Особенности производства некоторых видов обыска
Обыск грузовых автомобилей. В начале обыска из автомашины вынимаются все съемные и легко отделяемые части (чехлы, коврики, инструменты, принадлежности и т.п.). Затем вынутые из автомашины части осматриваются. Особенно внимательно надо исследовать имеющийся в автомашине инструмент. Наличие среди него предметов, не входящий в обычный шоферский комплект (дрелей, сверл, заклепочников и т.д.), а также банок с краской, клеем может либо прямо указывать на место оборудования тайника, либо на то, как он устроен. В процессе обыска сначала обследуется транспортное средство в целом, а затем его отдельные элементы. При этом рекомендуется придерживаться следующей последовательности: – обследование передней части (облицовка радиатора; фары; крылья; бампер; воздушный фильтр; воздуховоды; колеса); – обследование кабины (двери; облицовка кабины; сиденья; задняя полка для отдыха водителя; рундук; приборная панель; потолок кабины; солнцезащитные козырьки; рулевая колонка; воздуховоды); – обследование нижней части (рама; место сцепки тягача и фургона; инструментальные ящики; бензобаки; запасное колесо и места за ним; аккумуляторы); – обследование фургона (наличие и исправность пломб; шнуровка тента; осмотр и исправность тента фургона; холодильная установка; днище и крыша фургона; внутренняя обшивка – при вскрытии грузового отсека фургона). Обследование грузового отсека и товара внутри может проводится без выгрузки, с полной или частичной выгрузкой товара. При частичной выгрузке товара делают проход, оставляя часть груза по бокам и в конце грузового отсека транспортного средства. При обследовании товара и пересчете грузовых мест производят обязательное выборочное вскрытие грузовых мест.
При обыске прицепа обследуются самодельные и технологические ниши, обращается внимание на изменения в конструкции прицепа, дополнительные, не промышленного изготовления топливные баки и емкости, агрегаты холодильных установок. Одним из наиболее вероятных мест сокрытия в прицепе является противоударная балка в задней части прицепа. Как правило, эта балка изготавливается из металлического швеллера, при самодельном изготовлении используется труба, в полостях которой возможны сокрытые вложения. Часто как тайник используется дополнительная емкость для топлива. Другим местом, используемым для тайника, является, так называемый, «тормозной башмак», применяемый на стоянке, в полостях которого могут быть помещены небольшие предметы, которые затем заделываются смазкой. При составлении протокола необходимо правильно использовать технические понятия, использовать абсолютно однозначные формулировки. Следует помнить, что запрещается делать какие-либо пометки на изымаемых документах и иных предметах. В протокол обыска, среди прочих атрибутов, необходимо указать: – в описательной части: а) марку автомобиля, государственный номер автомобиля, номера двигателя и шасси, место расположения тайников, обнаруженные в них объекты и т.д.; б) какие технико-криминалистические и поисковые средства применялись в процессе производства обыска, местонахождение тайника, в результате каких действий он был обнаружен, обнаруженный в тайнике объект и его подробное описание (состояние, индивидуальные признаки и т.д.), обоснование взлома или вскрытия хранилищ и т.д.; – в заключительной части: а) перечень изымаемых объектов с указанием их индивидуальных признаков; б) способы упаковки; в) содержание заявлений специалистов, участвующих в обыске; г) уведомление участников следственного действия о применении технических средств, условиях и порядке их использования и полученных результатах и т.д.
Обыск контейнеров. Типы и размеры контейнеров достаточно разнообразны, что определяется их предназначением. Наиболее распространенными являются двадцатифутовые и сорокафутовые стандартные закрытые контейнеры, контейнеры с открытым верхом, рефрижераторы и т.д. В особых случаях разрабатываются контейнеры специальных конструкций. Стандартный контейнер состоит из каркаса, полностью или частично изготовленного из стали или алюминия, который покрывается сталью, алюминием или армированной стекловолокном фанерой. В свою очередь, каркас состоит из передней и задней рам, перекладин и ходовой части. Каждая передняя и задняя рама состоят из головной части, двух угловых стоек, нижнего бруса и четырех угловых отливок, которые соединены сверху и внизу боковыми перекладинами. Ходовая часть представляет собой поперечные балки днища контейнера, соединенные с нижними боковыми перекладинами, которые создают необходимую опору для пола и укрепляют каркас контейнера и могут быть различных конфигураций: двутавровые, тавровые и коробчатые. Тип двери контейнера зависит от его вида, а также фирмы изготовителя. В большинстве случаев на стальных контейнерах устанавливаются двери из рифленой стали без обшивки (во избежание пустот). Нередко двери контейнеров изготавливаются из фанеры, покрытой с обеих сторон тонким слоем алюминия, или стали. Толщина таких дверей создает впечатление, что они целиком изготовлены из металла. Слой металла невозможно отделить, не разрушив двери, поэтому нахождение тайника в фанере маловероятно. Некоторые модели контейнеров снабжаются балками жесткости, которые фиксируют дверь во избежание ее смещения во время транспортировки. Балки жесткости расположены во всю высоту двери и при их креплении возникают пустоты, которые зачастую используются для устройства тайников. Крыша контейнера, аналогично стенам, изготавливается из рифленой стали или алюминия (цельного или соединенных друг с другом заклепками секций). Крыши контейнеров изготавливаются из отдельных листов или панелей и, если не применяется изоляция, то в них не должно быть пустот.
Исходя из конструкции контейнера, тайники в них могут находиться в угловых стойках коробчатого типа, нижнем брусе коробчатого типа, боковых перекладинах элементов каркаса, угловых отливках, пазах подъемника, коробчатой балке, боковых стенах, дверях с полой сердцевиной, под внутренней обшивкой крыши, балках жесткости и т.д. Обыск контейнеров целесообразно проводить в следующей последовательности: – обследовать внешний вид контейнера. Следует учитывать, что цвет краски контейнера блекнет от интенсивного воздействия тепла, поэтому при обнаружении на наружной поверхности контейнера зоны поблекшей краски, когда отсутствуют признаки ремонтных работ, следует тщательно проверить, не является ли она результатом сварки внутри или внизу контейнера; – определить загруженность объема контейнера товаром и пространственное расположение содержимого; – разгрузить и обследовать содержимое контейнера; – обследовать сам контейнер (конструктивные полости, пространство между стенками, пустоты угловых стоек, головную и пороговую части контейнера, перекладины, отдушины, обшивку, изоляцию, ребра жесткости, состояние краски и т.д.). На заключительном этапе обыска контейнеров происходит фиксация его результатов. В протоколе обыска, кроме, других атрибутов (марки контейнера, его номера и т.д.), необходимо указать: а) на каком основании было произведено вскрытие запоров, дна, нарушена целостность угловых стоек и т.д.; б) местонахождение тайника, его содержание, признаки упаковки; в) групповые и индивидуальные признаки обнаруженных предметов; г) кому переданы на хранение обнаруженные предметы; д) какие технико-криминалистические средства применялись и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|