методические рекомендации по отдельным формам самостоятельной работы
Кировский государственный колледж строительства, экономики и права (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии»
Основы социологии и политологии Методические указания по выполнению Самостоятельной внеаудиторной работы Для студентов специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка) Киров2017 Методические указания по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплины основы социологии и политологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в состав укрупненной группы 08.00.00 Техника и технологии строительства, Положения о самостоятельной работе студентов КГКСЭП, Методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов КГКСЭП, Рабочей программы учебной дисциплины основы социологии и политологии
Рассмотрено ПЦК общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол №____от ______2017 год Председатель Бабаева Е.В.
содержание Введение---------------------------------------------------------------------- 3 1 требования к результатам освоения учебной дисциплины основы социологии и политологии---------------------------------------------------------------------------------------- 4
2 Перечень самостоятельных работ--------------------- 5 3 Задания для выполнения самостоятельной работы---------------------------------------------------------------------------------------- 6 4 методические рекомендации по отдельным формам самостоятельной работы------------------- 33 5 приложения-------------------------------------------------------------- 37 Введение Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия Самостоятельная работа студентов является важным видом учебной деятельности студента Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу. Федеральным государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ Задачи организации самостоятельной работы состоят в том, чтобы: § мотивировать обучающихся к освоению учебных программ § повысить ответственность обучающихся за свое обучение § способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся Целью внеаудиторной самостоятельной работы является: § способствование реализации требований ФГОС в части, относящейся к знаниям, умениям, профессиональным компетенциям за счет внеурочной деятельности
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины основы социологии и политологии: - максимальной учебной нагрузки обучающегося - 40, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 6 - самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося - 24 Требования к результатам освоения учебной дициплины основы социологии и политологии
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии - ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - сущность социологического подхода в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности - особенности процесса социализации личности, формы регуляции и саморегуляции социального поведения - о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах, о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития - сущность власти, субъекты политики, политические отношения и процессы типы политических систем, политических режимов, человеческое измерение политики
Перечень самостоятельных работ
Задания для выполнения самостоятельной работы Самостоятельная работа 1 Тема 1.1 Социология как наука. Социология личности
Задание: Составить кроссворд: История социологии План: 1. Античная философия в области обществоведения; 2. Предпосылки развития социологии в XVII веке (Г. Айхенваль, Д. Грунт, А. Пети, Я. Бернулли); 3. Социологические теории в XVIII веке (Дж. Вико, Г. Гердер, Ж. Кондорсе, Тюрго и др.); 4. Возникновение и развитие социологии в XIX веке: a. «нравственная статистика» и её представители; b. Л.Ж. Кетле; c. О. Конт; d. Г. Спенсер. 5. Социологическая концепция марксизма; 6. Социология М. Вебера; 7. Русская социология (П.Ф. Лилиенфельд, П.Л. Лавров, М.М. Ковалевский). Цель: - Ознакомить с основными концепциями социологического знания Литература 1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с. 2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с. 3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с. 4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с. Интернет-ресурсы 1 http://www.studfiles.ru/preview/1445573/ 2 http://www.isras.ru/lern_biik.html 3 http://referatwork.ru/sociology-history 4 http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm Критерии оценки знаний Оценка «5» - за предоставление всех рассмотренных вопросов, работа оформлена в соответствии с требованиями; Оценка «4» - если не предоставлены 1-2 из предложенных вопросов работа оформлена в соответствии с требованиями; Оценка «3» - если не предоставлены 3 вопроса, работа оформлена в соответствии с требованиями; Оценка «2» -если предоставлено менее 4 вопросов, работа оформлена не в соответствии с требованиями.
Дата отчетности по заданию:
Самостоятельная работа 2 Задание: Составить презентацию: Особенности социальной стратификации современной России План: 1) Причины перехода страны к классам (1990-е гг.); 2) Высший класс; 3) Условно-средний класс; 4) Низший класс. Цель: - ознакомить с основными концепциями социологического знания Литература 1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с.
