Д/И «Что сначала - что потом»
Картотека «Дидактические игры по народной культуре» (старший дошкольный возраст)
Д/И «Найди вещь»
Цель. Совершенствовать умение описывать разные предметы. Игровое задание. Совместно описать предмет. Правила игры. Описать предмет как можно точнее. Игра проходит в «избе». Предложите ребёнку описать предмет, не называя его, например: «Ручка длинная, деревянная, сам из металла, длинный, острый, как нож». Тот, кто правильно отгадал, получает фишку. Следующий предмет описывает другой ребёнок.
Д/И «Выставка старинных вещей»
Цель. Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Учить детей сопереживать успехам и неудачам сверстников. Игровое задание. Интересно и понятно для других описать предмет. Правила игры. Рассказать о назначении предмета. Участвовать в конкурсе. Материал. Экспонаты «избы» или карточки с их изображением. Игра. Дети делятся на «гостей» и «хозяев» избы. «Хозяин» должен так описать предмет, чтобы «гость» сразу догадался, о чём идёт речь. Вариант. Предложить детям устроить конкурс, описывая вещи с помощью стихов и загадок. Картинку получит тот, чьё описание будет всеми признано лучшим. Д/И «Одень куклу в национальный костюм» Цель. Закрепить знания детей о предметах русского национального костюма (летнего и зимнего, мужского и женского). Игровое задание. Правильно одеть куклу. Правила игры. Подбирать одежду для мужчин и женщин по сезону. Материал. На каждого ребенка комплект: картонные плоские куклы и одежда из плотной бумаги. Игра. Детям предлагается одеть кукол в национальные костюмы (в летний и зимний). Воспитатель задает вопросы на закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».
Д/И «Подбери предметы по картинке» Цель. Развить интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту. Вызвать желание составить натюрморт, располагая предметы в определенной последовательности. Игровое задание. Подобрать предметы по большим карточкам. Материал. Большие карточки, изображающие различные натюрморты с предметами, представленными в мини-музее народного быта. Игра. Дети берут карточки, рассматривают их, обмениваются впечатлениями. Затем подбирают предметы, хранящиеся в музее, и составляют натюрморты в соответствии с карточкой. Д/И «Составь узор» Цель - упражнять в составлении узоров из геометрических фигур, ритмично соблюдая линию орнамента, расширять представления о композиционном построении узоров на квадратной и круглой формах. Игровое задание: составить узор на «полотенце», «тарелке», «платке». Правила игры: выкладывать геометрические фигуры, чередуя по цвету, величине, используя композиционные схемы. Материал: наборы геометрических фигур, основы для выкладывания узоров, композиционные схемы. Игра. Воспитатель предлагает рассмотреть крупные геометрические фигуры, какого цвета, на что похоже: круг-тарелка, квадрат-платок и т.д. Предлагает детям составить на них узор.
Д/И «Русский сувенир» Цель - закрепить знания об особенностях изделий Филимоново, Дымково, Хохломы, Гжели (назначение, игрушки, посуда, форма, цвета росписи), учить самостоятельно создавать выразительный образ. Игровое задание: изготовить русский сувенир для гостей. Правила игры: создать сувенир по мотивам одной из росписей.
Материал: шаблоны дымковских, филимоновских игрушек, посуды, набор цветных полосок, набор полосок с элементами росписей. Дополнительный материал: гуашь, кисточки, ножницы, бумага. Игра: Детям предложить узнать по шаблонам вид игрушек, посуды. Рассказать какими элементами, какими цветами и на каком фоне можно украсить их (с опорой на образцы фонов и росписей). Предложить сделать русский сувенир: обвести шаблон на бумаге, расписать, вырезать, рассказать, какую роспись использовали. Д/И «Укрась избу» Цель - закрепить знания об элементах украшения избы: причелина, полотенце, наличник, ставни; о назначении узоров - «оберег»; развивать мелкую моторику пальцев. Игровое задание: украсить избу, «защитить от злых сил» Правила игры: выкладывать узор на элементах украшения избы. Материал: шаблоны «избы», (на месте «полотенца», «причелины», «ставен», «наличников» приклеены кусочки фланели); наборы геометрических фигур. Игра: предложить детям украсить избу узорами - оберегами, после выполнения рассказать о значении элементов.
Д/И «Что сначала - что потом» Цель - учить сравнивать предметы разных видов, вычленяя сходство и различие (по времени возникновения, по материалу, по функции); закрепить обобщающие понятия: мебель, посуда, обувь, одежда. Игровое задание: подобрать пару. Правила игры: подбирать пару по определенному признаку. Материал: набор карточек предметов русского быта, одежды, обуви и современных (лапти-кроссовки; горшок-кастрюля; понёва-юбка и т.д). Игра: предложить детям рассмотреть картинки и разложить по парам. 1.Что сначала было, что потом придумали люди (горшок-кастрюля и т.д.) - у предметов одна и та же функция; 2.Из одного материала (горшок-кувшин и т.д.); 3.Объединить в группы (мебель, одежда, обувь, посуда) Дети должны объяснить свой выбор.
Д/И «Узнай, что это?» Цель. Развитие внимания, воображения. Правила. Узнать предмет из «избы» по контурному изображению на карточке. Материал. Карточки с контурным изображением предметов из «избы». Игра. Каждый ребенок получает карточку со схематичным изображением предмета быта. Воспитатель предлагает детям узнать предмет, назвать его, и отыскать среди экспонатов.
Д/И «Четвёртый лишний» Цель. Научить детей объединять предметы в группы по определенному свойству, различать результаты труда мастеров - гончара, кузнеца, плотника и швеи. Развивать логическое мышление. Правила игры. Определить предмет, не подходящий к другим как результат труда человека определенной профессии. Материал. Наборы картинок (кувшин, миска, чашка и стул и т.д.) Игра. Положите перед ребенком четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к результатам труда кузнеца. Определив «лишнюю», т.е. не подходящую к остальным, картинку, ребенок получает фишку.
Д/И «Обед для матрешек» Цель. Развивать слуховое внимание. Игровое задание. Накормить матрешек. Правила игры. Хлопнуть в ладоши, когда услышишь название продуктов питания. Материал. Матрешки. Игра. Предложить детям накормить матрешек, воспитатель называет вперемешку продукты питания и несъедобные предметы, а дети должны хлопать в ладоши, когда услышат названия продуктов питания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|