Время на выполнение заданий – 90 минут. Общая сумма баллов – 100.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2017/2018. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС. Время на выполнение заданий – 90 минут. Общая сумма баллов – 100. Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу: 1.1. Что из перечисленного относится к чертам системы государственного управления России конца XV – начала XVI вв.? а) практика сбора полюдья; б) обычай местничества; в) наличие развитой приказной системы; г) функционирование сословно-представительных органов власти. 1.2. Кто из известных русских исторических деятелей мог быть автором данной грамоты: «Полковникам и всему рыцарству,… которые сидят в Кремле. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели,….присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству». а) А.С. Шеин; б) А.Д. Меншиков; в) А.Л. Ордин-Нащокин; г) Д.И. Пожарский. 1.3. Какие земли были присоединены к России в первой половине XIX в.? а) Бессарабия, Финляндия, территория герцогства Варшавского; б) Бессарабия, Западная Украина, Финляндия; в) Западная Украина, территория великого княжества Литовского, Финляндия; г) Крымский полуостров, Финляндия, Казахстан. 1.4. Что из перечисленного стало проявлением холодной войны в период руководства в КПСС Н.С.Хрущева? а) проведение фестиваля молодежи и студентов в Москве б) возведение стены вокруг Западного Берлина в) осуществление программы «Союз-Аполлон»
г) отказ стран Восточной Европы от участия в «плане Маршалла»
Задание 2. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ. 2.1. 1708, 1709, 1714, 1720 гг.__________________________________________________ 2.2. Реабилитация, совнархозы, оттепель, мирное сосуществование _____________________________________________________________________________ 2.3 А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере __________________________________
Задание 3. Что или кто является лишним в ряду? Дайте КРАТКИЙ ответ: 3.1. Казаки, мещане, крестьяне, пролетариат, дворяне ____________________________________ 3.2. А.Ф. Адашев, А.Ф.Басманов, А.М.Курбский, И.М. Висковатый _____________________________________________________________________________ Задание 4. Расположите в хронологической последовательности исторические события. 1) Битва на р. Калка 2) Организация военных поселений. 3) Перевод крестьян на обязательный выкуп 4) Созыв Уложенной комиссии 5) Присоединение Новгорода к Московскому княжеству 6) Создание коллегий 7) Венчание на царство Ивана Грозного Задание 5. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу. 5.1. Новоторговый устав А.Л. Ордина – Нащокина отменял привилегии иностранных купцов в России. 5.2. Оком государевым была названа должность обер прокурора Синода. 5.3. Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой. 5.4. Восстание крестьян Тамбовской губернии против советской власти в 1920-1921 гг. получило название «махновщина» 5.5. Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади принимал Г.К. Жуков
Задание 6. Кому были даны эти прозвища? Свой ответ поясните. 6.1. «Граф Полусахалинский»___________________________________________________________ 6.2. «Бунтовщик хуже Пугачева»________________________________________________________ 6.3. «Полудержавный властелин» _______________________________________________________ 6.4. «Белый генерал» __________________________________________________________________ Задание 7. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух известных исторических деятелей, с которыми связано каждое событие.
7.1.. «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится— “рожденна, несотворенна”, а в другой — “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его... Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена была держаться чего-либо одного — и она нашла этот аз излишним. Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали за него». _____________________________________________________________________________ 7.2. «При дворе говорили с насмешкой: у принцессы ассамблеи с Преображенскими гренадерами. Эта великая государыня сама отправилась в казармы этого полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мною». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем идет речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем». _____________________________________________________________________________ Задание 8. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые имена, понятия, географические названия занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу. Барклай де Толли начал свою службу унтер-офицером пятнадцати лет от роду. В 1778 году он был произведен в корнеты и только через восемь лет – в следующий офицерский чин – __1__.Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении службы. Выдвинулся Барклай де Толли во время войны 1805-1807 годов против наполеоновской Франции, Во время русско-__2__ войны 1808-1809 годов Барклай командовал одним из корпусов, действовавших в Финляндии, был произведен в генералы от инфантерии. Затем, до окончания войны, он состоял главнокомандующим всеми русскими войсками на территории Финляндии. В январе 1810 года Барклай назначается __3__ министром и на этом посту руководит мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с __4__. Весною 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны на Барклая легла основная тяжесть ответственности за успех военных действий. Положение его осложнялось присутствием в армии __5__ с многочисленными придворными «советниками».