2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с. 3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с. 4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с. Интернет-ресурсы 1 http://www.studfiles.ru/preview/1445573/ 2 http://www.isras.ru/lern_biik.html 3 http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm Критерии оценки знаний Оценка «5» - за предоставление всех рассмотренных вопросов, работа оформлена в соответствии с требованиями; Оценка «4» - если не предоставлен 1 из предложенных вопросов, работа оформлена в соответствии с требованиями; Оценка «3» - если не предоставлены 2 вопроса, работа оформлена в соответствии с требованиями; Оценка «2» -если предоставлено менее 3 вопросов, работа оформлена не в соответствии с требованиями.
Дата отчетности по заданию:
Самостоятельная работа 3 Задание: Проанализировать тему: Родственные отношения В качестве объекта исследования выступает собственная родня. 1. На карту РФ нанесите места (город, деревня) проживания родственников, в качестве географического центра собственное место проживания. (Приложение 1) 2. От него в разные стороны потянутся линии различного цвета в зависимости от того: ü Видите ли вы их каждый день? ü Два раза в неделю (выходные); ü Раз в месяц; ü Раз в год; ü Несколько раз в жизни но благодаря крупным событиям (свадьба, похороны) ü Ни разу не видел(ла), но лишь слышал о нём. 3. Разными цветами или формой линии обозначить: ü Кому постоянно звоните; ü Посылаете поздравительные открытки; ü Получаете от него подарки; ü Ничего не посылаете и ничего не получаете. 4. Проанализируйте результаты своих исследований: 1) Какую роль играют родственники (кто именно) в процессе вашей социализации, воспитания? 2) Зависит ли роль родственников в процессе социализации от географического положения? 3) Может ли быть так, что некто из родственников живёт очень далеко, но отношения с ним теснее и лучше, нежели с другими, проживающими поблизости? 4) А может быть важнее личные качества агента социализации? 5) Являются ли для вас друзья более важными (с самых разных точек зрения, но указать с каких именно), чем родственники? Предоставить карту + письменный анализ. Цель: - ознакомить с основными концепциями социологического знания Литература 1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с. 2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.
3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с. 4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с. Интернет-ресурсы 1 http://textarchive.ru/c-2194136-p2.html 2 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/12.php Критерии оценки знаний Оценка «5» - Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного; - Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы; - Студент усваивает весь объем программного материала Оценка «4» - Студент знает весь изученный материал; - Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; - Студент умеет применять полученные знания на практике; - В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя; Оценка «3» - Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя; - Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы Оценка «2» - У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена
Дата отчетности по заданию:
Самостоятельная работа 4 Задание: Подготовить доклад: Культура в современном мире План: 1) Просветительские концепции культуры; 2) Культура как ценностно-нормативная среда; 3) Культура как сфера духовного производства; 4) Культурный потенциал современного города; 5) Понятие специализированной культуры и её разновидности; 6) Понятие творческой личности; 7) Наука как социокультурный институт; 8) Социокультурные функции образования; 9) Идеология и культура; 10) Роль СМИ в пропаганде массовой культуры. Цель: - ознакомить с основными концепциями социологического знания Литература 1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с. 2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с. 3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с. 4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с. Интернет-ресурсы 1 http://www.studfiles.ru/preview/1445573/ 2 http://www.isras.ru/lern_biik.html 3 http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm Критерии оценки знаний Оценка «5» - Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного; - Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы; - Студент усваивает весь объем программного материала Оценка «4» - Студент знает весь изученный материал; - Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; - Студент умеет применять полученные знания на практике; - В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя; Оценка «3» - Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя; - Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы Оценка «2» - У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена
Дата отчетности по заданию:
Самостоятельная работа 5 Задание: Самостоятельно изучить тему: СМИ как «четвёртая власть План: 1) Функции СМИ; 2) Политическое манипулирование; 3) Информационная триада (три вершины треугольника: Япония, США, ЕС); 4) Информация: правда или пропаганда? 5) Реакция индивида на массовую культуру. Цель: - ознакомить с основными концепциями социологического знания Литература 1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с. 2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с. 3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с. 4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с. Интернет-ресурсы 1 http://www.studfiles.ru/preview/1445573/ 2 http://www.isras.ru/lern_biik.html 3 http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm Критерии оценки знаний Оценка «5» - Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного; - Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы; - Студент усваивает весь объем программного материала Оценка «4» - Студент знает весь изученный материал; - Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; - Студент умеет применять полученные знания на практике; - В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя; Оценка «3» - Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя; - Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы Оценка «2» - У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена
