Целенаправленный альянс
Формирование отношений с коучем начинается с первой ознакомительной, так называемой вводной сессии. Эти отношения являются «целенаправленными», поскольку они предназначены исключительно для удовлетворения потребностей клиента. Они представляют собой «альянс», потому что обе стороны активно участвуют в их формировании. Клиент осознает, что он не покупает некую готовую программу личностного успеха, а вступает в длительные развивающиеся отношения. Отношения в коучинге подобны треугольнику: коуч составляет одну вершину, клиент — другую, а отношения между ними — третью (рис. 2). Как видно на схеме, клиент направляет все свои усилия и энергию на отношения, но не на коуча. И клиент, в свою очередь, получает силу от отношений, которая позволяет ему принимать на себя ответственность и изменять свою жизнь. Коуч тоже направляет свои силы на отношения, поэтому вся сила отношений служит клиенту. Рис. 2. Треугольник отношений в коучинге Хотя на данной схеме нет обратной стрелки, направленной к коучу, трудно себе представить, чтобы он также не получал энергию и силу от отношений коучинга. Конечно, коуч тоже что-то получает от этих отношений. Опыт присутствия при личностных изменениях другого человека может энергетически насыщать коуча, но может также утомлять и изнурять вследствие такой глубокой погруженности в жизнь клиента. Эта диаграмма просто подчеркивает уникальную природу данных отношений — то, что они создаются обеими сторонами и сосредоточиваются исключительно на клиенте. То же, что получает от них коуч, представляет собой как бы вознаграждение, отраженную энергию. В Коактивном коучинге коуч должен переключиться с формулы «я обладаю силой» на формулу «отношения коучинга обладают силой». В коучинге вопрос состоит не в том, какой силой обладает коуч, а в том, какую силу получает клиент. Отношения в коучинге являются для клиента источником энергии, которая необходима ему для преодоления жизненных трудностей. Он не может хорошо справиться со своей задачей, если уровень его энергии низок. Но сила поступает к нему не непосредственно от коуча, а от отношений.
Отношения коучинга — это нечто отдельное от коуча и от клиента. Более того, отношения обладают большей силой, чем сами коуч или клиент: они могут поддерживать их, когда им это необходимо. Легче увидеть, как отношения коучинга поддерживают клиента, потому что именно с ним, в первую очередь, происходят изменения, иногда — весьма драматические. Сила, заключенная в отношениях коучинга, может поддерживать как клиента в период между регулярными сессиями, так и его коуча. Ведь коуч — тоже человек, и у него (или у нее) бывают тяжелые дни, когда не хватает бодрости, мотивации и энергии. К счастью, эффективность коучинга не зависит исключительно от коуча. Сами отношения обладают силой. Отношения коучинга уникальны для клиентов в силу той роли, которую они играют в их построении. На самом деле клиенты берут на себя ответственность за построение наиболее подходящих для их собственного развития отношений. Уровень вовлеченности клиента, характерный для Коактивного коучинга, уникален, именно поэтому данный подход наиболее эффективен для поддержания значимых жизненных изменений. Вместо того чтобы пытаться втиснуть себя в заранее установленную последовательность преобразований, клиенты сами создают для себя условия, которые обеспечат им наилучшие результаты. Атмосфера коучинга Существует множество разных способов проведения коучинга. Наиболее распространеный способ — еженедельная получасовая сессия по телефону, при этом клиент звонит коучу, а не наоборот. Данный способ не занимает много времени, является эффективным и в большинстве случаев устраивает и коуча, и клиента, что позволяет сохранять направление движения. Некоторые коучи предпочитают очные встречи с клиентами, а кто-то проводит коучинг даже в Интернете. У каждого способа есть свои сильные и слабые стороны. Атмосфера коучинга, однако, не зависит от способа его проведения.
Атмосфера коучинга — это пространство, в котором клиент может расти, меняться, допускать ошибки, терпеть неудачи, вновь подниматься на ноги и двигаться дальше. Это пространство уникально, потому что оно разрабатывается с учетом желаний и потребностей каждого конкретного клиента. Это персональное конструкторское бюро, обеспечивающее решение жизненно важных задач клиента. Клиент регулярно приходит в это пространство, не имея никаких других целей, помимо собственного личностного и профессионального роста. Первый шаг в построении эффективных отношений коучинга — это создание пространства, в котором клиент чувствовал бы себя защищенным и готовым к решительным действиям. Коуч ободряет и поддерживает клиента, но только в самом себе клиент может найти мужество и решимость для того, чтобы действительно что-то предпринять. В конце концов, если бы то, к чему стремятся клиенты, легко достигалось, они справились бы с этим и сами, без помощи коуча или отношений коучинга. Атмосфера коучинга должна быть достаточно безопасной для клиента, чтобы он мог идти на риск. Именно в этом пространстве клиенты могут рассмотреть свою жизнь с любопытством и интересом, отнестись к ней творчески, обладая силой и возможностью выбора. Для создания атмосферы безопасности отношения коучинга должны отвечать следующим требованиям. Конфиденциальность Конфиденциальность — это фундамент. Клиенты приходят в отношения коучинга, будучи готовыми к существенным жизненным изменениям. При этом исходным материалом для работы коуча и клиента служит не что иное, как жизнь последнего. Если клиент идет на риск важных изменений в своей жизни, то у него должна быть возможность открыто говорить о ней. Подобное самораскрытие — один из ключевых моментов, потому что при этом происходит поиск и обнаружение себя, а это и есть ядро обучения. Это самораскрытие страшит клиентов, особенно поначалу, когда они ощущают свою уязвимость в отношениях коучинга.
