Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Время на выполнение заданий – 90 минут. Общая сумма баллов – 100.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2017/2018. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС.

Время на выполнение заданий – 90 минут. Общая сумма баллов – 100.

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу:

1.1. Что из перечисленного относится к чертам системы государственного управления России конца XV – начала XVI вв.?

а) практика сбора полюдья;

б) обычай местничества;

в) наличие развитой приказной системы;

г) функционирование сословно-представительных органов власти.

1.2. Кто из известных русских исторических деятелей мог быть автором данной грамоты:

«Полковникам и всему рыцарству,… которые сидят в Кремле. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели,….присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству».

а) А.С. Шеин; б) А.Д. Меншиков; в) А.Л. Ордин-Нащокин; г) Д.И. Пожарский.

1.3. Какие земли были присоединены к России в первой половине XIX в.?

а) Бессарабия, Финляндия, территория герцогства Варшавского;

б) Бессарабия, Западная Украина, Финляндия;

в) Западная Украина, территория великого княжества Литовского, Финляндия;

г) Крымский полуостров, Финляндия, Казахстан.

1.4. Что из перечисленного стало проявлением холодной войны в период руководства в КПСС Н.С.Хрущева?

а) проведение фестиваля молодежи и студентов в Москве

б) возведение стены вокруг Западного Берлина

в) осуществление программы «Союз-Аполлон»

г) отказ стран Восточной Европы от участия в «плане Маршалла»

1.1 1.2 1.3 1.4
       

 

Задание 2. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.

2.1. 1708, 1709, 1714, 1720 гг.__________________________________________________

2.2. Реабилитация, совнархозы, оттепель, мирное сосуществование

_____________________________________________________________________________

2.3 А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере __________________________________

 

Задание 3. Что или кто является лишним в ряду? Дайте КРАТКИЙ ответ:

3.1. Казаки, мещане, крестьяне, пролетариат, дворяне ____________________________________

3.2. А.Ф. Адашев, А.Ф.Басманов, А.М.Курбский, И.М. Висковатый

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Битва на р. Калка

2) Организация военных поселений.

3) Перевод крестьян на обязательный выкуп

4) Созыв Уложенной комиссии

5) Присоединение Новгорода к Московскому княжеству

6) Создание коллегий

7) Венчание на царство Ивана Грозного

Задание 5. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу.

5.1. Новоторговый устав А.Л. Ордина – Нащокина отменял привилегии иностранных купцов в России.

5.2. Оком государевым была названа должность обер прокурора Синода.

5.3. Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой.

5.4. Восстание крестьян Тамбовской губернии против советской власти в 1920-1921 гг. получило название «махновщина»

5.5. Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади принимал Г.К. Жуков

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
         

Задание 6. Кому были даны эти прозвища? Свой ответ поясните.

6.1. «Граф Полусахалинский»___________________________________________________________

6.2. «Бунтовщик хуже Пугачева»________________________________________________________

6.3. «Полудержавный властелин» _______________________________________________________

6.4. «Белый генерал» __________________________________________________________________

Задание 7. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух известных исторических деятелей, с которыми связано каждое событие.

7.1.. «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится— “рожденна, несотворенна”, а в другой — “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его... Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена была держаться чего-либо одного — и она нашла этот аз излишним.

Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали за него».

_____________________________________________________________________________

7.2. «При дворе говорили с насмешкой: у принцессы ассамблеи с Преображенскими гренадерами. Эта великая государыня сама отправилась в казармы этого полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мною». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем идет речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем».

_____________________________________________________________________________

Задание 8. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые имена, понятия,

географические названия занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу. Барклай де Толли начал свою службу унтер-офицером пятнадцати лет от роду. В 1778 году он был произведен в корнеты и только через восемь лет – в следующий офицерский чин – __1__.Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении службы. Выдвинулся Барклай де Толли во время войны 1805-1807 годов против наполеоновской Франции, Во время русско-__2__ войны 1808-1809 годов Барклай командовал одним из корпусов, действовавших в Финляндии, был произведен в генералы от инфантерии. Затем, до окончания войны, он состоял главнокомандующим

всеми русскими войсками на территории Финляндии.

В январе 1810 года Барклай назначается __3__ министром и на этом посту руководит

мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с __4__.

Весною 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны на Барклая легла основная тяжесть ответственности за успех военных действий. Положение его осложнялось присутствием в армии __5__ с многочисленными придворными «советниками».

Только после того как 1-я армия, отойдя от западной границы, оставила злополучный __6__ лагерь и пошла на восток, царь уехал и Барклай получил свободу действий.

