Вопрос 41. Психология в эпоху античности.
Семинар № 2 История психологии для бакалавров 1 курс
Вопрос 2. Изменение представлений о предмете психологии в истории психологической науки. Основная задача истории психологии заключается в том, чтобы через анализ прошлого психологии правильно определить ее современное состояние и прогнозировать ее будущее. Этапы развития психологии. В своем развитии психология прошла несколько этапов. 1. Донаучный период (до VII – VI вв. до н. э.) В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Душа рассматривалась без раскрытия ее конкретного содержания и функций. Складывалось лишь общее представление об охранительной и активной роли души. 2. Философский период (VII – VIвв. до н. э. – конец XVIII – начало XIXв.). Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому он получил условное название философского периода. Философский период охватывает следующие вехи: Античная психология рассматривала душу как источник активности тела, обладающую функциями познания и регуляции поведения. (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Платон, Аристотель, Сократ). Психология Средневековья (I – XVвв.) І – ІІ вв. новой эры – начало разложения рабовладельческого общества. В І в. христианство признается государственной религией, а к IV в. границы ее влияния выходят далеко за пределы Рима. (Плотин). Развитие психологии в эпоху Возрождения (XV – XVII вв.). Период возрождения был временем возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматов. Эти века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики
Психология Нового времени (XVI – XVIII вв.). Интенсивное развитие капиталистических отношений повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Успехи и достижения механики и естествознания имели большое научное, практическое и идеологическое значение. (Р. Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц). Психология Просвещения (конец XVIII – середина XIX в.). Ассоцианистическая психология. Термин «ассоциация «, понимаемый как сочетание идей, был введен в науку Д. Локком. В Англии идеи Д. Локка развивали передовые мыслители этого времени: Д.Толанд (1670 – 1721), Д. Гартли (1704 – 1757) и Дж. Пристли (1733 – 1804). Психология XIX в. (середина XIX в.). Экспериментальная психология (серединаXIX – начало XXв.). Зарождение экспериментальной психологии по праву связывают с именем немецкого ученого В. Вундта (1832 – 1920). Став в 1875 году профессором философии в Лейпциге, Вундт в 1879 году создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в институт. Психологию Вундт рассматривал как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого, управлять ею. 3. Развитие психологии как самостоятельной научной дисциплины ( серединаXIX – начало XXI в). Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10 –30-е годы XXв.). В этот период в психологии возникает кризисная ситуация. Причин было несколько: отрыв психологии от практики, невозможность объяснить ряд проблем самой психологии. Попытки преодоления кризиса привели к развитию новых направлений в психологии. Наибольшую известность получили три направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ. Дальнейшее развитие психологических школ. (40 – 60-е годы XXв.). В этот период появляются новые направления, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая, когнитивная). Этот период характеризуется совершенствованием методов исследования (новых методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного). Получили дальнейшее развитие теоретические концепции в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий.
Современная психология (60-е годы – начало XXI в.). В этот период совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики, появляются тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.
Вопрос 41. Психология в эпоху античности.
Представления о душе философов Милетской школы. VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного общества и перехода к рабовладельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни привели к существенным изменениям в области мышления. Эти изменения заключались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний. Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые возникшие философские школы. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес (624-547 гг. до н.э.) в качестве первоосновы сущего указывал воду. Поскольку из воды происходит и твердое и газообразное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее представляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Душа приписывалась, например, и магниту и янтарю, поскольку те обладают притягательной силой.
Понимание природы души Гераклитом (530-470 гг. до н.э.). Душа - это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название “психея”. Следует подчеркнуть, что введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 г. Гоклениусом будет предложен термин “психология”, который, начиная с работ Х.Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная психология” (1734) станет общеупотребительным для обозначения науки, изучающей психику человека. Естественнонаучные представления Алкмеона. Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и телесных основаниях, ставились в древнее время не только философами, но также представителями медицины.. Из древних особо выделяется крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон (VI-V вв. до н.э.), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом. Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к органам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия. Гиппократ и его учение о темпераменте. Крупный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир образуется из четырех стихий. Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, лежат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижности, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в разной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.
Выделением четырех типов темперамента и характера Гиппократ вошел в историю психологии как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей. Философско-психологическая система Сократа – Платона. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других. В более развернутом виде идеи Сократа были представлены в работах его ученика и последователя Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бытия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие-это материальный мир, созданный богом из четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проникновения бытия в небытие, поскольку все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее, ибо они есть искаженные подобия или тени идей, с другой - вещи причастны к небытию или материи, ибо они ею наполнены. Таким образом, чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи. Наивысшей идеей является идея блага. Высшая идея блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоречиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Кроме них, существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и т.д. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Таким образом, Платон приписывал душам активную функцию. Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного организма: она может переселяться из одного тела в другое. Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.
Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело действует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделеющая душа в печени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|