Методы исследования возбудимых тканей.
Стр 1 из 18Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ. Физиология. Её место в системе мед. образования. Физиология – наука о природе, о существе жизненных процессах. Изучает процессы жизнедеятельности организма и отд.его частей клеток.,орг.,систем. Предметом явл функции орг-ма, их связь между собой, регуляция и приспособление к внеш среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивид. Развития особи. Анат., гист.(морф.науки) корни дерева, его ствол- физиология(фунгц.н),ег ветви -хирургия, терапия, кто делятся на частн.врач.дисциплины. Задачи ф-и: обучить буд.врачей пониманию мех-ма функционирования каждого органа (функц.мышление), знание принципов получения достов.инф-и о функциях (методическая подготовка буд.врачей=основы функц.диагностики), оценивать и рац.подготавливать здорового человека к видам труда, разработке принципов проф.отбора, диеты и проч.
Адаптация. Виды. Адаптац.синдром и его фазы. Ад-я-все виды врожд. и приобр.приспособит.деят-ти, которые обеспечиваются на основе физиол.проц., происходящих на клеточном,орг.,организменном,системном ур-ях. Различают ряд видов ад-и. Физиол.ад-ей наз-ся достижение устойчивого ур-ня активности орг-ма и его частей, при кот. возм. длит. активная деят-ть орг-ма, включая труд.акт-ть в изменённых усл-х сущ-я и спос-ть воспроизв. здор.потомство. Адаптац.р-и делят на ОБЩИЕ (происх.под влиянием любого дост.сильного и длит.стимула и сопр.однотипными сдвигами ф-й орг-ма) и ЧАСТНЫЕ (проявл.в зав.от хар-ра и св-в воздействующего фактора) Неспецифическ.(общий) отв. – стресс,а вызыв.его фактор – стрессор(Селье Г.) По Селье, общ.адапт.синдром как ответная р-я на стрессор включ.в себя усиление деят-ти гипоталамуса,гипофиза с ↑АКТГ,гипертрофию коры надпочечников,атроф.вилочк.ж-зы, изъязвление слизистой ж-ка. В общ.адаптац.синдроме С.выделил 3 фазы: 1.р-я тревоги, когда сопротивление сниж-ся; 2.фаза повышения сопротивления; 3.фаза истощения мех-в сопрот-я; если орг-м возвр.к исх.усл.,то он постепенно утрачивает приобр.адапт. В развитии адаптац выдел 2 этапа: начальная- срочная и последующая-долговременная. Срочная адаптация – разв.сразу с началом действия стрессора на основе готовых физиол.мех-в(напр.,↑теплопрдукции в отв.на холод, ↑вентиляции лёгк.при ↓О2 в возд). Долгосрочная ад-я –постепенно,в результате длит.или многокр.возд-я стрессора.
Осн.этапы развития физиологии как науки. Выдающиеся открытия в области физиологии. Ф-я обязана своим возн-м потребностям мед-ны и стремл.ч-ка познать себя. Уже в др.времена формировались элементарные представления о деят-ти орг-ма ч-ка, являясь обобщением накопленного опыта ч-ва.ГИППОКРАТ (460-377): орг-м ч-ка – единство жтдк.сред и психического склада личности,подчёркивая связь ч-ка со средой обитания. ГАЛЕН(129-201): ввёл живосечение как метод исслед-я, указал на роль диафр.и межрёб.в дых-и;связал псих-е ф-и с головн.мозгов, наличие крови в арт-ях; В СРЕДНИЕ века – врачи арабск.востока(Ибн-Аль-Нафиз описал малый кр.кр-я), эпоха возр-я: успехи в хим.,физ,изобр.микроскопа,соверш.точных наук, Р.ДЕКАРТ(1596-1650)-рефлекторный принцип орг-и движ-й, У.ГАРВЕЙ (откр.кровообращение – 1628), 17в. – ряд исслед-й по физ-и мышц,дыхание,обм.в-в (Хелс,Лаувазье),РАН(1724)Бернулли:движ-е крови по кр.сосудам. 19в.-рассцвет аналитич.физиологии, когда были сделаны выдающиеся открытия практически во всех сист.орг-ма. 19-20вв – физ-я в РФ стала одной из передовых в мире,в чём важн.роль сыграли школы Сеченова, Павлова. Фи-я нервов и м-ц,как возб.тканей(Пфлюгер,Гельмгольц,Бабухин,Данилевский), передача нервн.имп.в синапсах(О.Леви – ноб.премия1936), иссл.ф-й мозга (Сеченов: открыл торможение в ЦНС книга «Рефлексы головн.мозга»), И.И.Павлов (учение о высшей нервной деятельности, физиология пищеварения, продолжил Анохин).
