Движение Рисорджименто в 30-40-е годы XIX в.
Рисорджименто (итал. – «воскрешение») – это общественно-политическое и духовное явление, в котором соединялись либеральное, и демократическое, и анти-феодальное, и анти-клерикальное течения. Но основной его целью являлось достижение национального единства. В начале 30-х годов стали формироваться два основных направления итальянского освободительного движения – демократическое, воплотившееся в мадзинизме, и умеренное, которое нашло развитие в идеологии и практике неогвельфизма, а также в либерализме на завершающем этапе Рисорджименто в 50-60-е годы XIX в. Особую роль в становлении национального сознания в Италии и в переводе идеи единства в практическую плоскость сыграла деятельность Джузеппе Мадзини (1805–1872). Он родился в 1805 г. в семье генуэзского профессора анатомии, по образованию был адвокатом, с 1827 г. присоединился к карбонариям. Идеи Мадзини, претерпевшие за несколько десятилетий значительную эволюцию, являлись оригинальным явлением в истории итальянской общественной мысли. Но своими корнями мадзинизм уходит в карбонаризм. Новая вспышка революционного движения карбонарского типа произошла в Центральной Италии, в герцогствах Парма, Модена и Папской области, в 1831 г. под воздействием революций во Франции и Бельгии. Мадзини исходил из глубокой веры в существование Бога, создателя и воспитателя человечества. Для его идей были характерны универсалистко-космополитический подход, осознание бесконечности прогресса, одобрение принципов равенства и братства. Он был одним из первых провозвестников европейской идеи, подготовившим такой политический проект как «Молодая Европа». Большую известность он получил как организатор «Молодой Италии» (1831).
Мадзини считал нацию своеобразным промежуточным звеном между человечеством и индивидом. Он был противником федерализма и ориентировался на создание унитарного государства французского типа. Через представления о гуманизме, морали и ассоциации он подходил к тезису о важности национального единства как условия выполнения нацией предначертанной ей миссии. Мадзини утверждал, что в каждом заложена миссия самосовершенствования, а цель Италии в данный момент создать итальянскую нацию как нацию свободных и равных людей. Поскольку в Италии отсутствовали такие важные условия мирного прогресса как свобода печати, образования, ассоциаций, то ей необходимо было совершить национальную и социальную революцию, разрушить два главных препятствия на пути прогресса – австрийское господство и духовный гнет папства. Причины неудач прежних выступлений Мадзини видел в плохом политическом руководстве и отсутствию влияния на массы. Так родилась идея «искры». По мнению мыслителя, народ уже готов к революции, поэтому нужно организовать группу профессиональных революционеров, которая разбудит его, разгорится борьба, затем она перекинется в Европу. Безусловно, в этой идее сильно проявляется заряд романтизма. В 1833 г. в Пьемонте, Неаполе и в 1834 г. в Савойе Мадзини попытался «высечь искру», но потерпел неудачу. Эта идея затем трансформировалась в теорию «жертвенного примера». Но подобные акции, например, в местечке Козенцо в июле 1834 г. не способствовали достижению цели. Мадзинизм на время утрачивает популярность и уступает инициативу либерализму. Либеральный лагерь Италии был не однороден как по социальному составу, так и по спектру представленных в нем течений. Он состоял из представителей дворянства, различных категорий духовенства, обуржуазившегося дворянства, лиц свободных профессий. Одной из начальных организационных форм итальянского либерализма стали девять конгрессов ученых, на которых обсуждались насущные социально-экономические проблемы, устанавливались личные контакты между учеными и интеллектуальными элитами итальянских государств. Большое внимание либералы уделяли развитию просвещения и придерживались политики возможного: они издавали брошюры о развитии железнодорожного строительства, о создании таможенного союза между итальянскими государствами. Центром итальянского либерализма был Пьемонт, наиболее развитое в промышленном отношении государство. Выходцы из Пьемонта, К. Б. Кавур, В. Джоберти, М. Д'Адзелио, Ч. Бальбо уповали на политическую умеренность.
Политическая программа либералов не являлась четкой и конкретной. Они искали пути решения итальянской проблемы под руководством государей, при содействии европейских держав, а также стремились совместить идеалы свободы с принципами католицизма, поскольку католическая вера уже стала неотъемлемым элементом исторической традиции итальянцев. В Италии начал формироваться и феномен либерального католицизма (в исторической литературе его часто называют не-огвельфизмом). Прежнее величие нации обеспечивалось первенством Рима как христианского центра Европы. Многие либералы именно в этом видели возможность возродить «Третий Рим», не допуская революционного экстремизма, но и не отказываясь от достижений цивилизации, науки, свободы, гражданского равенства. Итальянские либералы испытали сильное влияние французского мыслителя Ф. Ламенне, а также его последователей – Ш. де Монталамбера и священника А. Лакордена. Выдающуюся роль в становлении и развитии либерального католицизма сыграл видный теолог, философ, литературовед Винченцо Джоберти (1801–1852). Как политическое движение неогвельфизм стал консолидироваться после появления его книги «О духовном и гражданском первенстве итальянцев». Джоберти ввел в политический лексикон термин «Рисорджименто». Главная идея, высказанная мыслителем в этой книге, – без возрождения Италии нельзя возродить гегемонию Рима, но и роль церкви в единении итальянцев также неоспорима. Поэтому нужно, по мнению Джоберти, примирить церковь с цивилизацией, прежде всего с идеями прогресса и свободы, и тогда она выполнит свою миссию во всем мире. Католическая церковь в свою очередь должна действовать в союзе с либеральным и национальным движением Италии. Политические и религиозно-философские воззрения Джоберти отличаются сложностью и изменчивостью. Рубежным событием в эволюции его взглядов стала революция 1848–1849 гг. Сторонники неогвельфизма склонялись к федерализму под духовным руководством Папы. Главными предпосылками стабильности и расцвета нации они считали устойчивое экономическое развитие и создание таможенного союза.
Чезаре Бальбо (1789–1853) делал акцент на ликвидации австрийского владычества дипломатическим путем. Он полагал, что Австрия может отказаться от Ломбардии и Венеции, если на международных конгрессах ей предложат территории на Балканах, полученные за счет слабеющей Турции. Ч. Бальбо и Массимо Д'Адзелио (1798–1866) большие надежды в достижении итальянского единства связывали с Пьемонтом, где королем был австрофоб Карл Альберт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|