Дата отчетности по заданию
Самостоятельная работа 6 Тема 2.1 История политической науки. Специфика политологии Задание: Изучить тему: Государство и гражданское общество План: 1) Функции государства; 2) Учение об обществе гражданского типа (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбаха, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс); 3) Структура гражданского общества; 4) Развитие гражданского общества; 5) Отличия гражданского общества (особенности). Цель: - ознакомить с основными концепциями политологического знания Литература 1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с. 2 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с. Интернет-ресурсы 1 http://uchebniki-besplatno.com/politologii-uchebniki/politologiya-uchebnik-dlya-studentov.html 2 https://www.for-stydents.ru/politologiya/uchebniki/politologiya1.html 3 http://www.studfiles.ru/preview/1674643/ Критерии оценки знаний Оценка «5» - Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного; - Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы; - Студент усваивает весь объем программного материала Оценка «4» - Студент знает весь изученный материал; - Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; - Студент умеет применять полученные знания на практике; - В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя; Оценка «3» - Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя; - Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы Оценка «2» - У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена
Дата отчетности по заданию Самостоятельная работа 7 Задание: Самостоятельно изучить тему: Политическая власть План: 1) Понятие политической власти; 2) Источники, ресурсы, функции, формы власти; 3) Подходы к трактовке власти (релятивистский, бихевиористский, позитивно-социологический; структурно-функциональный); 4) Формы политической власти; 5) Становление демократии в России; 6) Понятие лидерства, его классификация. Цель: - ознакомить с основными концепциями политологического знания Литература 1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с. 2 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с. Интернет-ресурсы 1 http://uchebniki-besplatno.com/politologii-uchebniki/politologiya-uchebnik-dlya-studentov.html 2 https://www.for-stydents.ru/politologiya/uchebniki/politologiya1.html 3 http://www.studfiles.ru/preview/1674643/ Критерии оценки знаний Оценка «5» - Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного; - Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы; - Студент усваивает весь объем программного материала Оценка «4» - Студент знает весь изученный материал; - Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; - Студент умеет применять полученные знания на практике; - В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя; Оценка «3» - Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя; - Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы Оценка «2» - У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена
Дата отчетности по заданию
Самостоятельная работа 8 Задание: Самостоятельно изучить тему «Политика как сфера общественной жизни». План: 1. Групповые интересы власти; 2. Конфликты в обществе; 3. Этносоциальные и конфессиональные группы в политике; 4. Политическая система общества. Цель: - ознакомить с основными концепциями политологического знания Литература 1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с. 2 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с. Интернет-ресурсы 1 http://uchebniki-besplatno.com/politologii-uchebniki/politologiya-uchebnik-dlya-studentov.html 2 https://www.for-stydents.ru/politologiya/uchebniki/politologiya1.html 3 http://www.studfiles.ru/preview/1674643/ Критерии оценки знаний Оценка «5» - Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного; - Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы; - Студент усваивает весь объем программного материала Оценка «4» - Студент знает весь изученный материал; - Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; - Студент умеет применять полученные знания на практике; - В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя; Оценка «3» - Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя; - Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы Оценка «2» - У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена
Дата отчетности по заданию
Самостоятельная работа 9 Задание: Составить сравнительную таблицу «Политические партии современной России». (Приложение 2) План: 1) Партийные системы и их основные типы; 2) Особенности многопартийности в современной России; 3) Типы избирательных систем; 4) Политические партии в парламенте; 5) История развития партий в России. Цель: - ознакомить с основными концепциями политологического знания Литература 1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с. 2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с. 3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с. 4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с. Интернет-ресурсы 1 http://www.studfiles.ru/preview/1445573/ 2 http://www.isras.ru/lern_biik.html 3 http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm Критерии оценки знаний Оценка «5» - за предоставление всех рассмотренных вопросов, работа оформлена в соответствии с требованиями; Оценка «4» - если не предоставлен 1 из предложенных вопросов, работа оформлена в соответствии с требованиями; Оценка «3» - если не предоставлены 2 вопроса, работа оформлена в соответствии с требованиями; Оценка «2» -если предоставлено менее 3 вопросов, работа оформлена не в соответствии с требованиями.
