Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. По действующему законодательству




Производство

Изначально понятие «экономика» (греч.) трактовалось как искусство ведения домашнего хозяйства.

Экономическая сфера – система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Экономическая наука – отрасль знаний, посвященная изучению правил, позволяющих наиболее рационально решать экономические проблемы, использовать имеющиеся ресурсы.

Чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои основные потребности с помощью материальных благ и услуг. Производство – превращение экономических ресурсов в товары и услуги.

В мире, который нас окружает, все ресурсы ограничены, а потребности людей безграничны. Ресурсы – материальные и интеллектуальные элементы, необходимые для организации процесса производства товаров и услуг.

Весь материальный мир, окружающий человека, делится на свободные, бесплатные (природные) блага и экономические, ограниченные, платные блага. Покупатель делает выбор, соизмеряя три величины: свои доходы, цену товара и ту пользу, которую он ожидает получить от этого товара. Производитель тоже делает выбор, стараясь наиболее выгодным образом использовать ограниченные ресурсы.

Принцип рациональности – стремление всех участников экономических процессов (людей, фирм, государств) получать максимальноеудовлетворение своих потребностей, при минимальной затрате ресурсов.

Факторы производства

1) Земля (природные ресурсы: земля, вода, сырье).

2) Труд (человеческие ресурсы производства, физические и умственные

усилия, которые человек затрачивает в процессе производства).

3) Капитал (средства производства, производственные ресурсы: здания, за-

воды, станки, машины, инструменты).

Капитал подразделяют на физический (реальный), включающий основные средства производства, и финансовый, включающий инвестиции – деньги для закупки средств производства.

4) Предпринимательство – деятельность по организации и управлению

производством (маркетинг, реклама).

В последнее время выделяют такой фактор – как информация.

Факторные доходы: земля – рента, труд – заработная плата,

капитал – процент, предпринимательство – прибыль.

Производительность труда – количество продукта, произведенное за единицу времени.

Товар – продукт труда, произведённый для продажи на рынке, услуга – результат полезной деятельности, направленной на удовлетворения определённых потребностей людей.

Рациональная организация производства благ и услуг основана на разделении труда – специализации каждого работника на производстве одного продукта или на одной производственной операции. Это позволяет увеличить производительность труда.

Издержки производства – это затраты на приобретение и использование факторов производства, стоимость всех видов затрачиваемых на производство продукции ресурсов.

Собственность – это принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам; юридическое право на такую принадлежность; система экономических и правовых отношений по поводу владения, пользования и распоряжения ими. (Владение – фактическое обладание имуществом, закреплённое юридически. Пользование – процесс извлечения полезных свойств из данного имущества или получение от него доходов. Распоряжение – возможность изменять состояние, назначение, принадлежность имущества).

Формы собственности:

1. Государственная (Федеральная собственность; собственность субъектов РФ: краевая, областная, республиканская).

2. Муниципальная (собственность городских, районных, сельских образований).

3. Частная: а) индивидуальная (собственность граждан), б) коллективная (собственность юридических лиц: акционерная, кооперативная, долевая).

4. Собственность общественных объединений – профсоюзов, политических партий, общественных организаций.

Данные формы собственности защищаются Конституцией РФ.

Национализация – переход собственности из частной в государственную, приватизация – переход государственной собственности в частную.

Отчуждение – прекращение права собственности, может быть осуществлено самим собственником добровольно (отказ, продажа, дарение) либо государством (конфискация, реквизиция, изъятие) в законном порядке.

 

Раздел «Экономическая сфера». Тема №2

Экономические системы

В условиях натурального хозяйства люди могут жить независимо друг от друга, но при разделении труда, специализации, необходим обмен продуктами. Чем сильнее развито разделение труда, тем больше зависимость между производителями и тем больше необходимость согласования их деятельности. Такое согласование должна осуществлять экономическая система –определенный способ организации экономической жизни.

Основные вопросы экономики:

1. Что производить? (какие товары нужны больше всего)

2. Как производить? (технологии)

3. Для кого производить? (как распределить продукцию).

Разные экономические системы решают эти вопросы по-своему.

Типы экономических систем

Виды экономичес-ких систем Способ регулирования хозяйственной деятельности Форма собственности
Традиционная Основана на вековых традициях, передающихся из поколения в поколение Общинная
Командно-административная (государственная, плановая) Государство решает все вопросы, связанные с производством и распределением продукции: устанавливает объёмы производства, цены, ассортимент, модели товаров («госплан») Государственная, отсутствие частных предприятий
Рыночная Экономическая самостоятельность производителя. Саморегулируемый спрос, саморегулируемое предложение, саморегулируемая цена Главное условие – наличие частной собственности, а также многообразие других форм собственности
Смешанная Госплан + свободный рынок Государственная + частная и другие формы

Рыночная экономика

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Адам Смит – основатель теории рыночной экономики (XVIII в.) считал, что рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе, без вмешательства государства. Собственник средств производства преследует в первую очередь личную выгоду, но в результате организации производства, он выпускает востребованный продукт, даёт рабочие места, платит налоги. Конкуренция не позволяет ему искусственно завышать цены, заставляет улучшать качество товара, заботиться об условиях труда, распределять ресурсы наиболее эффективно – что в итоге выгодно всему обществу. Таким образом, «невидимая рука» – конкуренция подталкивает «эгоистов» к общественному благу.

Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов; соперничество за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Монополия – господство одного производителя на рынке, его диктат цен и условий.

Существуют естественные монополии, когда производство невозможно осуществить в другом месте (минеральная вода из источника Боржоми). Монополии также существуют в некоторых отраслях экономики, где нецелесообразно существование более одного производителя: Газпром, железные дороги РФ, РАО ЕЭС и др.

Виды рынков

I. По типу конкуренции: 1) Рынок чистой (свободной) конкуренции: множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию; нет ограничений на доступ фирмы к информации, вход и выход из отрасли свободный; продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.

2) Рынок чистой монополии: отрасль состоит из одной фирмы, продающей уникальную продукцию; контроль над ценой, диктат цен; для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.

3) Рынок монополистической конкуренции: множество мелких фирм, предлагающих разнородную продукцию, данные товары взаимозаменяемы; ограниченный контроль над рыночными ценами, вход и выход с рынка свободен; экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.

4) Рынок олигополии – малое число крупных фирм (от 2 до 5), которые контролируют его основную часть, продукция может быть как однородной, так и разнородной; вступление новых фирм в отрасль затруднено; взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

II. По объекту продажи

1) рынок товаров, 2) рынок труда, 3) рынок услуг, 4) рынок информации, 5) рынок денег, 6) рынок капитала (ценных бумаг) – фондовые биржи.

Акция – ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение дивидендов.

Облигация – ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение в предусмотренный срок её номинальной стоимости. Владелец облигации получает фиксированный доход в виде процента.

III. По пространственному принципу

1) мировой 2) региональный 3) национальный 4) местный.

IV. По действующему законодательству

1) легальный (законный) 2) нелегальный (незаконный).

Функции рынка: посредническая (соединение производителей и потребителей), ценообразования (установление равновесной цены), оздоровительная (освобождение экономики от нерентабельных предприятий).

 

Раздел «Экономическая сфера». Тема №3

Законы экономики

Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены.

Спрос – готовность покупателя приобретать товары и услуги при данной цене в данный период времени. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы купить при данной цене в данный период времени. Спрос индивидуальный (спрос одного лица или по отдельным товарам) и спрос совокупный (спрос на всех рынках данного товара или на все продаваемые товары).

Неценовые факторы спроса (что ещё влияет на спрос): цены на товары-заменители, мода, число покупателей, сезонность, национальные традиции, доход потребителя, ожидание изменения цены и др.

Эластичность спроса – зависимость объёма покупаемых товаров от колебания рыночных цен. Высокая эластичность спроса означает, что снижение цены вызывает значительное увеличение спроса и общей выручки.

Закон предложения: чем выше цена, тем больше величина предложения товара. Величина предложения находится в прямой зависимости от цены.

Предложение – готовность продавца продать товары и услуги по данной цене в данный период времени. Величина предложения – количество товаров и услуг, которое может быть продано по данной цене в данный период времени.

Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы, уровень конкуренции, социально-экономическая политика государства (налоги, дотации), платёжеспособность потребителей, сезонность, ожидание изменения цены, технология производства и др.

Закон убывающей предельной полезности: каждая новая единица товара приносит потребителю меньшую величину удовлетворения, т.к. происходит насыщение определённой потребности. Покупатель будет приобретать данный товар лишь при условии снижения цены.

Экономика потребителя

Основная потребительская единица в экономике – семья.

Источники доходов семьи:

1) заработная плата;

2) доход от предпринимательской деятельности;

3) социальные трансферты (пособие по безработице, по уходу за ребенком, стипендия, субсидия, льготы);

4) доход от собственности;

5) доход от сбережений;

6) доход в виде натуральных благ.

Обязательные потребительские расходы:

1) продукты питания, 2) одежда, обувь 3) жилье, услуги ЖКХ

4) медицинские, учебно-образовательные, транспортные услуги.

Произвольные расходы: на отдых, развлечения, предметы роскоши и др. Сбережения – часть непотраченного личного дохода, добровольный отказ от удовлетворения сегодняшних потребностей в пользу будущих. Основные формы сбережений – срочный вклад в банк, покупка ценных бумаг, недвижимости.

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

Номинальный доход – сумма денег, получаемая гражданином или семьей за определенный период времени. Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно купить на номинальный доход.

Уровень жизни – уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем; уровень реальных доходов; условия безопасности труда; средняя продолжительность жизни, качество медицинского обслуживания, уровень образования).

Структура расходов изменяется в зависимости от размера дохода: чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары, и выше на различные высококачественные товары и услуги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...