Философия эпохи просвещения
Тема №2 Философия в жизни человечества Новые понятия: мироощущение, смысл жизни, локализация, картина мира.
Вопросы семинарского занятия 1. Современная мифология и ее роль в жизни человека. 2. Географические центры локализации философской мысли в истории человечества 3. Влияние философии на развитие медицины 4. Проблема человека в истории философии 5. Социальные и культурные факторы возникновения и развития философии Ситуационные задачи: 1. Способен ли человек с помощью философии изменить мир? 2. В каком возрасте человек способен начать философствовать? 3. Объясните высказывание философа Сенека: «Отдай ей (философии) все мысли, не разлучайся с нею, чти ее – и ты сразу увеличишь разрыв между тобой и остальными». Доклады: 1. Философия, ее место в жизни человека, смысл и предназначение. 2. Онтологическая сторона основного вопроса философии 3. Общее понятие и содержание методов философии 4. Специфика философского знания 5. Основные философские доктрины Тема №3 Философия Древнего Востока. Новые понятия: веды, нирвана, йога, реинкарнация, брахман, атман, джайнизм, миманса, чарвака, веданта, ислам.
Вопросы семинарского занятия 1. Особенности древнекитайской философии. 2. Иррационалистическая философия даосизма 3. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии 4. Буддизм. Учение о перевоплощении (сансаре) и карме. 5. Реинкарнация и закон кармы Ситуационные задачи: 1. Расскажите о четырех истинах и восьми добродетелях Будды 2. Каковы отличия философской этики легизма и даосизма 3. Объясните высказывание философа Г. Будды: «Жизнь есть страдание, причина страдания-жизнь, путь избавления от страдания – следование учению Будды».
Доклады: 1. Особенности этики конфуцианства 2. Традиции познания в исламе 3. Философия школы эклектиков 4. Чарвака как материалистическое учение 5. Философия упанишад. Тема №4 Космоцентризм античной философии Новые понятия: скептицизм, стоицизм, кинизм, эйдос, этический рационализм, софизм, субстанция, апейрон, диалектика, логос, атараксия, майевтика, энтелехия, эвдемонизм, гедонизм, аскетизм. Вопросы семинарского занятия 1. Космоцентризм античной философии. 2. Ранняя классика: милетская школа, элейская школа, пифагорейский союз, софисты. 3. Противоречивость бытия в философии Гераклита. 4. Философия Сократа ее основные проблемы. 5. Учения Платона и Аристотеля о мире идей и мире вещей. Ситуационные задачи: 1. В чем отличие понимание бытия у Демокрита и Платона? 2. Какие гениальные прозрения содержатся в идеях античных философов? (Напр. Софизм, Стоицизм, Эпикуреизм). 3. Объясните высказывание философа Парменида: «Истинное бытие – это то и только то, что мыслится разумом». Доклады: 1. Зенон Элейский: логические парадоксы и феномен бесконечности. 2. Эпоха эллинизма (стоицизм, эпикурейская школа, скептицизм). 3. Учение Эпикура о морали и эклектизм Цицерона.. 4. Гиппократ и Асклепиад об основах врачебного искусства и природе человека 5. Учение Эмпедокла о человеке и искусстве врачевания. Тема №5 Теоцентризм средневековой философии Новые понятия: христианство,догматика, апологетика, патристика, провиденциализм, номинализм, реализм, схоластика, креационизм, эклектика, теизм, пантеизм, универсалии, теодиция, инквизиция. Вопросы семинарского занятия 1. Теоцентризм философии средневековья. Проблема творения мира. 2. Диалектика единичного и всеобщего в философии Фомы Аквинского. 3. Аврелий Августин. Проблема веры и разума.