Дата отчетности по заданию:
Самостоятельная работа 10 Задание: Разработать программу политической партии для предвыборных дебатов. План: 1. Определиться со своим политическим блоком: левый, правый, либо центр (один на выбор, далее на основе выбранного блока составить программу, не противоречащую основным направлениям блока); 2. Программа должна включать в себя три сферы: a) Политическая: ü Форма государственного устройства; ü Тип политического режима; ü Цели государственной политики. b) Экономическая: ü Форма собственности; ü Тип экономики и т.д. c) Социальная: ü Отношение к медицине; ü Отношение к образованию и другим социальным программам. Работу предоставить в виде доклада. Цель: - ознакомить с основными концепциями политологического знания Литература 1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с. 2 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с. Интернет-ресурсы 1 http://uchebniki-besplatno.com/politologii-uchebniki/politologiya-uchebnik-dlya-studentov.html 2 https://www.for-stydents.ru/politologiya/uchebniki/politologiya1.html 3 http://www.studfiles.ru/preview/1674643/ Критерии оценки знаний Оценка «5» - Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного; - Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы; - Студент усваивает весь объем программного материала Оценка «4» - Студент знает весь изученный материал; - Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя; - Студент умеет применять полученные знания на практике; - В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя; Оценка «3» - Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя; - Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы Оценка «2» - У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена
Дата отчетности по заданию
Зачётные карточки по курсу основ социологии и политологии
Карточка №1 1. Что изучает социология и каковы её основные функции? 2. В чём суть марксистской концепции общественно-экономических формаций? Возможно ли, по-Вашему, осуществление коммунистической идеи в реальной действительности?
Карточка №2 1. Дайте характеристику основных методов социологического исследования. 2. Возникновение социологии. Социология, объясняющая и понимающая: в чём различия между ними?
Карточка №3 1. В чём суть таких теоретических разработок американских исследователей, как теория иерархии потребностей (пирамида А. Маслоу) и бихевиоризм? 2. Общество и его основные типы. Каковы различия понятий «общество», «страна» и «государство»?
Карточка №4 1. Раскройте ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии XIX – начала XX века. 2. Каковы основные этапы развития социологии в России?
Карточка №5 1. Что такое социальная мобильность людей, и каковы социальные сдвиги в современных обществах? 2. Этнические общности и их формы. В чём проявляется процесс развития этносов и как, по-Вашему, избежать межнациональной розни между людьми?
Карточка №6 1. Каковы особенности социальной стратификации современной России? 2. Прогресс и регресс в развитии общества. В чём проявляется мировой социальный прогресс?
Карточка №7 1. Социальные институты: сущность, структура и основные виды. Что понимают под институционализацией? 2. Социальные общности и их виды. Каковы сущность, основные системы и критерии социальной стратификации?
Карточка №8 1. Что означает социальный статус людей и каковы его основные виды? Социальная роль и статусно-ролевые конфликты. 2. Охарактеризуйте основные формы культуры. Как Вы полагаете, всегда ли контркультура заслуживает негативной оценки?
Карточка №9 1. Что понимают под социальным поведением людей и каковы основные факторы его определяют? 2. Расскажите о социальных ценностях и нормах общества. Какова роль культуры в обществе?
Карточка №10 1. Что в социологии называют культурой общества? 2. Дайте характеристику основных типов социальных конфликтов?
Карточка №11 1. Понятие «человек», «индивид», «личность» и суть процесса социализации личности. 2. В чём сущность и основные причины социальных конфликтов?
Карточка № 12 1. Что изучает и как развивалась политология? Каковы её роль и значение в обществе? 2. Почему с развитием человечества возникла потребность в политике? В чём суть политической деятельности?
