Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность Правительства РФ




За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, ко­торая носит прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Возможна уголовная ответственность министров за соверше­ние ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане).

Политическую ответственность Правительство несет перед Прези­дентом РФ и перед парламентом.

Ответственность перед Президентом имеет абсолютный характер. Он вправе уволить Правительство в отставку в любой момент по свое­му усмотрению вне связи с какими-то обстоятельствами, указанными в Конституции РФ. Практически это происходит в связи с увольнени­ем в отставку Председателя Правительства (премьер-министра). Это означает, что увольняется и Правительство как таковое, хотя новый премьер-министр и сам Президент РФ могут сохранить состав преж­него Правительства или его отдельных членов. Б.Н. Ельцин неодно­кратно увольнял по своему усмотрению Председателя Правительства в отставку, часто даже без объяснения причины (такого объяснения не требуют ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон о Правительстве 1997 г.).

Президент может также уволить Правительство при наличии оп­ределенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему не­доверия. В этих случаях Президент может принять альтернативное решение: уволить Правительство в отставку или распустить Государ­ственную Думу.

Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и несут ответственность только перед ним. Остальные министры, как и названные, назначаются Президентом и отвечают перед ним, хотя их деятельностью непосредственно руководят премьер-министр и Пра­вительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных ми­нистров из состава Правительства, объявлял выговоры заместителям министров. Председатель Правительства объявлял также публичные замечания отдельным министрам.

Контроль парламента в отношении Правительства РФ в опреде­ленных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства иногда вы­ступают на заседаниях Совета Федерации, их выступления носят, как правило, лишь информационный характер (правда, новый Регламент Совета Федерации 2002 г. содержит некоторые контрольные элемен­ты). Во-вторых, ответственность Правительства перед Государствен­ной Думой из-за альтернативного полномочия Президента (право уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Госу­дарственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как уже говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юриди­ческое значение, когда он объявлялся два раза в течение трех месяцев. Если этот временной разрыв превышает три месяца, вотумы недейст­вительны.

Акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суд. Так, в 1998 г. Верховный Суд РФ, который организационно обеспечи­вает деятельность судов РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой по поводу того, что Правительство (Министерство финансов РФ) не выделяет запланированных средств из бюджета для работы судов. Обжаловались в Конституционный Суд РФ и некоторые акты Правительства, затрагивавшие конституционные права личности.

Высшее должностное лицо субъекта РФ: понятие, порядок наделения полномочиями, основные полномочия, прекращение полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации — должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

В настоящее время высшие государственные должности в разных субъектах Российской Федерации именуются по-разному —президент Республики, председатель правительства Республики, глава Республики, губернатор края (области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), глава администрации края (области, автономного округа),глава города федерального значения.

Порядок наделения полномочиями

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

На должность могут баллотироваться граждане России старше 30 лет. Кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов муниципальных образований (точная цифра варьируется в зависимости от закона субъекта Федерации), поставив нотариально заверенную подпись. Каждый парламентарий может поддержать только одного кандидата.

Высшее должностное лицо РФ осуществляет следующие полномочия:

Основные полномочия

1)Представляет субъект РФ в отношениях:

С федеральными органами государственной власти (ОГВ)

Органами государственной власти субъектов РФ

Органами местного самоуправления

Гражданами и организациями

2)подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ

3)подписывает или отклоняет законы, принятые Законодательным (Представительным) органом государственной власти субъекта РФ

4)формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и принимает решение об отставке ВИОГВ субъекта РФ

5)вправе участвовать в работе Законодательным (Представительным) органом государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса, а также инициировать созыв внеочередной сессии

6)вправе досрочно распустить Законодательный (Представительный) орган государственной власти субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции или устава, закона субъекта РФ иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения

7)обеспечивает координацию деятельности ОИВ субъекта РФ:

с иными ОГВ субъекта РФ

с ФОИВ и их территориальными органами

органами МСУ и общественными объединениями

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...