ВОЗБУДИМЫЕ ТАКНИ. Строение и функц.особенности клет.мембран и ионных каналов. Биол.мембр.образуют нар.оболочку всех кл-к и формируют многочисл.органеллы. (бислой липидов +белки+УВ), 6-12нм. Функции: 1)барьерная (препятств.своб.диффузии,поддерживРосм), 2)регуляторная (регуляция содержимого кл-ки),3)контактная(контакты м/у кл-ми –обмен ионами,медиаторами, и пр.,передача электр.сигналов),4)преобразование внешних стимулов неэлектр.природы в электр.сигналы; 5)высвоб-е нейромедиаторов в синаптических окончаниях. Электрич.хар-ки мембран: ёмкостные св-ва( непроницаема для гидратированных ионов,но достаточно тонкая и обесп.эффективн.разделение зарядов); проводимость (обратна сопротивлению), степень проницаемости (спос-ть пропускать в-ва, зависит от диффунд.в-ва и его концентрации). Ионы Na.K.Ca.Cl-проникают в Кл-ку и выходят ч/з спец.каналы, заполненные жидкостью(d≈0,5-0.7нм), ионные каналы обеспечивают такие св-ва мембраны, как селективность(избират-ть) и проводимость. Селективность обесп.особой белковой стр-рой. Большинство каналов яв-ся электроуправляемыми,т.е.их спос-ть проводить ионы зависит от величины мембр.потенциала. у входа имеется т.н.воротный мех-м. Проводимость разл.каналов неодинакова;имеются особые калиевые каналы, активирующиеся при↑внутриклет.сод-я Са и деполяриз-я мембраны. Са-каналы – деполяризация(напр.,входящим Na-током).
Общие св-ва возб.тканей. (возбудимость, раздражимость). Раздражимость-способность реагировать изменением обмена в-в в ответ на действие раздражителей, кот по природе различ: химич, физич, социал, механич, биолог. Возбудимость — свойство клеток отвечать на раздражение возбуждением. К возбудимым относят нервные, мышечные и некоторые секреторные клетки. Возбуждение — ответ ткани на ее раздражение, проявляющийся в специфической для нее функции (проведение возбуждения нервной тканью, сокращение мышцы, секреция железы) и неспецифических реакциях (генерация потенциала действия, метаболические изменения). Раздр-ли: адекватные(приспособл.в ходе эволюции: звук-специфич раздражение уха), неадекватные (неприспособление:механич.раздражение глаз), допороговые раждрражители(не вызывают раздр-я), пороговые(вызывают). Рефрактерность – временная утрата возбудимости (бывает абсолютная-нет реакции на 2-й раздражитель и относительная – слабая реакция на 2-й раздр-ль).
Методы исследования возбудимых тканей. Для изучения возбудимых клеток,физиол.установка должна содержать след.осн.элементы: электроды для регистрации и стимуляции, усилители биоэлектр.сигналов, регистратор, стимулятор, система д/обработки физиол.инф-и. При работе на изолир органах, тканях отдельных кл-ках, применяют спец.камеры и р-ры(напр.,Хэнкса),позволяющие в теч.длит.времени поддерживать норм жизнедеят-ть. Во время эксперимента р-р должен быть насыщен О2и иметь соотв.t; использовать проточные камеры для непрерывного обновления р-ра.электроды должны оказывать min влияние на объект исслед-я,т.е.должны только передовать инф-ю от объекта или на объект. Есл исслед.собств.проц.возб-я, то исп-т 2 электрода с разл.Sконтактной пов-ти.(1:1000). При этом электрод меньшей площади – активный, большей-активный. При исслед.процесса распространения возбуждения исп-т 2 электрода с одинак.Sконтактн.пов-й, устанавливаемых на возб.ткани на нек.расстоянии др.от друга,и индиферентн.(пассивн)электрод,устанавливаемый в отдалении. В 1-м случае – монополярный способ отведения потенциала (раздр-и),во втором – о биполярном способе.при исслед-и электрофизиол.характеристик отдельн.кл-к используют стеклянные микроэлектроды. Исслед.биол.объект помещён в камеру,содержащую солевой р-р и электрод сравнения. Если измерительный электрод так же нах-ся в р-ре,то разность потенциалов м/у ним и электродом сравнения стремится к нулю. В момент проникновения микроэлектрода внутрь клетки регистрируют отриц потенциал относительно внешней среды. У покоящейся Кл-ки с норм метаболизмом и стабильными усл внеш.и внутр.среды постоянная разность потенциалов будет регистрироваться неопределённо долго. Эта постоянная разность потенциалов называется потенциалом покоя. При этом потенциал внеклет среды принимается равным нулю. Величина потенциала покоя неодинакова у разл типов Кл-к и колеблется в пределах -70-95мВ. Если в Кл-ку введён 2-й стимулирующий электрд,можно исслед.р-ю возбудимой мембраны на действие эл.тока. (гиперполяризация/деполяризация)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|