Карточка № 13 1. Что такое государство как политический институт? Как, по-Вашему, и почему оно возникло? 2. В чём противоречивость роли государства в обществе? Каковы его плюсы и минусы?
Карточка № 14 1. Согласны ли Вы с тем, что политика – «грязное дело» и что поэтому она не нужна?
Карточка №15 1. Что понимают под гражданским обществом и каковы его основные элементы? 2. Что представляет собой монархия и каковы её основные формы?
Карточка №16 1. Какие черты характерны для авторитарных государств и каково место таких государств в истории человечества? 2. Что такое республика и каковы различия между президентской и парламентской её формами?
Карточка №17 1. В чём смысл понятия демократии, и каковы её возможные недостатки? Основные черты современных демократических государств. 2. В чём особенности унитарного и федеративного государств и что такое конфедерация? Как в связи с этим можно охарактеризовать Россию и СНГ?
Карточка № 18 1. Правовое государство и его основные принципы. Какова, по-Вашему, роль СМИ в демократическом обществе? 2. Что понимают под политическим режимом? Каковы основные признаки и историческая судьба тоталитарных государств?
Карточка № 19 1. Что отличает государства устойчивые и нестабильные; военные и полицейские? В чём особенность социального государства? 2. Что представляет собой политическая партия и каковы её основные функции?
Карточка № 20 1. Партийные системы в обществах: понятие и типы, плюсы и минусы. В чём особенность многопартийности современной России? 2. Дайте характеристику таких типов партий, как кадровые и массовые, демократические и тоталитарные, правящие и оппозиционные. В чём различия между партиями по взглядам на характер развития общества?
Карточка № 21 1. Политический лидер и его функции. Каковы основные подходы к обоснованию природы лидерства? 2. Раскройте принцип демократических выборов. Насколько совместимы с демократией избирательные цензы.
Карточка № 22 1. Каковы типы лидеров по их ролевому назначению, стилю руководства и психологии поведения? 2. Каковы основные тенденции в идеологиях правых и левых партий?
Карточка № 23 1. Мажоритарная и пропорциональная избирательная системы. В чём их основные достоинства и недостатки? 2. В чём общность и каковы ключевых различия в идеологических подходах либералов и консерваторов, коммунистов и социал-демократов? Карточка № 24 1. Назовите различия между лидерами формальными и неформальными, традиционными, рационально-легальными и харизматическими? 2. Дайте характеристику общественно-политическим движениям и методам их деятельности.
Карточка № 25 1. Каковы основные типы и организационные формы работы политических партий в парламенте? Что такое лоббизм? 2. Как отличить лидера-популиста и каковы основные критерии оценки предвыборных программ?
Карточка № 26 1. Мировое сообщество и международные отношения. Каковы современные тенденции в развитии международных отношений? 2. В чём проявляется глобальная демографическая проблема и каковы основные пути её решения?
методические рекомендации по отдельным формам самостоятельной работы Подготовка доклада Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью добыть знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развить навыки самостоятельной работы с научной литературой, расширить познавательный интерес к научным знаниям. Деятельность преподавателя: · выдаёт темы докладов · определяет место и сроки подготовки доклада · оказывает консультативную помощь студенту: по графику проведения консультаций; · определяет объём доклада · указывает основную литературу · оценивает доклад и презентацию в контексте занятия. Деятельность студента: · выбирает тему доклада · подбирает литературу по выбранной теме · знакомится с содержанием литературы · выбирает наиболее важную информацию, делает выписки · составляет план доклада · составляет текст доклада · читает текст и редактирует его, выписывает незнакомые термины, обращаясь к словарю за правильным написанием и произношением. 2 – 3 раза прочитывает текст вслух, отмечая затраты времени Инструкция докладчикам: Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: · название доклада · сообщение основной идеи · современную оценку предмета изложения · краткое перечисление рассматриваемых вопросов · живую интересную форму изложения · акцентирование оригинальности подхода Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации. Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы. Критерии оценки: · соответствие содержания теме · умение выделять главное · теоретическое содержание и связь с практической деятельностью · логика и аргументы высказываемых сужд<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|