Криминалистические фоноскопия и вокалография. Криминалистические видеофоноскопическая и вокалографическая экспертизы (понятие, объекты, подготовка, назначение и возможности исследования).
Криминалистическая фоноскопия и вокалография — это криминалистическое учение о методах использования зафиксированных звуков для раскрытия и расследования преступлений. Они используются чаще всего как синонимы, но фоноскопия несколько шире, чем вокалография, которая изучает только звуки голоса человека. Фоноскопия – это идентификация человека по голосу, она изучает звуковую информацию на звуковых, магнитных и других носителях, а также аппаратуру (магнитофоны, диктофоны и т. д.) Судебная видеофоноскопическая экспертиза осуществляется на основе применения интегрированного комплекса специальных познаний, предметом которой составляют фактические данные и обстоятельства дела в области: видеозаписи и видеопроекции; звучащей речи; звуковой среды; условий, средств, материалов; следов видео- и звукозаписей. процессе трансмиссии и фиксации; способах видеозвукозаписи; способах и методах их исследования. Виды видео- и звукозаписывающих устройств: камера наружного и внутреннего наблюдения; видеорегистратор; камера мобильного телефона; любительская видеокамера; и др. Объекты видеофоноскопической экспертизы: видеоматериал любого происхождения (как в цифровом, так и в аналоговом виде); на любом носителе информации. Вопросы на видеофоноскопическую экспертизу: - Внесены ли в видеофонограмму процессе ее записи или после ее окончания какие-либо изменения? - Одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме? - Присутствуют ли на данной видеофонограмме признаки механического или электронного монтажа? - Оригиналом или копией является представленная на исследование видеофонограмма?
- Не производились ли при видеозаписи остановки видеомагнитофона? - Не производилось ли каких-либо изменений в процессе перезаписи оригинала? - На представленном ли видеомагнитофоне производилась запись видеофонограммы? В уголовном судопроизводстве используются свободные образцы представлены в виде фонограммы, изготовленной при интервьюировании, личной беседе, записи автоматизированной системой принятия заказов в сфере бытового обслуживания, а также любительских домашних записях самого различного характера. При их отсутствии эксперт ограничивается экспериментальными образцами. Экспериментальные образцы представляют собой фонограммы, на которых должна быть зафиксирована акустическая информация в условиях, сходных с исследуемой записью; на тех же либо на таких же звукозаписывающих устройствах и магнитных носителях, что и исследуемые материалы; в помещении с теми же акустическими свойствами. Помещение, в котором осуществляется такая запись, должно быть изолировано от посторонних шумов и эффектов отражения звука.
Криминалистическая габитоскопия: понятие, задачи, научные основы. Классификация признаков внешности человека. Правила описания признаков внешности человека по методу «словесного портрета». Подготовка материалов для судебно-портретной экспертизы. Криминалистическая габитоскопия - отрасль криминалистической техники, которая изучает закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях и разрабатывает средства, приемы и методы собирания, исследования и использования данных о внешнем облике в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Сведения о внешнем облике человека используют в процессе расследования преступления для решения задач: - розыск неизвестных лиц, скрывшихся с мест нераскрытых преступлений, если имеется информация о их внешности;
- розыск известных лиц, укрывающихся от следствия и суда или бежавших из мест отбытия наказания; - розыск без вести пропавших; - идентификация живых лиц и умерших (погибших) граждан. Научные основы использования признаков внешности человека заложил французский криминалист Альфонс Бертильон. Криминалистически значимыми являются моменты внешнего строения головы, лица, туловища, конечностей; наглядные функциональные проявления человека (походка, мимика и др.); предметы одежды, носимые вещи и их детали. Классификация элементов и признаков внешности человека: 1) собственные (основные) элементы и признаки являются неотъемлемой принадлежностью внешнего облика человека и, в свою очередь, подразделяются на: а) общефизические - пол, возраст, антропологический тип (тип лица и др.); б) анатомические (анатомоморфологические) - фигура в целом, части тела (голова, лицо, шея, плечи, грудь, спина, конечности, волосяные покровы, морщины, пятна, складки, следы различных операций). Они характеризуются формой, контуром, конфигурацией, величиной, положением и цветом; в) функциональные, характеризующие внешнее проявление жизнедеятельности человека (походка, поза, мимика, жестикуляция, артикуляция, бытовые и специальные привычки). Они определяются положением и взаиморасположением и движениями частей тела. 2) сопутствующие (дополнительные) представляют собой элементы и признаки одежды и мелких носимых вещей (очки, часы, украшения и т.п.). Их можно подразделить на: а) производственные (образующиеся в процессе их изготовления фасон, модель, размер, материал, фурнитура и т. п.); б) приобретенные (появляющиеся в процессе эксплуатации вещи заплаты, разрывы, трещины, потертости и т. п.). Кроме того, в особую группу признаков внешности человека можно выделить особые приметы (броские признаки), которые могут быть анатомическими (например, бородавка, шрам, горб, татуировка, размерные несоответствия частей тела человека) и функциональными (например, заикание, хромота, нервный тик). Словесный портрет – это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.
Идентификация человека по признакам внешности с использованием методики словесного портрета может осуществляться путем: 1)предъявления для опознания; 2)непосредственного сопоставления его внешности с фотопортретом; 3)непосредственного сопоставления его внешности с имеющимся словесным портретом; 4)сопоставления словесного портрета с фотоизображением. Основные правила описания внешности по методу словесного портрета: 1.максимальная полнота описания внешности человека; 2.последовательность описания (от общего к частному). Сначала указываются общефизические признаки – пол, возраст, затем описываются анатомические признаки – фигура в целом, шея, плечи, грудь, спина, голова (лицо); 3.описание с помощью специальной терминологии. Это необходимо для обеспечения единообразного понимания получаемой информации. Источники информации подразделяют на субъективные (это мысленные образы, сохранившиеся в памяти человека, по которым он может описать внешние признаки, произвести опознание преступника) и объективные (это фотоснимки, слепки-маски с умершего, рентгеновские снимки и видеоматериалы). Требования, предъявляемые к материалам (фотопортретам), представленным на экспертизу: - сопоставимость по ракурсу, времени изготовления, условиям их получения (освещенность, фон и т. п.); - высокое качество (фотоснимки должны быть резкими, средне-контрастными, без ретуши и вуали, повреждений и загрязнений).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|