Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Указанная дисциплина изучается на протяжении двух семестров, со сдачей итогового экзамена. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам. В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой, кроме того на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике. Семинарское занятие - это одно из средств контроля за самостоятельной работой студентов в межсессионный период и выработки у них практических навыков по применению гражданского процессуального законодательства. Цель семинарского занятия – усвоение студентами теоретического материала и умение применять его на практике. Задачи семинарского занятия приобретение студентами навыков работы с нормативным материалом и иной специальной литературой, поиска, отбора необходимой литературы, систематизации информации; развитие аналитического мышления и профессиональной речи. При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен: –– изучить нормативно-правовые акты; — изучить рекомендованную учебную литературу; — дополнить конспекты лекций; — изучить и законспектировать первоисточники по теме; — подготовить ответы на все вопросы семинара, решить тестовые задания.
По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.). В ходе изучения курса «Гражданский процесс» предполагается проведение семинарских занятий в активных и интерактивных формах: учебная дискуссия, анализ конкретных практических ситуаций, игровой судебный процесс, составление процессуальных документов, в диалоговом режиме. При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории гражданского процесса. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся знания по курсу и смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия. При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ГОУ ВПО РАП. Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, бакалавр должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане семинарского занятия вопросам. Интерактивное общение в учебной аудитории проводится и в форме ролевой игры - игрового судебного процесса. Этот метод представляет собой непосредственное исследование студентами конкретной заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее инсценировании, что позволяет не только усвоить методику работы участников гражданского судопроизводства с противоположными процессуальными интересами, но и связано с необходимостью принятия какого-либо процессуального решения, а также составления соответствующего документа как в ходе игры, так и по ее окончании. При подготовке к ролевой игре студентам необходимо обстоятельно проанализировать предложенную ситуацию, определить процессуальный статус каждого участника судебного процесса, составить проекты процессуальных актов.
Метод анализа конкретной практической ситуации предполагает использование ранее накопленных теоретических знаний и навыков в области гражданского процесса к их практическому применению в конкретных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение предложенной ситуации, выявление проблемных вопросов, анализ законодательных вариантов ее решения, а также обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной проблемы, обозначенной в предлагаемой ситуации. Приступая к решению конкретной ситуации, следует уяснить ее фабулу и поставленные вопросы, определить какие обстоятельства в данной ситуации являются важными для принятия решения. Решение должно быть аргументированным, подкрепленным ссылками на нормативный материал, судебную практику. Составной частью учебной работы студентов является самостоятельная работа, целью которой является закрепление и углубление полученных знаний и навыков. Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 89 % часовот объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости данной формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях.
Важнейшей самостоятельной работой студентов является подготовка к семинарским практическим занятиям. В процессе данной работы студенты должны изучить рекомендуемую литературу, необходимые нормативные акты, постановления Пленума Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не уясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии разобрать их на семинарских и практических занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем. Желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному уяснению и запоминанию учебного материала. Кроме того, учебным планом предусмотрено выполнение контрольных заданий, которые также представляют собой форму самостоятельной работы бакалавра. Контрольные задания должны представляться на кафедру в электронном виде. Проверка будет осуществляться на сайте филиала Академии с проставлением результата в электронной ведомости. Каждое задание содержит несколько вариантов, которые определяются для каждого студента индивидуально преподавателем, ведущим дисциплину. Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом филиала совместно с кафедрой уголовно-процессуального права. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблемам связанным с гражданским процессуальным правом согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.
Контрольные задания Задание 1. 1.Раскройте понятие и элементы иска.
