Тема 11. Криминалистическая видеофоноскопия
Объекты и задачи видеофоноскопических исследований. Правила осмотра носителей видео- и звуковых сигналов. Виды видеофоноскопических экспертиз. Вопросы, решаемые экспертизой голоса и речи, иных источников звука. Видеофоноскопическая экспертиза средств видеозвукозаписи; звуковой среды; идентификационные и диагностические исследования. Вопросы, решаемые видео- фоноскопической экспертизой по установлению условий и обстоятельств видео- звукозаписи. Консультация – 2 часа.
Тема 12. Криминалистические приемы обнаружения, фиксации, исследования материалов, веществ и изделий Понятие, задачи и объекты криминалистического обнаружения, фиксации исследования материалов, веществ и изделий как отдельных материальных образований. Возможности исследования и круг решаемых вопросов криминалистической экспертизы материалов, веществ, изделий. Подготовка материалов для КЭМВИ. Методы исследования состава и структуры материалов, веществ и изделий. Доказательственное значение результатов криминалистического идентификационного исследования материалов, веществ и изделий. Классическая лекция – 2 часа. Консультация – 2 часа.
Тема 13. Криминалистические приемы обнаружения, фиксации, исследования цифровой информации
Криминалистическое значение цифровой информации для расследования преступлений. Виды и классификация носителей цифровой информации. Особенности осмотра носителей цифровой информации. Правила и приемы копирования цифровой информации, опечатывания изымаемой вычислительной техники и носителей цифровой информации. Предварительное исследование цифровой информации. Компьютерно-информационная экспертиза: подготовка, назначение, решаемые вопросы.
Классическая лекция – 1 час. Консультация – 2 часа. Практическое занятие по теме «Подготовка и назначение компьютерно-информационной экспертизы» - 2 часа. Задание 1. Охарактеризуйте тактические приемы изъятия цифровой информации. Задание 2. Назовите предмет и объекты компьютерно-информационной экспертизы. Задание 3. Сформулируйте вопросы для компьютерно-информационной экспертизы.
Тема 14. Криминалистическая одорология
История возникновения судебной (криминалистической) одорологии как отрасли криминалистической техники. Понятие и направления развития современной криминалистической одорологии: кинологическая и инструментальная одорология. Формы использования служебно-розыскных собак в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений.
Виды и криминалистическое значение запаховых следов. Поиск, обнаружение и закрепление (консервация) следов запаха. Одорологическая выборка и судебно-одорологическая экспертиза: решаемые вопросы, тактические и организационные основы подготовки и проведения. Доказательственное значение одорологической выборки и судебно-одорологической экспертизы. Интерактивная лекция с показом учебного фильма – 1 час. Консультация – 2 часа.
Тема 15. Уголовная (криминалистическая) регистрация Понятие и задачи уголовной регистрации. Использование криминалистических учетов в следственной, оперативно-розыскной и экспертной практике. Система ведения криминалистических учетов. Оперативно-справочные, розыскные и справочно-вспомогательные криминалистические учеты. Виды и основные характеристики криминалистических учетов: дактилоскопический, алфавитный учеты. Геномная регистрация: обязательная, необязательная, учет геномной информации, предоставление геномной информации правоохранительным органам. Учеты по способам совершения преступлений. Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, больных и детей.
Консультация – 2 часа. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА Тема 16. Общие положения криминалистической тактики Понятие, задачи и система криминалистической тактики. Связь криминалистической тактики с криминалистической техникой и частной методикой расследования. Тактический прием и норма права. Тактический прием - основа криминалистической тактики: понятие, классификация. Виды тактических приемов, основанных на теории управления, психологии, логике, научной организации труда. Критерии допустимости применения тактических приемов в уголовном процессе. Тактическая комбинация как система тактических приемов и методов. Принятие и реализация тактических решений. Тактическая операция. Тактический риск и способы его минимизации. Классическая лекция – 2 часа.
Семинарское занятие – 2 часа. Задания. 1. УПК РФ предусматривает разнообразные процессуальные действия, наряду с которыми в следственной деятельности осуществляются превентивные, розыскные, административные, организационно-технические и т.п. меры. Задание: Укажите, все ли они нуждаются в тактическом обеспечении, средствами криминалистической тактики если нет, то чем это обусловлено? Проведите сравнительный анализ тех, которые, по Вашему мнению, в этом нуждаются со всеми остальными, дайте их характеристики.
2. Для эффективного производства следственного действия следователю, наряду с другими вопросами, в соответствие со сложившейся ситуацией необходимо определиться с выбором тактики следственного действия. В специальной литературе по этому поводу имеются две противоположные точки зрения. Согласно одной, определенные нормы уголовно-процессуального закона, несмотря на их императивный характер исполнения, являются тактическими приемами, если в них содержится тактический смысл. Это относится к статьям закона, в которые были включены те или иные рекомендации криминалистической тактики. Согласно другой, нормы закона не могут являться тактическими приемами. Задание: Как должен поступить следователь при выборе тактики следственного действия, чем руководствоваться, к каким источникам обратиться, какую позицию занять, учитывая при этом приоритетное значение закона? Изложите свое видение вопроса, аргументируйте его.
