Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия эпохи просвещения

Тема №2

Философия в жизни человечества

Новые понятия: мироощущение, смысл жизни, локализация, картина мира.

 

Вопросы семинарского занятия

1. Современная мифология и ее роль в жизни человека.

2. Географические центры локализации философской мысли в истории человечества

3. Влияние философии на развитие медицины

4. Проблема человека в истории философии

5. Социальные и культурные факторы возникновения и развития философии

Ситуационные задачи:

1. Способен ли человек с помощью философии изменить мир?

2. В каком возрасте человек способен начать философствовать?

3. Объясните высказывание философа Сенека: «Отдай ей (философии) все мысли, не разлучайся с нею, чти ее – и ты сразу увеличишь разрыв между тобой и остальными».

Доклады:

1. Философия, ее место в жизни человека, смысл и предназначение.

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии

3. Общее понятие и содержание методов философии

4. Специфика философского знания

5. Основные философские доктрины

Тема №3

Философия Древнего Востока.

Новые понятия: веды, нирвана, йога, реинкарнация, брахман, атман, джайнизм, миманса, чарвака, веданта, ислам.

 

Вопросы семинарского занятия

1. Особенности древнекитайской философии.

2. Иррационалистическая философия даосизма

3. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии

4. Буддизм. Учение о перевоплощении (сансаре) и карме.

5. Реинкарнация и закон кармы

Ситуационные задачи:

1. Расскажите о четырех истинах и восьми добродетелях Будды

2. Каковы отличия философской этики легизма и даосизма

3. Объясните высказывание философа Г. Будды: «Жизнь есть страдание, причина страдания-жизнь, путь избавления от страдания – следование учению Будды».

Доклады:

1. Особенности этики конфуцианства

2. Традиции познания в исламе

3. Философия школы эклектиков

4. Чарвака как материалистическое учение

5. Философия упанишад.

Тема №4

Космоцентризм античной философии

Новые понятия: скептицизм, стоицизм, кинизм, эйдос, этический рационализм, софизм, субстанция, апейрон, диалектика, логос, атараксия, майевтика, энтелехия, эвдемонизм, гедонизм, аскетизм.

Вопросы семинарского занятия

1. Космоцентризм античной философии.

2. Ранняя классика: милетская школа, элейская школа, пифагорейский союз, софисты.

3. Противоречивость бытия в философии Гераклита.

4. Философия Сократа ее основные проблемы.

5. Учения Платона и Аристотеля о мире идей и мире вещей.

Ситуационные задачи:

1. В чем отличие понимание бытия у Демокрита и Платона?

2. Какие гениальные прозрения содержатся в идеях античных философов? (Напр. Софизм, Стоицизм, Эпикуреизм).

3. Объясните высказывание философа Парменида: «Истинное бытие – это то и только то, что мыслится разумом».

Доклады:

1. Зенон Элейский: логические парадоксы и феномен бесконечности.

2. Эпоха эллинизма (стоицизм, эпикурейская школа, скептицизм).

3. Учение Эпикура о морали и эклектизм Цицерона..

4. Гиппократ и Асклепиад об основах врачебного искусства и природе человека

5. Учение Эмпедокла о человеке и искусстве врачевания.

Тема №5

Теоцентризм средневековой философии

Новые понятия: христианство,догматика, апологетика, патристика, провиденциализм, номинализм, реализм, схоластика, креационизм, эклектика, теизм, пантеизм, универсалии, теодиция, инквизиция.

Вопросы семинарского занятия

1. Теоцентризм философии средневековья. Проблема творения мира.

2. Диалектика единичного и всеобщего в философии Фомы Аквинского.

3. Аврелий Августин. Проблема веры и разума.

4. Философия и схоластическая медицина Ибн-Сина.

5. Полемика номинализма и реализма.

Ситуационные задачи:

1. В чем суть спора об универсалиях (номинализма и реализма) в эпоху средневековья?

2. Назовите основные принципы средневековой философии.

3. Объясните высказывание философа П. Абеляра: «Достоверное знание можно получить только посредством чувственного созерцания, поскольку только с его помощью можно схватить единичное».

