Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о психике. Формы проявления психики. Мозг и психика.




Предмет задачи психологии и ее значение

Психология это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественноотличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течении столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считали предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологии. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках - педагогики, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (определение у Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями по­нимаются субъективные переживания или элементы внут­реннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятель­ности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Своеобразие психических явлений, их данность человеку в форме переживания, их особая познаваемость в виде самонаблюдения, их интимно-личностная ценность традиционно толковали ее религиозными и идеалистическими учениями как показатель их порождаемостью особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на редукцию психологии к естествознанию и изучению материального субстрата психики. Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии

Задачи психологии по Лурия: 1. В целом в задачи психологии входит изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Понятие о психике. Формы проявления психики. Мозг и психика.

1. Психика — особое свойство высокоорганизованной материи. Это краткая, сжатая формула и, чтобы лучше учесть ее действительное значение, нужно несколько раз­вернуть ее содержание.

Прежде всего, этим утверждается: психика есть свой­ство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (предмет, процесс, явление, сила), какой ее считали вес домарксистс­кие и внемарксистские учения о психике.

2. Психика — свойство высокоорганизованной мате­рии; не всякой, а только высокоорганизованной — следо­вательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира. На языке современного естествозна­ния это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной среде16. К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое по­ведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения — психической деятельности.

В качестве свойства, которое появляется лишь у высо­коорганизованных существ, психика есть свойство не все­общее и не первичное, а вторичное и производное. Она пред­полагает наличие механизмов, которые ее производят, и несомненную полезность ее для организма, которая оправ­дывает это производство.

3. Психика — особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особость» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. В аспекте диалектического материа­лизма эта «особость» имеет совершенно иное значение. Она обозначает, во-первых, несводимость психики к физиоло­гическим процессам, которые ее производят и составляют ее физиологическое основание, и, во-вторых, выделение и разделение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: без психики и оснащенных психической деятельностью.

Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией - регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях.

Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”)

 

3 Развитие психики в филогенезе.

Существовали различные подходы к проблеме возникновения психики:

Антропопсихизм - психика существует только у человека. Направление пошло от Декарта.

Панпсихизм - весь мир одухотворен, психика - свойство природы вообще (французские материалисты).

Биопсихизм - психика - свойство живой материи (Гобс, Гегель, Вундт).

Нейропсихизм - психика есть у тех, у кого есть нервная система (Дарвин, Спенсер).

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

Возникновение психики в филогенезе. Углубление в филогенетическую историю психики не­избежно подводит к вопросу о ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.). В качестве объективного критерия психики А. Н. Ле­онтьев [56] предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин «абиотические») воздействия — это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредст­венно в обмене веществ. Если живой организм приобретает спо­собность как отражать биологически нейтральные свой­ства, так и устанавливать их связь с биологически су­щественными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: Звуком не питается ни одно жи­вотное, равно как от звука обычной интенсивности жи­вотные не погибают. Но звуки в природе — важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их — значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного напа­дения.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия «раздражимость» и «чувствительность».

Раздражимость — это способность живых организ­мов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питатель­ным веществам, которые содержатся в почве: при сопри­косновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность — это способность организмов от­ражать воздействия, биологически нейтральные, но объ­ективно связанные с биотическими свойствами. Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» — значит реагировать, прежде всего двига-тельно, на данный агент. Субъективный аспект выра­жается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Следующее важное положение Леонтьева звучит так, что ощущение как элемен­тарная форма психического — это не эпифеномен, т. е. не явление, которое надстраивается над условно-рефлек­торными процессами и не имеет никакой функции. На­оборот, оно составляет необходимое звено условного при­способительного акта. Функция этого «звена» — ориен­тировать организм относительно значимых условий среды, опосредетоеать его витальные приспособитель­ные акты.

Все сказанное выше подготовило ответ на вопрос, почему в ходе биологической эволюции возникла психи­ка? Материалистическое естествознание отвечает на него так: потому что психика обеспечивает более эффектив­ное приспособление к среде. По существу, такой ответ означает, что возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось дей­ствию общего закона эволюции, согласно которому за­креплялось то, что было биологически полезно.

Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных и структурах преобразованиях. Развитие психики характеризуется способностью к накапливанию изменений и их закономерным характером. Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза.

Прежде, чем перейти к характеристике отдельных стадий эволюционного развития психики, остановимся на двух важных общих положениях.

Первое положение: как показал Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности, и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие. То есть, Леонтьев для объяснения возникновения психики в филогенезе выдвигает принцип деятельности (под деятельностью он понимает процессы, осуществляющие активное отношение субъекта к действительности).

