Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эксплуатация и ремонт авиационного оборудования

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ

 

летательных аппаратов.

 

 

Тема №24: Ремонт авиационной техники.

Занятие №:1. Организация ремонта АТ. Методы поиска и устранения неисправностей.

Вид занятия: групповое

Время занятия: 2 часа

Цели занятия: 1. Развитие командных и методических навыков;

2. Изучение организации ремонта авиационной техники в частях;

3. Получение общего представления о ремонте АТ на авиаремонтных предприятиях и предприятиях промышленности.

Вводная часть занятия (5 минут)

 

1. Принять рапорт дежурного по взводу;

2. Проверить присутствующих по списку;

3. Объявить тему, цель, время и учебные вопросы занятия;

Контрольные вопросы:

 

1. Контрольный опрос не проводится

 

Учебные вопросы, время и содержание занятия Методические приемы и указания
1. Общие положения. 5 минут. В процессе эксплуатации АТ может оказаться в неисправном состоянии вследствие появления случайных отказов, износа, старения некоторых ее деталей, агрегатов и узлов, различного рода повреждений, в том числе и боевых. Ремонт является одним из эффективных способов сохранения, продления срока службы и поддержания на высоком уровне боеготовности АТ. В современных условиях ведения боевых действий с массовым применением ЛА и увеличением эффективности средств их поражения роль ремонта значительно возрастает. Ремонт АТ в ВВС организуется и направляется инженерно-авиационной службой. При выполнении ремонта АТ выполняется комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности АТ и (или) восстановлению ресурсов АТ и ее составных частей. 2. Виды ремонта АТ. 10 минут. По месту проведения ремонт делится на заводской и войсковой. По объему ремонт делится на текущий, средний и капитальный. Текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности АТ и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных ее составных частей. После текущего ремонта АТ допускается к эксплуатации в пределах остатка ранее установленного ей ресурса (срока службы). Средний ремонт выполняется для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса АТ с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в ремонтной документации. После среднего ремонта АТ допускается к эксплуатации в пределах остатка ранее установленного ресурса (срока службы), либо с установлением очередного назначенного межремонтного ресурса (срока службы). Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса АТ с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. После капитального ремонта АТ допускается к эксплуатации с установлением очередного назначенного межремонтного ресурса и срока службы. Текущий, средний и капитальный ремонт различают по трудозатратам, необходимым для восстановления исправности (работоспособности) АТ и по предельным срокам ремонта. Ориентировочные нормы трудозатрат и предельно допустимые сроки для восстановления исправности (работоспособности) ВС приведены в приложении № 3.15 к ФАП ИАО. 3. Войсковой ремонт. Средства войскового ремонта. 25 минут. Войсковой ремонт изделий АТ выполняется в местах расположения неисправной АТ силами и средствами ремонтно-восстановительных органов (полковых групп, ато, техп, сис, тэч, региональных баз войскового ремонта ВС (АУСП), ВАРМ (ПАРМ), выездных ремонтных бригад АвРЗ и заводов-изготовителей) и других ремонтных органов. Войсковой ремонт выполняется для обеспечения или восстановления исправности и (или) работоспособности АТ и состоит в замене и (или) восстановлении ее отдельных составных частей. В процессе предварительной оценки технического состояния поврежденной или отказавшей АТ определяются ориентировочные трудозатраты на ремонт, и назначается вид необходимого ремонта. Как правило, восстановление ВС и АД после повреждений или отказов, требующих текущего ремонта, выполняется в ато и тэч части, требующих среднего ремонта – в ВАРМ. Воздушные суда, восстановить которые войсковым ремонтом невозможно, отправляются для ремонта на АвРЗ (заводы-изготовители). Решение о целесообразности восстановления ВС, получившего повреждения