Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы докладов и рефератов




Кафедра социологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

 

____________В. И. Малюк

 

Рег.№

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ

Методические указания к семинарским занятиям

для студентов всех форм обучения

Специальность 040201 – Социология

 

Специализация «Социология управления»

 

Направление040200 – Социология

 

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методических указаний

 

Составители:

д-р.филос наук, проф. К.М. Оганян

 

 

Рецензент:

д-р.экон.наук, проф. Т.А. Селищева

 

 

Подготовлено на кафедре социологии

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями

 

©СПбГИЭУ, 2012

Содержание

Общие указания …………………………………………………….4

Тема 1. Проблемы занятости трудоспособного населения на современном этапе социальноэкономического развития…………...5

Тема 2. Полная и неполная занятость населения…………………6

Тема 3 Проблема рационального трудоспособного населения по сферам общественно-полезной деятельности и оптимальной занятости……………………………………………………………...…..6

Тема 4 Безработица, ее виды и динамика в обществе…………...7

Тема 5 Социально-экономические и психологические проблемы безработицы………………………………………………………...7

Тема 6 Организация служб занятости……………………………8

Тема 7 Правовое регулирование безработицы в Российской Федерации. Правовой статус безработного………………….…..…..9

Тема 8 Социальная работа среди безработных…………….…….10

Тема 9 Социальная защита неконкурентноспособных групп населения на рынке труда………………………………………………11

Тема 10 Оказание помощи в повышении квалификации и профессиональной переподготовке. Организация общественных работ…………………………………………………………………..12

Тема 11 Организация психологической поддержки лиц, потерявших работу……………………………………………………….…12

Список литературы…………………………..………………….....13

Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Социальные проблемы занятости»………………..20

Общие указания

Целью дисциплины «Социальные проблемы занятости» является приобретение студентом основных навыков и умений социальной работы в сфере занятости.

Задачами дисциплины являются:

- овладение и применение основных понятий социальной работы в сфере занятости, занятость как категория и социальное явление, рынок труда, занятость и безработица;

- ознакомление с политикой государства в области занятости, основными целями и задачами федеральной государственной службы занятости населения и средствами их реализации;

- получение представлений о социально-экономическом, правовом и психологическом воздействии безработицы и помощи адаптации на рынке труда гражданам потерявшим работу;

- раскрытие проблемы управления занятости населения в стране, регионе, районе;

- определение проблемы технологии работы в учреждениях и организациях службы занятости.

Роль и место данной дисциплины в учебном процессе предполагает наличие определенного уровня профессиональных знаний в теории социального развития, социальной психологии, социального эксперимента в управлении социального маркетинга, навыков в методологии теоретического и эмпирического социологического исследования, по изучению деятельности социальных служб и организации Санкт-Петербурга (учебная практика), получение которых предполагается в рамках усвоения предшествующих учебных дисциплин.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен знать:

· основные понятия и механизмы регулирования социальных проблем занятости;

· сравнительную характеристику труда и занятости за рубежом и в России;

· социально-правовые проблемы признания и социальной поддержки безработных граждан в России;

· проблемы управления занятостью населения в стране и регионе.

Уметь:

· формировать основу решения проблемы занятости по средствам социологического инструментария;

· анализировать материалы занятости населения и ее регулирование;

· применять на практике законодательную базу и навыки творческого осмысления законов и подзаконных актов, изучаемых в учебной дисциплине.

Иметь представление:

· о составлении инструментария для технологии работы в учреждении и организациях службы занятости;

· о методах сбора информации в социологических исследованиях проблемы занятости;

· о проблемах признания, социально-психологической и правовой поддержки безработных граждан в России;

· об особенностях управления социальной работы в сфере безработицы и специфику занятости в сверхкрупном городе.

 

Тема 1. Проблемы занятости трудоспособного населения на современном этапе социальноэкономического развития.

 

План семинара

1. Занятость населения и рынок труда.

2. Функционирование рынка труда

3. Основные критерии занятости.

4. Спрос и предложение на рынке труда.

5. Функции и основные ситуации рынка труда.

 

Вопросы для самостоятельной работы

· Государственная политика в области содействия занятости населения.

· Влияние региональных особенностей на формирование рынка труда.

Темы докладов и рефератов

· Социально-экономическое последствие безработицы.

· Роль социального работника в сфере занятости.

· Проблемы занятости населения в условиях формирования рыночных отношений.

Тема 2. Полная и неполная занятость населения.

 

План семинара

1. Эффективное и неэффективное использование трудовых ресурсов.

2. Основные причины неэффективной занятости в планово-административной экономике.

3. Видимая неполная занятость.

4. Скрытая безработица и невидимая неполная занятость.

 

Вопросы для самостоятельной работы

· Количественные характеристики эффективной занятости.

· Управляемая неполная занятость.

· Парадоксы российской безработицы в условиях перехода к рыночной экономике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...