Так, по мнению Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных сначала складывается в вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Одн<со, предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений). На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями между предметами, т.е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов.

Итак, первое положение заключается в утверждении примата деятельности в развитии психического отражения.

Второе общее положение: имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.

Характеристика стадий. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

О Стадию элементарной, сенсорной психики (осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение);

О Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие);

О Стадию интеллекта (возникает отражение отношений между предметами):

А) сенсомоторный интеллект;

Б) сознание.

1. Стадия элементарной сенсорной психики

Возникновение чувствительных живых организмов свя­зано с усложнением их жизнедеятельности. Это усложне­ние заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и раз­витие их жизни. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, которые вы­полняют сигнальную функцию. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей дейст­вительности в их объективных связях и отношениях — пси­хическое отражение.

Развитие этих форм психического отражения соверша­ется вместе с усложнением строения организмов и в зави­симости от развития той деятельности, вместе с которой они возникают. Поэтому их научный анализ невозможен иначе, как на основе рассмотрения самой деятельности жи­вотных.

Что же представляет собой та деятельность животных, с которой связана простейшая форма их психики? Ее глав­ная особенность заключается в том, что она побуждается тем или иным воздействующим на животное свойством, на которое она вместе с тем направлена, но которое не совпа­дает с теми свойствами, от которых непосредственно зави­сит жизнь данного животного. Она определяется, следова­тельно, не самими по себе данными воздействующими свойствами среды, но этими свойствами в их отношении с другими свойствами.

Деятельность животных на самой ранней, первой, ста­дии развития психики характеризуется тем, что она отве­чает тому или иному отдельному воздействующему свойст­ву (или совокупности отдельных свойств) в силу сущест­венной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действи­тельности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействую­щим свойствам (или совокупности свойств), форму элемен­тарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики. Стадия элементарной сенсорной психики охватывает длин­ный ряд животных. Возможно, что элементарной чувстви­тельностью обладают некоторые высшие инфузории.

2. Стадия перцептивной психики

Следующая за стадией элементарной сенсорной психи­ки, вторая стадия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способно­стью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызы­ваемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изме­нением строения деятельности животных, которое подго­товляется еще на предшествующей стадии.

Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объек­тивно относящееся не к самому предмету, на который на­правлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выде­ляется. Это содержание уже не связывается с тем, что по­буждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают.

тот, мы будем называть операцией.

Выделение в деятельности операций (особый состав или сторона деятельности, отвечающая условиям, в которых дан по­буждающий ее предмет) указыва­ет на то, что воздействующие на животного свойства, преж­де как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам: с одной стороны, выступают взаимосвязанные свойства, характеризующие тот предмет, на который на­правлена деятельность, а с другой стороны, выступают свойства предметов, определяющих самый способ деятель­ности, т.е. операцию. Если на стадии элементарной сенсор­ной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминиру­ющего раздражителя, то теперь впервые возникают про­цессы интеграции воздействующих свойств в единый цело­стный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено рядом существенных анатомо-физи-ологических изменений. Главнейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомиче­ских взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Ес­ли на предшествующей стадии развития дифференциация органов чувств приводила к выделению среди них домини­рующих органов, то у позвоночных животных ведущие ор­ганы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается возможным благо­даря одновременно происходящей перестройке централь­ной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). Первона­чально (у рыб, амфибий, рептилий) передний мозг являет­ся чисто обонятельной формацией, составляя как бы про­должение их центрального обонятельного аппарата. В дальнейшем процессе развития (у млекопитающих) удель­ный вес обонятельных центров в мозговой коре резко уменьшается за счет представительства других органов чувств.

Одновременно развиваются и органы внешних движе­ний — эти «естественные орудия» животных, позволяющие осуществлять сложные операции, требуемые жизнью в ус­ловиях наземной среды (бег, лазание, преследование добы­чи, преодоление препятствий и т.п.). Двигательные функ­ции животных также все более кортикализуются (перехо­дят в кору головного мозга), так что полное развитие опе­раций у животных происходит уже в связи с развитием коры.

При переходе к стадии перцептивной психики качест­венно изменяется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные пред­ставления. Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор служит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно свидетельствует о том, что животные имеют представления.

3. Стадия интеллекта

Психика большинства млекопитающих животных оста­ется на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.

Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или «ручного мышления»).

Конечно, интеллект животных — это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует, как мы увидим, огромное качественное различие.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности. Поэтому, прежде чем говорить об усло­виях перехода на стадию интеллекта, необходимо описать деятельность животных, стоящих на этой стадии развития в ее внешнем выражении.