в процессе эксплуатации, принимает главнокомандующий видом Вооруженных Сил. Воздушные суда, требующие ремонта в ВАРМ (АвРЗ, заводе-изготовителе), передаются из частей в ВАРМ (АвРЗ, завод-изготовитель) полностью укомплектованными и с оформленной документацией. Ответственным за состояние, укомплектованность и правильность оформления документации является заместитель командира части по ИАС. Восстановление поврежденных или отказавших агрегатов (блоков, приборов, устройств) в войсковых условиях производится по эксплуатационной и (или) ремонтной документации (руководство по эксплуатации, руководство по ремонту боевых повреждений, руководство по войсковому ремонту и т. п.). Восстановление агрегатов (блоков, приборов, устройств), технологии ремонта которых в действующей документации отсутствуют, может производиться по решению заместителя командира части по ИАС. В этом случае, технологические карты выполнения ремонта отрабатывают инженеры части по специальности. Отремонтированные агрегаты устанавливаются на ВС или используются для пополнения обменного фонда. Учет отремонтированных в войсках агрегатов (блоков, приборов, устройств) ведется в журнале (приложение № 4.39 к ФАП ИАО). Агрегаты (блоки, приборы, устройства), отремонтировать которые в войсковых условиях невозможно, направляются для ремонта на АвРЗ (завод-изготовитель). При вынужденной посадке ВС вне аэродрома восстановление его до летного состояния, как правило, проводится на месте вынужденной посадки. При невозможности восстановления ВС до летного состояния на месте вынужденной посадки производится эвакуация его к месту ремонта. Решение об эвакуации принимает командир авиационной части. Эвакуация выполняется силами и средствами атч с участием ИТС авиационной части, которой принадлежит ВС (ИТС АвРЗ). На АТ, проходящую в войсковых условиях средний ремонт, заводится дело ремонта. В дело ремонта входят: - приемо-сдаточный акт; - ведомости дефектации; - ведомости выполненных на АТ восстановительных, регулировочных, профилактических и других работ, а также работ по замене агрегатов и узлов; в ведомостях указываются примененные методы ремонта и контроля и трудозатраты на выполненные работы; - протоколы всех проведенных испытаний; - карточки облета ВС после ремонта и материалы ОК полета на облет; - перечень израсходованных ЗЧМ. Заключение о пригодности АТ к эксплуатации после ремонта с указанием эксплуатационных ограничений, если они есть, записываются в формуляр АТ. На АТ, проходящую текущий ремонт, дело ремонта не заводится. Факт ремонта с указанием выполненных работ и метода ремонта, а также трудозатраты записываются в соответствующий раздел формуляра (паспорта). При проведении войскового ремонта подразделения частей и ВАРМ (бригады АвРЗ и заводов-изготовителей) используют средства войскового ремонта частей (ВАРМ). При необходимости для выполнения войскового ремонта может привлекаться технологическое оборудование АвРЗ и заводов-изготовителей. Средства войскового ремонта представляют собой совокупность зданий, сооружений, технических устройств, ЗЧМ, предназначенных для осуществления войскового ремонта АТ. Средства войскового ремонта могут быть стационарными и подвижными (транспортабельными). Стационарные и подвижные средства войскового ремонта являются производственной базой тэч частей и ВАРM. Стационарные средства войскового ремонта используются при войсковом ремонте АТ на местах постоянного базирования. Подвижные (на базе автомобилей, прицепов и.т.п.), приспособленные к перевозке воздушным транспортом используются, кроме того, при ремонте ВС на местах вынужденных посадок и при маневре. Авиационные технические отряды осуществляют войсковой ремонт, используя средства эксплуатации и отдельные технические устройства из состава средств войскового ремонта. Средства войскового ремонта закрепляются за начальниками технических расчетов, начальниками групп тэч части (полковых групп, ВАРM), содержатся укомплектованными, исправными и в постоянной готовности к использованию по прямому назначению, а подвижные, кроме того, и к перебазированию. Ответственными за состояние средств войскового ремонта, их