Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Понятие, предмет и методы российского предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения (4 часа).

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

Предпринимательское право

Учебно-методические материалы

 

 

Мурманск

2016

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………57

IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………63

V. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………..74

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………….....105

 

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Цель дисциплины - сформировать у студентов целостное понимание назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования предпринимательской деятельности в современном государстве и обществе, умение ориентироваться в общей системе норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность при решении конкретных практических задач.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основное содержание дисциплины «Предпринимательское право»;

- особенности реализации норм права, регламентирующих предпринимательскую деятельность;

- особенности использования систематизированных теоретических и практических знаний для определения и решения исследовательских задач в области предпринимательской деятельности;

- цели, задачи, правовые основы предпринимательской деятельности;

- принципы организации и деятельности предпринимательства;

- полномочия, структуру, порядок образования и деятельности хозяйствующих субъектов, из взаимодействия в решении поставленных перед ними задач;

- новые направления развития науки предпринимательского права;

- новые и перспективные методы исследования в области предпринимательского права;

- перспективные направления развития предпринимательского права;

- направления совершенствования предпринимательского законодательства.

Уметь:

- применять полученные знания в области предпринимательской деятельности для разработки и реализации учебных программ базовых и элективных курсов в образовательных учреждениях;

- оперировать правовыми понятиями, а также терминологией дисциплины «Предпринимательское право»;

- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность;

- составлять юридические документы;

- критически анализировать и оценивать методологию науки предпринимательского права;

- применять адекватные методологические подходы в изучении норм предпринимательского права;

- логично и грамотно излагать свои мысли на родном языке;

- уметь составить сообщение о новых перспективных направлениях предпринимательского права.

Владеть:

- навыками использования материала в области предпринимательской деятельности в процессе реализации образовательных программ;

- навыками решения профессиональных задач в отношении осуществления предпринимательской деятельности;

- умением критически анализировать и оценивать методологию науки предпринимательского права;

- навыками применения адекватных методологических подходов в изучении норм предпринимательского права;

- навыками логично и грамотно излагать свои мысли.

 

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

- изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.

Планы семинарских занятий:

Тема 1. Понятие, предмет и методы российского предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения (4 часа).

План:

1. Какие критерии предопределяют юридическую природу предпринимательского права? Какое место отводится предпринимательскому праву в правовых си­стемах и юридической науке зарубежных стран?

2. Как соотносятся между собой гражданское и предпринимательское право? Один и тот же или разный смысл имеют понятия «коммер­ческое право», «предпринимательское право», «торговое право»?

3. Какие целостные подразделения могут быть выделены в си­стеме предпринимательского права?

4. Приведите примеры обычаев делового оборота.

5. Относятся ли к источникам права постановления пленума Верховного Суда РФ, разъяснения по вопросам применения законодательства, обобщения судебно-ар­битражной практики, решения по конкретным делам?

6. Назовите принципы применения законодательства о предпринимательской деятельности.

7. Как соотносятся между собой общие и специальные нормы, регулирующие предпринимательские отношения?

8. Можете ли Вы привести примеры несогласованности между собой правоположений, содержащихся в различных законодатель­ных актах?

  1. Какие изменения Вы бы внесли в законы, регулирующие предпринимательскую деятельность?
  2. Как Вы считаете, необходимо ли устанавливать определенный период между моментом принятия закона и моментом введения его в действие? Какой продолжительности должен быть этот период?
  3. Можно ли вводить закон в действие поэтапно, по частям?
  4. Какие предпринимательские отношения целесообразно, по Вашему мнению, регулировать законодательными актами, и какие - подзаконными актами?
  5. Вправе ли арбитражные суды при рассмотрении споров применять законодательство по аналогии? Какие виды аналогии выделяются в юридической теории и за­конодательстве?
  6. Относятся ли к предмету предпринимательского права отношения, возникающие по поводу наименования организации и защиты деловой репутации предпринимателя?
  7. Каких ученых-юристов, представителей науки предприниматель­ского права, Вы могли бы назвать? Какие опубликованные работы этих ученых-юристов Вам из­вестны?
  8. Как соотносятся между собой понятия:

- право и закон,

- право, закон и законодательство,

- законодательство и нормативные правовые акты,

- законы и законодательные акты?

  1. Надо ли при заключении договора, контракта, соглашения делать оговорку отсылочного типа о применении закона:

- «...во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дого­вором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации»,

или бланкетного типа:

- «...во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дого­вором, стороны руководствуются Положением о поставках продук­ции производственно-технического назначения 1988 года»?

  1. Как стыкуются или увязываются между собой законы, по­священные соприкасающимся или переплетающимся между собой экономическим отношениям? В каком, например, законе должны находиться нормы о страховании банковских рисков:

- в Законе об организации страхового дела в Российской Фе­дерации,

- в Законе о банках и банковской деятельности,

- в части второй ГК РФ?

  1. Считаете ли Вы целесообразным, чтобы закон начинался с введения, преамбулы или нет? Почему? Приведите примеры законов с преамбулой и без нее.
  2. Какие перспективы развития предпринимательского законодатель­ства России открываются в первой четверти XXI в.?

