Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики: «Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д. Для оценки развития воображения в младшем школьном и подростковом возрасте используются диагностические методики: «Круги Торренса», «Две линии», «Придумай рассказ», «Незаконченный рисунок» и т.д. Так как в дошкольном возрасте воображение носит активный характер, происходит рост производительности воображения, появляются элементы творчества, необходимо подобрать ряд диагностических методик для оценки развития воображения у детей дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые из них: Методика №1 «Неполные фигуры» Е.П. Торренс [ 19,с. 93 ]. Цель: выявить уровень развития творческого воображения. Возраст: предлагается для детей 5-7 лет. Стимульный материал: изображения геометрических фигур на отдельных листах бумаги, цветные карандаши (см. прил.1). Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: «Сегодня мы будем рисовать интересные картинки из знакомых геометрических фигур. Посмотри на свой лист, используя данную фигуру,нарисуй картину». Ребёнку предлагается одна из геометрических фигур, изображенная на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Затем работу забирают и поочередно предлагают следующие фигуры. После дорисовывания фигур дают задание, в котором требуется дорисовать элемент предмета. Ход проведения: Испытуемому дается инструкция: «Посмотри на этот лист. Здесь нарисована часть какого-то предмета. Дорисуй её так, чтобы получилась картина».
Ребёнку дают лист бумаги с изображением элемента предмета, цветные карандаши. Для работы отводится 10-12 минут. Обработка и анализ результатов: Работы оцениваются в баллах: 0 баллов- задание не выполнено; 1 балл- дорисовывает фигуру (элемент), но уже с разными деталями; 2 балла- изображает отдельный предмет, но уже с разными деталями; 3балла- изображает предмет, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется «поле вещей»; 4балла- изображает несколько объектов по воображаемому сюжету; 5баллов- изображает предложенную фигуру (элемент) как второстепенную деталь образа в каком-то воображаемом сюжете. Методика №2 тест «Составление изображений объектов» Л.Ю.Субботина [ 27,с.22 ]. Цель: исследование особенностей воссоздающего воображения. Возраст: предлагается для детей от 5-12 лет. Стимульный материал: изображение круга, треугольника, трапеции прямоугольника, на отдельном листе, цветные карандаши (см. прил. 2). Ход проведения: Испытуемому дается инструкция: «Посмотри, перед тобой изображено несколько геометрических фигур, нарисуй лицо используя только данные фигуры. Каждую фигуру можно рисовать несколько раз, менять её размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.» Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость. На каждое изображение даётся около 5 минут. Оценка результатов проводится по ряду параметров: 1. Изображены ли все заданные объекты; 2. Реалистичность изображения; 3. Уникальность изображения; 4. Использование в изображении всех предложенных фигур. Каждый пункт оценивается по пятибалльной системе, считается общее число баллов. Чем больше величина, тем лучше развито воссоздающее воображение. 1балл- за каждое изображение, которое ребенок обозначил требуемым инструкцией объектом, даже если оно и не похоже.
2балла- за изображение, которое оценивается «можно и так». 3балла- за изображение в котором используются все предложенные фигуры в гармоническом сочетании. 4балла- за изображение, использующее все фигуры и достаточно реалистичное. 5баллов- за изображение с использованием всех предлагаемых фигур в оригинальной и остроумной комбинации. Методика №3 «Скульптура» [ 15,с.254 ]. Цель: исследование особенностей творческого воображения. Возраст: предлагается для детей от 5 до 10 лет. Стимульный материал: пластилин, доска для лепки, стека, емкость в водой. Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: «Сегодня мы будем лепить скульптуру. Тебе необходимо слепить любую поделку по желанию. Придумать название и описать её. Приступай к работе.» На выполнение работы даётся около 30 минут. Обработка и анализ результатов: Работы оцениваются в баллах: 0 баллов – задание не выполнено; 1 балл – придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое (шарик, кубик и т.п.). 2 балла – сравнительно простая поделка, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех. 3 балла – ребёнок придумал что-то необычное, но детально не проработал объект; 4 балла – придуманная вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная; 5 баллов – придуманная вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом. Методика № 4 игровой тест «Три слова» Л.Ю.Субботина [ 27, с. 33] Цель: исследование особенностей воссоздающего и творческого воображения. Возраст: предлагается для детей от 6 до 10 лет. Стимульный материал: карточки со словами для работы (см. прил.3) Ход проведения: Испытуемому даётся следующая инструкция: «Сейчас я назову три слова, придумай несколько предложений с этими словами. В каждом предложении должны быть все три слова, а вместе они должны составлять рассказ. Читающим детям слова даются на карточке. Слова для работы: дворец, бабушка, клоун; разбойник, зеркало, щенок; торт, озеро, кровать. Обработка и анализ результатов: Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе. 1 балл – бессмысленное сочетание слов; 2 балла – два слова имеют логическую связь, а третье нет; 3 балла – банальная фраза; 4 балла – правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова; 5 баллов – остроумная, оригинальная фраза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|