готовность к применению и перебазированию являются: в ато – командир ато, в тэч части (ВАРM) – начальник тэч части (ВАРM). Периодически в ато, тэч частей (ВАРМ) должна производиться аттестация рабочих мест войскового ремонта. По результатам аттестации производятся замена и модернизация устаревшего оборудования в целях повышения его производительности и мобильности. Порядок и сроки проведения аттестации рабочих мест устанавливается для частей ВВС начальником вооружения – заместителем главнокомандующего ВВС по вооружению. Весь ИТС частей и ВАРМ должен быть подготовлен к выполнению войскового ремонта эксплуатируемой АТ. Обучение ИТС войсковому ремонту в соответствии с КБП ИТС организуется инженерами частей по специальности (начальниками групп ВАРМ) и проводится инструкторами практического обучения на учебной базе тэч части (ВАРМ). За подготовку личного состава к войсковому ремонту отвечают: в техническом расчете – начальник технического расчета, в ато – командир ато, в тэч части (ВАРМ) – начальник тэч части (ВАРМ), в сис (техп) – начальник сис (техп). За подготовку выездных ремонтных бригад (далее именуются – ВРБ) АвРЗ отвечает главный инженер АвРЗ. Инструкторами практического обучения по войсковому ремонту назначаются специалисты ИТС, прошедшие подготовку в ВАРМ, АвРЗ или на заводах-изготовителях в соответствии с программами обучения и КБП ИТС. 4. Заводской ремонт. 20 минут. Заводской ремонт АТ проводится для восстановления исправности и (или) ресурса АТ. Он выполняется в соответствии с государственным оборонным заказом на АвРЗ авиаремонтной сети ВВС, заводах-изготовителях и АвРЗ федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих в своем составе государственную авиацию. На АвРЗ авиационной ремонтной сети ВВС возлагаются задачи: - выполнение ремонта, модернизации АТ и СНО СП, а также работ по бюллетеням, введенным в действие начальником вооружения – заместителем главнокомандующего ВВС по вооружению; - оказание помощи авиационным частям в восстановлении поврежденной или отказавшей АТ силами ВРБ АвРЗ; - поддержание необходимой мобилизационной готовности производства, средств ремонта и личного состава; - гарантийное обслуживание отремонтированной на АвРЗ АТ по вызовам эксплуатирующих частей. Плановые заводские ремонты АТ выполняются с периодичностью, предусмотренной бюллетенями, введенными в действие начальником вооружения – заместителем главнокомандующего ВВС по вооружению, или его указаниями. Направление АТ на АвРЗ для выполнения ремонта осуществляется на основании плана подачи ее в ремонт. План подачи составляется на основе плана отхода АТ в ремонт. Ответственность за своевременное планирование отхода и за выполнение плана подачи АТ в ремонт возлагается на главных инженеров объединений. Неплановые заводские ремонты ВС производятся на основании соответствующих решений начальника вооружения – заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению о порядке и сроках восстановления. Неплановые заводские ремонты двигателей производятся на основании актов об оценке их технического состояния, составляемых авиационными частями с участием представителей АвРЗ (приложение № 4.40 к ФАП ИАО). Приемка ВС от представителей эксплуатирующей части в ремонт на АвРЗ осуществляется специалистами станции наземных и летных испытаний (СНЛИ). На каждое ВС, принятое в ремонт на АвРЗ, оформляется приемо-сдаточный акт в трех экземплярах (приложение № 4.41 к ФАП ИАО) и заводится контрольная карточка (контрольный лист), в которой отмечаются укомплектованность и неисправности, которые необходимо устранить в случае возврата ВС в авиационную часть без ремонта. Воздушные суда, прибывшие на АвРЗ, хранятся до запуска в ремонт полностью укомплектованными (за исключением секретного оборудования, АСП и ПТС). При этом должна обеспечиваться готовность их к передаче в авиационные части в срок не более 5 суток. Принятые в ремонт ВС устанавливаются на временное хранение на стоянке ремфонда. На каждое ВС прикрепляется бирка с указанием даты его последней и очередной консервации. Все работы на ВС ремфонда проводятся техническим составом станции летных испытаний АвРЗ в