2. Решите задачу. Районный суд рассматривал дело по иску Звонарева к Васильеву о взыскании 100000 руб. После открытия судебного заседания истец заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства до 16 часов в связи с тем, что свидетель Иванченко занят на работе и ранее не может явиться по вызову в суд. Судья постановил рассматривать дело в отсутствии свидетеля. В процессе исследования доказательств истец повторно заявил то же ходатайство. Судья нашел, что показания свидетеля Иванченко могут иметь значение для разрешения спора, и вынес определение об отложении судебного разбирательства до 16 часов. Во время перерыва тот же судья рассмотрел другое имевшееся в его производстве дело. В 16 часов заседание суда по иску Звонарева было возобновлено. Суд заслушал показания явившегося свидетеля Иванченко и разрешил дело. Соблюдены ли принципы гражданского процессуального права при разрешении гражданского дела? 3. Решите задачу. 16 июля 2011 г. Сидоренко обратился в суд с иском к Демидову о возврате денег, полученных в долг. Судья отказал в принятии заявления в связи с тем, что в расписке, данной Демидовым, срок возврата денег обозначен 20 августа 2011 г. Правильно ли поступил судья? Обладает ли Сидоренко правом на иск и правом на предъявление иска? 4. Ответьте на вопрос. Вправе ли судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству совершить следующие действия: а) вынести определение о замене ненадлежащей стороны; б) назначить дополнительную или повторную экспертизу; в) истребовать необходимые по делу доказательства, не представленные сторонами; г) отказать в принятии искового заявления; д) оставить заявление без движения. 5.Определите вид иска и его элементы: 1. Кирюшкин обратился с требованием о расторжении заключенного с ООО «Роспродсервис» договора купли-продажи тумбы-умывальника и взыскании с ответчика убытков, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа в федеральный бюджет. В нарушение заключенного договора ООО «Роспродсервис» отказалось доставлять товар покупателю, требуя дополнительную оплату; 2. Лукьянова обратилась с иском к Лукьянову о признании брака недействительным, ссылаясь на то, что в момент заключения брака Лукьянов был признан судом недееспособным вследствие психического расстройства; 3. Игнатьев обратился с иском к Гринемаеру о признании недействительным договора купли-продажи автомобиля и применении последствий недействительности сделки. Игнатьев считает, что был введен в заблуждение относительно предмета сделки: год выпуска автомобиля не соответствует паспортным данным;
4. Токарев обратился с иском к Панкратову о взыскании суммы задатка, уплаченного по договору купли-продажи. 5. О запрещении Тараканову Е.И. пользоваться переходом через садовый участок, принадлежащий его соседу Самойлову С.П. на том основании, что тот нарушает его право владения земельным участком. Рекомендуемая литература: 1. Гражданский процесс: краткий курс лекций / М.Ю. Лебедев, Ю.В. Францифоров, А.Н. Балашов. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 192 с*. 2. Гражданский процесс: учебник / под ред. А.А. Власова. – М.: Юрайт, 2011. – 560 с. 3. Гражданский процесс: Учебник / под ред. М. К. Треушникова. - М.: ООО «Городец-издат», 2011. - 675 с. 4. Гражданский процесс: Учебник для бакалавров / под ред. М.Ю. Лебедева. – 3-е изд., перераб и доп. - М.: Юрайт, 2012. – 410 с*. 5. Гражданский процесс: учебник / под ред. В.В. Яркова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – 720 с*. 6. Гражданский процесс: хрестоматия: учеб. пособие / под ред. М.К. Треушникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Городец, 2008. – 783 с.* 7. Гражданское процессуальное право: учебник / под ред. М.С. Шакарян.— М.: Проспект, 2004.— 580 с.* 8. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. М. А. Викут. - Москва: Юрайт, 2012. - 607с 9. Практикум по гражданскому процессу / Под ред. М.К. Треушникова. - М.: Городец, 2003. -336 с. * 10. Диспозитивное начало в сфере гражданской юрисдикции: проблемы теории и практики / А.Г. Плешанов. – М.: НОРМА, 2002. – 351 с. 11. Варфоломеев В.В. О некоторых процессуальных моментах искового производства по гражданским делам / В.В. Варфоломеев // Юрист. – 2005. – № 9. – С. 51-54. 12. Жуйков В. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве / В. Жуйков // Российская юстиция. – 2003. – № 7. – С. 14-18. 13. Жуйков В. Принцип состязательности в гражданском судопроизводстве / В. Жуйков // Российская юстиция. – 2003. – № 6. – С. 24-29. Нормативные акты: 1. Конституция РФ 2. ФКЗ «О судебной системе РФ» 31.12.96 г. 3. ФКЗ «О мировых судьях в РФ» 17.12.98 г. 4. ФЗ «О статусе судей в РФ» 26.06.92 г. 5. ГПК РФ 6. ГК РФ 7. СК РФ Судебная практика: 1. О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 20 января 2003//Российская газета. – 2003. - №15. 2. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №8 от 31 октября 1995//Российская газета. - №247. – 28.12.95. 3. О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 (в ред. от 09.02.2012 г.) // БВС РФ. – 2008. -.№ 9…Рос. газета. – 17.02.2012.- № 35.
