Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наука как социальный институт

Вступление

Наука — это форма деятельности людей, нацеленная на выработку знаний о природе, об обществе, а также о самом познании. Наука ставит перед собой цель постигать истину и открывать объективные законы. Обобщая реальные факты и выявляя их взаимосвязи, наука способна предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука требует осмысления того факта, что человечество существует, по каким законам оно существует и какие закономерности есть в мире.

В науке принято выделять три следующие составляющие:

1. Наука, как познавательная деятельность;

2. Наука как социальный институт;

3. Наука как сфера культуры.

Рассмотрим эти три объекта бытия науки подробнее.

 

Наука как познавательная деятельность

Наука — это творческая деятельность по получению нового знания, и результат деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Получение нового, причем специфического знания, которое можно назвать научным, — сложный и противоречивый процесс. Просто собрать знания, разрозненно и хаотично не достаточно для того, чтобы признать это знание научным. Как и не достаточно просто суммировать накопленное знание. Результатом получения научного знание должно быть объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему.

В научной деятельности принято выделять субъекты, которыми могут являться отдельные ученые, группы ученых, научное сообщество или даже общество в целом; объект — непосредственно предмет научного исследования, а также активность субъекта, выраженная в способах овладения субъектом объекта познания.

Стоит отметить, что познание в принципе, не ограничено сферой науки. Процесс познания в той или иной форме существует и за ее пределами как процесс постижения человеком или обществом новых ранее неизвестных фактов. явлений и закономерностей действительности. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного отражение реальных закономерностей. Познание в науке призвано описать, объяснить и предсказать процессы и явления действительности.

К вненаучным формам знания относятся: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное. Все это также формы познания, которые привносят свой вклад в познание человека в принципе. И, учитывая разнообразие всевозможных форм познания и тему данного реферата, важно обозначить линию по которой проходит разделение между вненаучным и научным знанием, а также выделить некие критерии, характеризующие научное познание.

Критиерии научного знания

1. Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности. Поэтому главным образом наука ориентирована на исследования общих, существенных свойств предмета, его характеристик и последующее выражение этих свойств и характеристик в абстрактной системе.

2. Предвидение будущего. Этот критерий вытекает из предыдущего, поскольку на основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов. наука может обеспечить предвидение. Так, наука изучает не только объекты, преобразуемые в сегодняшней практике, но и те, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.

3. Цель и наивысшая ценность научного познания — объективная истина. Характерной чертой научного познания можно назвать объективность, которая влечет устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для того, чтобы рассмотрение было действительно "чистым".

4. Системность также является важным признаком научного познания. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не есть наука. Наука есть не только целостная, но и развивающаяся система, включающая в себя научные дисциплины, элементы и структуры, такие как проблемы, гипотезы, теории и научные парадигмы.

5. Методологическая рефлексия как характеристика научного метода познания. Изучение объектов сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуется данный объект.

6. Доказательность, обоснованность полученных результатов и достоверность выводов. Если знание претендует на статус научного, оно должно подтверждаться фактами и аргументами.

7. Научной познание — это процесс производства и воспроизводства новых знаний, который образует целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в какой либо из форм языка.

8. Возможность эмпирической проверки знания. Утверждения и концепции, которые не могут быть подвергнуты процедурам верификации и фальсификации, не считаются научными.

 

9. Использование специфических материальных средств в процессе познания, таких как приборы, инструменты и прочее научное оборудование.

10. Научный субъект также должен обладать специфическими характеристиками. Занятия наукой требует особой подготовки, поэтому научное сообщество или отдельный исследователь осваивают сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентаций и целевых установок, а также этические принципы. Эта подготовка стимулирует научный поиск, нацеленный на изучение новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от получаемых знаний.

 

Наука как социальный институт

Наука — это социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля. Ученые объединяются в различные локальные и глобальные социальные системе на основе единства целей и средств своей профессиональной деятельности. Их организационное единство, самостоятельность и целостность обеспечиваются соответствующей системой научных коммуникаций, а также юридическим статусом. В зависимости от размеров этих сообществ, а также специфики форм и социальной организации различают "большую" науку и "малую" науку. "Большую" науку также называют массовой, а к "малой" причисляют относительно небольшие группы ученых. Организационными формами институализации научных сообществ являются: лаборатория, институт, академия, национальная наука, государственные научные учреждения, частные наукоемкие фирмы, общественные научные организации.

Существование науки в качестве особого социального института доказывает не только когнитивную, но и социальную природу науки, социокультурную обусловленность процесса научного познания, социальный характер субъекта научного познания, а также существенную взаимосвязь науки с другими социальными системами и институтами общества (государство, право, экономика, идеология, средства массовой информации).

Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить привилегированное положение государственных приоритетов. Степень давления главенствующей идеологии распределена неравномерно. Наиболее зависимыми от идеологического воздействия являются общественные (гуманитарные) науки, наименее — естественные. Технические науки во многом ограничены прикладными целями, востребованностью со стороны производства, степенью внедрения. Несмотря на стремление науки быть антиидеологичной, она всегда так или иначе подвержена влиянию общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...