Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участие школьников в туристско-краеведческом движении «Отечество»

История Ставропольского края: проблемы преподавания, методические подходы и перспективы.

Участие школьников в туристско-краеведческом движении «Отечество»

1. В 2016 году по инициативе МО СК, СКИРО ПК и ПРО, Ставропольского регионального отделения РВИО начата работа над созданием УМК «История Ставрополья с древнейших времен до начала XXI века» для общеобразовательных организаций.

 

2. Необходимость создания нового учебника по истории Ставрополья продиктовано не только развитием исторической науки, накоплением новых исторических знаний, но и переосмыслением роли истории как школьного предмета в воспитании патриотизма и гражданственности у школьников.

3. 20 лет назад вышел учебник «История Ставропольского края с древнейших времён до 1917г.» (1996), 15 лет назад вышел учебник А.Кругова «Ставропольский край в истории России» (2001), 10 лет назад вышло его 2-е издание (2006).

 

4. Все мы знаем, что в историко-культурном стандарте, среди приоритетов школьного курса истории выделены такие составляющие как «многоуровневое представление истории» и «человек в истории». Курс истории должен сочетать историю регионов и локальную историю (прошлое города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности как граждан страны, жителей края, села, хранителей традиций рода и семьи. Историко-культурный стандарт предполагает расширение в преподавании истории материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи, в том числе на примере различных регионов.

 

5. При разработке проектов учебников по истории Ставрополья в основу положен историко-культурный стандарт, который представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. При этом проект исходит из того, что курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села).

6.Учебник истории Ставрополья в его традиционной форме сохраняет свою образовательную миссию, но будет способствовать побуждению школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник будет стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников.

 

7. Учебник истории Ставрополья, составляющий ядро учебно-методического комплекса, будет: универсальным носителем исторической информации; средством развития познавательной деятельности; ресурсом личностного становления учащихся; содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания; быть комплексным по составу и представлению исторического материала; стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий); включать мировоззренческо-ценностные и познавательно-методологические компоненты.

 

8. Учебное пособие планируется издать в 3-х книгах. Первая книга - 5-7 классы. В 5 классе изучается раздел «Территория Центрального Предкавказья в древности». В 6 классе - «Территория Центрального Предкавказья в эпоху средневековья». В 7 классе «Центральное Предкавказье в эпоху нового времени». Вторая книга для 8-9 классов. В 8 классе изучается раздел «Ставрополье в XVIII веке», в 9-м «Ставропольская губерния в XIX- начале ХХ в.». Третья книга для 10 класса (с 1914г. до начала ХХI века). Его содержание будет синхронизировано с курсами всемирной истории и истории России и учитывает переход на линейную систему обучения. Курс состоит из 48 параграфов, содержательно охватывающих период от каменного века до настоящего времени. Неравномерное распределение количества параграфов по классам будет оговорено в методических рекомендациях для учителей, будет дана возможность вариативности в преподавании тем.

9. Авторский коллектив – преподавателиСКФУ (кафедра истории России; кафедра зарубежной истории, политологии и международных отношений), Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, члены Ставропольского регионального отделения РВИО, сотрудники СГМЗ им. Г.Прозрителева и Г.Праве, учителя общеобразовательных организаций края. Руководитель авторского коллектива Данилов (издательство «Просвещение»). УМК войдёт в федеральный перечень учебников. Выход его планируется к 2017-2018 учебному году.

 

10. При обсуждении плана-проспекта УМК были учтены рекомендации учителей школ (Анисимовой А.Б., Данько Н.В., Котова С.Н., Мастрюковой Р.Е.) и зав. кафедрой гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО Масюковой Н.Г.) и в план были внесены некоторые изменения. Они касались распределения изучаемых единиц по классам, а также количеству часов на изучение тех или иных тем. Так, например, увеличено количество уроков на изучение Великой Отечественной войны (§§38-41). По аналогии с УМК издательства «Просвещение», в тексты параграфов будут включены исторические портреты выдающихся личностей («История в лицах»), а также документы эпохи, словарь, лента времени, карты. В дальнейшем СКИРО ПК и ПРО планирует подготовку и издание методических и дидактических материалов к региональному учебнику.

 

11. Стандарт указывает на необходимость более широкого привлечения в образование краеведческого ресурса. Краеведение и краеведческий подход в образовании имеют особое значение. «Школьное краеведение – педагогический процесс организации деятельности учащихся, связанный с изучением ими родного края и применением приобретённых знаний на практике, в увязке с решением общеобразовательных задач» (Бабакова, 1996). Чем лучше будет поставлена в школах краеведческая работа, тем эффективнее будет работа по формированию всесторонне развитой личности. В связи с этим, возрастает роль школьных музеев в образовательном процессе.

12. В Ставропольском крае, равно как и в других регионах, органы управления образованием разрабатывают и реализуют различные модели использования школьного краеведения, которые обладают наиболее эффективным образовательно-воспитательным потенциалом. В основном, используется два принципиальных подхода. Первый - введение специального предмета в программу основного образования (вариативная часть учебного плана). Например, «Кубановедение» в Краснодарском крае. В нашем крае курс регионального краеведения знакомит с историей, географией, экономикой, культурой Ставрополья значительной части учащихся учреждений основного образования. («Физическая, экономическая география Ставропольского края», «Ставропольский край в истории России»). Второй подход - осуществление регионального компонента через систему дополнительного образования.

13. Задача краеведения состоит в добывании новых или малоизвестных фактов региональной истории, выявлении новых источников, новой интерпретации уже известных и т.п. Задача краеведения заключается также и в том, чтобы предоставить возможность любому человеку и в первую очередь школьнику заниматься такой проблематикой региональной истории или природы, которая ему интересна.

14. Такую возможность даёт участие школьников во Всероссиийском туристско-краеведческом движении обучающихся РФ «Отечество». Это своего рода система внеклассного краеведения, позволяющая, в том числе, сделать более тесными организационно-методические связи с местными учреждениями дополнительного образования. Необходимо активнее включаться в работу по программам «Отечество» как самим школьникам, так и учителям-предметникам в качестве наставников. Программы движения (их 19) самые разнообразные: Родословие, Летопись родного края, Земляки, Археология, Этнография, Военная история России, Великая Отечественная война, Школьные музеи и тд. Разнообразны и формы работы юных краеведов: организация походов, экспедиций, создание баз данных по выбранным темам, составление летописей, хроник, подготовка краеведческих карт, атласов, Книг Памяти, путеводителей, формирование музейных коллекций, поисковая работа, организация краеведческих выставок и т.д.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...