Интеллектуальное поведение наиболее высокоразви­тых животных — человекоподобных обезьян — было впер­вые систематически изучено в экспериментах, поставлен­ных Кёлером.

Эти эксперименты были построены по следующей схеме.

Обезьяна (шимпанзе) помещалась в клетку. Вне клет­ки, на таком расстоянии от нее, что рука обезьяны не могла непосредственно дотянуться, помещалась приманка (ба­нан, апельсин и др.). Внутри клетки лежала палка. Обезь­яна, привлекаемая приманкой, могла приблизить ее к себе только при одном условии: если она воспользуется палкой. Как же ведет себя обезьяна в такой ситуации? Оказывает­ся, что обезьяна прежде всего начинает с попыток схватить приманку непосредственно рукой. Эти попытки не приво­дят к успеху. Деятельность обезьяны на некоторое время как бы угасает. Животное отвлекается от приманки, пре­кращает свои попытки. Затем деятельность начинается вновь, но теперь она идет уже по другому пути. Не пытаясь непосредственно схватить плод рукой, обезьяна берет пал­ку, протягивает ее по направлению к плоду, касается его, тянет палку назад, снова протягивает ее и снова тянет на­зад, в результате чего плод приближается и обезьяна его схватывает. Задача решена.

По тому же принципу были построены и другие много­численные задачи, которые ставились перед человекопо­добными обезьянами; для их решения также необходимо было применить такой способ деятельности, который не мог сформироваться в ходе решения данной задачи. Например, в вольере, где содержались животные, на верхней решетке подвешивались бананы, непосредственно овладеть которы­ми обезьяна не могла. Вблизи ставился пустой ящик. Един­ственно возможный способ достать в данной ситуации ба­наны заключается в том, чтобы подтащить ящик к месту, над которым висит приманка, и воспользоваться им как подставкой. Наблюдения показывают, что обезьяны и эту задачу решают без заметного предварительного научения.

Итак, если на более низкой ступени развития операция формировалась медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закрепля­лись, другие же, лишние, движения столь же постепенно затормаживались, отмирали, то в этом случае у обезьяны мы наблюдаем раньше период полного неуспеха — множе­ство попыток, не приводящих к осуществлению деятельно­сти, а затем как бы внезапное нахождение операции, кото­рая почти сразу приводит к успеху. Это первая характерная особенность интеллектуальной деятельности животных.

Вторая характерная ее особенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, не­смотря на то, что она была осуществлена только один раз, воспроизводится, т.е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных проб.

Третья особенность данной деятельности состоит в том, что найденное решение задачи очень легко переносится обезьяной в другие условия, лишь сходные с теми, в кото­рых впервые возникло данное решение. Например, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью палки, то оказывается, что если теперь ее лишить палки, то она легко использует вместо нее какой-нибудь другой под­ходящий предмет. Если изменить положение плода по от­ношению к клетке, если вообще несколько изменить ситу­ацию, то животное все же сразу находит нужное решение. Решение, т.е. операция, переносится в другую ситуацию и приспосабливается к этой новой, несколько отличной от первой ситуации.

Четвертая особен­ность интеллектуальной деятельности заключается в спо­собности решения двухфазных задач. Так, например, вне клетки, где находится животное, в некотором отдалении от нее кладут приманку. Несколько ближе к клетке, но все же вне пределов досягаемости живо­тного находится длинная палка. Другая палка, более корот­кая, которой можно дотянуться до длинной палки, но нель­зя достать до приманки, положена в клетку. Значит, для того чтобы решить задачу, обезьяна должна раньше взять более короткую палку, достать ею длинную палку, а затем уже с помощью длинной палки пододвинуть к себе приман­ку.

Каково же содержание обеих этих фаз деятельности обезьяны? Первая, подготовительная фаза побуждается, очевидно, не самим предметом, на который она направле­на, например, не самой палкой. Если обезьяна увидит пал­ку в ситуации, которая требует не употребления палки, а, например, обходного пути, то она, конечно, не будет пы­таться взять ее. Значит, эта фаза деятельности связана у обезьяны не с палкой, но с объективным отношением палки к плоду. Реакция на это отношение и есть не что иное, как подготовление дальнейшей, второй фазы деятельности — фазы осуществления.

Что же представляет собой эта вторая фаза? Она на­правлена уже на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объ­ективно-предметных условий. Она включает, следователь­но, в себя ту или иную операцию, которая становится до­статочно прочным навыком.

Таким образом, при переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в стро­ении деятельности. Прежде слитая в единый процесс дея­тельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу под­готовления и фазу осуществления. Наличие фазы подго­товления и составляет характерную черту интеллектуаль­ного поведения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возмож­ности осуществить ту или иную операцию или навык.

Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей анатомо-физиологической основой дальнейшее раз­витие коры головного мозга и ее функций. Какие же основ­ные изменения в коре мы наблюдаем на высших ступенях развития животного мира? То новое, что отличает мозг вы­сших млекопитающих от мозга нижестоящих животных, — это относительно гораздо большее место, занимаемое лоб­ной корой, развитие которой происходит за счет дифферен­циации ее префронтальных полей.

4.Основные методы психологического исследования

Методы психологии -совокупность способов и приемов изучения психических явлений. Под методом в широком смысле понимается нормированный способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Под методами Т понимается совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении научного исследования или в практической работе. В более специальном смысле различают метод и методику, имея ввиду под первым общий принцип деятельности, а под вторым конкретное воплощение этого принципа в форме конкретных процедурных норм, относящихся к конкретному способу психологической работы на основе конкретного методического материала.

Соответственно специфики психологии как области знания и практики, можно говорить о методах научно-исследовательской, прикладной и практической У.

Научное исследование предполагает:

1.формулировку проблемы (т.е. познавательного вопроса, относящегося к наличию, причинам, следствиям или характеру связи явлений);

2.формулировку гипотезы (т.е. предполагаемого ответа);

3.проверку гипотезы (т.е осуществление некоей интеллектуальной или - чаще -эмпирической деятельности, в которой интересующие исследователя явления будут фигурировать во взаимоотношениях, соответствующих проблеме и гипотезе);

4. интерпретацию результатов проверки (соотнесение подтвержденности или не подтвержденности гипотезы, а так же выявленных при проверке не прогнозированных явлений с исходными теоретическими позициями и знанием об объектах).

По Рубинштейну: 2 основ метода в Ψ: наблюдение и эксперимент.

I. Наблюдение: 1. самонаблюдение;

2.объективн наблюден (д.б. цель наблюдения, с соответств с кот д.б. план наблюдения, наблюдение долж носить избират х-р. Наблюден стан-ся методом науч познания лишь постольку, поскольку оно не огранич-ся простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем, чтобы проверить их на нов наблюдениях) направлено в Ψ не на р-ции, не на внеш дей-я сами по себе, а на их психологич содерж-е: a)прямое; b)косвенное наблюдение.

II. Эксперимент: 1.лабораторные; 2.естественный.

III. Генетич метод - использование изучения развития психики как средства раскрытия общих психологических закономерностей.

Наблюден: Свобод. Наблюден. не имеет заран установл рамок, программы, процедуры его проведен. Оно мож менять пред-т или объект наблюден в завис-ти от пожелан наблюд-ля. Стандартизир наблюден, напротив, заранее определено и четко огранич в плане того, что наблюдает­ся. Оно ведется по определен, предварит продум программе и строг следует ей, независ от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включен. наблюден (оно чаще всего использ-ся в общ, возраст, пед и соц Ψ) исслед-ль выступ в кач-ве непосредств участника того пр-са, за ходом кот он ведет наблюдение.

Опрос представл соб метод, при использ кот чел-к отвеч на ряд??: Устн опрос: ответы испытуемых, получаемые при устн опросе, существен завис и от Л. того чел-ка, кот ведет опрос, и от индивидуал особ-тей того, кто отвеча на??, и от повед-я обоих лиц в ситуац опроса.

Письменный опрос: наиболее распространенная его форма - анкета.

Свободн опрос – разновид-ть уст или письм опроса, при кот перечень задаваемых?? и возможн ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Тесты явл специализированными методами психодиагностич обследования, применяя кот мож получить точную количеств или качеств хар-ку изучаемого явл-я. От др методов исслед-я тесты отличаются тем, что предполаг четкую процедуру сбора и обработки первич данных, а также своеобразие их последующ интерпретации.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Проектив тесты: в осн таких тестов леж мех-м проекции, соглас кот неосознаваемые собств кач-ва, особ недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Специфика экспер-та как метода психологич исслед-я заключ в том, что в нем целенаправл и продум создается искусств ситуация, в кот изучаемое св-во выдел-ся, проявляется и оценивается лучше всего.

Естеств экспер-т орг-ся и проводится в обыч жизн усл-ях, где экспериментатор практич не вмеш-ся в ход происходящ событий, фиксируя их в том виде, как они разворач-ся сами по себе.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить

Моделирование - создан искусств модели изучаем феномена, повторяющ его осн параметры и предполагаемые св-ва. На эт модели детально исслед дан явл-е и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Математич модель представл собой выражение или ф-лу, включающ переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Существуют различные классификации методов психологии. Одной из наиболее популярных является классификация Б.Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов пси<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...