Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Социальная работа как отрасль знаний

Социальная работа — довольно молодая отрасль знания и ее становление еще не завершено. Как и для большинства гуманитарных знаний, в социальной работе могут быть выделены методологические подходы, собственно на­учное знание, собрание методик и технологий, а также опыт практической деятельности. Эти разделы взаимосвязаны.

Само слово «методология» состоит из двух греческих корней: методос и логос. Дословный перевод на русский язык может дать несколько вариантов понимания, отличающихся друг от друга от­тенками смысла: а) способ познания, б) путь к знанию, в) знание о путях знания, г) знание о способах познания. Синтезируя разницу значений указанных оттенков, приходим к двум аспектам методо­логического знания. Методологическое знание представляет собой, с одной стороны, совокупность идей, смыслов, принципов, зна­чений, а с другой — совокупность методов получения нового знания. Таким образом, методология отвечает на два вопроса: как назы­вать явления и предметы, встречающиеся в окружающей нас дей­ствительности, и как познавать и понимать окружающий нас мир?

По мнению специалистов, при интерпретации явлений прак­тики социальной работы могут быть выделены три группы под­ходов, связанных с оценкой субъективного фактора объекта соци­альной работы.

В психолого-ориентированных подходах высоко оцениваются воз­можности регулирования ресурсов, имеющихся у человека. При­чину возникновения трудной жизненной ситуации представители психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма и других пси­хологических теорий видят в психике человека. Поэтому помощь, в которой он нуждается* имеет психолого-педагогическую окраску.

В социолого-ориентированных подходах источник разрыва соци­альных связей видят в обществе, а основным объектом социальной работы называют систему общественных отношений, порождаю­щих дезадаптацию личности, семьи, сообщества. К социолого-ори-ентированным относят системный подход, концепцию экологических систем, социально-радикальную модель и т.д.

В комплексно-ориентированных подходах обращают внимание на процесс взаимодействия индивида (группы, социальной кате­гории) с обществом. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова в качестве ком­плексно-ориентированных называют социально-педагогическую, когнитивную и витальную модели теоретического обоснования со­циальной работы.

Однако ни одна из названных концепций не раскрывает в пол­ном объеме феномен социальной работы, тем не менее каждый подход вносит в интерпретацию социальной защиты и помощи свою лепту.

Существуют несколько вариантов определения социальной ра­боты как науки. В данном аспекте ее можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использова­ния внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общно­стью в ситуациях нарушения социального функционирования.

В системе любой науки выделяются объект, предмет, основные категории, закономерности и методы познания.

Объектом социальной работы как науки является взаимодей­ствие индивида, семьи или локального социума с обществом. Пред­мет данной отрасли научного знания — закономерности наруше­ния и восстановления (прежде всего управляемого) взаимодей­ствия индивида, семьи или локального социума с обществом.

Социальная работа как наука широко использует междисци­плинарные научные категории, категории других наук (социоло­гии, психологии, педагогики, экономики, медицины, юриспру­денции). В то же время оформляются научные категории со­циальной работы: трудная жизненная ситуация, социальная помощь, социальная защита, социальные гарантии, социальные ус­луги и т.п.

Формулировки закономерностей (связей явлений, действие ко­торых проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы действительности) соци­альной работы как науки также находятся в стадии уточнения. Тем не менее ряд положений представляются весьма существен­ными.

1. Политическая обусловленность социальной работы (взаимо­связь социальной политики государства и содержания социальной работы). Поскольку государство определяет объемы финансирова­ния социальных программ, структуру социальных служб, катего­рии населения, имеющие право на те или иные виды помощи и защиты, социальная работа (содержание, объемы, критерии каче­ства и т.п.) целиком зависит от социальной политики, проводи­мой правительством в данный момент.

2. Детерминация содержания и форм социальной работы социо­культурными условиями ее осуществления.

3. Структурно-функциональная обусловленность эффективно­сти социальной работы (взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов).

4. Профессиональная компетентность и ценностная ориентиро­ванность кадров социальных служб.

5. Раннее диагностирование и своевременная профилактика.

В современной социальной работе широко используются мето­ды исследования иных научных отраслей: социологии, психоло­гии, экономики и т.д. Теоретические методы научного исследова­ния в социальной работе включают в себя анализ, синтез, моде­лирование и др. Анализ — разделение изучаемого объекта на эле­менты, синтез — обратный процесс — соединение элементов в целое, моделирование — исследование каких-либо явлений, про­цессов или систем объектов путем построения и изучения их мо­делей (упрощенных аналогов).

Эмпирические методы научного исследования в социальной работе могут быть представлены в виде трех основных групп: опросные методы, наблюдение, изучение документов и продук­тов деятельности клиентов. Опросные методы включают в себя пись­менные и устные опросы (анкетирование, интервьюирование, те­стирование). Опрос может быть индивидуальным и групповым. Наблюдение — это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения — объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (на­пример, эксперимента). Изучение документов как метод научного исследования в социальной работе предполагает работу с различными видами актов, имеющих юридическое значение, письмен­ными свидетельствами о каких-либо событиях, фактах.

Технология социальной работы — это идеальная модель реше­ния некой совокупности близких задач социальной защиты и (или) помощи, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, пси­холого-педагогических и правовых механизмах. В практической дея­тельности в чистом виде технологии не существует. Она адаптиру­ется к особенностям социального учреждения или к совокупности предоставляемых социальных услуг и определенных форм, пре­вращаясь в методику. Методика социальной работы отличается от технологии тем, что первая подчинена решению конкретной зада­чи, а вторая имеет определенный набор задач (потенциал) для нормирования процесса решения. Не вызывает сомнения, что по­тенциал каждой технологии конечен, более того, каждая техноло­гия имеет свои ограничения.

Опыт практической деятельности — составная часть социаль­ной работы как отрасли знания. Ее особенностью является персо-нифицированность, т. е. опыт предполагает описание профессио­нальной практической деятельности конкретного специалиста в определенном учреждении или соответствующей деятельности це­лого населенного пункта (города, села, региона и т.п.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...