Задача коуча — создать пространство, в котором можно было бы смело искать ответы. Коуч может создать ощущение безопасности путем ободрения, безоценочного принятия и признания честности, усилий и успехов клиента. Конфиденциальность также играет очень важную роль: для полного погружения в отношения коучинга клиенту необходима уверенность в ее соблюдении. Коучу следует как можно раньше затронуть эту тему при оформлении альянса — прямо в начале первой сессии, четко и ясно сформулировав соглашение: «Я как ваш коуч обещаю никому не рассказывать подробности наших разговоров без вашего на то разрешения». Доверие Доверие начинается с создания безопасного пространства, пространства конфиденциальности и завоевывается постепенно, по мере того, как клиент и коуч понимают, в чем и каким образом они могут рассчитывать друг на друга, а клиент получает очевидные результаты взаимодействия с коучем. Доверие выстраивается из «мелочей», таких как «вовремя позвонить» и «быть готовым ответить на звонок», «выполнить взятые на себя обязательства». Это так же важно для коуча, как и для клиента. Коуч должен заслуживать доверия. Коучу также следует требовать от клиента, чтобы он в своей жизни соответствовал тому, чего хочет достичь, судя по его собственным словам. Ощущение доверия придает клиенту невероятно много сил. Клиенты видят, что коуч действительно является их союзником, уважает их мечты и стремится быть честным и откровенным во благо клиента. Они убеждаются в том, что в их жизни есть человек, который беспредельно верит в их успех в достижении желаемого, в то, что они станут теми, кем желают быть. Доверие и безоценочное принятие коучем клиента таким, каков он есть, — мощная движущая сила развития. Правдивость Безопасное пространство, пространство конфиденциальности по определению создается для того, чтобы можно было говорить правду. В отношениях коучинга клиенты могут сказать всю правду о том, что они сделали (и чего не сделали), не стремясь показаться «хорошими». Это — эффект безоценочности. В отношениях коучинга коуч ждет правдивости от клиента, которая в данном случае не может привести к иным последствиям, кроме развития и обучения. Клиент ожидает правдивости от коуча, для которого это — основная задача последнего. Ради этого его нанимают и за это ему платят.
Клиенты обычно настолько «втянуты» в свою жизненную ситуацию, в свою личную историю и в свои проблемы, что не способны объективно воспринимать происходящее в их жизни. Это, возможно, является одной из основных причин, побуждающих клиентов обращаться к коучу. Клиенты полагаются на проницательность коуча, помогающую ему видеть сквозь хаос и туман, и рассчитывают на его прямоту и откровенность. Говорить правду — вовсе не значит «вступать в конфронтацию», хотя коучу достаточно часто при этом приходится возражать клиенту. Правдивость вмешивается в обычное бездумное восприятие его повествования. Будучи правдивыми, ни коуч, ни клиент не могут от чего-то увильнуть и что-то проглядеть. Правдивость заставляет сказать: «А король-то голый!». Сказать правду — вовсе не означает «дать оценку». Коуч просто отмечает то, что видит. Сокрытие правды не идет на пользу ни клиенту, ни отношениям коучинга. Подлинные человеческие взаимоотношения строятся не на желании произвести приятное впечатление, а на возможности каждого быть тем, кем он является. Когда коучу хватает решимости говорить правду, он становится для клиента образцом для подражания. Правдивость в отношениях коучинга служит основой доверия. «Просторность» Отношения коучинга являются эффективными также в силу их «просторности». С одной стороны, отношения коучинга целиком вмещают всю жизнь клиента. А это немало. Более того, в пространстве коучинга нет места оценкам, осуждению или всякого рода «долженствованиям». Там присутствует множество возможностей для изменения. В этой атмосфере клиенты могут дышать свободно, экспериментировать, фантазировать, мечтать. Это совсем другой мир, который существенно отличается от обыденной жизни клиента с ее ограничениями. Это пространство, в котором они могут быть вместе со своим собственным гневом, тревогами, подозрениями, обидами. Ошибки и неудачи воспринимаются там как средства для обучения. В этом пространстве нет никаких абсолютных истин, а правил очень мало. Для коуча «просторность» также означает абсолютную индифферентность к какому-либо определенному направлению, которому решает следовать клиент, а также к тем результатам, которых клиент достигает или не достигает. Коучу важны самореализация клиента, его жизненные задачи, здоровье и личностный рост, но его не интересует, как именно клиент достигнет всего этого, с какой скоростью, будет ли путь прямым или кривым, — до тех пор, пока клиент продолжает двигаться к намеченным им самим результатам. И, наконец, коучинг определяется вовсе не тем, что коуч «дает» клиенту или «проводит» с ним, а тем, что клиент сам совершает в своей жизни посредством деятельности и обучения.
Коуч может предложить клиенту определенное направление деятельности, способное привести к желаемым результатам. И это хорошо. В частности, такая техника, как «мозговой штурм», является частью коучинга, ценным дополнением к дискуссии. Но «просторность» отношений коучинга требует от коуча индифферентного отношения к тому, примет или нет клиент идеи коуча, а если примет и возьмется их реализовать, — «правильно» или «неправильно» клиент будет их воплощать. Клиент прав в любом случае. Парадокс состоит в том, что коуч часто ожидает от клиентов большего, чем они сами осмеливаются вообразить, и в то же время поддерживает клиентов во всех их начинаниях, какими бы они ни были. Именно поэтому мы говорим о «просторе» и «просторности».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|