соответствии с действующей документацией. Агрегаты, блоки и устройства систем планера, АВ, АО и РЭО подлежат ремонту в сроки, установленные бюллетенями заводов-изготовителей или указаниями начальника вооружения – заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению для каждого конкретного типа АТ. При капитальном ремонте ВС подлежат ремонту все блоки, агрегаты и устройства систем планера, АВ, АО и РЭО, остаток межремонтного ресурса или межремонтного срока службы которых не обеспечивает их эксплуатацию до очередного ремонта ВС. Если остаток назначенных сроков службы (ресурсов) комплектующих агрегатов меньше устанавливаемых межремонтных сроков службы (ресурсов) основного изделия, то при ремонте производятся работы по их увеличению по документации, вводимой в действие бюллетенями заводов-изготовителей. При среднем ремонте допускается не ремонтировать блоки, агрегаты и устройства систем планера, АВ, АО и РЭО при остатке их межремонтного ресурса более 200 часов и межремонтного срока службы более двух лет. Номенклатура таких агрегатов и устройств специально указывается в перечне работ, подлежащих выполнению при соответствующем виде ремонта ВС. На отремонтированных ВС остатки ресурса и срока службы узлов и деталей из полимерных материалов, не входящих в состав агрегатов и устройств систем планера, АВ, АО и РЭО, должны обеспечивать возможность их эксплуатации до очередного ремонта ВС. Работы по бюллетеням, подлежащие выполнению в эксплуатирующих частях, проводятся на АвРЗ в том случае, если детали, комплектующие изделия, оборудование и инструмент для них направлены авиационной частью вместе со сдаваемой в ремонт АТ. Работы по бюллетеням, при невыполнении которых эксплуатация АТ запрещена, проводятся и после окончания ремонта, до отправки АТ в части. Детали, комплектующие изделия, оборудование и инструмент для выполнения работ по бюллетеням заводов-изготовителей, выполняемым при ремонте, истребуются и направляются на АвРЗ в количестве, соответствующем плану ремонта. При непоставке деталей по бюллетеням заводами-изготовителями на АвРЗ (в случаях их своевременного запроса АвРЗ) разрешается передача отремонтированной АТ в авиационные части с невыполненными работами по бюллетеням, если это не влияет на безопасность полетов. Разрешение на передачу в части недоработанной техники дает начальник вооружения – заместитель главнокомандующего ВВС по вооружению. Доработка такой АТ производится в сроки, установленные совместным решением ВВС и заводом-изготовителем. Метрологическое обеспечение организуется и проводится главным метрологом АвРЗ во взаимодействии с группами надежности и управления качеством продукции, а также центральной заводской лабораторией и контролируется заместителем начальника (директора) АвРЗ по качеству – начальником ОТК. Технология ремонта АТ должна соответствовать ремонтной документации. Изменение конструкции АТ при ремонте, объема и технологии ремонта производится на основании бюллетеней заводов-изготовителей и указаний начальника вооружения – заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению. После выполнения на АТ всего объема ремонтных, сборочных, регулировочных работ и наземных испытаний проводятся ее летные испытания. При установке на отремонтированную АТ новых агрегатов, узлов, приборов, блоков, изготовленных на заводах-изготовителях, принятых руководителем военного представительства на данном заводе, или отремонтированных на других АвРЗ, АвРЗ несет ответственность только за правильность их монтажа и регулировки. Датой окончания ремонта АТ считается: для ВС – день оформления формуляра должностными лицами АвРЗ; для АД и бортовых устройств – день сдачи их после ремонта на склад АвРЗ или склад органов тыла. В формулярах (паспортах) на АТ, прошедшую заводской ремонт, указывается ресурс (срок службы) до очередного ремонта, равный назначенному межремонтному или остатку межремонтного (назначенного полного) ресурса (срока службы), а также устанавливаются гарантийные обязательства в соответствии с действующей нормативной документацией. Дела ремонта на отремонтированную АТ хранятся на АвРЗ в течение межремонтного срока службы АТ или до ее поступления на данный АвРЗ в очередной ремонт. Передача отремонтированных на АвРЗ ВС представителям эксплуатирующих частей осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил (приложение № 4.42 к настоящим Правилам). Отремонтированная АТ, отправляемая транспортом в части (на склады) отдельно от ВС, должна быть укомплектована, законсервирована, упакована в исправную штатную тару, и иметь оформленную пономерную документацию. При выявлении на АТ, прошедшей ремонт на АвРЗ, отказов по вине АвРЗ вызов представителей АвРЗ, предъявление рекламаций, восстановление АТ, а также исследование отказавших изделий осуществляется в установленном порядке. 5. Особенности ремонта АО с боевыми повреждениями. 10 минут. При получении самолетом боевых повреждений необходимо провести тщательный осмотр самолета и проследить путь движения снаряда, пули, осколка. Агрегаты АО при боевых повреждениях в зависимости от степени повреждения ремонтируются в ТЭЧ, ВАРМ или АРЗ. Особенность АО в том, что большая протяженность кабелей СЭС и наличие трубопроводов воздушного питания АМП, системы кислородного питания. Определение технического состояния: - проверить, нет ли повреждений внешней защиты (чехла, кожи). Если имеется повреждение внешней защиты, то необходимо осмотреть провода в районе повреждения защиты. - определить по цвету изоляции провода и состоянию полуды наконечников, не было ли перегрева проводов. Потемнение изоляции и оплавление полуды наконечников указывает на перегрев провода и плохой контакт (повышенное переходное сопротивление) в местах спая (обжатия) наконечника. В полевых условиях допускается восстанавливать: - поврежденные участки жгутов и их отводов; - незначительные повреждения экранирующих оплеток; - обрыв перемычек металлизации, соединяющих экраны жгутов с массой; - наружную изоляцию проводов и устранять обрывы проводов. В процессе полевого ремонта электросети самолета допускается использование резервных проводов взамен проводов с поврежденными жилами. В зоне повышенных температур жгуты обматывают фторопластовой лентой толщиной 0,2 мм, в двигательном отсеке – лента ЛАС, пропитанная фторопластом, или резиновая лента 14Р – 2. При заделке проводов в наконечники используются полихлорвиниловые трубки. Экранирующую оплетку ремонтируют: - проволочным бандажом; алюминиевой трубкой; пояском меди или латуни; путем замены оплетки на другую. Используемый припой «Розе» (970), ПОСК 47 легкоплавкий. Бензин «Калоша», Б-70, Спирто - канифолевая смесь. 6. Методы поиска и устранения неисправностей. 10 минут. При построении оптимальных схем поиска неисправностей применяют методы: "последовательного приближения (исключения)", "трудозатраты – вероятность", "половинного разбиения", "комбинированный". Метод последовательного приближения (исключения) В основу метода положен принцип: от простого к сложному. Сложную систему разбивают на отдельные участки, которые последовательно проверяют (на каждый участок – одна проверка). При каждой проверке непроверяемые участки отключают или заменяют их элементы на заведомо исправные. Затем на участке, где имеется неисправность, проверяют последовательно все элементы. Описанный метод применяется при отсутствии статистических данных по надежности элементов и трудоемкости проверочных работ. Его нельзя считать оптимальным, так как продолжительность поиска неисправностей с его использованием может быть весьма значительной. Метод половинного разбиения ("средней точки") Этот метод определения причин отказов применяется в начальный период эксплуатации новой АТ, когда отсутствуют данные по частоте отказов и неизвестны затраты времени на проведение проверок. В этом случае предполагается, что любой агрегат с равной вероятностью может быть причиной отказа системы, и затраты времени на осуществление различных поверок одинаковы. Сущность этого метода: Имеется, например в системе, восемь точек проверки. Первая разбивка в этой системе производится между точками 4 и 5, после чего проверяется исправность агрегатов с 1 по 4. Если они окажутся исправными, то агрегаты с 5 по 8 опять делятся на две группы и осуществляется проверка агрегатов 5 и 6 и т.