3. Расследование преступлений невозможно без тактических приемов криминалистики, обеспечивающих достижение целей уголовного судопроизводства. В практической деятельности следователя, судьи, государственного обвинителя, защитника применение тактических приемов осуществляется основанным на опыте (эмпирическим) путем, с использованием научных (теоретических) знаний. В специальной литературе по криминалистической тактике существует две точки зрения на понятие тактического приема: 1) это рациональный способ действия или целесообразная линия поведения; 2) это рекомендация, основанная на методах специальных наук (логики, психологии, НОТ и др.) и обобщений практики расследования преступлений. Задание: Какими соображениями должен руководствоваться тот или иной профессиональный участник судопроизводства для эффективного и высококвалифицированного выполнения своих функций, если учесть, что требования, предъявляемые к названным точкам зрения, разнятся между собой, что практически не может не сказаться на результатах расследования. Ответьте, в чем состоят принципиальные отличия к обозначенным подходам, и какие требования предъявляются к тактическим приемам в одном и другом случае?
Тема 17. Криминалистические версии и планирование расследования Понятие и значение криминалистических версий в раскрытии и расследовании преступлений. Классификация криминалистических версий. Требования, предъявляемые к версии, фактические и логические основания выдвижения версий. Логические правила построения версий: сопоставимость, альтернативность, полнота. Порядок выдвижения и проверки криминалистических версий. Критерии выбора последовательности проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при проверке версий. Версия – основа планирования в раскрытии и расследовании преступлений. Принципы планирования расследования. Виды и этапы планирования в расследовании.
Классическая лекция – 2 часа. Семинарское занятие по теме «Выдвижение и проверка следственных версий» - 2 часа. Последовательное решение задачи, состоящей из 2-х частей.
ЗАДАНИЕ. Часть 1.
Около 6 часов утра 22 ноября 2011 года дворник Петрова В. обнаружила на газоне у дома № 14 по ул. Лесной труп мужчины, о чем сообщила в 33 отделение милиции по телефону. Дежурный следователь СУ СК РФ по г. В-ку при выезде на место происшествия установил следующее: труп мужчины на вид 20-25 лет лежит на газоне на спине в 3 м 20 см от стены дома; ноги и правая сторона туловища повернуты к стене под углом 50 градусов, голова повернута вправо, правая рука откинута от тела в сторону под углом 60 градусов, левая – согнута в локте и лежит на передней поверхности туловища; трупное окоченение отсутствует, кожные покровы бледные, на задней поверхности туловища светло розовые трупные пятна; кости черепа в затылочной области подвижны на ощупь; на трупе надето: синие джинсы, рубашка х/б в сине-голубую клетку, 3 верхние пуговицы расстегнуты, рубашка не заправлена в джинсы, серые носки, опачканные в области следа, синие трикотажные трусы, белая майка.
Дайте определение криминалистической версии. Классифицируйте версии. Выдвиньте версии по предложенной ситуации и предложите пути их проверки. Сформулируйте правила проверки версий.
ЗАДАНИЕ. Часть 2.
В результате проведенных неотложных следственных действий по факту обнаружения трупа неизвестного мужчины 22 ноября 2011 года установлено следующее:
Погибшим является Птицын Сергей Александрович, 1989 года рождения, студент 4 курса Сельскохозяйственной Академии, зарегистрированный и проживавший в общежитии по адресу: ул. Петровская, дом 4 корп. 6 комната 8. Родители проживают в г. Волжске, ул. Смирнова, д. 3 кв. 5.
21 ноября 2011 года проживающая на 1 этаже дома 14 по ул. Лесной Васильева А.В. сообщила, что видела Птицына около 18 часов входящим в подъезд дома вместе с несколькими юношами и девушками, в числе которых был Максим Сергеев, проживающий в квартире № 484 на 12 этаже.
Сосед М. Сергеева указал, что в ночь с 21 на 22 ноября в квартире 484 собиралась компания молодежи, вели себя шумно, выпивали, выходили курить на лестничную площадку, шумели. Сосед из квартиры 485 Пучков даже несколько раз выходил к ним и делал замечания. Утром окно на лестничной площадке оказалось открытым настежь. О гибели молодого человека узнал в 10 часов 22 ноября от участкового инспектора.
Акт судебно-медицинского вскрытия: причина смерти Птицына – обширная тупая травма тела, сопряженная с разрывом печени, отрывом правого легкого, переломом основания и затылочной кости черепа. В крови содержание алкоголя 2,5 промили.
Вопросы: Какие из выдвинутых версий отпали? Выдвиньте новые версии и предложите пути их проверки.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя – составление плана выдвижения и проверки версий – 4 часа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|