Доклады:

1. Концептуализм Пьера Абеляра

2. Философия номинализма (Уильяма Оккам) и реализма Ансельм Кентерберийский

3. Христианская алхимическая философия Альберта Великого.

4. Догматическая патристика Иоанна Дамаскина

5. Вопрос сущность и существование в философии Боэция.

Тема №6

Гуманизм эпохи Возрождения

Новые понятия: культура, антропоцентризм, гуманизм, ренессанс, натурфилософия, утопизм, реформаторство, неоплатонизм, гелиоцентризм, секуляризация.

Вопросы семинарского занятия

1. Антропоцентризм и гуманизм (Данте, Ф. Пенрарка, Эразм Роттердамский) в философии эпохи Возрождения.

2. Христианский неоплатонизм Н. Кузанского о божественном минимуме и максимуме.

3. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы.

4. Натурфилософия и антропоцентризм Дж. Бруно, Н. Коперника, Бернардино Телезио, Г. Галилея, Леонардо да Винчи, Парацельса.

5. Реформационные идеи в философии М. Лютера, Ж. Кальвина, Эразма Роттердамского.

Ситуационные задачи:

1. В чем выразилась принципиальная новизна философии эпохи Возрождения в понимании природы, общества, человека?

2. В чем суть гелиоцентризма Н. Коперника и натуралистического пантеизма Дж. Бруно?

3. Объясните высказывание философа Дж. Бруно «земные цели человека- исключительное мерило нравственности. Человек, двигаясь к своей цели, должен преодолевать страх личной гибели, уничтожения».

Доклады:

1.Человек как вершина творения. Концепция Пико делла Мирандолы.

2. Скептицизм. Проблема смысла жизни в учении М. Монтеня.

3. А. Везалий и начало научной медицины

4. Проблема человека в культуре и искусстве эпохи Возрождения.

5. Политические концепции Никколо Макиавелли.

Тема№7

Естественно – научные предпосылки философии Нового времени.

Новые понятия: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, дедукция, индукция, сознание, наука, пантеизм, субстанция, детерминизм, монада, абстракция, плюрализм, либерализм, радикализм, монизм, дуализм, общественный договор, материализм.

Вопросы семинарского занятия

1. Естественно – научные предпосылки философии Нового времени

2. Основные положения рационализма Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Лейбница, Ньютона.

3. Основные положения эмпиризма и сенсуализма Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка

4. Ф. Бэкон о пути и цели познания

5. Дж. Локк о теории общественного договора.

Ситуационные задачи:

1. Почему учение Дж. Локка дуалистично?

2. Можно ли утверждать, что эмпиризм и рационализм являются взаимоисключающими концепциями?

3. Объясните высказывание философа Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую».

Доклады:

1. Субъективный идеализм Дж. Беркли

2. Рационализм и сенсуализм как противоположные методы познания мира.

3. Агностицизм в философии Д. Юма

4. Индуктивные и индуктивные методы познания

5. Монизм, дуализм и плюрализм в философии ХVII века

Тема 8

Философия эпохи просвещения

Новые понятия: деизм, атеизм, солипсизм, перцепция, субъективный идеализм.

Вопросы семинарского занятия

1. Феномен французского Просвещения.

2. Человек, природа и общество в творчестве Ж.Ж. Руссо и Вольтера

3. Атеисты эпохи Просвещения: Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах

4. Основные идеи деизма: Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Э. Кондильяк

5. Утопизм эпохи Просвещения: К. Сен-Симон, Ф. Бабеф, Ф. Фурье

Ситуационные задачи:

1. Почему субъективные идеалисты- агностики?

2.В чем заключается революционность общественного договора?

3. Объясните высказывание философа Б. Паскаля «Атеизм свидетельствует о силе ума, но силе весьма ограниченной».

Доклады:

1. Критика доказательств бытия бога в философии Д.Юма

2. Философия немецкого Просвещения: Иоганн Гердер, Лессинг.

3. Социально-политические концепции эпохи Просвещения

4. Философия Ф. Вольтера. «Просвещенный абсолютизм»

5. Сенсуализм Э. Кондильяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании)

Тема №9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...