 

Подготовьте ответы на практические задания:

  1. Перечислите виды предпринимательской деятельности, которыми бы Вы предпочли заниматься. Обоснуйте свой ответ.

2. Что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи? Попробуйте привести конкретный пример.

3. Что мешает развитию производственного предпринимательства?

4. Как следует понимать выражение: «деятельность, осуществляемая на свой страх и риск»?

5. Будет ли считаться предпринимательской деятельностью систематическое выращивание овощей на своем огороде для собственных нужд?

6. Будет ли считаться предпринимателем гражданин, продавший один раз излишки выращенных на своем огороде овощей?

7. Будет ли считаться предпринимателем гражданин, выращивающий на своем огороде овощи специально для продажи?

8. Является ли предпринимателем гражданин, систематически собирающий и сдающий (за плату) стеклопосуду?

  1. Решите ситуацию, при которой два соседа строят дом третьему. Какие отношения в данном случае возникли, какими нормами права они регулируются?
  2. Приведите примеры практической реализации принципов предпринимательского права.
  3. В чем основные отличия в системе источников, регулирующих предпринимательские отношения, в России и зарубежных странах?
  4. Проанализировав отдельные нормативные акты, содержащие принципы правового регулирования той или иной деятельности, соотнести их с принципами предпринимательского права (например, возможно использовать нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г., № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Федерального закона от 04 мая 2011 г., № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.).
  5. Определите, является ли предпринимательством деятельность, осуществляемая:

а) Ивановым, который периодически размещает часть денежных средств во вклады в банках и получает доход в виде процентов с них;

б) Сергеевой, которая оказывает нотариальные услуги на основании лицензии на право осуществления нотариальной деятельности;

в) Никитиным, который занимается перепродажей продуктов питания на рынке, но не имеет свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

г) пенсионеркой Семеновой, которая продает излишки овощей, выращенных на собственном приусадебном участке;

д) Дмитриевым, который, приобретя акции промышленного предприятия и трижды получив по ним ежеквартальные дивиденды, перепродал их по более высокой цене и купил новые, эмитированные другим акционерным обществом.

Задача 1.

Цивилистическая наука разрабатывает понятия и критерии, которые не находят прямого законодательного воплощения, но приобретают важное теоретико-познавательное и практическое значение. Примером является понятие гражданского и имущественного оборота-совокупности сделок всех его участников и возникающих на этой основе их общественных отношений, юридически оформляющих экономические отношения товарообмена.

По мнению Е.А. Суханова, предпринимательский оборот-часть гражданского оборота, совокупность соответствующих отношений с участием предпринимателей (профессиональных участников имущественного оборота).

О.М. Олейников считает, что хозяйственный оборот как совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители. Совокупная деятельность производителей представляет для них обычную профессиональную деятельность по производству и реализации товаров, подпадающую под действие хозяйственного (предпринимательского) права.

Проанализировав, выскажите аргументы за или против выбранной вами концепции. Изобразите соотношение гражданского и хозяйственного оборота в кругах Эйлера.

 

Задача 2.

Какая из перечисленных научных теорий не относится к концепции хозяйственного права:

а) концепция «двухсекретного» права;

б) социологическая теория права;

в) концепция комплексной отрасли права?

 

Задача 3.

АО заключило с лизинговой компанией договор финансовой аренды речного судна изготовителя, которого указало АО. В процессе эксплуатации судна АО были обнаружены скрытые дефекты. АО предъявило требования к лизинговой компании (арендодателю) об устранении дефектов и возмещении ущерба. Лизинговая компания отказалась удовлетворить требование, ссылаясь на то, что ответственность долженнести изготовитель (поставщик).

Как решить спор? К кому арендатор (АО) должен предъявить требование? В каких случаях ответственность за выбор предмета несёт арендодатель? Кто должен удовлетворить требование арендатора?

Задача 4.

Вы решили стать предпринимателем. Какое свое дело вы смогли бы открыть? Выберите организационно-правовую форму для осуществления предпринимательской деятельности. Обоснуйте свой выбор.

 

Задача 5.

Составьте памятку «Для начинающего предпринимателя». Укажите, какие документы необходимо собрать, где пройти регистрацию для того чтобы начать предпринимательскую деятельность.

 

Задача 6.

Современный американский экономист П. Друкер написал: «То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность - вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех». Прокомментируйте высказывание ученого.

Литература: [1, с. 10-35]; [2, с. 12-25]; [5, с. 14-18].

 

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности.

2. Предпринимательство как тип хозяйствования и как форма организации деятельности товаропроизводителя в условиях рыночной экономики.

3. Правовое регулирование предпринимательства.

4. Предпринимательское право: понятие, предмет, система.

5. Принципы предпринимательского права в российской правовой системе.

 

Задание для самостоятельной работы

1. Подготовить глоссарий по теме занятия (не менее 5 терминов).

2. Подготовить доклад по одному из вопросов, предложенных ниже.

1. Соотношение предпринимательского права с гражданским и хозяйственным правом.

2. Предпринимательское право и трудовое право.

3. Предпринимательское право и международное частное право.

4. Наука предпринимательского права, ее формирование и развитие.

5. Предпринимательское право как учебная дисциплина.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...