Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«лидерство». Практическое занятие 1. Тема: понятие лидерства. Лидерство и руководство. Вопросы для подготовки. 1. Дайте определение понятия «лидерство».




 

 

ЗАДАНИЕ к семинарским (практическим) занятиям

 

 

по дисциплине

«ЛИДЕРСТВО»


КАЖДОЕ Задание включает в себя теоретическую и практическую части.

В теоретической части нужно ОСВЕТИТЬ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ вопросы ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.

В практической части нужно выполнить ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ЗАДАНИЯ.

 

 

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА СЛУШАТЕЛЯМ БУДЕТ ПРЕДЛОЖЕН КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПОРАБАТЫВАЛИСЬ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Тема: ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО.

Вопросы для подготовки

1. Дайте определение понятия «Лидерство».

2. Опишите следующие виды влияния: индивидуально-специфическое, функционально-ролевое, направленное влияние, прямое влияние.

3. Определите различия между лидером и руководителем (Б. П. Парыгин).

4. Опишите следующие стили руководства: авторитарный, патриархальный, кооперативный и делегативный.

5. Опишите следующие классификации лидерства:

1. По содержанию деятельности;

2. По стилю руководства;

3. По характеру деятельности;

4. С точки зрения масштабности решаемых задач;

5. По психофизиологическим характеристикам.

6. Какие еще классификации вам известны?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: напишите доклад на тему: «Основные теории лидерства»


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Тема: ЭФФЕКТИНОЕ ЛИДЕРСТВО СТИЛИ ЛИДЕРСТВА.

Вопросы для подготовки

1. Назовите типы руководителей-лидеров по Э. де Боне.

2. Проанализируйте теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона

3. Опишите подходы к определению эффективного лидерства.

4. Типы плохих лидеров

5. Власть и влияние как основы лидерства. Формы власти.

Творческая часть: напишите творческую работу на тему «Типологические особенности личности и лидерство». В данной работе проведите анализ(взаимосвязь) между известными вам типологиями личности и лидерскими качествами. То есть какой тип способствует развитию лидерских качеств. Или какой тип лидера может сформироваться на основе определенного типа. В эту работу включите вышеобозначенные вопросы.

 

Практическая часть.

Выполните следующие методики:

1. Методику диагностики деятельностных особенностей руководства и лидерства (А. А. Журавлев, В. П. Захаров).

2. Тест на определение стиля управления в помощью самооценки.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3-4

Тема: ЛИДЕРСТО И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ТИПЫ СОТРУДНИКОВ И СОБЕСЕДНИКОВ.

Вопросы для подготовки

1. Индивидуально-типологическая сфера личности. Типологические особенности личности, способствующие лидерству.

2. Какие типы сотрудников выделяют современные ученые?

3. Опишите типы манипуляторов.

4. Опишите 4 манипулятивные системы.

5. Выделите, известные в науке типы собеседников.

Творческая часть: напишите творческую работу на тему «Типологические особенности личности и лидерство». В данной работе проведите анализ(взаимосвязь) между известными вам типологиями личности и лидерскими качествами. То есть какой тип способствует развитию лидерских качеств. Или какой тип лидера может сформироваться на основе определенного типа. В эту работу включите вышеобозначенные вопросы.

 

Практическая часть.

Выполните следующие методики:

1. Методику диагностики лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

2. Методику самооценки лидерства.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика диагностики деятельностных особенностей руководства и лидерства (А. Л. Журавлев, В. П. Захаров).

Назначение. Выявление наличия и степени развития управленческих и лидерских качеств руководителя. Можно использовать в «батареей» тестов, особенно эффективно — вместе с социометрией. Целесообразно применять при решении следующих задач: подбор и расстановка кадров; психологическая совместимость сотрудников; оптимизация социально-психологического климата в коллективе и др.

Назначение. Методика состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителей и коллективов. Методика направлена на определение стиля управления. Порядок тестирования содержится в инструкции.

Инструкция. Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему представлению об исследуемом руководителе. Отметьте выбранное утверждение знаком «+» под соответствующе буквой.

Методику можно использовать как для самооценки, так и для оценки сторонних лиц.


Опросник

А Б В
1. Вышестоящее начальство требует, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Старается все решать вместе с подчиненными, а лично решает только самые срочные и оперативные вопросы. Некоторые важные дела разрешаются фактически без участия менеджера, его функции выполняют другие работники.
2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, требует, но никогда не просит. Приказывает так, что хочется выполнить. Приказывать не умеет.
3. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником. Он добивается безотказного исполнения и подчинения у заместителей, помощников.
4. Его интересует только выполнение служебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу. В службе не заинтересован, подходит к делу формально. Решая служебные задачи, старается создать хорошие отношения между работниками в коллективе.
5. Наверное, он консервативен, так как боится нового. Инициатива подчиненных руководиелем не принимается. Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.
6. На критику вышестоящего руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней. Не любит, когда его критикуют, и не старается это скрыть. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия. Ответственность распределяет между собой и подчиненными. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками. Подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими менеджерами, но не с рядовыми подчиненными. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно. В обращении в подчиненными часто проявляет равнодушие. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит к более жестким методам управления. Критические ситуации не изменяют стиля его управления.
12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком. Если что-то не знает, то не боится этого показать, обращается за помощью к другим. Он не может действовать сам, а ждет «подталкиваний» со стороны, указаний сверху.
13. Пожалуй, он не очень требовательный человек. Он требователен, но одновременно и справедлив. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим, придирчивым.
14. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит персонал. Всегда строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом. Контролирует работу от случая к случаю.
15. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок. Часто делает подчиненным замечания, наказывает их. Не может влиять на состояние дисциплины.
16. В присутствии руководителя персонал все время находится в напряжении. С руководителем работать интересно. Подчиненные предоставлены сами себе.


Бланк ответов

а б в   а б в
             
             
             
             
             
             
             
             
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...