвовавших в добровольческой и волонтерской деятельности
| 16.1. Предлагается внести изменения в ст. 39, 61, 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, направленные на закреплении в федеральном законе положения о необходимости учета индивидуальных достижений в форме участия абитуриентов в добровольческих (волонтерских) мероприятиях при приеме в высшие учебные заведения.
| Минобрнауки России,
федеральные органы исполнительной власти в отношении подведомственных образовательных организаций
|
17.
| Отсутствуют единые подходы в области поощрения (социальной поддержки и стимулирования) обучающихся в образовательной организации за успехи в добровольческой (волонтерской) деятельности, вследствие этого не все образовательные организации учитывают и поощряют достижения обучающихся – добровольцев
| 17.1.Предлагается внести изменения в ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, предусмотрев возможность поощрения обучающихся в образовательной организации за успехи в добровольческой (волонтерской) деятельности.
| Минобрнауки России
|
18.
| В Законе «Об образовании», ФГОС отсутствует понятие добровольчества, не определены его место и роль во внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, нет механизмов интеграции волонтерской практики обучающихся (школьников и студентов) в учебный процесс, что не позволяет в должной мере образовательным организациям включать в план своей работы деятельность добровольческих (волонтерских) организаций, вовлекать в нее обучающихся, а также выделять средства на ее финансирование и инфраструктуру.
| Внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
18.1.Дополнить Статью 2 №273-ФЗ – закрепить понятия «добровольческая (волонтерская) деятельность обучающихся» (возможно косвенно – через расширение понятий «образование», «воспитание», «дополнительное образование»).
18.2.Дополнить Статью 20 №273-ФЗ «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» - включить добровольческую (волонтерскую) деятельность как социальную инновацию.
18.3.Внести изменения в Статью 28, гл.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, направленные на делегирование организациям компетенций по интеграции добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся в учебный процесс:
18.4. Дополнить Статью 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации в части осуществления координации добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, интеграции ее в учебный процесс».
18.5.Дополнить Статью 75, п.1:
- Среди направлений дополнительного образования включить «вовлечение в добровольческую деятельность, воспитание гражданской активности»
- Ввести норму «трудовое воспитание и общественно полезная деятельность» в 273-ФЗ «Об образовании», либо как отдельный закон «О трудовом воспитании и общественно полезной деятельности».
18.6. После внесения изменений в Федеральный закон, необходимо будет разработать методические рекомендации для школ по реализации 273-ФЗ и реализации ФГОС основного общего образования по организации сотрудничества волонтерских и образовательных организаций в сфере:
- разработки и реализации содержания общеразвивающих образовательных программ общего образования;
- разработки и реализации содержания «Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования», а также внести изменения в Концепцию развития дополнительного образования детей, «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
| Минобрнауки России
|
19.
| В ключевых документах планирования Минобрнауки России в сфере дополнительного образования и воспитания вопросы добровольчества практически не отражены, что, в свою очередь, снижает значимость данного направления в гражданском воспитании.
| Предлагается внести изменения в «Концепцию развития дополнительного образования детей», утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, план мероприятий.
| Минобрнауки России
|
20.
| Предлагается внести изменения в «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденную распоряжением правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р указанные документы, план мероприятий.
| Минобрнауки России
|
21.
| Отсутствуют показатели, характеризующие добровольческую деятельность, вовлеченность обучающихся в образовательных учреждениях в добровольчество, уровень общественной активности школьников и студентов,в составе целевых показателях эффективности работы ив системепоказателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, вследствие этого волонтерство недостаточно включено в планы учебно-воспитательной работы в образовательной организации, не получает должного ресурсного обеспечения и поддержки администрации организации образования.
| Предлагается внести изменения в ведомственные приказы Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию», «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ». В качестве одного из критериев эффективности предлагается установить долю обучающихся, принимающих участие в добровольческих (волонтерских) акциях/мероприятиях.
| Минобрнауки России
|
22.
| Показатели, характеризующие добровольческую деятельность, отсутствуют в системе аккредитационных показателей вузов
| Ввести в систему аккредитационных показателей образовательных организаций показатель, оценивающий долю обучающихся, принимающих участие в добровольческих (волонтерских) акциях/мероприятиях.
|
|
Добровольчество в сфере спорта
|
23.
| В законодательстве о спорте остаются открытыми вопросы, касающиеся стандартного набора обязанностей волонтеров при проведении крупных спортивных мероприятий.
Также целесообразно приравнять термины «доброволец» и «волонтер».
| 22.1. Предлагается приравнять термины «доброволец» и «волонтер» в Федеральном законе от 4.12.2007 г. № 329-ФЗ.
22.2. Внести изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» и от 16 декабря 2013 г. N 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» в части конкретизации прав и обязанностей добровольцев (волонтеров).
| Минспорт России
|
Добровольчество в экологической сфере
|
24.
| На уровне федерального экологического законодательства отсутствует понятийный аппарат экологического добровольчества (волонтерства), правовой статус добровольца-эколога
| Внести изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
· предусмотреть полномочия, права и обязанности экологических волонтёров, с одной стороны, и организаций, привлекающих их к волонтёрской деятельности, с другой.
· определить виды волонтёрской деятельности в сфере экологии, предусмотреть необходимость и порядок согласования действий волонтёров с государственными и общественными организациями, привлекающими их к осуществлению волонтёрских функций.
| Минприроды России
|
25.
| Не определен порядок допуска и работы добровольцев на особо охраняемых природных территориях разного подчинения
| Внести изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», определив порядок работы добровольцев на особо охраняемых природных территориях разного подчинения
| Минприроды России
|