Умело руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к __7__, куда через два дня подошла с юга и армия __8__, вступившего под командование Барклая. После ожесточенных боев русские армии продолжали отходить на восток. Но если ранее необходимость отступления была очевидна, то дальнейшее отступление Барклая, не желавшего рисковать армией в преждевременном генеральном сражении, вызвали в войсках открытый ропот. 17 __9__ он передал командование прибывшему к войскам Кутузову. Пользуясь полным доверием нового главнокомандующего,

Барклай остался во главе 1-й армии.

Под Бородином Барклай де Толли руководил __10__ флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. За Бородинское сражение Барклай был награжден орденом __11__ 2-й степени. В __12__ лагере он подал рапорт об увольнении его по болезни с поста главнокомандующего 1-й армией, и уехал в тыл. Незабываемая заслуга Барклая де Толли – сохранение армии в первый, наиболее тяжелый, период войны.

В Санкт-Петербурге, в сквере перед __13__ собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. А портрет Барклая де Толли работы Доу, находящийся, как и портрет Кутузова в __14__ галерее Зимнего дворца относится к числу лучших произведений художника.

Вставка Вставка
1   8  
2   9  
3   10  
4   11  
5   12  
6   13  
7   14  

 

Задание 9. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания к ней.

 

9.1. Назовите период отечественной истории, часть событий которого отражена на данной карте и

укажите его хронологические рамки ____________________________________________

9.2. Укажите год, к которому относятся события, изображенные на карте ___________________

9.3. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 1 __________________________

4

9.4. Назовите фамилию командующего Западным фронтом во время событий, изображенных на

карте ______________________________________

9.5. Укажите название государства, против которого были направлены действия Западного и Юго-

Западного фронтов в событиях, обозначенных на карте ____________________________

9.6. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 2 ____________________

9.7. Назовите фамилию командующего Южным фронтом во время событий, изображенных на

карте ______________________________________

9.8. Укажите фамилию командующего армией противника, против которой действовали силы

Южного фронта ______________________________

Задание 10– 12 баллов

Посмотрите на приведённый ниже портрет и прочитайте фрагмент из главного труда этого человека:

«Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен тому степени гражданского образования, на коем стоит государство. Каждый раз, когда образ правления отстает или предваряет сей степень, он испровергается с большим иль меньшим потрясением. Сим вообще изъясняются политические превращения, кои и в древние времена и во дни наши прилагали и изменяли порядок правлений. Сим изъясняются также и те неудачи, коими нередко были сопровождаемы самые благотворные усилия политических перемен, когда образование гражданское не предуготовило еще к ним разум. Итак, время есть первое начало и источник всех политических обновлений. Никакое правительство, с духом времени не сообразное, против всемощного его действия устоять не может. Посему первый и главный вопрос, который в самом преддверии всех политических перемен разрешить должно, есть благовременность их начинаний».

1. Какому государственному деятелю принадлежат эти слова?

2. Укажи период жизни или государственной деятельности этого исторического лица.

3. Какие преобразования связаны с этим государственным деятелем? Укажи не менее трех преобразований и их даты. (6 баллов)

4. В царствование какого императора (ов) он осуществлял свою деятельность?

Ответы Олимпиада 10-11 класс. Всего 100 баллов. Критерии и указания к оцениванию

Задание 1.

1.1 1.2 1.3 1.4
б г а б

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задание 4 балла.

Задание 2.

2.1. Даты основных сражений Северной войны

2.2. Понятия, относящиеся к эпохе Н.С. Хрущева

2.3. Художники, члены объединения «Мир искусства» - (принимается только полный ответ с

указанием названия художественного объединения)

По 2 баллу за верное указание принципа объединения. Всего за задание 6 баллов.

 

Задание 3.

3.1. пролетариат, т.к. не относится к сословиям.

3.2 А.Ф. Басманов, т.к. не был, членом Избранной рады

По 4 балла за полный ответ с пояснением. Всего за задание 8 баллов.

Задание 4.

1 5 7 6 4 2 3

Принимается только правильная последовательность. Всего за задание 5 баллов.

 

Задание 5.

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
да нет нет нет да

За каждый верный ответ по 1 баллу. Итого за задание 5 баллов

 

Задание 6. Кому были даны эти прозвища? Свой ответ поясните.

6.1. «Граф Полусахалинский» - С.Ю.Витте. Возглавлял российскую делегацию при подписании

Портсмутского мира, по условиям которого Россия потеряла Южный Сахалин.

6.2. «Бунтовщик хуже Пугачева» - А.Н.Радищев. Слова Екатерины IIпосле прочтения книги

«Путешествие из Петербурга в Москву», в которой Радищев призывал к свержению самодержавной

монархии.

6.3. «Полудержавный властелин» - А.Д.Меншиков. Слова А.С.Пушкина, Меншиков - второе лицо в

государстве после Петра I. После смерти императора стал полновластным правителем.

6.4. «Белый генерал» - М.Д. Скобелев. В сложные моменты сражений любил появляться перед

войсками в белой бурке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...