От древнегреческой до немецкой классической философии
С Е М И А Р
В центре внимания – европейская философская традиция, первую смысловую ось которой образует проблема бытия, организуя философскую проблематику, формируя тот способ мышления, который называют «философским». Философия задает вопрос: «Что есть бытие как истинная (а не иллюзорная) реальность?» Специфика западноевропейской традиции, начиная с древнегреческой философии, – универсальный подход к действительности, сущностный анализ предмета. Чувство и разум, память и фантазия – проявления сознания. Только в европейской философской традиции проблема познавательной деятельности образует главную (и вторую) смысловую ось, и, предполагая мышление о мышлении, порождает философскую рефлексию. Философия задает вопросы: «Возможно ли истинное знание?», «Как образуется наше знание?», «Каковы пределы знания?» В европейской философии шло смещение от рассмотрения принципов бытия к рассмотрению познавательных возможностей человека, хотя в целом онтологический и гносеологический аспекты образуют единое «поле» мышления.
Западноевропейская философская традиция: от древнегреческой до немецкой классической философии (первый семестр)
Тема 1. Мировоззрение и его типы (работа со словарем, выступления, письменный конспект к вопросу № 3)
«Но если бы я с помощью антиципации не носил в себе весь мир, мои зрячие глаза были бы слепы, и всё исследование, и весь опыт были бы лишь мертвыми, тщетными потугами» (В. Гете)
1. Понятие «мировоззрение». 2. «Картина мира» в структуре мировоззрения. 3. Миф, религия, философия, наука.
Л и т е р а т у р а Бажутина Т.О. Философия для специалиста: Пропедевтика философии и философские основания социальной работы: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – С. 35 – 47 (Мифология, религия, искусство, наука и философия в структуре мировоззрения).
Миф. Наука. Религия. Философия // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998.
Тема 2. Язык философии (тексты, выступления, письменный конспект статей М.А. Антоновича и Г.В.Ф. Гегеля)
«Никакой язык не труден для человека, если он ему нужен. Я как-то ухитрился понять приказание смыться, произнесенное на классическом китайском языке и подтвержденное лишь дулом мушкета» (О Генри)
1. О философской терминологии. 2. Абстрактное и конкретное. 3. Субъект и объект.
Л и т е р а т у р а Антонович М.А. О гегелевской философии//Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 1. – С. 82 – 86 (Специфика философских понятий). Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно?//Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 1. – С. 521 – 525 (Абстрактное и конкретное мышление). Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. – М., 1997. – С. 246 – 251 (Существует ли все же субъект без объекта?). Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 188 – 190 (Абстрактное и конкретное), 174 – 179 (Диалектика субъекта и объекта).
Тема 3. Древнегреческая философия: от мифа к философии (тексты, выступления, контрольное задание по программе 1-6 недели обучения)
«Быть и знать – одно и то же» (Парменид)
1. Генезис античной философии. 2. Парменид: постановка онтологической проблемы. 3. Горгий: постановка гносеологической проблемы. 4. Терминологический диктант или тест
Л и т е р а т у р а Парменид. Горгий. Анаксагор. Зенон // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М.,1999. (Персоналии и идеи).
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. С. 63 – 76 (Истоки древнегреческой философии, Фалес). Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 21 – 27. Парменид. О природе // Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособ. для вузов. В 3-х ч. – Ч. 1. – М., 1988. – С. 69 – 72.
Тема 4. Древнегреческая философия: принципы онтологии и гносеологии (тексты, выступления)
«Мир идей – вечный и неизменный – представляет собой уже не единое бытие Парменида, но иерархически упорядоченную, расчлененную структуру» (А.С.Богомолов) «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет ряд примечаний к Платону» (А.Н.Уайтхед)
1. Гераклит: предпосылки объективной диалектики. 2. Софисты: релятивизм истины и агностицизм. 3. Сократ: предпосылки субъективной диалектики. Метод «диалога». 4. «Эйдос» Платона и «сущность» Аристотеля: гносеологическая установка на интерсубъективность знания.
