Контрольные задания по теме 9
Занятие 9. Контроль и оценка в обучении Основные понятия:
Диагностика – это исследование, выяснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса с целью повышения его эффективности и определения результатов обучения. Критерии оценки знаний – требования, на которые следует ориентироваться при оценке знаний (полнота знаний, их правильность, точность, уровень знаний, их осознанность, прочность). Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике.- М., 2004. - С. 67 Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - С. 331. Методы контроля знаний – процедуры выявления достижений учащихся с помощью специально подобранных вопросов, заданий, упражнений, ответы на которые свидетельствуют об усвоении знаний, умений и навыков. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. - С. 67
Обучаемость – восприимчивость обучаемого к обучению и накоплению опыта, зависящая от его способностей. Современный словарь по педагогике. - Мн., 2001. - С.507. Обучаемост ь – способность индивида усваивать общие и специальные знания, умения и навыки в процессе обучения с разной скоростью и полнотой. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. - С. 34. Обученность – достигнутыйуровень усвоения, результат усвоения обучаемым основ наук на момент осуществления диагностики.
Контроль знаний - оценка знаний по определенной программе, где все вопросы заранее известны и не зависят от ответов, которые могут быть даны учащимися.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. - С. 67. Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, определенными в учебной программе. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 336
Оценка – определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Современный словарь по педагогике. - Мн., 2001. - С.553. Отметка - определение и выражение в условных знаках-баллах степени усвоения учащимися знаний и, умений, установленных программой. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в СУЗах. - М., 1990. - С 159. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие педагогической диагностики: сущность, объекты, функции. 2. Контроль знаний и умений школьников в процессе обучения. 3. Оценка и учет результатов учебной деятельности школьников.
Тема для рефератов: 1. Педагогическая диагностика и эффективность учебно-воспитательного процесса.
Практическое задание: 1. Отработать одну из методик диагностирования обученности школьников (по выбору преподавателя).
Основная литература: 1. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2003. Т.1. - С. 543-566. Или 2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.329-343. Или 3. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанский. - М., 1983. – С. 407-409. 4. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Инструктивно-методические материалы. - Мн., 2002. - С. 7-20.
Дополнительная литература 1. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А.И.Кочетова. - Мн.: Народная асвета, 1987.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ТЕМЕ 9 1. Что означает понятие «диагностика»? 2. Докажите, что диагностика более широкое понятие, чем традиционная проверка знаний. 3. Какое место занимает контроль в учебном процессе? Каковы его структурные компоненты? 4. Назовите функции контроля. 5. Что такое оценивание и оценка? 6. Перечислите факторы определившие введение 10-бальной системы оценивания учебных достижений учащихся.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 9
1.Дополните схему, разместив структурные компоненты в хронологической последовательности (отметка, оценка, учет, выявление, изменение, наблюдение, проверка).
2. Впишите определения понятий. Оценка – это ….. Отметка – это … Из перечисленных ниже требований определите требования к выбору методов оценки и проверки знаний. А. Систематичность и регулярность осуществления контроля знаний ученика и всего класса. Б. Установление межпредметных связей. В. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов и потребностей. Г. Объективность контроля (создание равных для всех школьников условий). Д. Оптимальность контроля (когда за небольшое время можно было бы выявить и оценить уровень знаний у всех школьников). Е. Связь с жизнью, личным опытом учащихся. 3. Прокомментируйте мысль С.Л. Рубинштейна «Поскольку человек – существо сознательное, он ожидает и предвидит оценку. Оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляет в ту или иную сторону, повышает или снижает ее уровень». На ваш взгляд, отчего зависит критерий оценки?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|