Только после того как 1-я армия, отойдя от западной границы, оставила злополучный __6__ лагерь и пошла на восток, царь уехал и Барклай получил свободу действий. Умело руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к __7__, куда через два дня подошла с юга и армия __8__, вступившего под командование Барклая. После ожесточенных боев русские армии продолжали отходить на восток. Но если ранее необходимость отступления была очевидна, то дальнейшее отступление Барклая, не желавшего рисковать армией в преждевременном генеральном сражении, вызвали в войсках открытый ропот. 17 __9__ он передал командование прибывшему к войскам Кутузову. Пользуясь полным доверием нового главнокомандующего, Барклай остался во главе 1-й армии. Под Бородином Барклай де Толли руководил __10__ флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. За Бородинское сражение Барклай был награжден орденом __11__ 2-й степени. В __12__ лагере он подал рапорт об увольнении его по болезни с поста главнокомандующего 1-й армией, и уехал в тыл. Незабываемая заслуга Барклая де Толли – сохранение армии в первый, наиболее тяжелый, период войны. В Санкт-Петербурге, в сквере перед __13__ собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. А портрет Барклая де Толли работы Доу, находящийся, как и портрет Кутузова в __14__ галерее Зимнего дворца относится к числу лучших произведений художника.
Задание 9. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания к ней.
9.1. Назовите период отечественной истории, часть событий которого отражена на данной карте и укажите его хронологические рамки ____________________________________________
9.2. Укажите год, к которому относятся события, изображенные на карте ___________________ 9.3. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 1 __________________________ 4 9.4. Назовите фамилию командующего Западным фронтом во время событий, изображенных на карте ______________________________________ 9.5. Укажите название государства, против которого были направлены действия Западного и Юго- Западного фронтов в событиях, обозначенных на карте ____________________________ 9.6. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 2 ____________________ 9.7. Назовите фамилию командующего Южным фронтом во время событий, изображенных на карте ______________________________________ 9.8. Укажите фамилию командующего армией противника, против которой действовали силы Южного фронта ______________________________ Задание 10– 12 баллов Посмотрите на приведённый ниже портрет и прочитайте фрагмент из главного труда этого человека:
1. Какому государственному деятелю принадлежат эти слова? 2. Укажи период жизни или государственной деятельности этого исторического лица. 3. Какие преобразования связаны с этим государственным деятелем? Укажи не менее трех преобразований и их даты. (6 баллов) 4. В царствование какого императора (ов) он осуществлял свою деятельность? Ответы Олимпиада 10-11 класс. Всего 100 баллов. Критерии и указания к оцениванию Задание 1.
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задание 4 балла. Задание 2. 2.1. Даты основных сражений Северной войны 2.2. Понятия, относящиеся к эпохе Н.С. Хрущева 2.3. Художники, члены объединения «Мир искусства» - (принимается только полный ответ с
указанием названия художественного объединения) По 2 баллу за верное указание принципа объединения. Всего за задание 6 баллов.
Задание 3. 3.1. пролетариат, т.к. не относится к сословиям. 3.2 А.Ф. Басманов, т.к. не был, членом Избранной рады По 4 балла за полный ответ с пояснением. Всего за задание 8 баллов. Задание 4. 1 5 7 6 4 2 3 Принимается только правильная последовательность. Всего за задание 5 баллов.
Задание 5.
За каждый верный ответ по 1 баллу. Итого за задание 5 баллов
Задание 6. Кому были даны эти прозвища? Свой ответ поясните. 6.1. «Граф Полусахалинский» - С.Ю.Витте. Возглавлял российскую делегацию при подписании Портсмутского мира, по условиям которого Россия потеряла Южный Сахалин. 6.2. «Бунтовщик хуже Пугачева» - А.Н.Радищев. Слова Екатерины IIпосле прочтения книги «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой Радищев призывал к свержению самодержавной монархии. 6.3. «Полудержавный властелин» - А.Д.Меншиков. Слова А.С.Пушкина, Меншиков - второе лицо в государстве после Петра I. После смерти императора стал полновластным правителем. 6.4. «Белый генерал» - М.Д. Скобелев. В сложные моменты сражений любил появляться перед войсками в белой бурке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|