Л и т е р а т у р а Гераклит. Демокрит. Протагор. Горгий. Сократ. Платон. Аристотель // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М.,1999. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. – Новосибирск, 1999. – С. 163 – 169 («Идея» Платона, «сущность» и «форма» Аристотеля). Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 21 – 25 (Постановка онтологической проблемы), 31 – 58. Парменид. О природе // Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособ. для вузов. В 3-х ч. – Ч. 1. – М., 1988. – С. 69 – 72.
Тема 5. Западноевропейская средневековая философия (семинар-конференция) «Понимание никогда не представляет собой завершенного, статического состояния ума. Оно всегда имеет характер процесса проникновения. Понимание «вещи» заключается в указании на составляющие ее части, а также на способ переплетения этих частей, в результате чего мы имеем представление о целостной «вещи». (А.Н. Уайтхед)
1. «Органон» Аристотеля и схоластическая философия (доклад). 2. Средневековая схоластика: проблема соотношения разума и веры (ролевой диспут).
3. Проблема онтологического статуса универсалий (ролевой диспут).
Л и т е р а т у р а Августин. Аквинский. Ансельм. Росцелин. Абеляр. Оккам // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999. Аквинский Ф. Сумма теологии // Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 2. – С. 375 – 378 (О доказательствах бытия Бога). Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 58 – 65 («Органон» Аристотеля), 74 – 78 (Проблема соотношения разума и веры), 78 – 84 (Проблема онтологического статуса универсалий).
Тема 6. Западноевропейская философия Нового времени (тексты)
«Человек способен познать как отдельные вещи, так и их все» (М.Монтень)
1. Место гносеологии в философии Нового времени. 2. «Новый органон» Ф.Бэкона: «идолы разума». 3. «Новый органон» Ф.Бэкона: постановка проблемы метода. 4. Рационализм и сенсуализм: достижения и проблемы в рамках односторонних методологических установок.
Л и т е р а т у р а Бэкон. Декарт. Локк. Гоббс. Беркли // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М.,1999. Бэкон Ф. Новый органон // Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 1. – С. 485 – 491, 615 – 620 («Идолы» разума). Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 26-27 (Гносеологическая проблема), 97 (Место гносеологии в философии Нового времени), 104 – 106 («Идолы» разума), 106 – 110 (Ф.Бэкон: проблема метода), 113 – 133 (Классический рационализм и сенсуализм).
Тема 7. Немецкая классическая философия: И.Кант (тексты) «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления» (И.Кант) 1. Проблема активности субъекта в познании. 2. Учение о феномене и ноумене. 3. Трансцендентальный субъект.
Л и т е р а т у р а Кант. Фихте. Шеллинг // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М.,1999.
Вольф Р.П. О философии: Учебник / Пер. с англ. – М., 1996.– С. 309 – 314. (Кантовское разрешение спора между рационализмом и эмпиризмом). Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 152 – 153, 165 – 172 (Активность субъекта в познании), 157 – 165 (Эпистемология И.Канта). Сергеев С.К., Бажутина Н.С. Историко-философские основания конструктивного мышления в архитектурно-художественном творчестве // Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства и дизайна. Материалы Всеросс. научно-практич. конф. (г.Новосибирск, 12 марта 2003 г.) / Под ред. Е.Н.Лихачева. – Новосибирск, 2003. – С. 92 – 94.
Тема 8. Немецкая классическая философия: Г.В.Ф.Гегель (тексты)
«Спекулятивно мыслить означает разложить действительное и противопоставить его себе таким образом, чтобы различия были противоположны друг другу по их мыслительным определениям, а предмет представляется как единство обоих» (Г.В.Ф.Гегель)
1. Рассудок и разум: три формы логического. 2. Принцип развития. Диалектическая логика как логика описания саморазвивающихся систем. 3. Коллоквиум (основные философские принципы, проблемы, категории)
Л и т е р а т у р а Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 185 – 188 (Три ступени логического), 190 – 206 (Логика формальная и диалектическая), 210 – 211 (Принцип развития). Философия: Учеб. пособие для студентов/Под общ. ред. Ю.А.Харина. – Мн., 2000. – С. 93 – 96, 96 – 103, 112 – 114 (Концепция развития; закон единства и борьбы противоположностей; противоречия и гармония).
Западноевропейская философская традиция:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|