Задание 2 1. Раскройте вопрос. Порядок и последствия возбуждения гражданского дела в суде. 2. Решите задачу. Драматург Семенов, проживающий в г. Воронеже, заключил договор с Московским театром "Современник" о написании для театра пьесы. В договоре стороны записали пункт, в котором указали, что все споры, вытекающие из заключенного договора, подлежат рассмотрению в Московском городском суде. Семенов написал заказанную ему пьесу, но предоставил право ее первой постановки Воронежскому драмтеатру. Театр "Современник" предъявил в Московском городском суде иск к Семенову с требованием исполнить договор. Однако, суд заявление не принял, разъяснив, что дело должно рассматриваться в районном суде. В каком суде должно рассматриваться данное дело? 3. Решите задачу. Беляков обратился в суд с иском к филиалу АО "Титан" о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве. В назначенный день в судебное заседание явились истец Беляков, директор филиала, технический инспектор профсоюза, представитель трудового коллектива, заместитель начальника цеха, привлеченный в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика, по вине которого произошла авария в цехе, прокурор, два свидетеля, вызванные по просьбе Белякова, адвокат, представляющий интересы истца. Определите последовательность выступления всех вызванных в судебное заседание лиц как при разбирательстве дела по существу, так и в судебных прениях. 4.Ответьте на вопрос. Какие из указанных возражений можно отнести к материально-правовым, а какие к процессуально-правовым? При рассмотрении дела представитель ответчика заявил: а) истец ограниченно дееспособен и не может вести дело; б) иск не доказан имеющимися в деле доказательствами; в) требование истца погашено исковой давностью; г) истец неправильно толкует нормы гражданского права; 5. Ответьте на вопрос. Допущены ли нарушения процессуальных сроков в следующих случаях (обоснуйте свой ответ): а) дело о восстановлении на работе рассмотрено на второй день после его возбуждения; б) с заявлением об отмене заочного решения ответчик обратился на пятнадцатый день после его вынесения; в) судебный приказ о взыскании заработной платы выдан взыскателю спустя месяц после его обращения в суд с соответствующим заявлением; г) повестка и копия искового заявления высланы в адрес ответчика за три дня до предстоящего судебного заседания; д) с заявлением о вынесении дополнительного решения в части судебных расходов истец обратился в суд спустя два месяца после вынесения основного решения; е) должник представил возражения относительно исполнения судебного приказа спустя двадцать дней со дня его вынесения, сославшись на то, что суд не известил его о вынесении судебного приказа; ж) копия заочного решения направлена в адрес ответчика на следующий день после его вынесения; з) с апелляционной жалобой на заочное решение истец обратился на двадцатый день после его вынесения. Рекомендуемая литература 1. Аветисов Г.С. Роль адвоката в исполнительном производстве / Г.С. Аветисов. // Общество и закон. – 2005. – № 2. – С. 114-116. 2. Гражданский процесс: краткий курс лекций / М.Ю. Лебедев, Ю.В. Францифоров, А.Н. Балашов. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 192 с*. 3. Гражданский процесс: Учебник / под ред. М. К. Треушникова. - М.: ООО «Городец-издат», 2011. - 675 с. 4.Гражданский процесс: Учебник для бакалавров / под ред. М.Ю. Лебедева. – 3-е изд., перераб и доп. - М.: Юрайт, 2012. – 410 с*. 5. Процессуальные сроки. Систематизированный перечень / авт.-сост. Ю.Ф. Петрунин; под ред. Р.В. Даниловой, С.А. Муратовой. – М.: Право и закон, КолосС, 2003. – 368 с. Нормативные акты: 1. ГПК РФ 2. АПК РФ 3. ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» 09.07.2003 Судебная практика: 1. О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 20 января 2003//Российская газета. – 2003. - №15. 2. О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам: Постановление Пленума Верховного суда РФ № 12, Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 12 от 18 августа 1992 // Вестник ВАС РФ. - 1992. - №1. 3. О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 (в ред. от 09.02.2012 г.) // БВС РФ. – 2008. -.№ 9…Рос. газета. – 17.02.2012.- № 35.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|