4. Философия и схоластическая медицина Ибн-Сина. 5. Полемика номинализма и реализма. Ситуационные задачи: 1. В чем суть спора об универсалиях (номинализма и реализма) в эпоху средневековья? 2. Назовите основные принципы средневековой философии. 3. Объясните высказывание философа П. Абеляра: «Достоверное знание можно получить только посредством чувственного созерцания, поскольку только с его помощью можно схватить единичное». Доклады: 1. Концептуализм Пьера Абеляра 2. Философия номинализма (Уильяма Оккам) и реализма Ансельм Кентерберийский 3. Христианская алхимическая философия Альберта Великого. 4. Догматическая патристика Иоанна Дамаскина 5. Вопрос сущность и существование в философии Боэция. Тема №6 Гуманизм эпохи Возрождения Новые понятия: культура, антропоцентризм, гуманизм, ренессанс, натурфилософия, утопизм, реформаторство, неоплатонизм, гелиоцентризм, секуляризация. Вопросы семинарского занятия 1. Антропоцентризм и гуманизм (Данте, Ф. Пенрарка, Эразм Роттердамский) в философии эпохи Возрождения. 2. Христианский неоплатонизм Н. Кузанского о божественном минимуме и максимуме. 3. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы. 4. Натурфилософия и антропоцентризм Дж. Бруно, Н. Коперника, Бернардино Телезио, Г. Галилея, Леонардо да Винчи, Парацельса. 5. Реформационные идеи в философии М. Лютера, Ж. Кальвина, Эразма Роттердамского. Ситуационные задачи: 1. В чем выразилась принципиальная новизна философии эпохи Возрождения в понимании природы, общества, человека? 2. В чем суть гелиоцентризма Н. Коперника и натуралистического пантеизма Дж. Бруно? 3. Объясните высказывание философа Дж. Бруно «земные цели человека- исключительное мерило нравственности. Человек, двигаясь к своей цели, должен преодолевать страх личной гибели, уничтожения». Доклады: 1.Человек как вершина творения. Концепция Пико делла Мирандолы. 2. Скептицизм. Проблема смысла жизни в учении М. Монтеня. 3. А. Везалий и начало научной медицины 4. Проблема человека в культуре и искусстве эпохи Возрождения. 5. Политические концепции Никколо Макиавелли. Тема№7 Естественно – научные предпосылки философии Нового времени. Новые понятия: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, дедукция, индукция, сознание, наука, пантеизм, субстанция, детерминизм, монада, абстракция, плюрализм, либерализм, радикализм, монизм, дуализм, общественный договор, материализм.
Вопросы семинарского занятия 1. Естественно – научные предпосылки философии Нового времени 2. Основные положения рационализма Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Лейбница, Ньютона. 3. Основные положения эмпиризма и сенсуализма Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка 4. Ф. Бэкон о пути и цели познания 5. Дж. Локк о теории общественного договора. Ситуационные задачи: 1. Почему учение Дж. Локка дуалистично? 2. Можно ли утверждать, что эмпиризм и рационализм являются взаимоисключающими концепциями? 3. Объясните высказывание философа Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Доклады: 1. Субъективный идеализм Дж. Беркли 2. Рационализм и сенсуализм как противоположные методы познания мира. 3. Агностицизм в философии Д. Юма 4. Индуктивные и индуктивные методы познания 5. Монизм, дуализм и плюрализм в философии ХVII века Тема № 8 Философия эпохи просвещения Новые понятия: деизм, атеизм, солипсизм, перцепция, субъективный идеализм. Вопросы семинарского занятия 1. Феномен французского Просвещения. 2. Человек, природа и общество в творчестве Ж.Ж. Руссо и Вольтера 3. Атеисты эпохи Просвещения: Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах 4. Основные идеи деизма: Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Э. Кондильяк 5. Утопизм эпохи Просвещения: К. Сен-Симон, Ф. Бабеф, Ф. Фурье Ситуационные задачи: 1. Почему субъективные идеалисты- агностики? 2.В чем заключается революционность общественного договора? 3. Объясните высказывание философа Б. Паскаля «Атеизм свидетельствует о силе ума, но силе весьма ограниченной». Доклады: 1. Критика доказательств бытия бога в философии Д.Юма 2. Философия немецкого Просвещения: Иоганн Гердер, Лессинг. 3. Социально-политические концепции эпохи Просвещения 4. Философия Ф. Вольтера. «Просвещенный абсолютизм» 5. Сенсуализм Э. Кондильяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании) Тема №9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|