д. Метод средней точки для определения причин отказов в начальный период число проверок эксплуатации новых образцов АТ является оптимальным, т.к. при его применении сводится к минимуму число проверок, необходимых для выявления неисправностей. Комбинированный метод. В тех случаях, когда между элементами системами имеются взаимосвязи, а трудозатраты (время), требуемые для проведения проверок и вероятности отказов известны и не равны между собой, оба рассмотренных выше метода не дают оптимальной последовательности поиска отказавшего элемента. При этом применяется так называемый "комбинированный" построения схемы поиска, в основу которого положен метод "половинного разбиения", но скорректированный с информацией о трудоемкости проверок и вероятности отказов (метод "трудозатраты – вероятность"). Он позволяет учитывать функциональные взаимосвязи между элементами, а также влияние неравенства их надежности в сложной структуре контроля. Этот метод часто используются для разработки алгоритмов в самолетных бортовых гидравлических, топливных, пневматических, механических и других системах, а также в силовых установках. Метод "трудозатраты – вероятность" ("время, стоимость – вероятность") Этот метод поиска неисправностей основан на учете статистических данных о трудозатратах (среднем времени, стоимости) на проведение отдельных проверок и относительных вероятностей появления различных отказов. Пример: Как и в случае применения метода последовательного исключения устанавливают те агрегаты и узлы исследуемой системы, неисправность которых может вызвать данный отказ. Предположим, что отказ могут вызвать пять агрегатов. С каких агрегатов начинать поиск причин отказа системы. Для ответа на этот вопрос необходимо знать относительные вероятности появления отказов этих 5 элементов W1, W2, W3, W4,W5 и трудоемкости по времени t1, t2, t3, t4, t5 выполнения работ при проверке каждого из них. Вероятность отказа агрегатов определяется по статистическим данным (опыту эксплуатации данного образца АТ). На основании этих данных можно наметить наиболее рациональную последовательность определения причины отказов. Очевидно целесообразно начинать проверку там, где отношение вероятности появления отказов к величине трудозатрат будет наибольшим, т.е. сначала проверяют ненадежные элементы, требующие небольшого времени проверки. Рассмотренный метод определения причин отказов является наиболее рациональным, однако применение его возможно только при наличии определенного опыта эксплуатации данного образца АТ. Частными случаями рассмотренного метода могут быть: "метод проверок по возрастающей трудоемкости" (t1< t2< t3< t4< t5 и метод контроля "слабых точек", при котором проверки производятся в порядке уменьшения относительной вероятности отказа компонентов системы (W1> W2 >W3> W4> W5).   Написать на доске   Написать на доске   Виды ремонта дать под запись в конспект     Нормы трудозатрат показать на слайде   Написать на доске   Назначение войскового ремонта дать под запись     Показать слайд журнала учета отремонтированных агрегатов     Состав дела ремонта дать под запись в конспект   Определение средств войскового ремонта дать под запись   Привести примеры средств войскового ремонта     Написать на доске   Назначение заводского ремонта дать под запись     Показать образец приемо-сдаточного акта   Работы, выполняемые при капитальном и среднем ремонтах дать под запись   Дату окончания ремонта дать под запись     Написать на доске   Допустимый ремонт бортовой сети в полевых дать под запись     Написать на доске   Методы поиска неисправностей дать под запись     Поясняя суть методов проверки, привести примеры  

Заключительная часть занятия

(5 минут)

1. Подвести итог занятия.

2. Ответить на вопросы слушателей.

3. Дать задание на самоподготовку.

4. Объявить тему следующего занятия;

 

Задание на самоподготовку:

 

1. Федеральные авиационные правила инженерно-авиационного обеспечения государственной авиации (ФАП ИАО ГА), часть 1: ИАО ГА, ст.ст. 522-569.

2. Приложения к ФАП ИАО, ч1: 4.41; 4.42.

3. Конспект лекций

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...